|
№ 142 1780 г. июля 18. — Донесение протопопа И. Болгарского епископу астраханскому и ставропольскому Антонию с данными, относящимися к истории Осетии, нравам, обычаям и религиозным верованиям /л. 1387/ ВЕЛИКОМУ ГОСПОДИНУ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ АНТОНИЮ ЕПИСКОПУ АСТРАХАНСКОМУ И СТАВРОПОЛЬСКОМУ ОСЕТИНСКОЙ КОММИСИИ ОТ ПРОТОПОПА ИОАННА БОЛГАРСКАГО НИЖАЙШЕЕ ДОНОШЕНИЕ По присланным из астраханской духовной консистории в Осетинскую коммисию в прошлом 779-м году, февраля от 18-го и майя от 20-го чисел указал велено мне во время пребывания моего в Осетии самому мне и чрез священников благопристойным образом разведать о прежнем и нынешнем того народа положении, о числе их всех вообще, а особливо новокрещен, о их нравах и склонностях, так же относительно к религии, в какой они в прежния времена находились, и в какой ныне состоят и о протчем, а при том всему тому обстоятельную учиня опись, прислать, оную (для донесения о том святейшему Синоду) при доношении к вашему высокопреосвященству, почему ныне о всем том, что я в бытность мою в тех местах сам разведал, а при том и чрез присланные от священников особые списки уведомился, нижайше вашему высокопреосвященству и доношу. 1-е. Что касается до самых сих народов, которых мы называем осетинцами, откуда они или от кого имянно начало свое приняли, о том ни прежде, ни ныне совершенно узнать не можно по притчине той, что как у них грамматы никакой нет и записей о себе письменных никаких не имеют, а называют себя иронами или людьми произшедшими от Ира, а от какого так же подлинно не знают. Сказывают многие из них, что весьма не малое число прежде в их места переселилось посторонних и разнаго рода людей, как то грузин и славян, /л. 1388/ укрывающихся в то время от притеснений и гонений, чинимых им первым от персицкаго Аббас-шаха, а последним от ординских татар, с которыми смежное имели жительство сто разным местам, как то некоторые на Можарах, а другие на Татартупе, лежащем от Моздока по тракту к Кавказским горам, где и поныне значутся некоторые [384] развалившияся христианския церкви 90, о названии же их осетинцами уверяют так, что они подвластны были прежде за несколько времени бывшим в свое время грузинским царям, при которых и на именование себе приняли осетинцов 91, по имени одного из определенных к ним владельца или князя, называемаго Йозефа, и что де после того, как Грузиа начала приходить в упадок, то они, оторвавшись от нее, прежнюю получили вольность с обычайною прежнею бедностию, в каковой и поныне находятся. 2-е. Что ж касается до числа крещеных, сколько, в котором уезде в каждой деревни с 771-го году окрещено коммисиею обоего пола душ, о том к сведению вашего высокопреосвященства при сем прилагается особливая опись со изъяснением в ней сколько уездов, деревень сколько, в каждой деревни дворов и крещеных и растояние тех жительств, куда только вход имели наши священники и до чего они разведыванием своим доходить моголи. 3-е. О числе ж их всех вообще и сколько в окрестных местах жительств и в неверии обитающаго народа и в каком растоянии все те народы жительствуют, не только можно нам хотя чрез какия приласкания и обхождения разведать, но ниже и сами они обстоятельно обо всем знать и сказать не могут, Сверх же того и приступить нам к толь по их дикости важному делу способу нет. 4-е. Что ж лежит до нравов их, то они все почти имеют одинакия и весьма между собою сходныя, суровы, жестоки, вспыльчивы, а особливо к дерзости скоры и потому не столько /л. 1389/ бывает между ими легких ссор, сколько драк и убивств, к тому ж не примерительны и злопамятны, так что никакая обида у них не проходит без отмщения, потому что за великой у них почитается (стыд, ежели обидимый обидчику уступит, отцеубийца и братоубийца у них щитается за простова убийцу и мало между ими таких, которые б не имели на себе каких без человечия признаков, ран или язв, и редкой при себе не имеет, ведая свое злодейство, оборонительнаго щита или ружья и в своем доме 92. 5-е. Склонности ни к чему так больше не имеют, как пользоваться чужими выгодами, и потому немало между ими бывает таких насильств, что у безсильных нагло отнимают пашенныя и сенокосныя земли, скот, все имение и самую ево жизнь, больше ж привычки имеют у посторонних и отдаленных соседей похищать все то, что только можно, так равномерно и последнее у первых и нет между сими народами такого человека, которой бы не был заражен сим безчеловечным пристрастием, каждой из них большую часть своего времени препровождает в разъездах и в воровских промыслах не только по всем местам и дорогам, которыми неминуемо проезжают иностранные, каждому грозят всегдашним грабительством и убивством, но и над нашими коммисиями [385] неоднократно сие чинимо было, да еще от такоих /л. 1390/ людей, к которым, они будучи на проповеди слова божия, вхожи и прииманы были. 6-е. Что касается до того, в какой реллигии они в прежния времена были и ныне находятся, то можно назвать их отчасти язычниками и отчасти христианами. Христианами — по почитанию праздников господских, богородичных и протчих святых и по содержанию великаго поста и недели пред рождеством Христовым, что у всех у них свято почитается, в некоторых же местах имеются и церкви каменные, только весьма древние, а имянно в Куртатском уезде в деревни Дживгисе церковь во имя великомученика Георгия с олтарем, в котором едва только можно поставиться одному престолу, в деревни Мисир развалившаяся, в ; деревни Лачи целая, а в чиє имя не известно, в деревни Джоаркау церковь пророка Илии развалившаяся, близ деревни Кадат церковь Святаго Духа целая; в Даргавском пророка Илии, в Нарском близ деревни Истырнара видны развалины церковные, близ деревни Туриум церковь во имя святых апостол Петра и Павла, в Дигурском в деревни Фарасткатте, в деревни Чебойте церкви, а в чиє имя неизвестно, в деревни Лесгоры церковь Николая Чудотворца, в Олагирском уезде близь деревни Дагом церковь святыя Троицы развалившаяся, в деревни Мизур целая, в деревни Нузал целая ж, в которой видно отчасти стенное изображение святых /л. 1391/ великомученников Георгия и Феодора Тирона и архистратига Михаила, а в чиє имя не известно, в чей во имя Святыя Троицы деревянная церковь состроена из краснаго дерева, называемаго негниющаго, в сей церкви есть стенное писание и. несколько образов, у которых видны подписи грузинскими литерами; все же помянутые церкви очень малы и без алтарей и более сходствуют на часовни, нежели на церкви, имеют вход с правой стороны, от куда и свет получают 93. Утвари ж церковной, образов и книг, кроме в некоторых малых колоколов, не имеют, во оные церкви никого не допускают и сами не входят, почитая себя и других недостойными и опасаясь за то от бога наказания и когда случится из них кому итти мимо той церкви, то непременно должен он, снявши шапку, отдать поклон, женщине же проехать, сидя на лошаде, мимо церкви никак не позволяется, а должна она слезши зделась при коленоприклонении поклон; во оныя церкви входят только временно нарочно определенные к тому некоторые из них же старики, которым и ключи церковные поверены и потому называются они церковными старостами. Сии церкви называют они отменно домом божиим, и когда надобна бывает какая либо церкви починка и поправка, то выбранные к тому по жребию постятся целую неделю, чужды бывая от жен /л. 1392/ своих и потом измывшись и надевши новое платье, принимаются за дело и празднуют в каждой год по единожды жертвоприношением таким образом, у кого в тот год родится [386] сын или какое отменное случится, кому получить щастие, тот непременно должен одного к той церкви привести агнца. Сверх того збирают со всякаго дому по нескольку хлеба и по мере солоду и варят пиво и празднуют, сбираясь по нескольку дней, употребляя оную пищу и питие, а рога закалаемых примешивают к стене церковной, так же по обещанию привязывают к дверям церковным тряпички, шолчинки и другие ничево не стоющие безделки. А священников до надлежащаго по обычаю христианскому в праздновании порядка не допускают учения и увещания от них не приемлют, да в таком случае и препятствовать им опасно. Сказывают, будто все сии церкви построены бывшею в свое время грузинскою царицею Динарою 94 и от нее приставлены были к сим народам и священники, которые поучали их всему, что до веры и закона лежит. Когда ж Грузия по прошествии нескольких лет начала приходить в упадок, то и священников у них не стало, после чего сии народы в разные впалы заблуждения. В протчем все их обряды сходствуют больше с языческими; и суть суеверны. О рождении младенца весьма редкие объявляют находящемуся в их жительстве священнику (которой по должности своей надлежащее все и исправляет), однако они без своего имени младенца не оставляют, а другие, не дав о том знать священнику, налагают свои имена. В бракосочетании же, кроме сей церемонии, нет, что в доме невестином из собравшихся к празднеству /л. 1393/ один взявши сговоренную девку, обнажа свою саблю, обводит ее в круге раскладеннаго огня три раза и потом отводит ее торопно в особой покой, где при сем празднестве больше бывает женщин. Когда ж случится кому умереть, то прежде собравшись родственники и соседи надевают на умершаго как можно самое хорошее платье, мужчины, пришед к воротам двора, немилостивно бьют себя по зашейку плетью и ревут, необычно идучи ко умершему (хотя бы и не хотелось, ибо по их обычая за великой почитается стыд кто сего не зделает). Женщины, собравшись великим множеством и ставши пред воротами стройно, прежде все завоют в один голос, а потом входят на двор и идучи к умершему, открыв голову, немилостивно рвут себе волосы, терзают лицо, бьют груди, кусают руки, крича изо всей мочи и протчия чинят безобразия. Потом обседши в круг умершаго, воют и что-то приговаривают несколько потише. Ежели умершей случится мужеска полу, то приводят к нему лошадь оседланую и ставят около ево весь военной снаряд. Потом лошадь, обведши в круг умершаго три раза, отдают уезду, в руку умершаго тогда принесши в бутылке пива подносят в деревянном пакале старику, которой пошептавши что то, и немного на землю выливши, выпьет, а потом и протчим всем разнесши и выпивши сам последний пакал, отрезывает у лошади ухо в знак тот, что она и на том свете будет ему служить (при смерти же женщины сей церемонии не бывает). Потом развернувши [387] на шестах флаки и зажегши два или три превеликия пучка лучины и подхватя умершаго, бегут с ним весьма торопно до самаго кладбища и спускают ево в окно зделанныя /л. 1394/ из камня гробницы, к которой жена умершаго отрезавши свои косы привешивает. По возвращении оттуда, мужчины, сколько из них сыщется охотников, делают конское рыстание до назначеннаго места, от котораго возвратившейся прежде получает большую часть из числа поставленнаго за то со стороны умершаго, потом ставят превысокой шест, к вершине котораго привязывают холщовой лоскут, и в нево стреляют из ружей, трафящей по нем получает в награждение то, что для того положено. Набожность же их состоит в поклонении каменьям, который они приносят от церквей и ставят близ своих жительств или при таких местах, где случится ударение грома или сила, действуемая от молнии, которое место и называют они местом святым и в усеченное время или по обещанию, когда захотят, приходят к тому камню и по обычаю веткозаконных людей закалают тельцов или агнцов и смотря на небо призывают бога, чтоб он даровал для них все то, что они хотят, почему и убитых громом людей почитают за отменных угодников и над ними плачевной церемонии не делают. Таковыя и подобныя сим их заблуждения Осетинская коммисия по учреждении своем хотя отчасти изпразднивши и довела многих до познания бога, и того что начали призывать священников к себе в домы для водоосвящения, пения молебнов по умершим понихид и для других христианских треб. Однако больше таких, которые всего не приемлют и иные одних детей крестят, а сами никогда не хотят креститься, а другие хотя и крестятся, но по восприятии крещения не уважая нимало толкуемый им закон христианской /л. 1395/ по своей живут воле, соответствуя больше прежним своим обычаям, действительно ж их от всех заблуждений и своевольств отвратить и утвердить в христианстве по-видимому ничто так не может, как желающим высвободившись из гор (где всегдашнее они от неприятелей терпят разорение и в хлебе недостаток), чтоб поселиться на довольнейших и безопасных местах ближе к России, о чем многие из осетинцов неоднократно просили и ныне просят с покорностию и чтоб внутрь жилищ их хотя одна была церковь, в которой бы при глазах их отправляема была, вся христианская служба, ибо таковое наружное духовных церемоний действо, конечно бы, наилутчим способом и великою помощию ко утверждению их в христианстве было и о всем вышеписанном сколько было возможно сам и чрез священников разведав вашему высокопреосвященству сим нижайше и покорнейше доношу. 18-го июля 1780-го года. Вашего высокопреосвященства всенижайший послушник протопоп Иоанн Болгарский. [388] АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/Н, д. 1, лл. 1387-1395. Копия. Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. I, Орджоникидзе, 1933, с. 167-172. Комментарии 90. Христианские церкви в районе Татартупа — см.: Русско-осетинские отношения, т. I, Орджоникидзе, 1976, с. 468. 91. Грузины называют осетин «оси», «ос». И. Болгарский не прав, утверждая, что население в Осетии, сохранившее собственное название «ироны», «наименование себе приняли осетинцов». 92. В феодальной Осетии, конечно, происходила междоусобица, объяснявшаяся социальной природой переживаемой осетинами формации. Однако И. Болгарский, описывая нравы осетин, явно сгущал краски, создавал картину полнейшей анархии и разбоя. Отметим также, что архимандрит Пахомий, в свое время представлявший русскому правительству подобные же доклады, писал об осетинских обществах несколько в ином свете, подчеркивав, что жизнь в этих обществах строго регулируется обычным правом. Очевидно, на впечатления И. Болгарского влияло то обстоятельство, что некоторые из осетинской феодальной знати, не получившие от русского правительства ожидаемых привилегий, постепенно стали отходить от христианства, смыкались с кабардинскими князьями и принимали мусульманство. Феодалы же часто плохо обходились с членами Осетинской духовной комиссии, что вызвало недовольство И. Болгарского, руководителя этой комиссии. 93. И. Болгарский прав, когда пишет, что «все же помянутые церкви очень малы и без алтарей и более сходствуют на часовни, нежели на церкви». Однако сам по существу не различает святилища языческого происхождения от молитвенных построек христианского типа. Укажем также, что значение разных святилищ и «церквей» в Осетии было далеко не одинаковое, Такие святилища, как, например, «Дзывгисы дзуар» в Куртатинском ущелье, Дигоризед (в честь святого Николая») в Дигорском ущелье, «Нихаси-дзуар» в Алагирском ущелье, созданные в местах, где располагались комплексы оборонительных сооружений и где жители того или иного ущелья несли оборону всего своего общества, были особо почитаемы. Подобные святилища несли не только функцию религиозную, но и особенно идеологическую. 94. По-видимому, речь идет о грузинской царице Тамаре. |
|