Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 19

1766 г. ноября 30. — Донесение игумена Григория кизлярскому коменданту Н. А. Потапову о найденных им в Осетии полиметаллических рудах, эксплуатации рудных месторождений Осетии грузинскими царями и осложнениях в осетино-кабардинских отношениях 19

/л. 909/ КОПИЯ 3 ДОНОШЕНИЯ, ПОДАННАГО К ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ И КИЗЛЯРСКОМУ КОМЕНДАНТУ ПАТАПОВУ ОСЕТИНСКОЙ КОММИСИИ ОТ ИГУМНА ГРИГОРИЯ 30 НОЯБРЯ 1766 ГОДА

В бытность мою в нынешнем году в Осетии для проповеди слова божия окресчено мною разных уездов и деревень мужеска и женска полу двести пятдесят шесть душ. И во время моего во оных местах пребывания отыскано мною разных руд, також и каменьев некоторое число, которые при сем вашему превосходительству представляю. А какие точно оные, по неискуеству моему ко оному металлу знать не могу. Токмо оные места не те, о которых я прежде представлял, а другие. А до прежних мест ныне я сам не ездил и никого ис тамошних жителей не посылал в разсуждени том, дабы открытца им те места не могли и опасаясь, чтоб живущим в тех местах людем не подать какой притчины. Известился ж я чрез осетинскаго новокресченаго старшину Давыда Мамиева, что из вышеписанных прежних мест серебреную руду еще покойной грузинской царь Вахтанг Леонович, которой по выезде из Грузии в России скончался, чрез даваемую от него плату многое число себе в Грузию получал. А кроме ево до сего время никто об оной руде /л. 910/ известен не был. Токмо нынешним летом грузинской же царь Иракли отыскал в тех местах, где оная руда состоит, одного знаюсчаго в металле искуство человека, несколько пуд той серебреной руды получил. За что того человека немалою суммою наградил. Токмо оной тое руду ему, Ираклию, доставляет тайным образом, а не явно. Да и слышал же я от показаннаго ж старшины Мамиева, что та руда состоит в серебреной и золотой руде смешенная.

В небытность же мою в Осетии в прошедшую зиму, а находился я тогда для некотораго по Осетинской коммисии дела в Кизляре, находясчейся в Моздоке командиром господин полковник Гак посылал от себя человека к асетинцам с письмами для требования от них их детей ко обучению грамоте. Токмо те [63] осетинцы отдачею своих детей ему, Гаку, отказали с тем, что они у себя имеют для проповеди слова бюжия игумна Григория, котораго оне уже з дватцать два года знают и во всем к пользе их от него уверены. И от них уже двоя детей при нем, игумне, находятся. И естли и еще из детей их ему, игумну, потребны будут, оне отдавать должны. А как я в нынешнее лето в Осетию приехал, то кабардинцы, услыхав присылку от господина полковника Гака к осетинцам для требования от них детей прислали от себя к тем осетинцам человека со увещанием, дабы оне не могли детей своих /л. 911/ в российские руки отдавать, потому что, естли оне такую отдачу учинят, то дети их будут в России как и их, кабардинские дети, ва аманатах останутся и обратно возвращены к ним не будут. И в тое же мою бытность те кабардинцы к ним осетинцам присылку, чинили, подзывая их в общее с ними соглашение как з Большою, так и Малою Кабардою и настоят бы им в том, естли кто кабардинцам будет неприятель, к тем бы и оне склонными не были. Почему от них кабардинцов никакого им осетинцам притеснения чинено не будет. На что осетинцы им объявили, что с ними в союзе мирном оне быть не отрекаются, только с тем, естли от них кабардинцов касается какое-либо возмездие к крымской стороне, то и оне в том им спомоществовать должны. А естли же от них какое намерение к противному случаю российской стороне есть, то оне осетинцы к такому их преступлению никогда согласными быть не могут, потому что уже оне неоднократно о верности к российской стороне присягали и приняли святое кресчение и веру греческаго исповедания. Но наконец чрез мое увещание оне осетинцы тем кабардинцам от их намерения совсем отказались, и как кабардинцы от них осетинцов такой отзыв получили, то приняли в великое себе огорчение. И ныне оне на осетинцов немалую злобу возымели и внушают им, что оне за то не оставят чинить им притеснении /л. 912/ пленением и смертным убивством людей. Но однако оне, осетинцы, в нынешнее мое в Осетии пребывание отдали мне четырех знатных фамилей старшинских детей для обучения грамоте, а именно Дигорскаго, Захинскаго и Нарскаго уезду, да в то ж время вывезен мною из Осетии Захинскаго уезду кресченой старшина Генцауров с женою и детьми в Моздок, где и поселен. И хотя оне и более детей своих ко обучению отдавали мне, токмо я по безсилию моему в содержании их более детей их не принял по такому первому случаю, а более имел опасность от кабардинцов, дабы по выезде моем из Осетии до Моздока не могли б оне учинить на меня нападения и их бы детей пленить по той притчине, что как я ныне стал осетинцов вызывать на поселение в Моздок. Також и детей их от них брать ко обучению грамоте, что оне как я слышу от некоторых мне приятелей их же черкес имеют на меня немалую злобу, и где б я им не попался, то бес притчины от их рук не миную.

Да как и вашему превосходительству небезизвестно, что [64] кабардинцы в бытность мою в Осетии прислали ко мне на грузинском диалекте письмо с подтверждением злобясь в вышеписанных притчинах на меня, дабы в Осетии подворья совсем небыло б, и я б более тамо не обращался, а выехал бы оттуда вон,

Что ж от меня прежде сего вашему превосходительству представляємо не было, чтоб по непривычке к моздоцкому воздуху тем мальчикам /л. 913/ для обучения грамоте май, июнь, июль и август месецы при мне быть в Осетии, а протчие в году месяцы учились бы в Моздоке, то сие от меня предлагаемо было но прошению их отцов, чем оне от меня и обнадежены, почему и дети их мне отданы в разсуждении том, что и отцам их надежнее будет, ибо отлучить их наивсегда в Моздок для непросвященнаго (В тексте « не проосвященнаго» ) народа видится быть неудобно, потому что кабардинцы тот час станут им внушать, буттю их взяли в аманаты, что уже от них и внушаемо было. И по такому случаю и по их малолетству отдалить мне их себя никак неможно и хотя бив Моздоке был, то и наивсегда им при мне быть надлежит, где и застроенную для их школу приказать ко окончанию привесть. А хотя оне и теперь при мне находятца, токмо не в празности, обучаютца иа грузинском и (российском диалектах грамоте.

Хотя ж присланным из святейшаго правительствующаго Синода в прошлом 1756-м году от 14 сентября к покойному архимандриту Пахомию указом и велено было ему для учреждения в Осети ко обучению малолетных осетинцев школы учинив выписку прислать к докладу немедленно, токмо по неимению в то время у него тех школьников, то и выписки не послано, но токмо ныне по моему старанию собрано тех школьников как и выше показано шесть человек, кои при мне и находятся, на которых /л. 914/ также и на учителя прошу чтоб повелено было определить денежное жалованье, которое и производить бы им сначала их вступления в школу. А по мнению моему кажется и то, егда показанные школьники действительно российской грамоте обучатца и в совершенные лета войдут и в России обживутца, то уже и не уповательно, чтоб оне паки в свою сторону возымели намерение, но будут со усердностию старатся отцов и матерей их також и родственников вызывать на жительство в Россию.

И все сие подношу на разсмотрение вашего превосходительства.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/ІІ, д. 1, лл. 909-914. Копия.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. I, Орджоникидзе, 1933, с. 287-290.


Комментарии

19. В ноябре 1766 года игумен Григорий доставил кислярскому коменданту образцы руд, обнаруженных им в Осетии. Комендант, в свою очередь, отправил их астраханскому губернатору. Но поскольку и в Астрахани не оказалось людей, способных определить содержание металла в найденных рудах, то губернатор переслал их в Петербург. Именно с этого в 60-х гг. XVIII в. началось геологическое изучение Осетии.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.