|
№ 60 1748 г. марта 21. — Письмо и прошения братьев Махотеловых, архимандрита Пахомия и Куртатинских и Цимитинских старшин о действиях их в Осетии /л. 463об./ А в поданном в 1748-м году в марте преосвященному Иллариону, епископу Астраханскому, объявлении, между протчим, оные Махотеловы написали. Когда де архимандрит Пахомий послал иеромонаха [134] Ефрема в Кизляр за конвоем, тогда некоторые из черкес приятели объявили Кайхосру, что де тот Ефрем поехал, как они слыша ли, на него, Кайхосра бить челом, то де тот Кайхосро архимандриту говорил, за что де они послали на него бить челом, ибо он никакой вины не учинил. То де они дали ему письмо в такой силе, чтоб он ничего не опасался, хотя де что на него и донесено будет, они де исправят. А тот архимандрит в ответе и оправдании сказал, что он в Кизляр к командующим за конвоем для препровождения как себя из Осетии так и для поимки оных Махотеловых, к вызову их в Кизляр за противныя их поступки и чинимыя в крещении осетинцов препятствии, называнием их пред осетинцы шпионами и другими непристойностями, о чем, о всем в поданном ево, архимандрита, святейшему Синоду в 749-м году декабря 19-го доношении показано, имянно: иеромонаха Ефрема 747-го году в декабре месяце посылал. А по отъезде до оного Кайхосро ему, архимандриту, с братиею так, за что де они послали на него бить челом, понеже он никакой противности не учинил, не выговаривал и письма в такой силе, чтоб он ничего не опасался, не давали. Точию де 1748-го года генваря 12-го, когда он, архимандрит, збирался из Осетии ехать, и чтоб и их Махотеловых с сот бою взять в Кизляр, тогда де оба они, ведая свои противности, может быть о том догадались, что он, архимандрит, будет на них /л. 464/ жаловаться, просили ево и игумена Христофора,, чтоб дать им обеим, а не одному Кайхосру одобрительное письмо. И он де, с Христофором посоветовав, разсудили, чтоб, они о том, как выше значит, дознався, куда не скрылись, такое им письмо дать и дали в том, чтобы тому Кайхосру до времяни жить в ином месте (то есть не тут с ними в свите, где они в Осетии будут иметь себе квартиру, но особо) доколе в Россию поедут. И тогда с собою ево взять и старание иметь о нем одолжились в таком междо собою разсуждении, чтоб он, Кайхосро, и более им пакости не учинил. Токмо ж де насопротив того и от них, Махотеловых, в том, что они во Осетии противныя поступки чинили, письмо взяли ль, кое при сем он, архимандрит, и объявляет. А в том от него, архимандрита, объявленном письме написано. 1748-го года генваря 12-го сие письмо дали архимандритам, игумену и братиям я, игумен Николай, и мой брат Кайхосро от сего дня ни в которых местах вам в противность ни словом, ни делом, не будем чинить и правды станим стараться и во оном осетинском народе, что нами худое чинено или говорено в евтой Осетии, и того постараемся очистить и ваших лошадей, катиров, ишаков, збруи и другое, что чего есть, оное то отдадим без остановки. Игумен Николай. [135] Вышеупомянутый ж архимандрит Пахомий сказал. Что де данною по доказательстве игумена Николая брат «во Кайхосро подпискою утверждается, на том ево брата Николая доказательстве, дав тому резон, что де как в общем их протесте показано, тое происходило. На оное он, архимандрит, объявляет, что оной Кайхосро вовсе то еже тем их общим протестом будто б чинившееся по приезде ево, Кайхосра в Осетию майя в последних числех 1747-го году показано, вплетается явь сумозбродно и безсовестно, ибо он по то время в Осетии еще и не был, а что ж показует с данного де /л. 464об./ ему, Кайхосру, за руками ево, архимандрита, также игуменов Христофора и брата ево Николая и иеромонаха Ефрема для подачи святейшему Синоду о бытии ему при их свите для вспомоществования при крещении иноверцов письма (в коем де упомянут он князем Эриставовым) копия имеется в святейшем Синоде, а подлинное в Астраханское консистории. И тому де он, архимандрит, не спорит, в такой силе к лицу святейшаго Синода доношение от них 1747 году в июне или июле месяцах, а в коем числе не упомнит ему, Кайхосру, дано было подлинно, точию не из доброй воли, но из крайней в сем себе смертной опасности по нижеследующему случаю: как оной Кайхосро, приехавши в Осетию майя 26-го 1747-го году, начал с 5-го числа июня в той Осетии чинить великия (о коих он, архимандрит, неоднократно выше сего помяненным поданным святейшему Синоду декабря 19-го дня 1747-го году доношением обстоятельно по времяном объявил) мятежи и возмущении, а говоренныя им, архимандритом, брату ево Николаю, чтоб он ево унял, слова нимало не помогали, ибо и сам он, Николай, дабы тому ево брату быть при их свите путеводителем с жалованьем, и о том бы послать к самой ея императорскому величеству челобитную неотменно настоял же, чего он, архимандрит, с братиею учинить не посмел и от того отказался. — То де они, Махотеловы, общекупно паки начали осетинскому народу безпрестанно всюду внушать, называя их приехавшими от России в Осетию шпионами, что де осетинцы, услышав, стали некоторыя из них (как он архимандрит, приметить мог) иметь об них подзор и сумнение, чего де он, архимандрит, с протчею братиею убоясь, дабы от осетинскаго народа, яко еще дикаго, и всем им головою не быть побитым до смерти, вышеупомяненное тому Кайхосру к лицу святейшаго правительствующая Синода доношение, имяновав ево, хотя и ведая, что он не есть таков, как сам он назвался князем, и дали в таком разсуждении, чтоб тем ево удовольствовав, дать случай из Осетии ему, Кайхосру, со оным выехать в Россию. А по выезде б ево, тот народ уговоря, в прежний междо ими кредит им войти и дело свое во окрещении их паки продолжать. А между тем и в Кизляр к [136] порутчику Бибирюлеву обослаться письмом, чтоб то, данное оному Кайхосру их доношение, у него ему, взяв, удержать и в действо не производить, но о вышепомяненных их, Махотелевых, противных в Осетии поступках представить куда надлежит. О чем он, архимандрит, того ж 747-го году в июле /л. 465/ месяце, а от коего числа не упомнит, к тому Бибирюлеву и писал и надеется, что тот Бибирюлев об оном и святейшему Синоду донесть не оставил. А что же они, Махотеловы, в том, якоб они в крещении осетинцов препятствия не чинили, и не отвращали, и ево, архимандрита, с товарыщи не порочили, и шпионами не называли, и побить до смерти не похвалялись, запираются. То де на ближайшее их в том обличение, поданное в 748-м году осетинских старшин бывшому при комиссии их порутчику Бибирюлеву для объявления куда надлежит прошение, за пометою ево, Бибирюлева, по смерти ево, отцом ево духовным, грузинским архимандритом Арсением, ему, Пахомию, отданное, он, Пахомий, подлинное и с переводом при сем объявляет. В коем между протчими осетинцов нуждами оных, Махотелевых, бывшие в Картаульском и Чимском уездах противные поступки явствуют именно. А в том с прошения старшин переводе написано. Мы от нашей земли народа картаульских и чимских сим нашим архимандритом и с братиями его к вашему благородию отправлены. Всемилостивейшая и самодержавнейшая государыня, сожалея нашу землю, из монашествующих духовных персон, архимандрита с братиею, для учения закона соблаговолила прислать, за что благодарим всемилостивейшую и самодержавнейшую великую государыню. Мы ни у котораго государя как у турецкаго, так и у персидская в подданстве не бывали и ныне не находимся и никому до нас дела нет. 49 Нашей земли народ у великой государыни о бытии рабски вечном подданстве кланяются и просят под покров вечной. И милости просят, чтоб нашему народу в сию землю приезжать и отъезжать безопасно, между нами и казаками недальной путь лежит, и вам известно /л. 465об./ есть напредь сего дня смирная союзная торгу и караула мы черкесам давали по одному молодому барашку, и за непостоянства их тому, ныне 14 год, и того не даем. Мы оною божескою и великой государыни милостию, на нас воспоследовавшею, весьма были обрадованы и ныне пребываем, только един воплощенной диавол вбежал в нашу землю и незнающей народ пред богом и законом остались от него неисправны. Оные же Махотеловы вяще оной нашей земли народ многими худыми своими словами, делом и действием [137] землю кашу излицемерили, сверх онаго нашей земли знатнаго осетинца, старшину Брылкина, порубил правой руки указательной палец, коею и не владеет, и молебную нашу церковь разломал, и народ от святаго крещения остановил, и протчия непотребства словом и делом, что чинили архимандрит сам с братиею своею очьми своими видели. И оне донесут о их земли нашей врагов, кто нашему закону противник был. К тому человека украдкою послали и нас возмутили, черкесов, ежели б архимандрит и с братиями своими очинь не потрудилися и не постаралися, и с ними б не помирили, то б друг друга перебили б до смерти, и к кровопролитию приведены были, точию бог чрез сих наших духовных персон трудами между нами примирения учинилось. А по обыкновению нашей земли оных подлежало нам побить до смерти за такое учиненное в нашей земле дело, но по прошению и старанию наших духовных персон избавились. И как оные Махотеловы в нашу землю и приехали, в то же время нашего народа и землю возмутили, и христианству много убыли учинили и многия лукавства употребили. Мы желание имеем здеся креститься и по заповеди христовой и вере утвердиться. /л. 466/ Благородный господин порутчик Андрей Борисович, мы чрез твои слова персонально желали донести, токмо ты болен, а без твоих слов не можно объявить, и сие нашей земли просительныя слова письмянно объявляем, и куда надлежит изволь представить. Картаульския старшины Тезий, Тока, Амистала, Гучий, Гаги, Мазий. У того подлинного письма вместо рукоприкладствия чернилами поставлены шесть крестов. Во окончании ж подписано по-грузински тако. Сии картаульских и чимских старшин представления слова я, Григории, иеродиакон, со осетинскаго языка на грузинский язык переводил. Марта 21-го дня 1748-го года. ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 463 об. — 466. Копия. Комментарии 49. Напоминая о том, что осетины «ни у которого государя как у турецкого, так и у персидского в подданстве не бывали» и желают быть в «вечном подданстве» России, осетинские старшины тем самым указывали на свое независимое положение от условий Белградского мирного договора 1739 года (см. ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 457 об. — 458.). |
|