Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 22

1767 г. не ранее февраля. — Докладная записка Коллегии иностранных дел о работе Осетинской духовной комиссии, политической ориентации осетинского и ингушского народов, осетинской школе в Моздоке, миссионерской деятельности игумена Григория, о рудных месторождениях в Осетии и др.

/л. 961/ 1766-го года апреля от 4-го дня в Коллегию иностранных дел при репорте кизлярскаго коменданта генерал-майора Потапова присланы копии с поданного ему Осетинской комисии от игумена Григория доношения и приложеннаго при оном атестата, данного оному игумну от осетинских и киштинских старшин, в которых написано:

В атестате,

что в 1745-м году по указу святейшаго правительствующаго Синода для просвящения осетинскаго народа /л. 962/ святым крещением присланы были в Осетию духовныя персоны, архимандрит Пахоми, игумны Христофор и Николай, и иеромонах Ефрем, а помянутой. Григорий тогда находился в свите покойнаго Иоанна архиепископа маглинскаго и получал жалованье. А в том 1745-м. году по желанию оных духовных персон и по его, Григория, охоте оказать ревностные свои услуги, оставя и жалованье, вступил он в оную комисию и состоя в Осети без жалованья от оного 1745-го по 1752 год. [68]

Он же, игумен Григорий, по-российски и по-грузински читать /л. 963/ и писать, и по-татарски разговор довольно знает, а по-осетински чрез два года действительно обучился. В Осети ж почти безвыездно жил, слово божие проповедывал и тамошния народы святым крещением крестил и новопросвященных исповедывал, тако ж и на осетинской разговор божественное писание переводил грузинским письмо.

В 1751-м году на третьей недели великого поста он, игумен будучи от комисии послан ис Куртатинскаго уезда к новопросвященным народам в уезд, называемой Захи, для проповеди слова божия и исполнения святых седми таинств шед («Шед» написано над строкой вместо зачеркнутого «и между оных уездов имеется гора, называемая Хох, которою в зимнея время верхами переехать невозможно, разве только для крайнея необходимой нужды пеш кто перейти может, по ноги» ) по горе между оных уездов имеющейся называемой Хох /л. 964/ двои сутки, с той горы упал, от чего (Написано над строкой вместо зачеркнутого «и весь корпусом разбился и» ) лежал восемь месяцов, харкая кровью (Далее зачеркнуто «от которой иногия и лекари к здравию его игумена лечебность оказывали, токмо вылечить не могли» ). И хотя находился он в болезни, однако в проповеди слова божия завсегда упражнялся и против протчей своей брати он, игумен, трудился более, святым крещением осетинскаго и киштинскаго мужеска и женскаго полу душ им игуменом окрещено более ж 700 душ.

/л. 965/ В доношении игумена Григория:

Что к осетинским духовным вступил он по своей воле из свиты покойнаго преосвященнаго архиепископа Иоанна маглинскаго с начала определения их в оную комисию, а имянно в 1745-м году в дьячковскую должность, оставя и жалованье бывшее ему при помянутом архиепископе и служил /л. 966/, исправляя оную должность два года, а в 1747-м году по желанию его пострижен в монахи и посвящен во иеродиакона, к обучась осетинскаго разговора был во всяких переводах и у вспоможения при духовных персонах с два ж года, а в 1749-м году, по усмотрению реченных духовных в нем необходимой надобности для проповеди слова божия /л. 967/ осетинским народам и по удостоєнню их вышеписанным архиепископом посвящен во иеромонахи и с самого вступления в тое комисию по 1752-й год служи л без жалованья и в должности своей охотно, а во игумены произведен по указу святейшаго Синода. А по удостоинству архимандрита Пахомия и протчих оной комисии духовных в 1762-м году за многие по оной комисии заслуги с самого ж начала вступления его /л. 968/ в сию комисию почти безвыездно был в осетинском народе, снося в переходе по проходимым горам трудность, а по [69] крутости и высоте оных гор с них и упадал, от чего страждет и болен.

Окрещено ж им из осетинскаго народа мужеска и женска пола до 700 душ одним его старанием и собственным для приласкания их к тому коштом не имея вспоможения в том, от протчих духовных. При чем киштинские старшины и осетинский народ по предводительству его учинили двоекратно в верность ея императорскому величеству /л. 969/ подданстве по должности христианскаго закона и присягу с таким прошением, чтоб они были приняты под протекцию ея императорскаго величества, и при случае перехода их для переселения в урочище Моздок, пока они откроют путь в малом числе людей от нападения и напрасных обид, от кабардинцов защищены и прикрываны были военными людьми.

В 1758-м году по письмам к нему от кизлярского коменданта генерал-майора Фрауендорфа и архимандрита Пахомия приезжало по его старанию в Кизляр несколько киштинских старшин и употреблены они были /л. 971/ против чеченцов. А в 1761 году окрещено им осетинскаго и киштинскаго народа более 250-ти душ, да сверх того восемь семей к переходу в Моздок склонил, которые действительно уже и переселились, да и протчих к тому склоняет.

В протчем он, игумен, представляет:

1-е. Что сначала определения в оную комиссию духовных персом находилось оных довольное число и подавали друг другу во всяком случае вспомоществование и во время приезду осетинцев и киштинцов обучавшихся христианскаго /л. 971/ закона пищею довольствовали по обычаю их вообще. А ныне приезжающих к нему (Далее зачеркнуто: «по простроняемому от него по насылаемым в силе ордеров кизлярского коменданта от полковника Гака сообщениям к тем народам ласкательству к переселению в урочище «Моздок» ) людей принимая находит себя для содержания их недостаточна, потому что духовных стало быть мало и архимандрита Пахомия жалованье остается в казне, а одним своим жалованьем исправиться и всем снабдить не может.

2-е. На собственной его кошт обучено и им трое осетинских /л.972/ школьников, ис которых один произведен во диакона, а двоя к тому приуготовлены, а в бытность же его в Осетии отдали еще ему-старшины для обучения детей своих, а имянно Дигорскаго уезду знатной старшина Черкесидзевой фамилии, которой и подвластных у себя людей имеет немалое число душ, а другой Захинскаго уезду, которых содержит и обучает на собственном же /л. 973/ своем коште, а сверх оных хотя и имеют желание осетинцы и киштинцы отдавать детей своих к нему в обучение, но ему содержать их нет силы, ибо отдают они ему на таком основании, чтоб они находились при нем в том месте, где он обращаться будет, [70]

Указом из Коллегии иностранных дел велено обучать их в Моздоке, что и по его мнению не худо б было, и тамо оному быть способнее /л. 974/, но чтоб к лутчему со временем служить могло, то б во время жаров были и обучались бы в построенном близ Осети подворье, где для обучения имеется при нем в комисии достаточно знающие российской и грузинской грамоте читать и писать, також и разговоры осетинские люди в разсуждении чего и потому что осетинцы и киштинцы. приезжая к нему наивсегда и видя употребляемое обучающихся грамоте детей своих /л. 975/, старание возимеют внутреннее и искреннее желание и охотнее станут отдавать ко обучению детей своих и со времянем лехко можно будет исподоволь совсем без выезду обучать их в Моздоке. Но как летом по непривычке к моздоцкому воздуху тем мальчикам тамо быть невозможно, то не разсуждено ль будет май, июнь, июль и август месяцы продолжаться им /л. 976/ при нем в Осетии, где отцы их ближе будут видеть, а протчие в году месяцы учиться в Моздоке, чрез что и отцам их надежнее будет, ибо отлучить их наивсегда в Моздок для непросвященнаго народа неудобно, потому что кабардинцы тот час станут им внушать, бутто взяли их в аманаты, а ныне их ему отцы отдают в надежде той, что он из своих рук /л. 977/ в другое место не отдаст, его же пребывание самое лето должно быть в Осетии, а протчее время в Моздоке, где он в обоих местах всегда при тех мальчиках будет и отцы ни о чем не усумиятся.

3-е. Сообщением полковника Гака к нему игумну присланным препоручено ему доставать золотые и серебреные руды и протчие куриезные вещи для отсылки к астраханскому губернатору /л. 978/ и потому представляет он, что оных имеется в Осетии в горах довольное число, которые места ему чрез приятелей показаны и действительно он их знает, токмо по неискуству их к тому металлу узнать неможно и в таком случае не соблаговолено будет искуснаго человека под видом духовнаго чина к нему прислать, которому он все оные места и показать может.

/л.979/ И по донесении о всем вышеписанном просит он, игумен, что ежели ему в Осетии и паки пребывание иметь и должность в подзыве осетинцов и в препровождении в Моздок необходимо исполнять, также и школу в его ведении в обоих местах иметь, то б разсмотря его недостаток снабдить на такие содержании как разсуждено будет, по всем известным кизлярскому коменданту обстоятельствам донося напоследок, что оному коменданту и о том известно, сколь он в тамошнем народе противу всех кредита имеет, и как /л. 980/ он с ыстенным по долгу его монашескому в прошедшее лето необнятным трудом будучи там при комиссии первым человеком упражнялся.

Кизлярской комендант тем репортом доносит, что он имеет чрез репорты полковника Гака о прилежности ево игумена засвидетельствовании и потому с своей стороны разсуждает:

1-е. Что сей игумен по причине имеющаго в народе лутчаго [71] кредита пред бывшим архимандритом, которой напротив того был очень горд, также что без посредства толмачей с ними и говорить да и старейшины тамошние все к нему усердные и во всяком послушании, конечно может чинить в переселении их в Моздок спомоществование. И потому видитца снабдить ево некоторою не большою суммою для продовольствия приезжающих будет неизлишно. Ежели Коллегия /л. 982/ иностранных дел за полезнее признает больше старания о переселени осетинцов, которые кажется надежнее будут, нежели кабардинцы, яко ветреные и заобычайные к воровству и всякому беспокойству люди.

2-е. Обучение отдаваемых от осетинцов и других моздоцких разных нацей обывателей в школу детей по знаемости ево игумена разнаго азиатскаго диалекта, разговору, а российскаго и грузинскаго грамоте и писать к лутчему тех школьников вразумлению. Ему ж препоручить, ис которых /л. 983/ осетинских в летнее время дозволить май, июнь, июль и август месяцы к неподаче отцам их и матерям с протчими всякого сумнения отпускать с ним, игуменом, к пребыванию в Осетию, как таким мальчикам в жары быть в Моздоке и небезопасно, чтоб они неовыкнувши в воздух, хворать не могли, а отцы б и матери, естли которым смерть приключится, не пришли в раскаяние, и не переменили своих желаемостей. А на содержание их в ту в Осети бытность ис положенной по высокой конфирмации /л. 984/ школьничьей при Моздоке суммы жалованье деньги выдавать по расчислению ему, игумену, дабы видя то отцы их, матери, родственники так же и протчие осетинцы могли чувствовать высочайшую к ним ея императорскаго величества отменную милость и смотря на то другие к отдаче для обучения малолетных своих детей лутчую склонность имели, чрез что по обучении таковых с лутчею пользою в том народе проповеть слова божия распространила может /л. 985/ в осетинцы охотнее в Моздок переселятся будут, а и сумме лишняго росхода не причинитца.

3-е. В Моздоке по вышеписанной игумена Григория способности как тамо всем обыватели из разных азиацких нацей состоят, а особливо для утверждения в вере принимающих христианской закон магометан кажетца за наилутче главное духовное правление ему поручить, а он по способности обоих мест переезжая будет паче в переселении малыми частьми осетинцов /л. 986/ употреблять надобное попечение, для чего в Моздоке можно ему и небольшое подворье без ущерба интереса зделать.

4-е. К лутчему ж ево игумена во всем вышеписанном ободрению и рачительной в том прилежности, а осетинцам в показание в большее его почтение неизлишно кажется посвятить его на место архимандрита Пахомия в тот чин, а ежели в ево место определить другаго, то сей дикой с природы грубой народ в настоящее ныне их состояние приводить немалого труда чрез продолжительное время и убытки стоить будет, да и он, игумен, по ево в том народе /л. 987/ долговременняной бытности и по своей по [72] обхождению с ними всего знаемости будучи у другаго в команде такой прилежности и попечения иметь не будет или вовсе при той комисии быть не пожелает. Что все более предал он, комендант в разсмотрение Коллегии иностранных дел равно как и представление ево игумена в посылке для осмотру в Осети под видом духовной персоны нарочнаго металлов, которых пробы он и в Коллегию отправил («Которых пробы он и б коллегию отправил» написано под строкой. Далее зачеркнуто «(л. 988) во оную государственную Коллегию иностранных дел при репорте ево отправил. Однако оное зависит от расзуждения оной же коллегии» ) /л. 988/. А он, игумен, ево уверял, что им знаемые металлы во особливых местах есть, а не в тех горах, откуда привезены и лутчие. В протчем о произшедшей ево игумена в прошедшее лето прилежности во окрещении знатнаго числа людей доносил он, комендант, святейшему правительствующему Синоду. Также и о том, не соблаговолит ли оно ево посвятить /л. 989/ до архимандриты. Но как ево представление не столько может быть действительно как домогательство коллегии иностранных дел, в таком случае ежели заслуживает он, игумен, по разсмотрению оной коллегии посвящен быть во архимандриты, не будет ли угодно от святейшаго правительствующаго Синода сего сана ему истребовать.

А от 2-го майя оной кизлярской комендант доносил, что о успехах в проповеди в осетинском народе слова божия помянутаго игумена свидетельствуют приехав в Кизляр /л. 990/ осетинския новокрещеныя Куртаулскаго, Захинскаго и Нарского уездов старшины Георгии Чопанов с товарищи всего 14 человек и доношением поданным ему на грузинском языке, с котораго прислал он в коллегию перевод, а во оном написано.

Что из присланных для проповеди слова божия и крещения осетинского народа духовных некоторые волею божиею померли, а другие в отставку вышли и остался один игумен Григорий, которой проповедует в их местах 21 год почти безвыездно слово божие, поступает порядочно и в верноподданнической ея императорскаго величества /л. 991/ службе верно и они будучи поступками его довольны по знанию его их порядков, разговора и протчих дел по иностранству своему к нему привыкли какиеж добрые дела по смерти архимандрита Пахомия в их местах учинил он о том уповают небезизвестно й ему коменданту. Первое, — что святым крещением народа их более 200 душ просветил, другое — они детей своих больше десяти человек для обучения грамоте ему отдавали, но только он по неимуществу своему и недостатку в пище больше двух не принял; третие — народа их из старшин восемь дворов по увещеванию своему переселил из гор в Моздок /л. 992/ и ныне они в крещении к отдаче детей в школу и к переселению в Моздок смотрят все на него игумена, а как по отъезде его из Осети в Кизляр известились они, [73] что якобы он по притчине болезней своих от службы в отставку проситца, и хотя по многим ево трудам в снеговых горах о болезни его и они засвидетельствовать могут, но токмо ежель он в отставку выпущен и вместо ево главноприсудствующим в Осети кто новой определен будет, то в них яко непривычных людех только разгон и отвращение от великороссийской империи а добра никакого зделать не может и просят они коменданта, чтоб по сему вспомоществовать, а чего он зделать не может то бы куда надлежит представил.

1767-го года февраля от 7-го числа астраханской губернатор генерал-майор Бекетов доносил.

Что присланным к нему кизлярской комендант репортом ибъявил, что Осетинской комисии игуменом Григорием для обучения грамате принято осетинских Дигорскаго, Захинскаго и Нарскаго уездов старшинских детей 6 человек и на зделаниеим платья ка содержание пищею также и на определеннаго при них осетинской комисии из дьячков учителя произведено тамо на каждаго по два рубли на месяц. Но как оной учитель получает по осетинской комисии и дьячковское /л. 994/ жалованье по 40 ру[блев] на год, а с тем, что произвожено будет за обучение осетинцов имеет быть двойное, то просил он, комендант, резолюции оба ли ему оклада производить или один дьячковской, а по мнению ево доволен он не будет, ежели за особливо возложенную на него должность без награждения останется.

Астраханской губернатор представляет, что хотя по указам находящимся в протчих местах при исправлении двух должностей двойнаго жалованья производить и не велено, но когда уже по высочайшей /л. 995/ ея императорскаго величества конфирмации повелено как ученикам, так и учителю производить по два рубли на месяц в следствие чего оной дьячок вместо учителя и определен и ныне несет труд сверх своей настоящей дьячковской должности, и естли ево за обучение им помянутых школьников без награждения оставить, то может он не так рачительно их обучать, в разсуждении чего посланным от него к кизлярскому коменданту ордером велено реченному дьячку пока /л. 996/ он при том обучении пробыть может как определенное ему при Осетинской комисии жалованье так и за то обучение положенное учителям на каждой месяц по два рубли производить.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, лл. 961-996. Копия.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.