Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 71

1748 г. октября 22. — Ведение Синода Сенату с сообщением о вынесении выговора астраханскому епископу Иллариону за самовольный отпуск архимандрита Пахомия из Астрахани обратно в Осетию, о вызове его и грузина Отара из Осетии для произведения допросов и очных ставок для выяснения истинных причин доносов игумена Николая, брата его Кайхосро и архимандрита Пахомия и о присылке в Синод и Сенат обстоятельных выписок из следственного дела 56

/л. 112/ Секретное.

СВЯТЕЙШАГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩАГО СИНОДА ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ ВЕДЕНИЕ

Сообщенным святейшему правительствующему Синоду правительствующий Сенат сего октября от 8-го ведением объявя о присланном из Астрахани вообще от тамошних архиерея и губернатора, по известной во Осетии находящейся для проповеди в духовных персонах комиссии, что оной начальствующий архимандрит Пахомий по воспоследовавшему на него с протчими ево ж свиты от игумена Николая и брата его Кайхосура в противных поступках протесту, будучи уже прислан в Астрахань, оттоль по некоему от его согласников изобретенному к свободе ево из Астрахани ухищренному способу, тем астраханским архиереем паки в тое Осетию упущен, доношения, о чем де и святейшему правительствующему Синоду от оных архиерея и губернатора писано ж, требовал какая по вышепоминаемому представлению в святейшем Синоде резолюциа воспоследует, о том бы святейший Синод благоволил правительствующий Сенат уведомить. А в Канцелярии святейшаго правительствующаго Синода по справке: 1. О вышеупомяненном по Осетинской комиссии во упуске архимандрита Пахоми из Астрахани паки в Осетию случае, точно ж (как и правительствующему Сенату) общее от астраханских архиерея и губернатора доношение святейшему Синоду прислано.

2. Минувшая майя от 19-го сего ж году от помянутаго ж астраханская архиерея доношением святейшему Синоду было объявлено, — понеже де по поданным его преосвященству так от Иоанна архиепископа грузинская, так и от игумена Николая с братом Кайхосуром письменным объявлением показаны на означенная архимандрита Пахомия весьма великоважнейшия дела, /л. 112об./ как де о том он, архиепископ Иоанн, не только от оная игумена Николая и брата его Кайхосура, но и от посторонних людей учинился быть известен, что оной архимандрит России не доброхотствует. И как святейший Синод, так и правительствующий Сенат во всем обманывает и деньги в жалованье получает напрасно, и из того жалованья пересылает к милитинскому и кахетскому царям и брату своему в грузинския земли немалыя подарки, и служителей при себе держит довольно, на коих платье кладет серебряное богатое, и сам переездами своими в Грузию и в Мелетию, Кахетию и Осетию с теми служительми чинит по плутовству своему веселые, роскошные и славные забавы. И осетинской [173] де народ склонял в подданство к вышепомянутым царям, из которых к кахетскому Теймиразу посылал со иеромонахом Ефремом из осетинской деревни Картаули в подданство для службы войска 300 человек, 57 и протчия непорядочныя поступки чинил. А онаго же майя 16-го предписанной архимандрит Пахомий, по требованию его преосвященства, из Кизляра от генерала-лейтенанта Девица при сообщении прислан к его преосвященству в Астрахань. Токмо де следовать о вышеписанных важных ево архимандричьих делах без достоверной о Осетии справки некем, ибо без посылки в тое Осетию для разведывания справиться о том в Астрахани более не с кем, а послать в Осетию для разведывания кроме кизлярских обывателей некого.

А оной де архимандрит словесно его преосвященству объявлял, что якобы по некоторому секретному указу надлежит ему ехать в Осетию в скорости и ежели де промедление учинится, то по комиссии ево воспоследует без него в том секрете немалое замешательство и остановка, и просил, чтоб ево отпустить в Осетию. Токмо де за показанными на него важными делами без указу отпустить его ево преосвященство опасен. И тому ж де поданным его преосвященству онаго майя 15-го помянутые игумен Николай и брат его Кайхосро доношением просили, чтоб того архимандрита за показанными от них на него высоковажными /л. 113/ делами из Астрахани до указу никуды не отпускать, дабы де он, выехав в Осетию, не мог, признав свою винность, скрыться по ево письмянным пересылкам в Милитинское или Кахетское государства. А каково, по требованию его преосвященства о житии и состоянии онаго архимандрита, подано его преосвященству майя 2-го от помянутаго преосвященнаго Иоанна, архиепископа грузинскаго, письмянное объявление, с того сообщил копию, в коем то ж на него, архимандрита Пахомия, показано, как и выше из того его преосвященнаго Иоанна объявления прописано, а притом междо прочим, ему бы де, архиепископу, по старости уже ево никаких слов и объявления ни о ком производить не подлежало, понеже де ожидает себе смерти, токмо де неправды терпеть не хочет и объявляет самую сущую правду, хотя ему в том бы и умереть, истинно, что игумен Николай с братом своим оболган напрасно и тюремное содержание и скорбь терпят безвинно. А оной де архимандрит обращается не в подражание апостольское, но пребывает всегда в веселости и в немалом роскоши и о всем де ево, архимандрита Пахомия, поведении имеющейся при нем, Пахомии, грузинец Отара, человек праведной, ежели де ево призвать, то де всю правду скажет и под присягою засвидетельствует. А помянутых игумена Николая и брата ево Кайхосура в допросех объявлено, что де они никакого возмущения и [174]препятствия и отвращения от святаго крещения осетинскаго народа не чинили и чтоб им, осетинцам, не быть в подданстве под протекциею ея императорскаго величества, не отвращали, а учинилася де в крещении тому осетинскому пароду остановка от помянутаго архимандрита, которой де оных осетинцов от подданства и от высочайшей ея императорскаго величества протекции чрез пересылаемые от себя письма к кахетскому и к милитинскому царям отвращает и приводит под их протекцию, а не под российскую и протчая, ссылаясь на прежде поданное от них о том означенному преосвященному астраханскому объявление, о котором в какой силе было писано в сообщенном из святейшая /л. 113об./правительствующая Синода правительствующему Сенату иуниа от 7-го сего году ведении объявлено имянно. А помянутой архимандрит Пахомий святейшему Синоду иуниа от 13-го доношением между протчим же объявил, — в 747-м де году приехал из Москвы в Осетию грузинец Кайхосур Махотелев, коего брат родной игумен Николай обретается в их комиссии. И оной де Кайхосур по прибытии своем многие богохульные и противно закону и интересу ея императорскаго величества от 21-го майя по 12 генваря сего 748 году зачал злости чинить, в которых де многих трудах и в презельных разных смятениях находились помянутое время. И тогда де осетинской народ в великое развращение и опасность пришли, только де едва их бог помиловал и на девятом месяце оное смущение и развращение насилу утишилось. И от диавольских оная грузинца с братом ево действий едва спаслись и обоих их насильно и разными чрез владельца Олдигиреа Киляксанова способами приманили в Кизляр, и по представлению ево с братиею отосланы под караулом в Астрахань к преосвященному Иллариону, епископу астраханскому, который от них всякия доношении принимает, а ему, архимандриту, всякие злобы и ненависти показывает и никуда из Астрахани не отпущает. Просил, чтоб до той их комиссии ему, преосвященному астраханскому, ни в чем не касаться, и от того б ево отрешить, понеже де вместо вспоможения всегда препятствие чинит, да и впредь более от него добраго наставления и вспоможения ожидать нечаятельно.

И по указу ея императорскаго величества святейший правительствующий Синод по всему вышеписанному разсуждая, что какая сторона из оных сущую истину доносит и которая ж неправедные приносит клеветы неизвестно. А от единой на другую произошли протесты о таких важностях, что обе как евангельской проповеди, так и высокому /л. 114/ ея императорскаго величества интересу зависят в противности, чего без следствия о самой истине оставить весьма не надлежит, дабы тем впредь другим к таковым продерзостям, вероломности и безстрашию поводу не подать. И хотя для того по [175] представленным астраханским архиерея и губернатора резонам и следовало, чтоб о том, каким секретным образом, чрез кого возможно разведать в самой Осетии, но таковых людей, чрез коих бы то разведание учинить как в Кизляре, так и между терскими казаками по незнанию осетинскаго языка не усматривается, а хотя б таковые и нашлись, но в том ближней надежды, чтоб то за довольно быть могло, еще не находится.

А к тому ж чтоб тамо оное разведование учинить и не безсомнительно, ибо между оными протесты оказывается, что осетинцы между коими проповедь чинилась, якобы по призыву чрез помянутаго архимандрита, под протекцию отдались кахетскому царю, коему уже и дань платили и в службу, якобы ж до 300 человек к нему с иеромонахом Ефремом были отправлены.

И тако чтоб оной секрет между осетинцы могли утаится и наружу не произошел, и не разглашен был никак не надежно, из чего б не возпоследовало и вящей в них какой конфузии, и потому инаго способа, как бы об оной истине розведать, святейший Синод не обретает, как точию чрез посредство представленного на то от вышепомяненнаго Иоанна архиепископа грузинскаго, а имянно пребывающаго при означенном архимандрите Пахомии грузинца Отара, яко, по засвидетельствованию его преосвященства, человека праведнаго, естли то свое о нем засвидетельствование его преосвященства и ныне по архиерейству своему утвердит.

Что же до сыску онаго архимандрита из Осетии в Россию следует, то каким наилучше способом оной ему учинить, всякие тому приличные средствы находить и крайне неусыпное /л. 114об./ старательство и попечение, чтоб как скоро возможно то учинить должен помянутый преосвященный астраханский, понеже он о показуемой на того архимандрита и его согласников важности, чрез поданной ему ж самому протест, уже совершенно ведая и в руках своих того архимандрита имев, да еще в предосторожность не только от вышереченных протестателей представление, по и от реченнаго преосвященнаго Иоанна архиепископа о том же важном подозрении засвидетельствование приняв, неведомо, чего ради дався ему, архимандриту, и согласником ево на обманные представлении, не обождав же на посланное свое о тех же ево подозрительствах к святейшему Синоду доношение указу из Астрахани, отпустил, чего было ему отнюдь чинить не подлежало.

Того ради ПРИКАЗАЛИ учинить следующее:

Преосвященному Иллариону епископу учинить выговор, что он реченнаго архимандрита Пахомиа, за вышепоказанным на него от игумена Николая и брата ево Кайхосура поданным в великоважное противности протестом, по которым и сам его преосвященство точно святейшему Синоду [176]присланным доношением объявил, что его, архимандрита, за показанными на него высоковажными делами обратно во Осетию без указу из святейшаго Синода отпустить опасен, не обождав на посланное свое доношение из святейшаго Синода указу и не взирая на подтвердительное от означеннаго игумена Николая и брата ево Кайхосура о том неотпуске (за показанными на него от них высоковажными делами), дабы он, выехав в Осетию, не мог, признав свою вину, скрыться по ево письмянным пересылкам в Милитинское или Кахетское государства представление, неведомо для чего отдався /л. 115/ на един его архимандричей словесной донос, а согласников ево на обманные письма, ево, архимандрита, в Осетию отпустил обратно. И то его преосвященство учинил весьма неосторожно и крайне не разсмотрительно, чего ему чинить отнюдь не надлежало.

Того ради его преосвященству велеть о сыску того архимандрита из Осетии в Россию, а притом и вышепомянутого грузинца Отара употребить всемернотщательное неусыпное попечение, каким бы то наилучше способом возможно учинить, с согласием и помощию от астраханская губернатора и генерал-лейтенанта Девица крайне прилежно, усматривая таких средств, чтоб той сыск мог быть учинен без всякой между осетинцы конфузии. И когда он, архимандрит, потому в Кизляр выедет, то онаго оттоль под крепким караулом, а грузинца Отара за вероятными поруками выслать в Астрахань. И как высланы будут, о надлежащим по касающемуся до него, архимандрита, допросе и о протчем чинить, как о нем и заключающихся с ним по тому важному делу преждепосланными из святейшаго Синода к его преосвященству из правительствующая же Сената к астраханскому губернатору указы повелено. А чтоб об оном архимандрите, пристойное о сыску ево в Россию общесогласное вспоможение, и когда тот архимандрит из Осетии в Россию выедет, дабы точно с ним так было поступлено, как вышеозначено к астраханскому губернатору и генералу-лейтенанту Девицу от правительствующаго Сената /л. 115об./ соблаговолено было послать указы, того об. от правительствующая Сената требовать ведением.

Естли помянутый преосвященный архиепископ Иоанн прежнее свое о вышепоказанном грузинце Отаре засвидетельствование в том, что он человек праведен и подлинно всякой веры достоин, и ныне точно и надежно утвердит по своему архиерейству, то по произведении оному архимандриту в том, что на него протестовано допросов и по учинении с протестатели очных ставок, приведши ево Отара с подобающим довольным о беспристрастном показании предувещанием, яко по представлению онаго архиепископа Иоанна, могущая верным быть свидетелем к присяге и по объявлении ему, [177] как онаго архимандрита Пахомия на игумена Николая и брата ево Кайхосура, так и их игумена Николая и брата ево на него, архимандрита Пахомиа, протестов, тако ж и произведенных грузинцу ж Беро допросных речей, что, кто из них, б чем, на кого сущую истину доносит, и кто же в чем показал ложно, и почему, — допросить о всем подробно, без упущения, и тем то следствие окончав и учинив о правых и виновных, как прежде посланными ж указы повелено, из того следствия обстоятельные выписки с экстракты при общих доношениях прислать к разсмотрению в святейший правительствующий Синод /л. 116/ и в правительствующий Сенат.

Помянутому преосвященному Иоанну архиепископу грузинскому об означенном грузинце Отаре, что он подлинно ль человек праведен и всякой веры достойный, подтвердительном по архиерейству своему засвидетельствовании, понеже чрез посредство того Отара имеет некое важнее дело, о коем и его преосвященству (как из дела показуется) небезизвестно, а имянно, о обретающемся в Осетии архимандрите Пахомии с его согласники и о игумене Николае с братом, кои ныне имеются в Астрахани, следствием быть окончано, чтоб в том, чрез то его свидетельство, но подпал кто под вину безвинно, и чтоб его ж преосвященство о том, что (кроме оных игумена Николая и брата его Кайхосура) от кого именно посторонних людей и когда, что оной архимандрит Пахомий России недоброхотствует, и святейший Синод и правительствующий Сенат во всем обманывает, и из получаемаго жалованья пересылает к милитинскому и кахетскому царям и к брату своему в Грузию немалые подарки, и что на служителей своих платье кладет серебряное богатое, и сам переездами своими в Грузию, в Мелетию и Кахетию чинит веселые роскоши и славные забавы, его преосвященство учинился быть известен. Тако ж и о обретающемся в Осетии архимандрите Арсении, что каковаго он состояния человек и проповедническую тамо должность поручить ему можно ль. Прислать в святейший Синод обстоятельной /л. 116об./ репорт немедленно.

И о том к его преосвященству, а по вышепрописанным первому и второму пунктам к преосвященному ж Иллариону, епископу астраханскому, послать из святейшаго Синода указы, кои и посылаются.

И правительствующий Сенат да благоволит о том ведать и учинить по ея императорскаго величества указу.

Обер-секретарь Яков Леванидов.

Октября 22-го дня 1748 года.

На л. 116 об. под текстом помета: Подано и слушано в 24 день того ж октября. [178]

На лл. 112-116 об. скрепа: Секретарь Никифор Слопцов, канцелярист Евдоким Череповский.

ЦГАДА, ф. 259, сп. 22, д. 1575, лл. 112-116 об.


Комментарии

56. О своих планах в отношении Осетинской духовной комиссии и архимандрита Пахомия губернатор подробно доложил русскому правительству (см. док. № 70). Однако ни одно из правительственных учреждений не одобрило планов губернатора. Напротив, как свидетельствует печатаемый документ, Синод был очень встревожен тем, что архимандриту Пахомию была представлена возможность вернуться обратно в Осетию.

57. С отправкой кахетинскому царю Теймуразу 300 осетин из Куртатинского общества игумен Николай связывал и вооруженную стычку между Кайхосро и Пахомием, о которой рассказывали осетинские старшины А. Бибирюлеву.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.