Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 131

1775 г. апреля 24. — Доклад астраханского губернатора П. Н. Кречетникова Екатерине II с описанием внутреннего устройства Осетии и предложениями экономического и политического освоения края

/л. 854/ Всепросветлейшая, державнейшая, великая, государыня императрица и самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая!

Как уже от 2 декабря 1774 года вашему императорскому величеству реляциею моею донесено, что сами Малой Кабарды два владельца Каитука и Келеметь Ахловы, и потом все осетинския старшины дватцать человек письменно просили Осетинское подворье возобновить, и в том строени помогать обещались защищением от разных нападений и сами, вышед из гор около оного поселитца. А к тому всего больше желают, чтоб поставить над ними наших начальников, о чем бы нам всеми, способами добиватца должно.

Посему осмеливаюсь вашему императорскому величеству всеподданнейши мое слабое о них описание, поелику мог в малое мое около их пребывание разведать, то о построеш того двора и их около онаго выселени слабый мои таланты предуспели в мудрое и прозорливейшее вашего императорскаго величества соизволение поднесть.

Место, где прежде было и ныне должно быть Осетинскому подворью, обстоит от Моздока девяноста верст и принадлежит так, как и все осетинцы выше написанным двум владельцам, хотя оне управляютца своими старшинами, не завися /л. 855/ ни от ково, однакож сим владельцам дань дают. Всего сего народа щитаетца мужеска пола до трех тысячь человек. Имеют свой особенной язык, коего никто не знает или очень мало знающих его, но не имеют ни грамоты, ни книг, и никакова почти закона. Однако ж ненадобно от них справедливости отнять, что оне весьма склонны к принятию нашего христанского закона, которой при всей слабой от нас в Осети проповеди принимают.

Народ горской крайняго невежества вообще, в том числе и сей, не имеют, никакова промысла: ни хлебопашества, хотя земля к тому чрезвычайно способна и жары от часто бываемых дождей не препятствуют к произращению всякого хлеба, но оне сеют просо, пшеницу и ячмень, но чрезвычайно мало. А по сему как владельцы, так и поселяня их подвластные, в несказанной бедности живут и все их богатство состоит в скоте разного звания, а по скотоводству от крайния бедности и происходят грабежи, воровства и междоусобная война и раззорение, от чего и называютца храбрыми. Но не должно ж умолчать и то, что я не приметил у них принадлежащия брони храбрым людям, а только есть весьма хорошия сабли и луки, а в протчем [355] весь снаряд худой. И так мнитца мне вся их храбрость происходит от сущия бедности, снискивая себе какого-либо прибытка, доставая оной отгоном, а естли догнали — тогда с нахальною дракою один другаго побеждает, а по сему безсильству сии народы крайне и притеснены от владельцев Большой Кабарды, кои гораздо их сильняя, и не в дальном /л. 856/ разстояни живут и, набегая на их жительства, разоряют или принуждают себе дань платить и быть под их властию.

От каковаго Большой Кабарды сильнаго и варварского притеснения сии народы необходимо принуждены себе сыскивать защищения. И для сего-то самого и нужно им верное и надежное покровительство вашего императорскаго величества, кое по слабому моему мнению и надобно им подать. А не того произойдет слава вашего императорскаго величества до всей той стране и приманит весьма многия народы и распространит пределы вашего императорскаго величества.

Государственная ж польза произойдет в приобретени сих руд, в коих горах надлежит ожидать когда разработаютца богатейших мателлов, нежели те, которые уже видимыми есть, так как и народ просветитца верою христианскою и придут в лутчее обращение общежительства, а тем со временем доведении быть могут и в настоящия вашему императорскому величеству подданные.

Народ валагирцы живут близь грузинских границ, ис коих один и сына своего в науку в Моздок привесть обещал. И имеют оке те же самые руды, ис которых он же на пробу ко мне привез. Сей народ то ж управляетца старшинами и числом их будет до шести тысячь, но от Большой Кабарды притеснен, а к принятию /л. 857/ веры христианской склонен и многия из них крещены, хотя оне равно первым ни церквей, ни учителей не имеют. Однако ж склонность к закону весьма оказывают и желают яко первые выселитца и быть под покровительством вашего императорскаго величества.

Затем весь горской народ под именем Малой Кабарды содержут в себе различное по народам название, о коем достаточное сведение есть в иностранной коллеги. Для чего и не имею нужды их именовать. Но только осмеливаюсь донесть, что все оне по варварскому своему невежеству один против другаго рода в злобе и крайнем несогласи и друг друга грабят, разоряют и невольниками делают. Сами ж оне все, во особенности, безсильны. А потому и большаго общества в них по родам быть не может, от чего оне все Большою Кабардою и притесняются, и самыя те набеги их необходимо понуждают искать надежнейшия себе защиты.

К тому ж некоторые из сих народов, так же как и первыя, не имея ни книг, ни грамоты, и будучи ни магометанами или только одним словом и склонностию владельцов магометанской закон носят, то лехко ожидать должно, что все примут [356] христианскую веру, да и не трудно посредством сообщения нашего народа со всем их язык яко не имеющей своего основания тож и обычаи истребить. /л. 858/

При том за нужное к сему прозорливейшему вашего императорскаго величества разсмотрению донесть осмеливаюсь примечательные места в границах Малой Кабарды, состоящий по реке Тереку на противной от нас стороне, а имянно урочище Бештамак или Пятигорловина город Татартуп 88, и потом уже на нашей стороне на реке Куме город Маджары. Первое от Моздока пятдесят, и впадают из гор пять рек, от чего и сие название получило. Другой — сто дватцать верст, старинной город с каменными развалинами и ныне имеет обветшалую христианскую каменную церковь. И сей уже лежит ца границе

з Большою Кабардою. Места около сих мест преизобильныя как плодородием земли, так лесами и лугами, вообще всем произрастением и к поселению наилутчайшая, последней же от Моздока назад двести сорок верст и сей лежит против степи Кубанской ближе к Астрахани и Царицыну, нежели все наши поселени, да и от Дону недалек. Земля ж около оного тож изобильная, хотя не так, как первая. Однако ж всем достаточна и к хлебородию весьма способна и лесу по Куме довольно находитца. Хотя я в сих местах по притчине ближущейся зимы не был, однако ж у всех довольно бывалых людей о том пространно распрашивал и в том уверен.

И так елико слабые мои силы доставили объяснить вашему императорскому величеству о народах и местах Малой Кабарды, теперь я, /л. 859/ всеподданнейши, имею приступить к описанию поселени и заведению горнаго дела. Естли мудро провидящее вашего императорскаго величества соизволение будет, чтоб Осетинское подворье по их прозьбе возобновить в прежнем месте коему на прозорливейшее вашего императорскаго величества усмотрение и план при сем подношу, то мнитца мне начать следующим образом.

Во-первых, объявить им высочайшее вашего императорскаго величества монаршее покровительство и матернее на их прошение снисхождение, что соизволяете то возобновление учинить, и чтоб оне ко оному на выселение шли наперед в самое то подворье, кое и должно заведено быть с нарочитым укреплением, сходствующим с силою тех народов, но только необходимо надлежит зделать довольныя обширности, ибо в сих местах форштатам быть неприлично, а надобно быть всему внутри. При том иметь городок, примкнутой к тому ж укреплению, где и может завестись горная работа, а имя свое иметь будет для каменданта, коего укрепления план и может сочинен быть с разсмотрения фортификационной команды и высочайшия вашего императорскаго величества опробации.

Ко обузданию сих народов, как то и оне сами просят, начальников поставить необходимо умножить двумя баталионами [357] дали полком /л. 860/ Моздоцкой гарнизон, да в подворье тож баталион, и поставить в обоих местах комендантов с лутчим выбором, чтоб люди были попечительные о государственном благе и обращались бы с народами с крайнею тихостию, ласковостию и приветствуя, нашлись бы в состояни вразумлять сих невежд к доброму общежительству. И чтоб трудами, а не воровством свое изобилие снискивали, к тому ж как всем известно, что подлой народ ничем больше к власти и во обуздание не подчиняетца, как утверждением в них веры, то и необходимо нужно, чтоб правительствующи Синод к тому просвещению веры Христовой по долгу своему избрал лутчих проповедников, нежели каковые топерь в Осети есть, единственно ссорющияся между собою, а не прилично б быть и архимандриту чрез что б большее велелепие церковное произошло. А тем неоспоримо важное к вере почтение и повиновение от них произойдет, да и церкви с пристойным украшением поделать.

За тем к сильнейшему воздерживанию и ко опровержению их языка и обычаев нужнымпочитаю те гарнизоны зделать поселенными между сими выходцами из гор и дать волю как им на салдацких дочерях, так и салдатам у них женитца и тем не чувствительно /л. 861/ язык и обычаи их выводить, а их распределять по сотням в ведомство наших, служилых людей под видом нечаянных набегов ко обороне, к чему оне и обязаны сами защищать свои жительства и скот, что из них по их склонности кажетца и не трудно зделать. А тем самым и будут привыкать к повиновению и к нашему военному обряду.

Необходимо ж нужно содержать нарочитое число казаков или гусар при сем заведени, ибо не должно ожидать, чтоб от сих ветренных народов набегов и разных покушени не было, а паче от Большой Кабарды, за коими по горам уже пешей гарнизон не в состояни гонятца, то и нужны легкия войски, между коими и сии поселенцы легко употребитца могут. А тем то соединением с нашими союз их усиливатца будет. Хотя о числе легкаго войска таперь точно положить невозможно, однако ж нужно, чтоб при первом приступе поставлено было твердое и надежное положение, хотя, б и со излишеством оных приведено, то тем обуздание лутчее будет, к чему и можно прибавить комплект казаков, находящихся в поселени по Терку из их малолетков. Правда что должно ожидать от нарочитаго числа войск, чтоб оне в страх /л. 862/ не пришли, но ко отвращению сего не иное нужно, как ласковое обхождение и приманка малыми дачами в награждение всяких разных мелочных вещей, коих оне не имеют.

К сему нужно позволить рускому купечеству туда для торгу приезжать и тем приобучать их ко употреблению разных привозимых товаров, а паче к знанию и употреблению денег, коих оне по се время никаких не имеют. А сие познание необходимо [358] понудит их к снисканию работою своею, чем и привоз руд будет свободней.

К заведению сего строения лесу в сих местах довольно и оне привозить оной подписками своими так как руду обязались, за которой привоз и должно с ними поставить цену по их обычаю рубашками или как усмотритца, но на первой случай всеми мерами старатца ввесть ее самую нискую, дабы тем не зделать им вдруг прибытка, коего оне по се время еще не знают, а только дать приманку к трудам и чтоб сия воска была должностию, а не иначе, а за то ко утверждению их в должности можно делать владельцам, старшинам и самым работникам по временам от имени вашего императорскаго величества или по дням высоких вашего величества торжеств малые награждени, /л. 863/ похваляя их в той должности ревность.

Ко устроению потребны всякого звания мастеровые люди, а больше слесари для мелочной железной работы, коим необходимо быть должно из России, ибо оных не только в тех местах, но и в самой Астрахани совсем нет. То и мнитца мне набрать их не полков или гарнизонов во избежание дороговизны наймом вольных, каковы конечно в такую даль или совсем не поидут, или же чрезвычайную цену требовать будут. Затем земляная работа должна быть велика, то ко оной необходимо надобно послать каторжных, им числа ныне верно положить неможно, однако на первой случай до осми сот человек употребить в работу как в сем новом поселени, так в Моздоке, где тож укрепление еще не делано, а оне за то должны быть кормлены указным правиантом и одежею, да к лутчему содержанию их в силе давать по два раза в неделю на мясо или сало по нескольку денег. А буде того числа каторжных будет недостаточно, то можно от правительства более вытребовать в свое время. /л. 864/

И потому надлежит там на правиант достаточные магазейны устроить, коих нигде поныне нет, и число правианта завесть со изобилием, что и может правианская канцелярия снабдить.

Когда с помощию божиею мудрым вашего императорскаго величества призрением сие поселение свое начало возмет, то мнитца мне необходимым и важным делом, служащим к славе высокаго вашего императорскаго величества имени и к разпространению границ, приносящих знатной государственной доход, чтоб при первом заведени сего двора, как уже обе Кабарды по благополучно окончавшейся руководством, вашего императорскаго величества войне мирным трактатом оставлены в наше стороне, то, незамешкавшись, начать население в Татартупе под претекстом веры и возобновления разореных церквей, кои неоспоримо там есть. Правда, сие предприятие. не може не произвесть большего труда и крайняго прилежания, но напротив того зделает великую славу и пользу государственную, тем самым, что сии места есть наиизобильнейшия из всех. Сей [359] же город /л. 865/ лежит в самом сердце гор, прикрывает Малую Кабарду от Большой, и делает лутчую дорогу в Грузию, то и неоспоримо, что Малая Кабарда будет совсем в наших руках. Да и Большая в лутчее по соседству обуздание неминуемо придет, тогда ближней способ возимеем и о Грузи помыслить, как ей быть, и от терпимых ею несносных от разных народов разорени охранить, ибо от Татартупа до Меретинских границ только два дни езды. Беспрекословное есть дело, что сие предприятие важного труда и прилежания требует. Однако ж и то неоспоримо, что прилежание или пробу зделать и трудности преодолевать есть дело человеческое. А паче будучи под мудрым вашего императорскаго величества наставлением.

Когда к сему приступить, то уже необходимо оной город зделать знаменитым и устроить надежным укреплением и тем себя утвердить, и завесть торги, коим удовольствием народ тамошней обольстить разными привозимыми изобилиями, чрез что они и успокоиться могут.

За нужное или и за необходимое почитаю к прикрытию о г Кубани наших границ не оставить без занятия бывшей в старину город Моджары, кои лежит за спиной Моздока в дву стах сорока верстах на реке /л. 866/ Куме, имея по ней довольно лесу и земля к хлебородию способная и в протчих потребностях изобилует. То естли сей город обнять способом условия с кубанцами для торгу с ними и от них домогаться согласия каким бы то образом ни удалось получить, то из сего поселения великая польза произойдет тем самым, что уже от Маджар будет до Дону летнею верховою ездою четыре, да до Царицына пять дней. В день же должно полагать шездесят верст. Чрез что от стороны Кубани будет безопасность, да и самые наши калмыки останутца в безопасности от кубанских набегов, да и от своих легкомысленных покушеки конечно удержены будут.

Всемилостивейшая монархиня! Естли сии преднамерени мудрым вашего императорскаго величества провидением в высочайшее благоволение принять соизволите, то я по слабости моего разумения полагаю по всей сей линии начав от фельтшанца, кои лежит от Кизляра к морю в семидесят, а от моря в дватцети верстах по Терку зделать до Кизляра два или три поселения, от Кизляра ж до Моздока жительство предовольное состоит и могу донесть, что я, быв там с ими поселившимися казаками, видя их исправности как по службе, так и по изобилию земли весьма утешался, то оное и должно оставить как оно ныне есть, только старые станицы разпространить от их чрезвычайной тесноты, что учинить нетрудно, ибо оне и сами без всякия помощи исподоволь разпространятца. А затем за Моздоком по избираемым местам выселивать добровольно выходящих из гор от осетинскова подворья по реке Терку до Бештамака и до Татартупа, делая те селени с таким укреплением, как /л. 867/ наши казацкие станицы уделаны. Но необходимым поставляю, [360] чтоб во всяком таком поселени начальник был наш и в каждом бы месте не меньше третьей части поселенных наших салдат. А всего лутче гусар и казаков, к коей последней службе и самой тамошней народ весьма склонен, что и может быть в подобие того, как и по Волге реке в новозаведенных станицах калмыки смешанно с казаками поселяютца, а тем самым их нравы, обычаи и язык истребитца и лехко придут нечувствительным образом в существительные вашему императорскому величеству поданные.

Равным образом от Моздока к Маджарам надлежит такие ж поселени, по усмотрени мест назнача, завесть и сколько таковых наититца может, в свое время представить можно будет.

На сие поселение потребны люди, коих изобресть нетрудно как обыкновенно из разных полков отставные салдаты посылаютца на поселение в разные места, а большею частию в Казанскую губернию, то сих обратить в сию сторону с тем только, чтоб избирать на первой случай людей поздоровея, потому что оне в сих местах не могут быть без службы по необузданной ветренности живущих народов, а паче к сему употребить из гусарских полков. И буде возможно сыскать Военной коллегии отдукава либо казаков, но всех таковых людей присылать з женами и детьми и снабжать их всеми оружейными и аммуничными вещьми и на первые годы определить гарнизонное жалованье кроме их поселения потому, что вся трудность и служба их должна быть в самые первые /л. 868/ времена по точной притчине необузданных и непривыклых еще народов видеть таковые заведени, то и необходимо заслуживают ту милость те люди, кои все сии трудности преодолевать должны, и надлежит их селить наперед во Осетинском подворье, сообщая с выходцами из гор, потом к Татартупу, а тем самым умножением людей приобрящется большей привоз из гор руд и разработавание оных, да и самые те жители придут во обязанность с нашими, и так сие утвердитца и дикость тех народов умяхчится, то и не трудно уже повсеместное и к Маджаром по назначенным местам поселение зделать.

А к тому не неприлично б было зделать высочайшую милость пожалованием позволения служащих штап и обер афицерам или выехавшим из Грузи в вечное вашего императорскаго величества подданство дворяном, кто пожелает в сих местах собственные поселений зделать своими людьми или добровольно вышедшими к ним во услужение, и для того давать им земли безденежно, где оне пожалают, однако ж с тем разсмотрением, чтоб ис того не произошло обиды тамошним жителям, для чего те отводы и делать с их неспорнаго ведома, при том же хотя сию милость для лутчего заведения жительств хозяйства и служащим в тех местах спомоществования в их содержании будет полезною, однако ж во избежание грабительств никогда не позволять селить хуторами или малыми скотскими [361] дворами, но всегда им строитца с такими ж укреплениями, как и протчия селени учреждены будут для чего и могут оне соглашаясь по нескольку человек одно селение заводить. /л. 869/

Ко обузданию сих варварских народов первым и главнейшим правилом поставляю старатца всеми способами их грубое невежество истребить, а способ приобретаю тот, чтоб с ними иметь на первой случай всевозможные ласки и приветство и делать им самые малые награждени тем, кто склоннее своими фамилиями преклонятца будут, завесть в Астрахани школу для их владельческих детей с пристойным учением, воспитывать их благородно, и потом старатца их вводить в службу регулярную и нерегулярную, в какую чья склонность будет, не касаясь на первой случай ни до веры, ни до платья, и дозволить владельцам при детях своих по их нынешнему обычаю посылать дядек и мамок, без коих оне ни под каким видом никуда не отпускают, также позволить и самим отцам или матерям для свидания с своими детьми приезжать, а кто ис питомцов преуспеет в науке и поведении, тех на некоторое время отпускать в горы, дабы б, видя их, другая упорствующие владельцы к таковой же отдаче поощрены были, то сим способом неоспоримо нравы и невежество их искоренятца и тем придут в вечное вашего императорскаго величества подданство, да и преобрящете на вечные времена все горы с их сокровищами. К чему мне по бытнисти моей в Кизляре первой опыт был, там содержутся от разных владельцов дети в аманатах взрослые и малолетные, ис коих один добровольно выучился по-русски чисто говорить. Я, видя ево в том успевающа, приласкал, и, говоря с ним, советывал ему, чтоб он ко мне в Астрахань приехал, где б я его с моим сыном пристойным наукам учить стал. Он на сие весьма свое желание изъявил, и хотел у отца своего просить позволения, а сие самое и сходствовать /л. 870/ будет с указом вашего императорскаго величества из государственной Коллеги иностранных дел апреля от 8-го 1763-го года, коим повелено содержащихся в Кизляре горских аманатчиков старатца склонять ко обучению российской грамоте и приводить в людкость, а от варварских нравов отводить. О чем кизлярским комендантам и повеление дано. Но таковаго не было их в том попечения, кроме что бывшия в крепости Святаго Креста аманатчики некоторые самоохотно тому обучились. И так естли б на первой раз двух или трех из них получить в Астрахань, то надеятца можно, что по небольшом времени их нарочитое число набралось, да и тогда б и в аманатах нужды не было, когда б дети их в училище были и могли б со временем совсем и к вере христианской притти.

И естли высочайшее вашего императорскаго величества соизволение на сие будет, тогда план и о сумме на то особо представить можно будет.

Подобно сему надлежит иметь в Моздоке для старшинских детей и других желающих также и сирот школу как то и ныне [362] по осетинской проповеди коммиси оная положена, однако ж ея со всем не состоит ни от чего инаго, как от единаго не прилежания находящагося там протопопа и священников, а должно ей быть в лутчем призрени и порядке, где и могут обучаться по руски говорить и писать, а по возрасте употреблятца в службе между казаков или в поселянския чины, а к тому желающия и в церковнослужители, как и по сей коммисии положено протопопу старатца из их детей церковников заводить и на то и суммы от вашего императорскаго величества определена. /л. 871/

На остаток за небезнужное признаю приступить к Большой Кабарде, которой дела не довольно мне сведомы, а по древней ея преданности к крымскому хану весьма сумнительною состоит. Но по бытности моей в Моздоке, в самое то время возвратился оттуда майор Тоганов, определенной по указу Коллеги иностранных дел к делам Большой Кабарды и был посылан от генерал порутчика Демедема с объявлением турецкого мира и что оне оставлены в стороне вашего, императорскаго величества, коего я и распрашивал о их состояни, силе жительстве и с каким оне усердием известие о мире приняли, хотя я толи кого сведения, какого желал, от него не получил. Однако ж сколько его смысл и познание доставало мне донес, что в Большой Кабарде находится верных вашему императорскому величеству и принявших то известие с охотою владельцов тринатцать с несколькими узденями, и желание имели со мною видитца, но по отдаленности и не имея о приезде своем от меня приказа не поехали. А когда де приказано будет, то охотно исполнят. Напротив того, противных и откладывающихся от вашего императорскаго величества, а прилепляющихся к крымскому хану состоит главной Хам-Мурза Разсланбеков с несколькими сообщниками, коих щитаетца до пятнатцети человек, хотя сей к нему приезжал для выслушания тех пунктов, но объявил, что де мы тому не верим, а как возвратитца их посланник ис Крыма, и о том мире уведомит, тогда верить и с протчими согласны будут и с тем отъехали, в коем числе есть из сильнейших сих противников Мисост Баматов и всегда иметь может до дву тысячь человек, протчие ж хотя равные /л. 872/ по породам своим с ним, но уже все безсильнея его. А егда б все кабардинцы соединились, то могут иметь до пятнатцати тысячь человек, следовательно, по сей их общей силе в кое собрание по необузданию своему им притти неможно, то и оная есть не суть важная в подкрепление ж нам в той же Кабарде есть верные, коих старатца утвердить в верности при первом свидани, поставя их равно с владельцами Малой Кабарды, то тем самым и зломыслящия успокоеватда принуждены будут, а в противном случае необходимо должно всех сурово упорствующих и пребывающих в своих невежествах наказывать таким образом, сколь скоро никакое увещание преклонить не может, то взяв под караул отсылать в Астрахань, где и содержать под присмотром по [363] обстоятельству его упорства, но при всем том порядочно как владельца, а детей его взяв, приобщить в училище, чрез кое наказание последует очевидно ему и монаршее ваше милосердие тем, что он содержитца по его званию, а дети во обучени, то лехко притти может в признание. А тогда его и отпустить в дом, от чего необходимо и будет в должном повиновени сей штраф или лутче сказать смирение употребить на все тамошния народы, ни выключая никого, чем со временем до желаемого успеха и достигнуть можно. А естли б из сих противников дерзнули вооруженною рукою покуситься, то натурально таковых тем же способом отражать и наказывать по военному обряду.

По сим тамошним лехкомысленным народам на случай заведения толь важного необходимо на первой случай пока все народы не приведены будут в желаемое спокойствие должно иметь нарочитой корпус конной, составляющей больше гусар и казаков и несколько драгун, о чем положение с военною коллегией учинить можно. К тому ж гусары и могут комплектовала вольными людьми грузинами и армянами, коих людей без недостатка здесь иметь можно. И надлежит сему корпусу состоять в точной команде той персоны, кому сие дело от вашего императорскаго величества по высочайшей милости вверено будет как разпоряжающему все сии дела по их обстоятельствам.

И так, поелику слабые мои силы достигли объяснить о всех местах, мною примеченных, в мудрое и прозорливейшее вашего императорскаго величества провидение, и естли высокомонаршее вашего императорскаго величества соизволение последует, чтоб горное дело самым делом начать и поселении заводить, к чему кажется таперь и приступ настоит неупорной, то и надобно по высочайшей вашего императорскаго величества воли избрать ту персону, кому высокомонаршая доверенность пожалована будет, и потребно его снабдить горными мастерами и другими штап и обер афицерами, избрав людей отличного в тихости и скромности поведения, а крайне, старающихся о исполнени государственный пользы и при том необходимо быть по горным делам и по поселениям особой экспедици и особым приказным служителям. А затем необходимым же мнитца той управляющей /л. 874/ персоне в разсуждени так великой отдаленности иметь полную власть на решение всяких встречающихся дел, коих предвидеть неможно, и для поощрения к ревностным исполнениям награждать, а в случае разных нерадивостей наказывать и отрешать собою, чтоб тем по отдаленности как первых ободрять и приохочивать к должному рачению, так и ленивых и нерадивых от того страхом и наказанием отвратить, чтоб таковые не имели случая, надеясь на отдаленность нерадивосткю своею, а не имея за то наказания, других соблазнять.

Вашего императорскаго величества всемилостивейшей государыни всеподданнейши раб. [364]

24-го апреля 1775 года.

Москва.

АВПР, ф. Осетинские дела,, оп. 128/II, д. 1, лл. 854-874. Копия.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. 1, Орджоникидзе., 1933, с. 269-279.


Комментарии

88. П. Н. Кречетников дает ошибочную ориентировку местоположения древнего городища Татартуп. Помещая его в районе урочища Бештамак, он таким образом относит Татартуп к району современного Пятигорска («Пятигорловины»). Однако верно было другое — что Татартуп — старинный город с каменными развалинами и ныне имеет обветшалую христианскую каменную церковь».

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.