|
№ 70 1748 г. сентября 17. — Донесение астраханского губернатора И. О. Брылкина и епископа Астраханского и Ставропольского Иллариона Сенату с просьбой о прекращении следствия по делу Осетинской духовной комиссии в Астрахани и о целесообразности перенесения его в Москву в контору Синода /л. 98/ О секретном деле. В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ ОТ ЕПИСКОПА ИЛЛАРИОНА АСТРАХАНСКАГО И СТАВРОПОЛЬСКАГО И ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ БРЫЛКИНА ДОНОШЕНИЕ По указом ея императорскаго величества из святейшаго правительствующаго Синода от 4-го июля ис правительствующая Сената от 28 июня, которые нами получены августа 14 чисел сего года, повелено: против объявления выехавшая из Осетии в Россию игумена Николая и брата его грузинца Кайхосура Еристовова о расточени находящимся при Осетинской комиссии архимандритом Пахомием с согласники ево игуменом же, иеромонахом денежной казны и протчего в подарки и о выезжани в Мелитинскую землицу, а паче о противных корреспонденций с мелитинским и кахетским царями и протчих действах и реченным игуменом Николаем и братом его по протесту того архимандрита, нам обще, секретным образом, немедленно изследовать. И из всего того к надлежащему разсмотрению прислать в святейший Синод и в правительствующий Сенат при общих доношениях обстоятельные выписки и экстракты с нарочным, а кто из бывших в Осетии духовных персон явится невиновен, оных, по силе /л. 98об./ прежняя общая правительствующаго Сената с святейшим Синодом разсуждения, отправить обратно в Осетию, не удерживая нимало, чтоб за неимением их тамо в привождени осетинцов в православную християнскую веру остановки не было, паче ж и крестившияся, яко еще в вере неутвержденные, уведав о той комиссии и о задержани тех духовных персон под караулом, в проповеди их и в прихождении в христианской закон не возымели б какого сумнения. Показанных де в ведени святейшаго Синода взятых архимандритом тамошняго народа 5 человек, ежели оные в Санкт-Питербург для крещения ехать пожелают, отправить, в силу прежняя [166] правительствующаго Сената июля 15 дня 1746 году определения и сообщенная святейшему Синоду ведения и посланная в Астраханскую губернскую канцелярию указа, за препровождением порутчика Бибирюлева. А с кем из духовных персон оное оставлено в разсмотрение святейшая правительствующая Синода. И по оным ея императорская величества указом о вышеозначенных находящихся во Осетинской комиссии духовных персонах — архимандрите Пахоми, игуменах Христофоре и Николае, иеромонахе Ефреме, тако ж и о брате игумена Николая грузинце Кайхосура, дело (которое производилось по получения /л. 99/ вышеоглавленных указов у меня, епископа Иллариона) нами обще разсматривано, в котором явствует 2 доношения, присланные из Кизляра от упоминаемая, определенная к Осетинской комиссии порутчика Бирюлева, по объявлению иеромонаха Ефрема и архимандрита Пахомия на игумена Николая и брата его грузинца Кайхосура о возмущении ими ко отвращению осетинская народа от крещения и от подданства ея императорская величества, да от оных, игумена Николая и брата его грузинца Кайхосура, поданное объявление на предписанная архимандрита Пахомия с согласники его игуменом же Христофором, иеромонахом Ефремом о расточени денежной казны и протчаго в подарки и о выезжани в Милитинскую землицу, тако ж о противных корреспонденций с милитинским и кахетским царями и протчее, как о том о всем во оном деле показано, имянно, о чем святейшему правительствующему Синоду от 20 генваря и от 22 марта сего года донесено. И по воспоследовавшему на первое от 20 генваря доношение, присланному из святейшая правительствующая Синода указу, велено: реченнаго игумена Николая и брата его грузинца Кайхосура без всякаго времяни упущения мне, епископу, пред собою каждая порознь о учиненном ими в крещении осетинцов препятствии и о возмущении того народа, /л. 99об./ допросить обстоятельно. И по тем их допросам, кем и как возможно изследовать, и что по тому следствию окажется, объявить святейшему Синоду доношением со всяким изъяснением. А их, игумена Николая и брата его Койхосура, содержать, где пристойно, до указу, под крепким караулом. А о произходящих от обретающаяся в Осетии архимандрита Пахомия и протчих с ним отправленных духовных персон в Осетии непорядках, ссорах между собою и драках, что какие, и когда, и от кого, ис каких притчин точно оные произходили пристойным образом, к лутчей вероятности чрез кого возможно ж еще наведаться и изследовать. И что окажется, по тому ж святейшему Синоду репортовать. А какие он, архимандрит, в Кизляре сады, огороды, рыбные ловли, пашенные земли и сенокосы, и откуды себе приобрел, и на коликую всего того по смете имеет быть денег [167] сумму, — о том бригадиру и кизлярскому коменданту князю Оболенскому, достоверно и как пристойно осведомясь и освидетельствовав, прислать в святейший правительствующий Синод обстоятельный репорт. И о том к нему, коменданту, указ из святейшаго Синода послан, по которому указу вышеупоминаемые игумен Николай и брат его грузинец Кайхосур мною, епископом, допрашиваны порознь /л. 100/ и показали, что оне никакого возмущения и препятствия и отвращения от святаго крещения осетинскаго народа не чинили и чтоб им, осетинцам, не быть в подданстве под протекциею ея императорскаго величества не отвращали, а учинилася в крещении тому осетинскому народу остановка от помянутаго архимандрита Пахомия, которой оных осетинцов от подданства и от высочайшей ея императорскаго величества протекции чрез пересылаемые от себя письма х кахетскому и милитинскому царям отвращает и приводит под их протекцию, а не под российскую и протчее, ссылаясь на поданное от них о том предписанное объявление. Да сверх оного от преосвященнаго Иоанна архиепископа грузинского о непорядочных ево, архимандрита, поступках и о протчем подано письменное объявление, которое, обще с теми допросами, потому ж отправлено в святейший правительствующий Синод при доношении от 9-го майя сего года. А по сообщению о посылке в Осетию для вышеупоминаемаго разведывания генерал-лейтенант Девиц во ответ сообщил, что таковых знающих осетинскаго народа разговора ис тамошних дворян и ис протчих чинов не отыскано, а затем для того в Осетию никто не послан. При котором сообщени из Кизляра упоминаемой архимандрит Пахоми в Астрахань прислан, /л. 100об./ точию он в вышеписанном ни о чем не допрашивал, о чем с следующим прописанием, что о тех важных ево архимаидричьих делах без достоверной в Осетии справки следовать некем, и справитца о том здесь бес посылки в Осетию для разведывания более не с кем, а послать в Осетию для разведывания кроме кизлярских и гребенских обывателей некого. И что оной архимандрит Пахоми словесно мне, епископу, объявляет, якобы по некоторому секретному указу надлежит ему ехать в Осетию в скорости и ежели промедление учинитца, то по комиссии его воспоследует без него в том секрете немалое замешательство и остановка, ради чего, хотя он, архимандрит, и просит отпуска обратно в Осетию, но за показанными на него важными делами без указу святейшаго Синода отпустить ево опасно. Святейшему правительствующему Синоду от меня, епископа, от 29 майя донесено и требовано, что со оным архимандритом чинить указу, а о посылке в Осетию из кизлярских обывателей, знающих черкеской и татарской разговор, для разведывания и достоверная изследования определено было указом к помянутому [168] генералу-лейтенанту Девицу. А июня 8 дня находящейся при нем, архимандрите Пахомие, служитель грузинец Беро, называемой по-русски Борис, /л. 101/ которой со оным архимандритом был в Осетии, отчего оной осетинской народ в крещении остановился, мною, епископом, допрашиван, и показал, — что вышеимянованной грузинец игумена Николая брат Кайхосур просил архимандрита Пахомия з братнею, чтоб определить ево в Осетии над осетинским народом главным старшиною и дать бы ему письмо. Которому оным архимандритом от того отказано, что того без указу святейшаго Синода учинить ему не можно, за что злобствуя, оной грузинец Кайхосур и брат ево игумен Николай стали осетинской народ от крещения и от подданства высочайшей ея императорскаго величества власти, чтоб им, осетинцам, не быть под протекциею ея императорского величества, возмущая отвращать и протчая, как о том во оном допросе явствует. А июня 10 числа в доношений находящихся при Осетинской комиссии игумена Христофора, иеромонаха Ефрема з братиею написано: по указу де, присланному от меня, епископа, к вышеупоминаемому архимандриту Пахомию повелено ему, архимандриту, с прибывшими из Осетии старшинами 5 человеки ехать в Астрахань, точию оные прибывшие с ними из Осетии старшины окрещены в Кизляре и затем ехать с ними ему, архимандриту, уже не для чего, а намерены были в скорых числех ехать обратно в Осетию, для нужнейшая /л. 101об./ исполнения, по присланному к ним из святейшаго правительствующая Синода сего году апреля 5 числа, ея императорскаго величества секретная указу, також и для взятья ис той Осетии знатных фамилей старшин, с которыми и намерен был он, архимандрит Пахомий, ехать в Астрахань. А ныне, не приняв нужнейших их, по тому секретному из святейшаго правительствующая Синода указу письменных представлений генералом-лейтенантом Девицом оной архимандрит выслан в Астрахань, бес которая, в силе того святейшаго правительствующая Синода секретная указу, надлежащего исполнения им исправить никак невозможно. И в том по тому указу учинилась по комисси их во всем великая остоновка. И просили оные духовные персоны, игумен Христофор з братиею, тем доношением, чтоб предписанная архимандрита Пахомия отправлением обратно к ним в Осетию не умедлить, дабы по вышеписанному присланному к ним из святейшаго правительствующая Синода указу не могло воспоследовать наивящей остановки, в чем бы в неисполнении по оному святейшаго правительствующая Синода указу не прийтти им в какой ответ. А июля 8 числа сего ж года находящейся при Осетинской комиси /л. 102/ порутчик Бибирюлев при репорте сообщил, — с указу святейшаго правительствующаго Синода, присланного к [169] нему, Бибирюлеву, от 17 числа сентября 1747 году копию, которым повелено архимандриту Пахомию с осетинцами, из старшин знатными, в Санкт-Питербург быть. Токмо б при нем, архимандрите, тех желающих из старшин знатных было не более как 5 человек и при них служителям их. По отбытии ж своем порученную ему комиссию до возвращения своего в Осетию поручить ис свиты своей кому он, архимандрит, заблагоразсудит и приказать с пристойным подтверждением, дабы опой со имеющейся при нем братиею в порученном им звании поступали с наиприлежнейшим тщанием, как посланным к ним от святейшаго правительствующая Синода чрез иеромонаха Ефрема наставлением повелеваетца без упущения, по которому предписанных игумена Христофора з братиею доношению, чтоб без него, архимандрита, не воспоследовало во исполнении по секретному указу остановки, к тому ж и по силе святейшаго правительствующая Синода указу, с которая от предписанная порутчика Бибирюлева точная копия сообщена. Повелено ему, архимандриту Пахомию, взяв из Осетии желающих святая крещения осетинских знатных старшин, ехать /л. 102об./ в Санкт-Питербург, дабы и оные осетинцы без него, архимандрита, ездою не остановились и тамо не воспоследовало б иногда либо у них, осетинцов, по их ветренным обыкновениям в крещении препятствия. Мною, епископом, оной архимандрит Пахомий, ради взятья и привозу в Астрахань тех старшин, в Осетию отпущен. Точию о сем и что ево, архимандрита, служитель допрашивал святейшему правительствующему Синоду еще не донесено. А последовали вышеоглавленные ис святейшаго правительствующаго Синода и ис правительствующая Сената указы, чтоб оное дело нам обще изследовать. А ис Кизляра от вышеписаннаго порутчика Бибирюлева получен репорт, что упоминаемой архимандрит Пахомий из Кизляра для исправления положенная на него по Осетинской комиссии дела того ж августа 15 числа в Осетию отправился. И тако что его, архимандрита Пахомия, и согласников ево в Астрахани и в Кизляре нет и без них следовать некем, мы неоднократно по сему делу имели к разсуждению съезд и каким бы образом ево, архимандрита, и согласников ево сюда из Осетии вызвать и следствие в силе вышеоглавленных указов начать, довольно разсуждали, но понеже к произведению того здесь следствия многия неудобности /л. 103/ предвидятся, а имянно: 1-е. Ежели его, архимандрита Пахомия, с его согласники, не изъясняя о следствии под другим претекстом здешним определением ныне оттуда сюда вызывать, а он, архимандрит, как здесь находился о сем деле сведом, и себя и его согласники в чем-либо ис того дела винными признаваются, то по здешнему определению, не имея из святейшаго [170]правительствующаго Синода к себе присланная указа, чтоб они из Осетии выехали не токмо неуповательно, но сумневаюсь, что оне требуется для того следствия не впали б во отчаяние и не удалились в Грузию или в Мелитинскую и Кахетскую землицы, отчего не последовало б интересам ея императорская величества предосуждения. 2-е. Естли же ожидать того, как оной архимандрит со осетинцами, с которыми ему в Санкт-Питербург прежним указом повелено ехать сюда и приедет, и тогда его от них отлучить, а послать их с порутчиком Бибирюлевым, как особо в присланных ис святейшая Синода и ис правительствующая Сената указех июля от 14 и от 25 чисел изображено, то податся может всему осетинскому народу огорчение, а ежели б оной архимандрит и его согласники оттоль ныне, оставя тамо до времяни осетинцов, и выехали сюда, /л. 103об./ но во Осетии из духовных никто не останется, ис чего последовать может в привождении осетинцов в православную христианскую веру остановка. К тому ж и крещеные, яко еще в вере неутвержденны, останутся без наставления. Отсюда ж на их, духовных персон, места туда послать или находящемуся тамо архимандриту Арсению, которой по требованию его, архимандрита Пахомия, к нему в Осетию в 1747-м году отправлен, проповедь производить приказать, не имея от святейшая правительствующая Синода указу, того учинить не можно. 3-е. Хотя бы здесь в Астрахани о вышеписанном весьма важном деле оными духовными персонами следовать и секретно, но по пограничности оное от осетинцов утаится не может, ибо помянутые духовные персоны до окончания того следствия ис под караула свободны быть не могут. А здесь разная народа находится довольно, в том числе много таких, которые смежны с осетинцами, кои, видя их осетинских учителей в аресте, разглашение тамо подадут, чего предустеречь никак невозможно, чрез что подастся тамо сумнение, и вместо желаемой пользы не произошли б какия худые следствия. Того ради святейшему правительствующему Синоду /л. 104/ о сем покорнейше донесено и требовано, дабы повелено было из святейшая правительствующая Синода во Осетию о выезде ему, архимандриту, с его согласники в святейший Синод, якобы для новейшая наставления, послать к ним указ, а на место их во Осетии быть и до указу потребное исправлять архимандриту Арсению, или кого другая по соизволению святейшая правительствующаго Синода туда послать. Следствие ж о том здесь ради предписанных по пограничности обстоятельств не повелено ль будет оставить. А для изследования, как игумена Николая з братом его грузинцом Кайхосуром ныне, так когда архимандрит Пахомий и его согласники оттоль сюда выедут, не объявляя им о сем деле, [171] отправить в Москву святейшаго правительствующая Синода в Кантору, где оное следствие произвесть по удалению от границы совершенно удобнее. Что же касается до разведывания об их делах в Осетии, оное учинить тогда, когда предписанные духовные персоны, кто во оном деле касаются, оттоль вызваны будут в Россию. И для того, хотя генерал-лейтенант Девиц о кизлярских жителях и отозвался, что из них к тому употреблению знающих осетинская народа языка людей у него не находится, а о гребенских казаках умолчано. И за неизвестием о сем, естьли из оных /л. 104об./ казаков к тому употреблению способные, ныне прибывшеи из Санкт-Питербурга того войска войсковой атаман Иван Борисов спрашиван. И что объявил, со оная, також из допроса архимандрита Пахомия служителя его Беро, копии, каковы святейшему правительствующему Синоду отправлены. Таковые ж при сем и правительствующему Сенату включены и оные доношении отправлены с нарочным Астраханская гарнизона сержантом Иваном Зубаревым, которому отсюда до Санкт-Питербурга и обратно в Астрахань на 2 почтовые подводы прогонные деньги выданы. И на сие покорнейше просим снабдить нас резолюциею, чего и ожидать будем. Илларион епископ Астраханской. Иван Брылкин. В 17 день сентября 1748 года. На л. 98 отметка о подаче: Подано 5 октября 1748 года. На л. 104 об. под текстом помета: Слушано в 7 день октября того ж года. ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 98-104 об. |
|