Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 56

1748 г. января 21. — Протокол Сената о посылке секретного указа в Осетию к архимандриту Пахомию о продолжении обращения осетинского народа в православную веру и прекращении приведения его в российское подданство

/л. 50/ Секретно

1748-го генваря в 11 день в собрание правительствующаго Сената докладывано: по поданному сего ж числа из Коллегии иностранных дел доношению, коим на посланной из правительствующаго Сената в ту Коллегию от 7 числа сентября минувшаго 1747 года указ: о разсмотрении о осетинском народе, которой чрез находящагося тамо архимандрита Пахомия по крещении в верности и подданстве ея императорскому величеству к присяге приводится, не будет ли такое к присяге оного народа привождение постановленным с Портою [124] Оттоманскою или с Персиею мирным трактатом противно и о представлении о том со мнением в ответ представляет. Из сообщенного де правительствующему Сенату от Коллегии иностранных дел в генваре месяце проитедшаго 1744 году (по объявлению бывших тогда здесь кабардинских владельцов) известию уже сведомо, что оной осетинской народ, разными по уездам званиями именующейся и в Кавказских горах между обоими Кабардами в пограничности к Грузии живущей, вольной есть и ни у кого в подданстве не состоящей, а только некоторыя из оных кабардинским владельцам малую подать дают. Издревле сей народ, когда еще Грузия в полной своей силе состояла (как о том в поданном в Коллегию иностранных дел грузинского игумена Христофора доношении показано), под владением грузинских царей был. По завоевании ж Грузии от турков и персов и разделении оной между ими осетинской народ в своей вольности остался. И потому о том народе, яко вольном и никому не подлежащем в постановленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактатах ничего не упоминается. Следовательно же и противности оным областям в привождении того народа к христианской вере не признавается и быть нечаемо. /л. 50об./ Что же до приводу оного к присяге касается, то Коллегия иностранных дел разсуждает, что привождение оной ныне весьма рановремянно быть видится. Потому что из того народа, по их многолюдству, некоторые, токмо еще малое число, а не все окрестились, а которые и крестились, то они яко недавно крестившияся чрез толь краткое время в твердом по надлежащему христианского закона содержании еще никак основаться не могли, отчего присяга их, следовательно, яко в вере и благочестии совершенно еще не утвердившихся и прямо христианского закона и должности онаго не знающих, мало полезна и впредь едва ли прочна. Да и ни к чему оному, как единственно к вящшему их чрез то получения себе отсюду каких-либо дач и награждении льщению повод служить имеет. Наипаче же не отпужать бы тем скорым привождением к присяге протчих осетинцов к принятию грекороссийского закона.

Того ради по мнению Коллегии иностранных дел надлежит от такого привождения их к присяге ныне удержатца, пока оной народ весь генерально в христианскую веру будет обращен и в истинном познании закона божия и благочестия утвердится. В протчем же разсуждается еще и сие, что оной народ (как выше означено), хотя и вольной есть и ни от кого не депендующей, однако ж рановремянным привождением онаго к присяге может соседственным с ними державам, яко то персам и туркам, некоторой омбраж подан быть, будто бы в каком намеряемом предприятии против их сей народ к [125] здешней стороне привлекается и в подданство приводится. И для того не лутче ли ныне к находящимся в Осетии духовным персонам /л. 51/ отписать, дабы они от того приведения к присяге удержались и токмо бы должность свою в привождении того народа ко благочестию и в законе утверждению ревностно исправлять тщались. Что же у них происходить будет, о том бы сюда от времяни до времяни доносили. Наипаче же все то предает в разсуждение правительствующаго Сената.

А по справке в правительствующем Сенате: августа 11 дня года правительствующим Сенатом по ведению святейшаго правительствующаго Синода определено и в посланном в святейший Синод ведении писано: ежели святейший Синод вышеозначенному архимандриту Пахомию с тамошними осетинскими из знатной фамилии людьми ехать в Санкт-Петербург заблагоразсудит, в том ему, архимандриту, позволение учинить. Но по тому ведению в святейшем Синоде, что учинено о том правительствующему Сенату не сообщено. И правительствующий Сенат, слушав вышеписанного, ПРИКАЗАЛИ: в святейший правительствующий Синод сообщить ведение, в котором написать, чтоб соблаговолено было из святейшаго Синода к вышепомянутому архимандриту Пахомию послать секретной указ, дабы он и протчия, находящияся при нем духовные персоны, осетинскому пароду к той присяге не приводили, а токмо б по своей должности /л. 51об./ ревностное тщание имели в привождении оного народа ко благочестию и утверждению в законе и что происходить будет, почасту б сюда доносили. Ежели ж они, осетинцы, сами из воли своей у него, архимандрита, неотступно требовать будут о приводе их к той присяге, то в таком случае, не объявляя им о том, что по указу к той присяге приводить их не велено, но токмо объявить им, что по указу ис правительствующаго Сената и из святейшаго Синода велено ему ехать немедленно с их старшинами в Россию, за скорым ево отъездом ныне к той присяге приводить ему некогда, а протчим остающимся тамо по ево отъезде духовным персонам, его подчиненным, без него, архимандрита, яко без главной духовной персоны приводить их к той присяге не следует. А дабы они в приходе ко благочестию не имели затем сумнения, то притом им объявить, что по желанию их к присяге, они приведены быть могут по возвращении ево, архимандрита, из России.

И о том же для ведома и в Коллегию иностранных дел послать указ. Подлинной за подписанием правительствующаго Сената. В 21 день генваря.

На ал. 50-51 об. скрепа: Канцелярист Иван Баженов.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 50-51 об. Копия.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.