|
№ 9 1765 г. сентября 28. — Указ Синода о реорганизации Осетинской миссионерской комиссии в связи с появлением в Осетии и Ингушетии духовных лиц иностранного происхождения /л. 499/ Указ ея императорскаго величества самодержицы всероссийская из святейшаго правительствующаго Синода Коллегия иностранных дел по данным святейшему правительствующему Синоду коллегия иностранных дел доношением представлено по доношению генерал-маэора господина Потапова о приехавших в Осетию двух католицких патерах с переводчиком по объявлению их для осмотру киштинскаго народа, а когда де от римского папы будет соизволение, то и проповедь предприять намерены. И хотя оных патеров им, господином Потаповым, выслать велено, однако и от оной коллегии об оном указом ему подтверждено. А каким образом при той высылке велено поступить, о том как в доношении оной коллегии, так и в приобщенной с указу посланного ко оному господину Потапову копии обстоятельно явствует. Оная ж коллегия прописывает, что показанные грузинские духовные не токмо в проповеди никакого успеха не приносят, но что от умерщаго архимандрита Пахомия (как предсмертию ево открываться стало) и в передеходе /л. 500/ осетинцов и киштинцов в здешния границы по учиненным им противным внушениям препятствие зделано может де быть для того, чтоб здесь меньше известно было. И впредь сколько много или мало он и товарищи ево в проповеди в тамошнем народе трудятся, и чтоб определенное на содержание их иждивение всегда продолжалось, и при том представляла свое мнение, чтоб на место онаго умершаго архимандрита определить кого из российских духовных, коему бы пребывание иметь с новокрещеными в урочище Моздоке. И жалованья ему в разсуждении отдаленности места производить против бывшаго архимандрита по крайней мере вдвое. Что все так же и о учреждении чтоб осетинцы и киштинцы к приему римских проповедников охоты не имели, предано на разсуждение святейшаго Синода. А по учиненной в канцелярии святейшаго правительствующаго Синода о обретающихся в Осетии для проповеди слова божия грузинских архимандрите Пахомии и протчих духовных персонах справке значится: 1-е. Оной грузинской архимандрит с протчими духовными грузинскими ж персонами по сношению с правительствующим /л. 501/ Сенатом в Осетию в 1745-м году отправлены потому, что правительствующий Сенат из российских людей туда посылать для пограничных мест имел тогда сумнительство. 2-е. При оной их посылке выдано им на первой случай из Штатс-канторы тысяча рублев. А жалованье им по 1752-й год [43] по определению правительствующего Сената производилось по окладу пребывающих в Москве грузинских духовных же персон. 3-е. В том 1752-м году по неоднократным от онаго архимандрита о скудости того жалованья и о прибавке духовных персон представлениям по общим святейшаго Синода и правительствующего Сената определениям по асигнации Штатс-канторы от Астраханской губернии чрез Кизлярскую крепость производить определено: архимандриту — двести рублев, хлеба тритцать четвертей; игумену — сто дватцать пять рублев, хлеба дватцать четвертей; иеромонахом — каждому по семидесяти по пяти рублев да хлеба по десяти четвертей. А бельцам 6 сколько их обретаться будет, одно денежное, каждому священнику по семидесяти пяти рублев, дьякону — пятьдесят, дьячку и пономарю — по сороку рублев в год. Итого на всех /л. 502/ их в каждой год денег тысяча триста рублев, хлеба семьдесят четвертей. А число оных быть там положено. А имянно: архимандриту — одному, игумену — одному, иеоромонахом — двум, да из бельцов, жительствующим в Москве и в Кизляре, дозволено оному архимандриту с ведома преосвещеннаго астраханского набрать священников пятерых, дьякона одного, дьячков пятерых, пономарей тож число. 4-е. Для поспешествования в призывании из тамошняго народу ко святому крещению на роздачу убогим, на рубашки холста и протчаго в 746-м- 752-м годах по сенатским определениям от Штатс-конторы отпущено по пяти сот. Итого тысяча рублев да на покупку к пяти церквам утвари и колоколов триста семьдесят семь рублев пять копеек. 5-е. По присланным из оной Осетинской коммисии доношениям показано про свещенных святым крещением ис тамошняго народа обоего полу с 745-й по 764-й год две тысячи восемьдесят пять душ. 6-е. Между тем с 746-го году означенные грузинские духовные персоны все препоручены в полное ведомство преосвященному астраханскому с тем, чтоб они по близости к Осетии о всяких церковных делах и поведениях и о других случающихся нуждах /л. 503/ к решению по правилам святых отцов к нему представляли. Что и сего 1765-го году в генваре. месяце учиненным святейшаго Синода определением подтверждено. А понеже сообщенным правительствующаго Сената ведением также и присланными святейшему Синоду от преосвященнаго астраханского и от кизлярского коменданта генерал-маэора господина Потапова доношениями представлено нижеследующее. 1-е. От преосвященнаго астраханского, что де упомяненной архимандрит Пахомий в 764-м году октября 9 дня умре. И что де в бытность его преосвященнства в Кизляре по чинимому чрез нарочно посланных от него и от вышеозначенного [43] коменданта господина Потапова следствию усмотрено его преосвященством что в Осетии, в Кахетии и в киштанцах и в протчих местах разного народа в грекороссийской закон приведено многое число. А святых церквей, кроме одной деревянной, при подворье грузинских духовных состоящей в построении не имеется. Да и помянутой де новопросвещенной народ за нерачением тех духовных и за неисправлением службы едваль ныне закон христианской знает. Потому что де те духовные по большой части пребывание имели в Кизлярской крепости и упражднялись для /л. 504/ своих прибытков за пашнями и в разводе виноградных садов, а не в проповеди слова божия. Оной же де архимандрит находился пред его преосвященством в непослушании и к произведению во священники минув его преосвященство посылал в Грузик и Милитию 7. И при том его преосвященство представил свое мнение, что за леностию и нерадением грузинцов надлежит быть при оном новопросвещенном народе и великороссийским иеромонахом или вдовым священникам, дабы они по незнанию тамошняго языка в священнослужении и исправлении мирских треб, а грузинские в проповеди слова божия упраздняться (Так в тексте; следует—«упражняться» ) могли. 2-е. От генерал-маэора господина Потапова о праздном пребывании оных грузинцов под разными видами в Кизляре, и что де в Осетии крещеные совсем без пастырей остаются и не токмо родящияся некрещеныя, но многие и крещеные без надлежащих таинств померли, что де видя принужден он, господин Потапов, тех духовных всех из Кизляра туда выслать и впредь, не описався в Кизляр впускать запретил. Когда ж де они пребывание примут в Моздоке, то де можно им будет на помощь содержания тамошней комиссии для хлебопашества /л. 505/ отвесть земли, чем они еще довольнее будут. Паче для того, что, бывает, к ним приезд осетинцов, которых они принуждены кормить, и в том де по правде несут из своего жалованья убыток. Для чегоб де надлежало им особливую сумму положить по меньшей мере в год хотя рублев до ста. И предав оное на разсмотрение святейшаго Синода, требовал указа, чтоб он по доверенной ему должности от времяни мог иметь и за духовными не токмо смотрение, но и побуждение во исправлении поручаемых им таких дел, которые со светскими распоряжениями сопряжены быть должны или быть случатся. 3-е. Из правительствующаго Сената ведением по доношеиию оной коллегии между протчим, что по воспоследовавшей 9-го октября 1762-го года от ея императорскаго величества высочайшей конфирмации на доклад от Сената о поселении при Моздоке принадлежащим к Осетинской коммисии духовным постановлено пребывание иметь в том же месте 8, где из новокрещен селение заводится будет. Как де и действительно уже их в [45] Моздок перевести велено, почему и переводчик той комиссии Пицхелауров в команду подполковника Гака яко тамошнего командира /л. 506/ определен, которой де перезывая на поселение в Моздок из тамошних горских жителей должен наблюдать по наставлениям оной коллегии, чтоб предварены были всякия по сему случаю сумнения с стороны хана крымскаго и Порты Оттоманской 9. А для того ж самого и проповедь христианскаго закона происходила б в тамошних народах з довольною осторожностию. Того ради по указу ея императорскаго величества святейший правительствующий Синод приказали правительствующему. Сенату сообщить ведение, в котором объявить: 1-е. Что по разсуждению святейшаго Синода для пресечения вышепрописанных произшедших в Осетинской коммисии от грузинских духовных персон непорядков и упущения надлежит ныне туда отправить архимандрита (как и оная коллегия представляет) из российских ученаго и к проповеди слова божия способнаго. 2-е. Оному архимандриту жалованья в разсуждении отдаленнаго места и чтоб он, будучи оным доволен, рачительнее в своем звании поступать мог, следует определить по крайней мере пятьсот рублев да хлеба тритцать четвертей в год. 3-е. Для оной же проповеди и ради подлежащаго священнослужения и протчих духовных треб исправления /л. 507/ определить к оному архимандриту, выбрав достойных и к тому способных иеромонахов двух, да священников, дьяконов и церковников толикое число, сколько их в вышеозначенной бывшей Осетинской коммисии было, ис коих бы половина была российских, а другая — из грузинцов, знающих осетинской язык. Из них же бы один при оном архимандрите и вместо переводчика толмачем быть мог. Жалованья ж оным определить иеромонахам по двести рублев, белым священникам по сту по пятидесят рублев, диакону — сто дватцать рублев, дьячкам и понамарям по семидесят по пяти рублев каждому на год. А при том под дворы и огороды, а белым священно и церковнослужителям и для хлебопашества земли потребное число. Кто ж из них должность толмача отправлять будет, тому и жалованье прибавить по пятидесят рублев на год. Оным же иеромонахам и протчим священно и церковнослужителям быть у архимандрита так, как у своего настоятеля в команде. А чтоб и оной архимандрит по отдаленности без надсмотрения оставлен не был, то ево со всеми при нем будущими духовными персонами в полное ведомство поручить /л. 508/ 8 преосвященному астраханскому на таком во всем основании, как о означенных в Осетинской коммисии бывших духовных персонах святейшим Синодом в 746-м и 765-м годах было определено. 4-е. Чтоб проповедь христианскаго закона в тамошних народах ко отвращению объявленнаго в ведении правительствующаго Сената сумнительства з довольною осторожностию [46] произходить могла, то для того как самому оному архимандриту, так и будущим при нем духовным персонам внутрь Осетии без дозволения тамошняго командира не ездить. А оную проповедь и обращение в христианской закон единственно только тем осетинцам чинить, который из тамошних жителей в Моздоке селиться будут 10. Буде же когда по усмотрению способности и внутрь Осетии жителям таковую проповедь чинить за пристойное разсудитца, то оное не инако производить, как з дозволения тамошняго главнаго командира. 5-е. А дабы осетинцы и киштинцы к приему римских проповедников охоты не имели, то оное тем наипаче отвращено быть может, когда по данному /л. 509/ от оной коллегии генерал-маэору господину Потапову наставлению означенным римским патерам приезд в Осетию вовся пресечен будет. 6-е. Для вспомоществования в призывании тамошних народов к святому крещению и ради удовольствия во время приездов их пищею и другим, в чем им большая нужда состоит (как оное и генерал-маэор господин Потапов за нужное почитает) неразсуждено ль будет правительствующим Сенатом определить в ведомство архимандричье особливую сумму, сколько правителствующаго Сената надлежащее определение. И что 7-е. А чтоб оным архимандриту и будущим при нем духовным персонам означенное жалованье производимо было из тех же команд, откуда прежним в Осетинской коммисии бывшим духовным производилось. О том и о всем вышепрописанным учинено б было онаго правительствующаго Сената надлежащее определение. И что учинено будет дано б было святейшему Синоду знать по надлежащему. Почему тогда и о действительном оных архимандрита та и протчих духовных персон /л. 510/ в упомяненное место отправлении достодолжное святейшаго Синода определение учинено быть имеет. Чего б для и о пристойном на отправление их туда коште без надлежащаго онаго правительствующаго Сената разсмотрения оставлено не было. О чем и в оную коллегию из святейшаго Синода дать знать указом и коллегии иностранных дел о вышеписанном ведать. Обер-секретарь Михайло Остолопов. Сентября 28-го дня 1765-го хода. На л. 499 помета: 1765 сентября в 29 день записать. АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/11, д. 1, лл. 499-510. Подлинник. Комментарии 6. Бельцы — духовенство, служившее в обычных церквях. Черным духовенством, в отличие от белого, бельцов, называлось монашествующее. 7. Милития, в документах встречается так же как «Милитинское царство — идентично Имеретии, Имеретинскому царству. 8. Синод и Коллегия иностранных дел считали, что в новых условиях, когда члены Осетинской комиссии грузинской национальности проявили себя недостаточно надежными, следует назначить руководителем комиссии духовное лицо из русских. Соответственно менялось и местонахождение этой комиссии—Моздоке, поскольку русский священник, не мог долго оставаться за пределами пограничной линии. 9. Русское правительство, продвигавшееся в своей внешнеполитической деятельности далеко на юг, нарушало, конечно, условия Белградского договора. Тем не менее оно избегало обострения с Турцией и Крымом и стремилось скрыть от них свои действия на Северном Кавказе. 10. В 60-х гг. XVIII века, когда только что была основана крепость Моздок и создавалась новая пограничная линия — Моздокская, русское правительство крайне было заинтересовано в переселении осетин и других горцев в Моздок, где они, принимая христианство и поступая на службу, способствовали-бы укреплению русской пограничной линии. |
|