|
№ 53 1748 г. января 9. — Донесение Коллегии иностранных дел Сенату о политической независимости осетинского народа и о непринуждении его к принятию присяги на верность России /л. 154/ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ДОНОШЕНИЕ В указе ея императорская величества из правительствующая Сената от 7-го числа сентября минувшая 1747 года в Коллегию иностранных дел писано: дабы о осетинском народе, которой чрез находящаяся тамо архимандрита Пахомия по крещении в православную греческая исповедания веру, в верности и подданстве ея императорскому величеству к присяге приводится, во оной Коллегии разсмотреть, не будет ли такое к присяге оная народа привождение /л. 155/ постановленным с Портою Оттоманскою или с Персиею мирным трактатам противно? И о том бы в правительствующий Сенат представить со мнением. На что правительствующему Сенату во ответ чрез сие и представляется. [121] Из сообщеннаго правительствующему Сенату от Коллегии иностранных дел в генваре месяце прошедшаго 1744-го году (по объявлению бывших тогда здесь кабардинских владельцов) /л. 156/ известия, уже сведомо, что оной осетинской народ разными по уездам званиями имянующейся к в Кавказских горах между обоими Кабардами в пограничности к Грузии живущей, вольной есть, и ни у кого в подданстве не состоящей, а только некоторый из оных кабардинским владельцам малую подать дают. Издревле же сей народ, когда еще Грузия в полной своей силе состояла (как о том в поданном в Коллегию /л. 157/ иностранных дел грузинская игумена Христофора доношении показано), под владением грузинских царей был, по завоевании ж Грузии от турков и персов и разделении оной между ими, осетинской народ в своей вольности остался. И потому о том народе, яко вольном и никому не подлежащем, в постановленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактатах ничего не упоминается, следовательно же и противности оным областям в привождении /л. 158/ того народа к христианской вере не признавается и быть нечаемо. Что же до приводу онаго к присяге касается, то Коллегия иностранных дел разсуждает, что произвождение оной ныне весьма рановремянно быть видится, потому что из того народа, по их многолюдству, некоторое токмо еще малое число, а не все окрестились, а которые и крестились, то они яко недавно крестившияся, чрез толь краткое время /л. 159/ в твердом по надлежащему христианская закона содержании еще никак основаться не могли, от чего и присяга их, следовательно, яко в вере и благочестии совершенно еще не утвердившихся, и прямо христианская закона и должности оная не знающих, малополезна, и впредь едва ли прочна, да и ни к чему оному, как единственно к вящшему их чрез то получения себе отсюду каких-либо дач и награждений лщению /л. 160/ поводом служить имеет. Наипаче же не отпужать бы тем скорым привождением к присяге протчих осетинцов к принятию грекороссийского закона. Того ради по мнению Коллегии иностранных дел надлежит от такого привождения их к присяге ныне удержаться, пока оной народ весь генерально в христианскую веру будет обращении в истинном познании закона божия и благочестия утвердится. В протчем же разсуждается еще и сеи, что оной народ (как выше означено) хотя и вольной есть и ни от кого не депендующей, однако ж рановремянным привождением оная к присяге, может соседственным /л. 161/ с ними державам, яко то персам и туркам некоторой омбраж подан быть, будто бы в каком намеряемом предприятии против их сей народ к здешней стороне привлекается и в подданство приводится. И для того не лутче ли ныне к находящымся в Осетии [122] духовным персонам отписать, дабы они от того приведения к присяге удержались и токмо бы должность свою в привождении того народа ко благочестию и в законе утвеждению, ревностно исправлять тщались. Что же у них происходить будет, о том бы сюда от времени до времени доносили, наипаче же все сие в разсуждение правительствующаго Сената предается. Таково за подписанием по сему: Граф Алексей Бестужев-Рюмин. Граф Михайла Воронцов. Генваря 9-го дня 1748-го. АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/11, 1743-1752 гг., д. 3, лл. 154-161. Опубл.: История Осетии в документах и материалах. Т. І. Цхинвали, 1962, с. 246-248. |
|