|
№ 26 1767 г. апреля 3 — Рапорт кизлярского коменданта Н. А. Потапова Синоду о найденных в Чегемском ущелье местными пастухами храма с золотыми и серебряными вещами, а также просьбе прислать Григория в Осетию 23. /л. 1015/ По секрету. В СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД ОТ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА И КИЗЛЯРСКАГО КАМЕНДАНТА ПАТАПОВА РЕПОРТ Находящейся в Моздоке господин полковник Копытовской, присланною ко мне при репорте от 28-го минувшаго февраля с доезда посыланнаго от него в Большую Кабарду для потребных разведаниев ротмистра Шейдякова копиею, доносил, яко от живущаго в той Кабарде армянина Хачатура сказано ему, Шейдякову, да и от протчих кабардинцов разглашается, что живущих в горах, называемых чегемцов, из обращающихся в пастухах при баранах пред некоторым временем отошед один от места, где пасли баранов, версты с три нашел в ущелье яму и в ней двери, в которые вошел, где усмотрел сидящаго престарелаго мужа и одну девицу и перед ними лежащия перед [83] стариком книгу, которую он читал, а пред девицею золотой таз и в нем золотое же колечко, и сверх того золота и серебра при них довольно, откуда возвратись к своим товарищам шести человекам об оном им объявил, почему все семь человек к тем людям ходили, и что у них было золота и серебра взяли. А когда стали брать и золотое кольцо, то девица бутто вызывалась им, чтоб онаго кольца не брали, объявляя могущую быть им чрез то гибель, однакож они того не послушали, и взяв все бывшее сокровище отнесли в свою деревнию. После чего во всей той деревни в три ночи слышен был голос, кто оное сокровище взял принесли б /л. 1016/ обратно, потвержая быть ис того всем жителям худое происхождение. И потому все то взятое сокровище паки в ту ямину отнесли, где уже оных людей не видали. А в четвертую ночь те баранщики со всеми их семьями померли, после которых многие ц из жителей той деревни помирать начали. По чему посланным от меня отправленному со особливою по здешнему месту коммисиею в Большую Кабарду ротмистру ж Кирееву ордером велено было о появившейся у предписанных чегемских жителей необычной смерти, от чего оная им приключается ближае разведать. На что репортом ко мне от него Киреева донесено, что владелец Касаи Атажукин и самой чегемской житель Барак Бештов объявили ему, Кирееву, яко такая зараза была у них в осеннее время по притчине как чегемские их баранщики находились в горах для пазбы овец, то один из них шед нечаянно оступился в землю, и усмотрел тамо выкладеную каменную хоромину и розрыв, мало взошел в нее, в которой нашел множество казны и других вещей, а при том несколько крестов золотых и серебреных и лежащие в нетлении два тела: одно мужеское в монашеском одеянии, а другое женское, по-видимому девичье. Почему тот баранщик, объявя о том протчим своим товарыщам, собравшись все в то место, ходили и несколько казны и протчих вещей взяли, а напоследок как с руки девичьяго тела стали снимать перстень, то в той палате услышали необычайной голос, запрещающь им от взятья всего того удержаться. Однако они не послушав того, что им надобно было, взяли и принесли в свои домы, после чего вскорости один по другом все до последняго з женами и детьми чрез два месяца по дватцати душ померли. /л. 1017/ Чего убоясь, протчие жители те взятые вещи отнесли в ту же палату и по своему закону чинили богомолие и потом та зараза в ту же осень утихла и ныне обстоит благополучно. Но как и сие вторичное подтверждение заслуживает еще вящаго иследования, для того предписанному господину полковнику Копытовскому от меня повелено из находящихся тамо при Осетинской коммисии бывалаго в тех местах дьячка Петра Давыдова под каким-нибудь видом послать в чегемские жилища, приказав ему испытно о том месте, где предписанные тела [84] найдены, разведать и потом, доходя до того места, осмотреть и взять примечание, сходно ли есть с предписанным последним объявлением и по осмотре, не касаясь ни до чего, возвратиться. От котораго, взяв подробное объявление, ко мне репортовать, почему и от меня святейшему правительствующему Синоду и паки донесено быть имеет. Но как надлежало бы к сему случаю для подробнейшаго во всем примечания и описания употребить искуснейшаго и совершенно сведущаго тамошние жилища, к чему я с моей стороны и нахожу способным быть Осетинской коммисии игумна Григория. Но понеже оной, как я пред сим уведомился, по отбытии ево отсюда в Астрахань отпущен оттуда по возложенному им на себя обещанию для принесения святых отец мощам должнаго поклонения в Москву, откуда чаятельно вскорости возвратиться не может. А понеже и сверх того он, игумен, быть потребен по обязанным делам да и по тому что по высочайшей ея императорскаго величества на докладе государственной Коллегии иностранных дел конфирмации заводится в Моздоке из осетинских, киштинских й других народов /л. 1018/ ко обучению их детей, грамоте школа, в которую и отдано ему, ицумену, от осетинских и киштинских старшин детей их шесть человек, кои под собственным ево игумна надзиранием и обучались и ныне при определенном учителе из осетинских дьячков. Матвее Романове обучаются здесь и вскоре отправлены быть имеют в Моздок. Но как отцы их отдали игумну по особливой к нему усердности и в надежде, что их дети всегда при нем будут, а когда увидят их в других руках, особливо ежели он долговременно сюда не возвратится, то по своему лехкомыслию как народ другаго состояния будут полагать об них другие мнении. Да к тому ж, естли он, игумен, немалое время пробудет в нынешней отлучке, то и возложенная на него ио особливым ея императорскаго величества из государственной Коллегии иностранных дел указам по кредиту ево во осетинском и другом тамошнем народе секретная должность остановиться может. Того ради святейшаго правительствующаго Синода прошу в разсуждении вышеписанных обстоятельств предписаняаго игумна Григория повелеть безудержно из Москвы отправить паки сюда. В 3 день апреля 1767-го году. На подлинном подписано тако: Генерал-майор Никалай Патапов. Канцелярист Алексей Древский. АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/ІІ, д. 1, лл. 1015-1018. Копия. Комментарии 23. Документ тематически не соотносится с содержанием нашего сборника. Мы помещаем его в настоящую, публикацию, поскольку он, во-первых, оказался в составе «Осетинских дел» АВПР, и, во-вторых, содержащиеся в нем сведения представляются весьма любопытными, особенно для археологов и тех, кто интересуется древней культурой народов Северного Кавказа. |
|