Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 29

1767 г. июня 4. — Донесение Коллегии иностранных дел Синоду о целесообразности назначения игумена Григория архимандритом Осетинской духовной комиссии, недостатках в деятельности этой комиссии и изменениях в ее составе

/л. 1019/ СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ ОТ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Доношение

Святейшему правительствующему Синоду представлено было от Коллегии иностранных дел доношением от 29-го августа 1765 года по восприятым на архимандрита Пахомия при Осетинской комисии находившагося и пред тем умершаго сумнительствам о нерачительности его в проповеди християнскаго закона в тамошних народах, что не безполезно было б определить на место его из российских духовных человека ученаго и добраго поведения под ведомством котораго бы определенныя к сей проповеди грузинцы состояли и о успехах своих давали [90] ему знать /л. 1020/, а он как им, так и тамошним народам примером служит и тем оных народов доверенность приобресть мог бы, имея пребывание с новокрещеными в урочище Моздоке.

Полученным из святейшаго Синода в Коллегию иностранных дел указом от 27-го сентября того ж 1765 года знать дано о соглашении с таким оной коллегий представлением, тем больше, что между тем и святейшему Синоду представлено было как от преосзященнаго астраханскаго, так и от кизлярского коменданта генерал-майора Потапова о нерадении и в обще определенных к Осетинской комисии духовных из грузинцов, в следствие чего посланным тогда ж из святейшаго Синода в правительствующий /л. 1021/ Сенат ведением и требовано о определении архимандриту жалованья в разсуждении отдаленнаю места и чтоб он рачительнее в своем звании поступать мог, по крайней мере пяти сот рублев да хлеба тритцати четвертей в год и о назначении в его распоряжение для вспомощетсвования в призывании тамошних народов к святому крещению, и ради удовольствия во время приездов их пищею и другим (Далее зачеркнуто «что за нужное и кизлярской комендант почитает» ) некоторой особливой суммы.

В присланной из святейшаго Синода в коллегию 10-го августа 1765 года справке показано, что бывшему при Осетинской комисии архимандриту Пахомию производилось /л. 1022/ по определению правительствующаго Сената из Неположенных в стат доходов жалованья денежнаго по 200 рублев да хлеба по 30 четвертей, игумену по 125 рублев хлеба по 20 четвертей, иеромонахам двум по 75 рублев и хлеба по 10-ти четвертей, а бельцам которых положено было архимандриту набрать из грузинцов священников пять, дьякона одного, дьячков пять и понамарей тож число производить одно денежное жалованье в год каждому священнику по 75-ти, дьякону по 50, дьячкам и понамарям каждому по сороку рублев, сверх того как из вышеозначеннаго от 27 сентября 1765 года в коллегию присланнаго указа усмотрено, то для лутчаго споспешествования в призывании из тамошняго народа к святому /л. 1023/ крещению на раздачу убогим на рубашки холста и протчаго в 1746-м и 1752-м году по определениям правительствующаго ж Сената от статс канторы отпущено и по пяти сот и того тысяча рублев да на покупку к пяти церквам утвари и колоколов 377 рублев 5 копеек.

Напротив того, когда святейший Синод в определении к Осетинской комисии архимандрита из российских и разсудил ко оному как для проповеди и священнослужения, также и для протчих духовных треб исправления иеромонахов, священников, диаконов и церковников, хотя и то ж число определить сколько их при Осетинской комисии было, но с тем однако же, [91] чтоб из оных /л. 1024/ половина была российских, а другая из грузинцов, знающих осетинской язык, из них же бы один при архимандрите и вместо переводчика, толмачем быть мог с произвождением им жалованья иеромонахам по 200, белым священникам по 150, дьякону по 120, дьячкам и понамарям по 75 рублев каждому на год, а при том под дворы и огороды, а белым священно и церковнослужителям и для хлебопашества земли потребное число в Моздоке отвесть. Кто ж из них должность толмача отправлять будет, тому и жалованья прибавить по 50 рублев на год. О чем о всем равным образом от святейщаго Синода сообщен правительствующему Сенату.

После того, время от времяни вступили в Коллегию /л. 1025/ иностранных дел разныя представления от кизлярского коменданта генерал-майора Потапова, которыми одобряет он находящегося при Осетинской комисии игумена Григория.

1766-го года, апреля от 4-го, получена в оной коллегии при репорте помянутаго коменданта копия с поданного ему от того игумена доношения, которым он представляет, что к Осетинской комисии вступил он по своей воле из свиты покойнаго преосвященнаго архиепископа Иоанна Маглинскаго, жившаго напоследи в Кизляре с начала учреждения оной комисии, а имянно в 1745-м году в дьчковскую должность, оставя и жалованье, бывшее ему при помянутом архиепископе, которую /л. 1026/ исправлял два года, в 1747 году по желанию его пострижен в монахи и посвящен во иеродиакона, и обучась осетинскаго языка был во всяких переводах и у вспоможения при духовных персонах с два ж года, в 1749-м году по усмотрению их необходимой в нем надобности для проповеди и по удостоинству их же вышеписанным архиепископом посвящен во иеромонахи, и с самаго вступления в ту комисию по 1752-г год служил без жалованья. А во игумены произведен уже по указу из святейшаго правительствующего Синода, а по удостоинству об нем архимандрита Пахомия и протчих оной комисии духовных в 1762-м году за многие по оной комисии труды находившись с самаго ж вступления /л. 1027/ его почти безвыездно в осетинском народе и снося в переходе по непроходимым горам трудности, а по крутости и высоте оных гор с них и упадал, от чего страждет и болезнми. Окрещено ж осетинскаго народа по 1765. год одним его старанием и собственным для приласкания их к. тому иждивеньем, не имев вспоможения в том от протчих духовных мужеска и женска пола до 700. душ, при чем кищтинские старшины и протчей народ по предводительству его учинили двоекратно в верном ея императорскому величеству подданстве и присягу.

А в 1758 году по письмам к нему тогдашняго кизлярскаго коменданта генерала майора Фрауендорфа /л. 1028/ и архимандрита Пахомия приезжало по его старанию в Кизляр несколько киштинских старшин, и употреблены они были против чеченцев. В [92] 1765 же году окрещено им осетинскаго и киштинскаго народа более 250 душ, да сверх того восемь семей к переходу в урочище Моздок склонил, которые действительно уже и переселились. А и протчих к тому склоняет.

И так ежели ему в Осетии и паки пребывание иметь и подзыв в Моздок осетинцов продолжать и впредь препоручено будет, также и заведенная в Моздоке школа в его ведении оставится, то б приняв в разсуждение его недостаток учинить ему какое либо снабдение, прибавляя /л. 1029/ к тому, что оному коменданту и о том известно, сколь он в тамошнем народе противу всех кредита имеет.

При оном своем доношении приложил игумен Григорий и атестат, данной ему от осетинских и киштинских старшин на грузинском языке, которым они все представленное от него подтверждают.

Кизлярской комендант генерал-майор Потапов с своей стороны при том доносил, что и он имеет по репортам бывшаго в Моздоке полковника Гака о прилежности его, игумена, засвидетельствования и что сей игумен по лутчему его кредиту пред бывшим /л. 1030/ архимандритом и по удобности говорить с тамошними народами без посредственно, и что тамошния старшины к нему усердны и во всяком послушании великое по разсуждению его, коменданта, может чинить в переселении их в Моздок вспомоществование, и потому не излишно было б снабдить его и некоторою небольшою суммою для приведения в состояние приезжающих к нему довольствовать, поручая ему и главное духовное правление в Моздоке. Для чего и небольшее подворье там построить ему можно. А для ободрения его и вящшаго побуждения к прилежности и чтоб он от осетинцов еще большее почтение приобресть мог, комендант за нужное почитает произвесть его в архимандриты, /л. 1031/ изъясняя при том, что ежели вместо его другой определится, то осетинской как грубой и дикой народ труднее будет приводить в християнской закон и к переселению, ибо и он, игумен, у другаго в команде такой прилежности, как доныне было, продолжать едва ли будет. Да может быть и вовсе при осетинской комисии быть не пожелает. При чем что касается до учеников осетинских, то и оныя ему же препоручены быть могут, дозволяя, чтоб не подать отцам их и матерям сумнения, отпускать с ним игуменом, в Осетию, как они того и действительно требуют, а на содержание их в тамошнюю бытность из положенной на учрежденную в Моздоке школы суммы, ему ж игумену по расчислению выдавать. /л. 1032/

От 2-го майя того ж 176[6] года кизлярской же комендант доносил, что о прилежности помянутаго игумена в проповеди в осетинском народе засвидетельствовали и бывшия в приезде в Кизляр осетинския новокрещеныя Куртаульскаго, Захинскаго и Нарскаго уездов старшины Георгии Чопанов с товарищи [93] всего четырнатцать человек доношением, поданным ему на грузинском языке, с котораго прислал он в коллегию перевод, а во оном между другим написано, коим образом из бывших для проповеди слова божия /л. 1033/ и крещения осетинскаго народа духовных некоторые уже померли, а другие уволены. И остался один игумен Григорий, которой проповедуя в их местах 21 год почти безвыездно, поступал порядочно, и они, будучи поступками его довольны по знанию его их порядков, разговора, и протчих дел к нему привыкли. И как по отъезде его из Осетии в Кизляр известились, якобы он по притчине болезней своих просит увольнения, то хотя по многим его трудам о болезни его и они засвидетельствовать могут, но токмо ежели он уволен будет и другой главным на его место определится в них яко непривычных /л. 1034/ людей только разгон и отвращение произойдет.

Напоследок астраханской губернатор генерал-майор Бекетов от 20 февраля сего 1767 года в коллегию представил, что помянутой игумен Григорий, приехав из Кизляра в Астрахань, просил его об отпуске сюда, и о подкреплении кизлярскаго коменданта об нем представлений, почему губернатор, разсмотря оныя и согласясь во всем со мнением онаго коменданта, не только онаго игумна сюда отправил, но и в правительствующий Сенат о состоянии его дела доносил с тем, что, естли не будет за благо разсуждено произвесть его в архимандрита, то б по крайней мере архимандричей оклад ему учинить по 200 рублев, выдавая /л. 1035/ ему за тем еще по сту рублев для приласкания тамошних народов с запискою в росход в тетрати, а когда б оных не стало, то чтоб кизлярской комендант и прибавку делать мог.

Оной игумен Григорий в марте месяце сего 1767-го года в Коллегии иностранных дел скаскою показал, что из определенных от святейшаго Синода в 1752-м году в Осетинскую комисию духовных персон осталось из монашествующих только он один, из белых священников при, а протчих чинов полное положенное число, а имянно: дьякон один, дъячков пять и пономарей то ж число. И хотя к заступлению порозжих мест многия из грузинцов охотники есть, но он желает на те места определить /л. 1036/ из осетинских детей, из которых им, игуменом, к тому обученые и приготовленые уже находятся, а один и действительно в священники поставлен, уповая, он чрез то лутчей способ возиметь их нации людей приводить в христианской закон.

По всем таким обстоятельствам Коллегия иностранных дел разсуждает, что естли игумен Григорий с начала вступления его в Осетинскую комисию с такою прилежностию в своем деле поступал, как он сам изъясняет, и от осетинских старшин ныне засвидетельствуется, то видно, что начальник его бывшей архимандрит Пахомий нарочно о том молчал, чтоб труд [94] его вменяем был ему, и потому здесь о сем почти /л. 1037/ совсем и известно не было. Но естли напротив того по смерти онаго архимандрита он, оставшись сам начальником, прилежность свою в тамошней проведи усугубил, ибо с того только время ни кизлярской комендант начал об нем и свидетельствовать, то кажется, что сверх настоящей его в том должности он при том побуждаем был и надеждою произведенным быть на его место архимандритом. По крайней мере данной ему от осетинцов атестат и учиненное об нем представление, что все конечно произошло по его домогательству и им самим сочинено, ибо у осетинцов никакого письма нет, и им едва ли когда пришло ли б на мысль вступать в письменныя представления сильное его о том желание доказывают, а инако надлежало /л. 1038/ ему довольствоваться и одним только тамошних командиров засвидетельствованиями.

Как то ни есть, только в том сумнения нет, что он в тамошних народах великую силу уже имеет и что они охотнее будут видеть у себя начальником в духовных его, нежели всякого другаго, и что определяемой к ним из россиян может быть и вовсе противным им покажется. Следовательно, они толь меньше в християнство обращаться и переселяться в здешния границы станут.

Ежели бы святейший правительствующий Синод, несмотря, однако же, на все сие по каким либо своим причинам при том намерении остался б, чтоб быть при Осетинской комисии архимандриту из россиян, необходимо надобно было б уже в таком случае не только /л. 1039/ игумена Григория назад отсюда не отпускать, но и всех находящихся ныне при оной комисии духовных грузинцов немедленно переменить другими, чтоб от него и от протчих в тамошних народах по зависти разврату не произошло, хотя и тем совершенно предостеречь едва ли будет возможно, оставаясь им способы по непрестанным грузинцов проездам из Кизляра чрез Осетию в их отечество делать тамошним народам когда захотят всякия худыя внушения.

Таким образом, чтоб не быть в сумнении или и вовсе не истребить в осетинцах восприятой ими к здешной стороне склонности, от которой со времянем могут быть разныя плоды, как в разсуждении распространения /л. 1040/ и утверждения в них навсегда християнскаго закона, так и подающейся надежде о переходе многих из них и в здешния границы к усиливанию Кизлярскаго края, ныне еще весьма малолюднаго, кажется полезнее будет оставить и впредь там до времяни онаго ж игумена Григория и произвесть его в архимандрита, чтоб он, получа в том свое желание, хотя для духовнаго человека непристойное яко честолюбивое, но по настоящей нужде уже неуважаемое, толь ревностнее в проповеди христианскаго закона поступать, а при том и в склонении осетинцов к переселению в здешния границы способствовать мог. [95]

А кроме того есть ныне такое секретное дело 27, которое по имянному ея императорскаго величества указу надлежит кизлярскому коменданту исправить чрез помянутаго игумна Григориа. И для того, конечно, надобно его отправить отсюда назад в Кизляр как возможно скорее.

Хотя святейшим Синодом и назначено было определяемому к Осетинской комисии /л. 1041/ архимандриту из российских жалованья по 500 рублев, но для него, как грузинца, довольно будет и того, какое бывшей там архимандрит Пахомий из грузинцов же получал, а имянно денежнаго по 200 рублев, да хлеба по 30 четвертей, а сверх того, чтоб он не должен был употреблять свое жалованье на угощение приезжающих к нему из осетинскаго и из других тамошних народов, для того определить ему в год еще по сту рублев.

Но скольким быть при нем протчим духовным и всем из грузинцов или некоторым из россиян /л. 1042/ как напоследок за потребно признано было и с каким жалованьем сие единственно в разсмотрение святейшаго правительствующаго Синода состоит равно как и вмещение в их число из осетинцов по предъявлению игумена Григория способными к тому находящихся.

По учинении в святейшем правительствующем Синода надлежащей на все всие резолюции Коллегия иностранных дел не оставит с своей стороны кизлярскому коменданту дать уже наставления й о том, каким образом осетинския ученики впредь содержаны быть имеют с особливым при всем том оному коменданту подтверждением /л. 1043/ и за ним, Григорием, иметь смотрение и стараться достоверныя получать известия о успехах тамошней проповеди.

4-го июня 1767 года.

Подлинное подписано по сему:

Н. Панин

А. Голицын

На л. 1043 помета: отослано того ж ч[исла]

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 1019-1043. Копия.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. I, Орджоникидзе, 1933, с. 97-104.


Комментарии

27. Под «секретным делом» Коллегия иностранных дел подразумевала готовившуюся к отправке в Осетию геологическую экспедицию, в которой также предполагалось участие игумена Григория, в свое время доставившего кизлярскому коменданту образцы металлических руд; Коллегия рассчитывала, что Григорий, пользовавшийся влиянием среди осетин, будет сопровождать экспедицию по Осетии.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.