Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 17

1766 г. сентября 20. — Письмо осетинских старшин кизлярскому коменданту Н. А. Потапову о посылке в Моздокскую школу четырех осетинских детей, о враждебном отношении к осетинской школе кабардинских князей

/л. 901/ ПЕРЕВОД С ПИСЬМА ГРУЗИНСКАГО, ПИСАННАГО НА ИМЯ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА И КИЗЛЯРСКАГО КОМЕНДАНТА ПАТАПОВА ОТ ОСЕТИНСКИХ СТАРШИН, ПОЛУЧЕННАГО СЕНТЯБРЯ 20-го ДНЯ 1766 ГОДА

В нынешной великой пост детей наших прислали к вам, и о чем прозьба наша была, письменно доносили и что от вас нам [60] обнадеживание было, мы в той надежде были и ныне находимся, в том же естли еще известие не получили, просим вас паки игуменское дело напамятовать и где надлежит паки представить.

Наши дети весьма благодарны приехали от вашего превосходительства, а наипаче о сем благодарим, что игумена Григория в нынешней год не отпустили в Петербург и к нам во Осетию возвратили. А он вовсе лето с нами обращался для проповеди слово божие и двести шездесят душ окрестил, и что он иные добрые дела творил, кроме крещения обо всем со временем представить имеем.

Из Моздока полковник Петр Иванович к нам прислал человека и письменно писал, кто де из осетинских народов желает детей своих отдать в науку, то де на Моздок привезите их, ставим де учить в книгочтении, как сие слово черкасы слышали и к нам прислали с таким объявлением: Слышали де, что россиане детей просют у вас для учения, а мы де вам дружески знать даем, как наших детей к рукам прибрали россиане и ныне во аманатчиках имеются у них, и очередно сменяем наших детей. Також де и вашим детям зделается, когда у нас /л. 902/ сей разговор был, тогда и игумен Григорей здесь же обретался.

А мы напротив того ответствовали: Вы магометане, христианству противны, и для того де вам россиане не верют. А мы и веру российскую приняли, хотя в горах жительство имеем, однако усердием своим под покровительством ея императорскаго величества находимся. И того мы не сумневаемся, чтоб россияне нам то зделали, о чем вы говорите. Мы истинно доносим, что назад тому дватцать два года будет, как оной игумен во Осети находится от больших даже до малых всезнаем и во всех делах верим. Хотя бы он в нынешной год дватцать человек взял детей наших во ученики, мы бы и в том ему не отказали. Только он четыре человека взял, больше того не мог в сие время взять. А мы ему с таким уговором дали детей наших, чтоб они в зимнее время на Моздоке были для учения, а летом во Осетии, покамест к воздуху тамошнему худому привыкнут, чтоб наши дети не померли.

А о протчих наших вестях имеет игумен донесть.

Вашего превосходительства рабы осетинские старшины.

Нарскаго уезду Мамиев сын Пари бывши, а ныне Иоан.

Мамиев сын Дохчико бывши, Давыд. Балаев сын Кочара бывши, Христофор. /л. 903/ Мамисонскаго уезду

Зурабов сын Коргока бывши, Георгий.

Азов сын Елкан бывши, Илия.

Захинскаго уезду Фомиев сын Чечи бывши, Феодор.

Биратов сын Некси бывши, Илия. [61]

АВПР. ф. Осетинские дела, оп. 128/1І, д. 1, лл. 901-903. Перевод с грузинского.

Опубл.: Материалы по истории Осетии, т. I, Орджоникидзе, 1933, с. 285-286.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.