Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 46

1768 г. января 17. — Указ Коллегии иностранных дел кизлярскому коменданту Н. А. Потапову с кратким описанием русско-осетинских отношений, трений в Осетинской духовной комиссии, злоупотреблений ее членов, политической их неблагонадежности и необходимости следить за деятельностью этой комиссии

/л. 1089/ УКАЗ К КИЗЛЯРСКОМУ КОМЕНДАНТУ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ПОТАПОВУ

Когда в 1743-м году учинено было святейшему Синоду представление от находившагося в то время здесь в Москве грузинскаго архиепископа Иосифа, да московскаго Знаменскаго монастыря от архимандрита грузинца ж Николая о живущем за Малою Кабардою осетинском народе, бывшем напредь сего в християнском законе и сохраняющем и после потеряния закона почтение к христианским священникам и некоторыя посты и обряды еще от християнства у них оставшияся, и что небесполезно было б для просвещения сего народа отправить в их места нарочных проповедников, к чему они и признали за способных бывших тогда здесь без мест грузинцов же архимандрита Пахомия и игуменов Христофора /л. 1090/ и Николая по знанию ими отчасти осетинскаго языка, то сие их представление всякое внимание приобрело по подавшейся надежде не только тамошния народы обратить в християнство, но тем самым зделать их к здешной стороне доброжелательными и преклонными для будущих впредь случаев.

В следствие сего по предварительным сношениям и изъяснениям между святейшим Синодом, правительствующим Сенатом [127] и коллегиею иностранных дел помянутой архимандрит Пахомий с товарищами своими и действительно в Осетию в 1745-м году был отправлен на казенном иждивении.

По получении здесь потом известия, что они определенным им при первом случае жалованьем в тамошнем отдаленном месте содержать /л. 1091/ себя не могут, учинена им к тому в 1752-м году и прибавка, и так онаго положено архимандриту по 200 рублев да хлеба по 30 четвертей, игумену из двух сперва отправленных одному оставшемуся по 125 рублев, хлеба по 20 четвертей, иеромонахам двум по 75 рублев и хлеба по 10 четвертей. А бельцам, которых дозволено было архимандриту набрать из грузинцов священников пятерых, дьякона одного, дьячков пятерых и пономарей тож число, одного денежного жалованья в год каждому священнику по 75-ти рублев, дьякону по 50, дьячкам и пономарям каждому по 40 рублев. Сверх того для лутчаго споспешествования в призывании из тамошняго народа к крещению на раздачу убогим холста и протчаго в 1746-м и 1752-м году отпущено и по пяти сот. Итого тысяча рублев. /л. 1092/ Да на покупку к пяти церквам утвари и колоколов 377 рублев.

Хотя архимандрит Пахомий во всю бытность его при Осетинской комисии время от времяни Синоду подавал приятныя уведомления о успехах проповеди, и что многия из осетинцов крещены и крестятся, однако по посторонним свидетельствам совсем противное тому оказывалося. И как архимандрит, так и протчия к Осетинской комисии принадлежащия изобличались в нерадении и в искательстве собственных своих прибытков.

Почти с самаго начала его в Осетию отправления бывшей при нем товарищ игумен Николай доносил на него в напрасном расточении порученных ему денег и других вещей и в предосудительной кореспонденции с млитинским («Милитинским» исправлено из «миликим» ) и кахетинским /л. 1093/ владетелями, касающейся до утверждения в их подданстве осетинскаго народа.

По учиненным изследованиям, правда, всего того игумен доноситель доказать не мог, и сам по тому обвиненным остался. Но не известно однако ж, не больше ли сие случилось от неудобности в сии дела прямо войти, нежели от непорочности поступок архимандричьих 41.

В 1761-м году в сентябре месяце по случаю произшедшаго в Астраханскую губернскую канцелярию от атаманов гребенскаго и семейнаго войск прошения о освобождении казаков от дачи Осетинской комисии духовным в проезд их из Кизляра в Осетию и обратно подвод и от содержания караула в Осетии, изъясняя, что они от того и от другаго немалое отягощение /л. 1094/ претерпевают, архимандрит Пахомий хотя в оную ж канцелярию и представлял об опасности, чтоб по отмене в Осетии караула не произошло от тамошняго народа поругания над образ и церковною [128] утварью и что и заведенная тамо для обучения христианского закона школа, так же и комиской двор от них разорены быть могут, но тем он сам себе прекословил, потому что когда действительно такая опасность настояла, необходимо из того следовало бы, что при всей его похвальбе о успехах в проповеди или немногия из осетинцов в христианской закон по то время приведены были, или хотя многия на то поступили, но для того только, чтоб при крещении какое либо награждение получить. /л. 1095/ И потому без всякаго внутренняго удостоверения.

Между тем бывшей тогда при Осетинской комисии титулярной советник грузинец же Бениамин Ахшарумов поданным в Астраханскую губернскую канцелярию в то ж время доношением и прямо предъявил, что в Осетии ни школы никакой не заведено, ни комискаго двора нет, подал причину ближае о том разведать. Для чего и посылан был в том же 1761-м году кизлярской. нерегулярной команды ротмистр Александр Киреев в осетинской и другой одному смежной киштинской народы. Чрез котораго уведомленось, что хотя церковь одна от Осетинской комисии и построена, но не в Осетии, а на месте к Кабардам принадлежатьщем, при которой /л. 1096/ и живут определенныя к Осетинской комисии монахи в нарочно построенном для них доме. Но новокрещеных тут ни одного человека он не видал, ниже школы, а только несколько дворов грузинцов. А в протчем хотя осетинцов и киштинцов и несколько окрещено, но им никакого учения нет, и живут не исправляя закона.

Все сие подтверждено потом полученными в Синоде представлениями как от астраханского архиерея, так и от вас самих, о чем усмотрено в коллегии из присланного из Синода от 28 сентября 1765 года указа.

Напоследок примечает еще и сие, что напредь сего осетинцы. и киштинцы неоднократно здесь просили позволения переселиться /л. 1097/ им в здешния границы по тесноте настоящих их мест и произходящим им обидам от околичных пред ними сильнейших народов, но когда по высочайшему ея императорскаго величества соизволению назначено к тому урочище Моздок, лежащее в блиском от них разстоянии, они никакой склонности к переходу на оное не оказав, начали требовать чтоб поселены были на местах, кабардинскому народу принадлежащих, и другия разныя кондиции выпрашивать, которыя их требования и архимандрит Пахомий подкреплял, хотя по тамошней своей бытности и не мог не ведать, что поселением их на кабардинских местах ни в христианском законе они не больше, нежели на нынешних утверждены /л. 1098/ быть могут, ни в протчем никакой от них пользы приобретено не было б. А все сие также доказывает, что едва ли не от него самаго препятствие и в переходе их в здешния границы зделано по учиненным им (противным внушениям может быть для того, чтоб здесь меньше известно было и впредь, сколько много, или мало он и товарищи его в проповеди в тамошних народах [129] трудятся, и чтоб однако же определенное на содержание их иждивение всегда продолжалось.

Таким образом по получении здесь известия о смерти сего архимандрита случившейся 9-го октября 1764 года, коллегия совершенно уже (Слово вписано над строкой неразборчиво ) удостоверясь, чрез продолжение времяни, что он и товарищи его /л. 1099/ не столько о проповеди християнскаго закона думали, но наипаче о том, как бы препровождать дни свои без заботы и дабы такое злоупотребление было отвращено и намерение осетинской комисии, хотя учрежденной и по поводу грузинцов, которыя может быть и с начала о том представили, не столько по ревности к христианству, как для того, чтоб своим одноземцам доставить содержание, однако же в самом деле исполнялось по могущей быть пользе, занужно почла на место умершаго архимандрита Пахомия определить из российский духовных человека ученаго и добраго поведения, чтоб грузинцы к сей проповеди назначенныя под его ведомством находились /л. 1100/ и о успехах своих ему знать давали, а он как им, так и тамошним народам примером служить, и тем оных народов доверенность приобресть мог, имея пребывание с новокрещеными в урочище Моздоке, с чем совсем и Синод был согласным.

Случившейся только сюда приезд принадлежащего к Осетинской комисии игумена Григория воспрепятствовал определению на место архимандрита Пахомия из российских и он хотя сам и произведен уже в архимандриты по необходимым обстоятельствам, а имянно в разсуждении вашего об нем засвидетельствования и одобрения, а не меньше и заступления об нем осетинскаго народа и произшедшаго /л. 1101/ из того сумнения, что всякой другой для них столь приятным быть не может, как он, и что оставшия грузинцы потому могли б их и совершенно развратить, совсем тем худая на него надежда полагается, чтоб он хотел и в состоянии был порядочным образом проповедь христианскаго закона производить и продолжать.

Подтверждают сие многия основания и притчины: не имев он случая чему либо обучиться, кроме грузинской граматы, может быть и сам о настоящих основаниях християнскаго закона кроме затвержденных обрядов службы не знает, будучи и во нраве своем очень похож на тамоших варваров.

Приезжал он сюда под пре текстом богомолия /л. 1102/ и поклонения мощам, как сказал астраханскому архиерею, чтоб от него не быть задержану, а в самом деле для того, чтоб добиться архимандричества и домощись награждения. Оба такия обстоятельства, которыя предполагают честолюбие с духовным чином несовместное и корыстолюбие и ни в ка[ком] уже нестерпимое, а о том и другом в разсуждении его толь меньше сумневаться можно и по предъявленным от него атестатам, полученным им от осетинцов и сочиненным на грузинском языке о его трудах, [130] также и по подаванным вам неоднократно от них на том же языке прошениям, чтоб он у них главным в духовных оставлен был и что всякаго другаго они иметь не хотят, а осетинцам /л. 1103/ как простым и безграмотным без его искательства ниже на ум может быть не пришло бы письменныя заводить дела, а здесь же будучи он неоднократно и сильно просил и требовал после того как архимандритом был произведен о награждении его за понесенные при проповеди убытки, хотя ни должности к тому не имел ни же доказать мог.

Ваше по тому засвидетельствование о рачительности его в проповеди хотя свой основания и имеет, например, вы взяли к тому случай, что он в Осетии больше, нежели другия находился и больше народа окрестил, нежели другия, но чтоб и от него было преподаваемо новопросвещаемым /л. 1104/ надлежащее наставление и он обращаясь в тамошних трудах не имел собственных своих видов о первом по его невежеству сумнительно, а другое, подтверждается и доходящими сюда посторонними известиями будто он, находясь в Осетии, производит там по примеру предместника своего архимандрита Пахомия торг заготовляемою в Кизляре вялою рыбою, перевозя оную на казачьих подводах и сверх того старается о препровождении грузинцов из Кизляра в Грузию, а из Грузии в Кизляр, нанимая к тому в проводники кабардинцов, из получаемых за то от проезжих денег, из которых он и на свою долю всегда некоторую часть берет, для чего может быть и сначала /л. 1105/ архимандрит Пахомий пребывание свое основал не в Осетии, но в близости только от оной на месте, принадлежащем к Малой Кабарде, чтоб быть недалеко от большой дороги, хотя по прямому ежели б они точно звание свое исполнять хотели им и жилище свое посреди осетинскаго народа иметь надлежало.

Синод, произведя игумена Григория архимандритом по представлению Коллегии иностранных дел, но уважа только то одно, что он не ученой, признал уже за необходимо придать ему в помочь протопопа из российских человека ученаго, как вы между тем могли усмотреть из копии полученнаго в Коллегии иностранных дел из Синода от 13-го июня указа к вам отправленной при указе /л. 1106/ из коллегии от 5-го ноября 1767 года, напротив того коллегия по случаю заведеннаго при Моздоке селения, узнав ближае о состоянии определенных к Осетинской комисии духовных грузинцов, и что они не имеют ни должной к своему званию ревности, ни нужной способности не только на определение одного протопопа соглашается, но желала бы чтоб и все места заступлены были надежными и искусными людьми потому, что сколь долго на нынешнем основании останется учрежденная для проповеди в тамошнем народе комисия ни малейшей из того пользы не будет, ибо как теперь осетинцы вступают в христианской закон без внутренняго о истиннине его удостоверения, потому лехко оной и оставляют. /л. 1107/ [131]

Вы, находясь в Кизляре, еще больше сведомы быть можете о всех, тамошних обстоятельствах и какия наилутчее способы и распоряжения употреблены быть имеют к тому, чтоб сия проповедь с успехом и пользою (происходить могла, и для того препоручается вам чрез сие прилежно и в подробность сей вопрос разсмотреть и представить о том ваше мнение, полагая при том, сколько каких чинов из духовных иметь нужно, и какое которому жалованье определить, и какая сумма назначена в год быть имеет для снабдения при крещении и на другия необходимыя росходы, да и с какими предосторожностями, чтоб верно употребляема была, и не лутче ли чтоб /л. 1108/ в самой Осетии церковь и дом завести вместо находящейся ныне в Малой Кабарде, о чем однажды уже, как вам известно, и протестация с стороны Порты Отоманской была.

Пока же здесь по всему тому надлежащая резолюция воспоследует, рекомендуется вам всячески за поступками архимандрита Григория и протчих к Осетинской комисии принадлежащих грузинцов примечать и стараться, чтоб они возложенную на них должность сколько разумения их достанет действительно исполняли и чтоб все соблазны отвращены были.

Дан в Москве 17 генваря 1768 года.

Подлинной подписан по сему:

гр[аф] Н. Панин

к[нязь] Александр Голицын.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/ІІ, д. 1, лл. 1089-1108. Отпуск.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. /, Орджоникидзе, 1938, с. 106-111.


Комментарии

41. Руководители Коллегии иностранных дел, недовольные прежней деятельностью Осетинской духовной комиссии, состоявшей, из грузинских священников, возвращались к вопросу о «политической благонадежности» архимандрита Пахомия и подвергали сомнению «непорочность поступок архимандричьих», подразумевая под этим обвинения, которые предъявлял к Пахомию игумен Николай (см. М. М. Блиев. Русско-осетинские отношения, Орджоникидзе, 1970).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.