Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 53

1768 г. мая 17. — Донесение астраханского губернатора Н. А. Бекетова Екатерине II о задержке в Екатеринбурге военной команды, призванной сопровождать геологическую экспедицию, просьбе губернатора разрешить экспедиции отправиться в Осетию без команды

/л. 630/ О секретном деле.

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня, императрица и самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая!

Вашего императорскаго величества высочайшим рескриптом из государственной Коллегии иностранных дел от 5-го [147] полученным здесь 21-го чисел декабря прошлого 1767 года всемилостивейше повелено ради осмотра находящихся в Осетии рудников наряженных туда горных афицеров отправить чрез кизлярского каменданта господина генерал-майора Потапова и к тому совсем мне другой претекст примыслить или такой вымысел каменданту препоручить по ближайшему его к горским местам пребыванию. После того, при сообщени из государственной Берг-коллегии, присланы ко мне ради того осмотра пробирного искуства гитенфорвальтер Степан Вонявин и шихтмейстер Иван Князев, и при том во оном сообщении изъяснено, что в Екатеренбурскую канцелярию /л. 631/ главного заводов правления послан указ и велено для вешеписанного ж дела по усмотрению ее за неимением при коллеги свободных отправить же ко мне знающих горное дело исправных обер-афицеров шихмейстерского ранга двух человек, одного кунстштейгера, двух штейгеров и двух же подштейгеров, двух плотников, одного кузнеца и шесть человек бергауеров, в том числе одного иноземца, знающего разработку каменного угля, снабдя их принадлежащими инструментами и удовольствуя на первой случай как горных афицеров, так и вышеписанных ремесленников против окладов их двойным третным жалованьем и прогонами на почтовыя подводы, которым всем и приказать явится у меня с показанием, кому и с каких окладов жалованье произведено будет отправленным же от коллеги оного /л. 632/, жалованья выдано против настоящих их окладов вдвое на одну генварскую треть гитенфорвальтеру Вонявину из двух сот шестидесяти дву рублев пяти копеек — восемдесять семь рублев тритцать копеек, шихтмейстеру Князеву изо ста девяноста одного рубля осмидесяти пяти копеек — шездесят три рубли девяносто пять копеек и надлежащее число до Астрахани прогонныя деньги и требовано тем сообщением, дабы по прибыти означенных как от той коллеги, так и из Екатеренбурга афицеров и служителей благоволено было отправлением распределить на две партии, дабы разведание учинено было не в одном месте и не оставлены б были без осмотру и лежащия по Сарпе реке горы, состоящия в Российских границах и в других здешней губерни местах, и с точностию б такою б поступить, /л. 633/ как во оном высочайшем рескрипте во отправлени их для разведания тамошних Мест и кои мне известны предписано равно и наставление оным афицерам дано б было в сходность того ж рескрипта, дабы вся та предосторожность, которая в рескрипте описана, сохранена была бес повреждения. Какой же в том деле успех происходить будет, о том коллеги б уведомить. А как означенные из Екатеренбурга обер-афицеры и служители сюда еще не прибыли, того ради данным от меня помянутому гитенфорвальтеру Вонявину ордером велено подать ко мне репорт со изъяснением, может ли он с товарыщем, будучи в Осети, без оных недосланных сюда людей к возложенному на них делу приступить и оное исполнить.

Естли же ему самому того исполнить будет неможно, то сколько [148] ис тех чинов при нем быть /л. 634/ потребно и на Сарпу реку с протчими местами отправить их надлежит или на обе парти разрелитца не может. И так порученные ему дела одно по другом исправлятца имеют, на которой ордер в поданном от оного Вонявина репорте написано:

1-е. Ежели разделить определенных во оную комисию людей на две парти и каждую из оных снабдить взятыми из Москвы нужными химическими припасами, то как от первой, так и от второй парти, ис которых последняя хотя и внутри Астраханской губерни находится, будет произойти могут затруднения продолжение времени и несовершенной предприятию оной комиси конец. Ибо химическия припасы на две части все разделены быть не могут, потому что оных взято столько, как только должно быть во одной дорожной лаблатори. /л. 635/

2-е. Также и из определенных во оную комисию екатеренбурских афицеров естли кто знающей пробирное искуство, которой бы мог будучи внутри Астраханской губерни минеральныя или металлическия признаки порядочно изследовать, о том он подлинно неизвестен, в чем и сумневается. Потому что нередко случается, что один афицер знает либо одну часть математики, а другой больше умеет професию в пробирном искустве.

3-е. Недождавшии же здесь екатеренбурской команды и с ними отправленных принадлежащих для горной работы инструментов ехать ему в Осетию с шихтмейстером Князевым одним находит бесполезно, потому что им от Берг-коллеги[и] даны для сей комиси одни только химическия припасы, а протчия горныя инструменты для разработывания велено прислать со оною командою из Екатеренбурга. И так за лутчее /л. 636/ и надежное признает он, чтоб определенную для оной комиси команду отправить из Астрахани прежде всю вместе в Осетию, а оттуда, по окончани комиси и по возвращени оной команды назад, удобнее будет и внутри Астраханской губерни положения минеральных и металлических мест осмотреть.

А сего майя 4-го дня означенной гитенфорвальтер Вонявин репортом же изъяснился, что когда показанная команда от посланного в Екатеренбурскую канцелярию февраля первых числ берг-коллежского указа по сие время сюда еще не бывала. Чему притчиною может быть либо потеряние на почтах берг-коллежского указа или другия какия нечаянныя случаи в присылке оной команды воспрепятствовали. Ибо невероятно и противно понятию, чтоб с небольшим дву тысячное разстояние верст как от Екатеренбурга /л. 637/ до Астрахани требовало на переезд оной команды дву месечное время, которое медление совсем несогласно и с берг-коллежским расположением. Потому что коллегия посланным туда указом повелела, чтоб показанную из Екатеренбурга команду прислать сюда по получени того указа в самой скорости и по крайней мере не позже, как в начале апреля месяца, чтоб оная уже здесь была и что о таком медлени и о [149] скорейшей присылке оной команды из Екатеренбурга хотя я ныне в Берг-коллегию и сообщил, однако если из вышепомянутых притчин которая нибудь присылке оной воспрепятствовала, следовательно, оная и по сие время находится еще в Екатеренбурге. То по такому нарочитому разстоянию мест как переписки, так и присылка из Екатеренбурга команды требует довольное время или по крайней мере /л. 638/ около двух месяцов и своему исполнению и для того что б приличное нынешнее время для сыскания металлов совсем не упустить без всякого дела, тем репортом просил дабы ево, Вонявина, и находящегося с ним шихтмейстера Князева покуда до прибытия Екатеренбурской команды отправить в назначенное секретною комисиею местечко Осетию, где по крайней мере между тем хотя какое-нибудь примечание или опыт зделать случай допустит, нежели здесь быть совсем праздным.

Для которого отправления снабдить ево наставлением и необходимыми надобкостьми, то есть на жалованье и на другие случающимся по оной комиси мелочныя росходы денежною суммою и для делания примечанием и опытов на первой нынешней случай здесь зделать или в Кизляре шесть кирок, три небольшие молота, два лома, три лопатки /л. 639/ железные, одно небольшое точило и ординарной кузнишной доброй мех. И на дело вновь потребных инструментов и на починку оных железа пять пуд и один пуд стали, да для бурования пороху фунтов до десети отпустить также находящимся поблизости Осети ведомства моего командам в случае надобностей и нужд по требованиям ево делать вспоможение и давать как для работы, так и для канвоя людей. А естли по отправлени их екатеренбурская команда сюда прибудет, то овую в разсуждени показанных им по данным репортом притчин приказать отправить в помянутую же Осетию, ибо без оной рудныя места, кроме небольших признаков и примечаниев, незнающими людьми разработывать весьма трудно и бесполезно, а иногда и совсем без оных обойтись будет неможно. /л. 640/А понеже хотя упомянутой гитенфорвальтер в означенном первом своем репорте и представлял, что за описанными в нем резонами, не дождавшись екатеренбурской команды и для горной работы инструментов ехать ему в Осетию с шихтмейстером Князевым одним находит бесполезно, но ныне напротив того описывая в последнем репорте сумнение о нескором сюда той команды прибыти просил, чтоб ево с товарищем, не дожидаясь оной, отправить в Осетию, где по крайней мере между тем хотя б какое-нибудь примечание или опыт зделать случай допустил, нежели здесь быть совсем праздным. Что и мне кажется для сей комиси несколько полезно быть, может, ибо они, будучи тамо по своей должности, а притом как при всей той команде начальники могут первой опыт и всему примечание зделать. /л. 641/ К тому ж и приезд их в разсуждени немноголюдства безприметным с той стороны останется.

А потому и во исполнени возложеннаго на них дела и [150] препятствия быть неуповательно. В сей же вдруг команды, приезд конечно, в тамошних местах зделает некоторым образом встревожение и принуждены будут жители их подозревать. А чрез то без сумнения и надежды в желаемом успехе не будет и так-лугче означенной команде по малому числу туда на место приезжать. Да и то тем чинам, в которых необходимая нужда потребуется, а протчие между тем могут поблизости Осети в Моздоке или в других местах по усмотрению кизлярского каменданта находиться и по ево совету ко исполнению комиси приступать при всем же том, естли реченному гитенфорвальтеру екатеренбурской команды в Астрахане дожидаться, /л. 642/ а оная, как и он об ней сумневается скоро сюда не прибудет, то, конечно, во-первых, для сей экспедиции удобное время упуститца; а, во-вторых, он здесь с товарыщем праздно будет находиться и жалованье, которое они должны там на месте получать, здесь же напрасно производиться им имеет. От чего интересам вашего императорокаго величества никакой пользы не принесется.

И для того, во исполнение вышеоглавленного высочайшаго рескрипта и правительствующаго Сената указа также по требованию Берг-коллегии, вышеупомянутой Вонявин с товарыщем ево ныне отправлен отсюда ради исправления оной комиси в Осетию, не дожидаяся прибытия в Астрахань екатеренбурской команды и на съезд их до Кизляра и подвоз будущих при них инструментов, даны им уездные татарские восемь подвод и на них выдано прогонных денег дватцать восемь рублев /л. 643/ восемь копеек, да означенным Вонявину и Князеву на сию текущую майскую треть, по росписанию Берг-коллеги окладного жалованья, первому восемдесят семь рублев тритцать пять копеек, последнему шездесят три рубли девяносто пять копеек. Сверх же того на случающияся по оной комиси мелочные росходы и на покупку вышеописанных разных инструментов сто рублев, а всего двести: семдесят девять рублев тритцать восемь копеек. Из Астраханской губернской канцеляри из неположенных в стат доходов на: щет Берг-коллеги ему ж Вонявину ордером от меня предложено, чтоб он на помянутые деньги сто рублев все сии припасы здесь или в Кизляре и скупил с запискою в росход. Чего ради и дана приходная и росходная за шнуром и печатью тетрать. По издержани ж тех денег в росход на случающияся надобности требовать ему вновь от кизлярского каменданта и им росход вест также во оную книгу с запискою.

Что ж принадлежит до повеления правительствующаго Сената и государственной Коллегии /л. 644/ иностранных дел, дабы я не: только о всех тамошних обстоятельствах касательно до тех рудников тайным образом и стороною осведомился и вспомоществуя во всем посланным принял такие меры и предосторожность, чтоб тамошним соседственным народам не подать поводу к какому-либо неудовольствию и огорчению, но и на все требование Берг-коллеги по знанию моему тамошних мест каким образом [151] удобнее возможно будет те заводы завести, зделав свои примечани, дал бы знать Берг- и иностранной коллегиям, а сия последняя коллегия и еще при том предписала, что я, отправляя затем в Осетию оных людей чрез кизлярского коменданта, должен к тому совсем другой претекст примыслить или такой вымысел каменданту препоручить по ближайшему его к горным жилищам пребыванию, а для указания тех мест, где в Осети руды находятся, неминуемо надобно будет употребить архимандрита Григория. /л. 645/ Но как нынешния настоящия тамошния обстоятельства некоторым образом ни мне, ни Коллеги иностранных дел во всей подробности не известны, в разсуждени чего мне и неможно того исполнить, а все то положено от меня на попечение кизлярского каменданта, как ему оное более известно, и для того посланным к нему ордером велено оных Вонявина с товарыщем туда отправить под приличным претекстом и каким образом будучи им тамо поступать снабдить их наставлением и во всем по требованиям оных чинить им вспоможение. И что по сему им, камендантом, как при первом случае учинено, так и впредь чиниться будет, о том ко мне обстоятельно репортовать, о чем от меня я Берг-коллеги ныне ж сообщено.

Вашего императорскаго величества

всемилостивейшей государыни

всеподданнейши раб Никита Бекетов.

Майя 17 дня 1768 года.

АВНР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 630-645. Подлинник.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, г. I, Орджоникидзе, 1933, с. 191-196.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.