Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 37

1746 г. июля 1. — Протокол Синода о числе крещенного осетинского населения, о желании осетинских старшин приехать в Россию, учреждении школы, о создании осетинской азбуки, о грамотных осетинах — монахе Парфении и его учениках; о переводе грузинских книг на осетинский язык, строительстве церквей; о выдаче жалованья архимандриту Пахомию, игуменам Христофору, Николаю и иеромонаху Ефрему из Кизлярской крепости

/л. 286/ В протоколе святейшаго правительствующая Синода июля 1 дня 1746 году написано.

По указу ея императорская величества святейший правительствующий Синод по присланному из Осетии от [89] грузинских духовных персон июля от 12-го 1745 года представлению о производимом ими тамо в проповеди слова божия действии, что де за помощь божию с прибытия их туда по оное 12(1745) число июля ис тамошняго народа в веру христову ими приведено и святым крещением просвещено обоего пола 115 человек, в том числе несколькой и от знатной фамилии. С показанием при том же отчасти и об обычаех тамошняго народа, каковые бывают при погребениях умерших и в понятии после тех умерших жен их и о протчем в пятнадцати пунктах. И по ответственному Коллегии иностранных дел на посланной во оную из святейшаго Синода со означенного представления указ, что можно ль желающим для приятия благочестивыя христианския веры из тамошняго осетинскаго народа, кои суть знатной фамилии, оттуду в Россию приезд позволить, доношению тако ж и по вторично присланному от вышеозначенных же духовных персон чрез /л. 286об./ нарочно отправленная от них иеромонаха Ефрема доношению ж. Что де по силе объявленная пущенная от них июля 12 дня 1745 года репорта еще из осетинскаго народа святым крещением октября по 28 число того ж года просвещено 201 человек и ныне де за помощию божиею в крепкой надежде они остаются, что тот осетинский народ, когда им учение умножится и детей их будут обучать, то веру христианскую и святое крещение принять все не отрекутся, паче же ежели де при первом крещении их случае дано будет им каждому по одной рубашке, то де наиболее возимеют к тому охоту, что де учинить должно, когда же де их умножится, то де оную дачу тогда и отставить можно. А осетинския де старшины просят и делают, дабы позволено им было ея императорская величества указом быть ко двору ея императорская величества купно с архимандритом Пахомием и со определенным к ним порутчиком Андреем Бибирюлевым, и чрез них же духовных объявляют те старшины, по прибытии ко двору ея императорская величества о всяких секретах и тайностях и о протчем состоянии Осетинской /л. 287/ земли их добропорядочно. Да и по их де духовных мнению тех осетинских страшин желание исполнить должно. Причем просят дабы соблаговолено было яко же о вышеписанном, тако ж и о них самих, на чем бы им во Осетии впредь можно было себя содержать и порученное им дело исправить, милостивое решение учинить. А оной иеромонах Ефрем особливым доношением объявил. 1-е. Сколико дней они свитою своею от последняя терских казаков местечка во Осетию прибыли и какими тракты. 2. Что де тамо многорудные суть места и между дву де верст, где живут дигоры, везде имеются разные руды, в том числе серебряная, а как де им тамошние жители сказывают, что есть де тамо и золотая руда, он же иеромонах Ефрем во объявление означенная июля от 12 присланного от [90] помянутых грузинских духовных представления скаскою между протчим показал на пункт 12. Упомяненной в том 12 пункте Келмемед (коего племянник желает ехать в Россию) был из тамошняго дворянства по фамилии Баделидзевы и в христианскую веру крещен во Имеретии, еще до выезду грузинская царя Вахтанга Леоновича в давных годех. Помянутой де ево племянник природным именем нарицается Казы, отца ево звали Аллиал, а меньшей де ево Казы брат Еликан, по л. 287 приезде их в Осетию, крестился и дано ему имя Илья. /л. 287об./

На пункт «14». Из протчих де тамошних главных людей сюда ж ехать желают той же Баделидзевы фамилии из Кубатовых детей, коих всего 9 братий, которой-либо из них 1. Тако ж де и из протчих домов той же фамилии по единому, да из других местечек, кроме Дигор, по единому ж от старших, а сколько де всех, точно сказать не знает. А за наиглавнейших де они имеют оных Кубатовых детей, коих де дядя, а отца их брат родной именем Батакчико содержит за собою в замужестве братню жену, а их Кубатовых матерь й живут де все в одном доме и потому тамошние народы вси того дядю-их за главного себе имеют, и ему послушны, а ежели б де кто-либо из тамошняго народа учинил какую продерзость, то де тех Кубатовых дом за то на таком берет штраф скотом, а другого де наказания по их обычаю учинить им не может. Оные де все в Россию ехать желают в таком намерении: 1-е, чтоб им в России принять святое крещение, ибо де то они себе и своей фамилии за честь почитать имеют; 2-е, посмотреть российских обрядов и народа; 3-е, что желают быть в подданстве ея императорская величества. ПРИКАЗАЛИ: к вышеупомяненным грузинским духовным персонам на представленные от них пункты, что следует до церковная исправления /л. 288/ послать наставление и решение, содержания следующая: На пункт «10»: кои из тамошняго осетинская народа поженились на женах братних, по смерти тех братов своих, и объявляют желание свое к принятию святая крещения, да только под такими кондициями, чтоб их с теми братними женами и по крещении не разлучать, им духовным объявить, что того учинить никак невозможно, понеже как помянутое з братними женами сожитие, яко в сущем кровосмешении состоящее, и есть потому беззаконное, так и желание их таковое яко с самою истинною не согласующее, господу богу и церкви его святой весьма есть противно, ибо чрез то предпочли они любовь женскую, паче любви божией, чего ради на оное, чтоб на таких кондициях допустить их до святого крещения позволить и невозможно. И аще ли те вышереченные желатели по объявлении им вышеписанного от оного неполезная намерения своего раскаявся пожелают святое крещение принять нелестно, но самою прямою истинною верою и со оными [91] братними женами от супружескаго сожития за ближнее по крови свойство разлучатся, то их святаго крещения сподобить и аще ли кто из них по принятии того крещения пожелает /л. 288об./ по закону грекороссийския православный церкве понятий себе об. иную жену от верных, и в том им не возбраняется, також подобие и оным отпущенным от них братним женам, есть ли христианскую ж примут веру и по принятии пожелают посягнут за других же мужей верных, на то позволяется ж, а дабы оные новопросвященные христиане по неведению своему им в каком ближнем яко же по крови и по святому крещению сродстве тако и в сватовстве женитись не могли, для того объявить им, чтоб они, когда кто из них холостой ли или вдовец сговорит на ком» женитися, прежде объявляли о том им духовным, а по них будущим епархиальным своим священникам неотменно, а им между женихом и невестою разсматривать испытно, не имеют ли они между собою каковаго ближняго по крови сродства и ближняго ж сватовства, и те браки их и естли никакого возбраняющаго порока не явится благословлять по церковному чиноположению. А чтоб по святому крещению духовное сродство по восприемничеству новопросвящаемых от купели святой сторонниками не могло паче быть умножаемо, от чего к бракосочетаниям немалому случается бывати препятствию и невозможности, того ради при оном новопросвещаемых от купели святой восприемничестве велеть /л. 289/ всегда быть из ближних по крови их же родственников, например, деду у внука, брату у брата и у сына братняго, и сыну братнему у брата отца своего, а против сего ж и женскому ж полу у женского ж пола, только не более бы тех восприемников, у коего ж до восприемлемаго было как точию по единому лицу, у мужескаго лицу мужескому, а у женскаго женскому, только ж междо тем смотреть, чтоб кто не был восприемником детем своим, коих сам родил, тако ж и замужние жены восприемницами не были ж бы у таких людей, у коих сыновей воспринимали от купели супружники их, а подобие и супружники не были ж бы восприемниками сново у таких, у коих дочерей их воспринимали супружницы их, а у безродных восприемниками за нужду можно позволить быть и из посторонних, да только по единому ж лицу, а не более. На «11». Святую четыредесятницу ради Христовых спасительных страстей всю даже до живоносного Христова воскресения заповедывать им от всякого мясоедения удержаться и того для снедей посту приличных, обучать их саждению во огородных овощей, /л. 289об./ какие свободно тамо могут родитися и к коим тамошний народ может быть привычнее, им же предлагать и наставлять со тщанием, чтоб во дни помянутой святой четыредесятницы, яко мужие и жены, тако и их дети обоего пола, кои выше 7 лет от [92] рождения, исповедалися перед отцем духовным грехов своих и приобщалися святым божественным тайн телу и крови христовой по вся годы, показывая им притом коликая душевная польза из покаяния и причастия святых тайн бывает с довольным наставлением, а протчих святых постов с первоначалия, донеле же они утвердятся в вере христовой и обыкнут воздержанию постному, кроме 2 в каждой седьмицы дней, среды и пятка, им не налагать, токмо как пред Рожеством Христовым для почтения такого великаго праздника целую седьм дней, так и пред исповедию и причастием тела й крове христовой, аще ли бы кто от усерднейших пожелал /л. 290/ исповедатися и святых тайн приобщитися и кроме великаго поста не токмо от мясоядия, по и от жен своих воздержались бы целую ж седьм дней и притом же предъявить им хранить заповеди, сужденныя от святых апостол деянии глава «15» стих «29», еже блюстися от идоложертвенных и крове и удавлении и блуда и чего кто себе не хочет бытии, того бы и другим не творили. Тако ж де наставлять их о чистоте и нетленной ко всякому ближнему своему любви и о милостыни к самим суще убогим и прямым нищим, кои дряблые и престарелые вдовы же и сироты и сами себе пропитание достать немогущии понеже за таковые милосердия с верою дела обещает господь бог повремянной сей жизни воздати вечными в небесном царствии благами, кои в толь неисповедимой радости суть, что как святый апостол Павел (которой восхищен был от земли до третияго небеси) свидетельствует о том глас их же (рече), око не видет, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, я же уготова бог любящим его. На «13». О учреждении в Осетии для обучения малых отроков грамоте школы усердие их духовных весьма за благо приемлется, точию притом разсуждается, /л. 290об./ что лучше бы их обучать на их новокрещенных природном языке, а токмо на буквах грузинских. Чего ради прежде весьма и нужнейше есть, чтоб, во-первых, для обучения дигорских отроков сочинить азбуку (еже по грузински знаменует анбании), на грузинских литерах (что по грузински картум асо эбзед), второе, чтоб букварь, часослов, а потом служебник, апостол, евангелие, требник и протчие к службе церковной нужнейшие книги перевесть на их дигорский природный язык сколько возможно. Аще ли б к сему кто искусные тамо могли обрестись, а понеже не безизвестно есть, что один из природных дигоров имеется в Грузии в монастыре Иоанна Крестителя, человек такой, которой прежде по принятии веры во Христа в Грузии ж был белым священником именем Павел, а потом, по смерти жены своей, принял чин монашеский, в коем чину наречен Парфений, и что он же иеромонах Парфений имел при себе из дигорских отроков для обучения грамоте 12 человек, [93] именовав всех при крещении теми именами, какими нарицаются и христовы 12 апостолы, из коих трое, обучився грамоте и из Грузии выехав, живут в Осетии и поныне, в том числе 1 оному иеромонаху Парфению /л. 291/ имеется брат родной именем Петр, женат и детей имеющей, а протчие 2 иной фамилии, которые именуются, один Иаков, другой Андрей, и аще ли бы тот иеромонах Парфений мог их проповедающих послушать и из Грузии для вспоможения им в проповеди приехать к ним в Осетию, а к тому ж естли он же столько мог же бы быть искусен еже помянутые церковнослужебные книги и на природной дигорской диалект преводить и пожелает за такое толь благоугодное и душеспасительное дело взяться, хотя с помощию ему в том из природных грузинцев разумеющих священное писание, а означенные ученики его по тем новопереводным книгам во обучение дигорских отроков грамоте действительно вступить, то конечная имела бы быть надежда, что с помощию божиею христианская вера во Осетии имела бы утвердиться в вечные годы непоколебимо. Что же до того, на чем бы оной иеромонах со ученики могли себе тамо без нужды содержать, следует то о том всевозможное от святейшаго правительствующая Синода старание учинено будет и незабвенно, о котором того иеромонаха в Осетию призвании им проповедующим и приложить крепкое свое старание и чтоб по сему учинено будет, объявить святейшему Синоду репортом. На оной же 13 пункт, когда новостроящии в Осетии 2 церкви совсем /л. 291об./ совершенно будут построены, о том для отправления к ним священников писать в святейший Синод немедленно с подлинным на чем оные иереи с причтом могут тамо себя содержать объявлением, а притом же и об оном иеромонаха Парфения брате Петре объявить, что он священником может ли быть достоин и почему, а тем время нем пока опое известие пришлется преосвященному Иллариону, епископу Астраханскому велеть с приехавшими в Астрахань при преосвященном Иоанне, архиепископе Грузинском, монашествующими, тако ж и мирскаго чина людьми справясь о нижеявленном со всяким достоверием, прислать в святейший Синод известие немедленно. Из них грузинцов, яко из иеромонахов, иеродиаконов так и из белых священников и диаконов и других чинов не имеется ль таких людей, кои бы знали совершенно осетинская народа, дигоры именуемая, на их языке говорить, и не пожелали бы кто из таких аще ли высочайшим указом будет повелено у новосозидаемых в жилищах реченны дигоров (кои новосвятым крещением просвещены) церквей быть едины для священнослужения, другие же впротчем церковном причте и не имеется ль между ними ж такого человека, которой бы мог преводить с грузинского /л. 292/ на природный оная осетинская дигорскаго народа диалект на [94] грузинских литерах (еже по-грузински знаменует картум асо эбзед) святые церковно-служебные книги, хотя со употреблением в помощь себе (ежели без того быть невозможно) и из природных дигоров, кои знают грузинский диалект и, чтоб тот же человек был единой веры православновосточнаго исповедания, а не смешанной какой, например, с армянскою или другою коею православновосточной церкви противною, и он же бы мог разуметь и силу священнаго писания и аще ли такого достоинства человек. Тако ж и вышепомянутые для священно- и церковнослужения в Осетию желатели обрящутся, то как оной к преводу книг требуемой, так и другие желатели, како кто по имени и прозванию нарицаются и сколько кому от рождения лет, а кои из них же светския суть, то и между теми кто вдовый и кто ж жену и детии имеющим и кто ж еще холост, а в той же силе велеть ведомость особливо о себе из Москвы прислать и помянутому преосвещенному архимандриту епископу Иоанну, что же они ж проведающие пишут, что тамошние главные люди для крещения и поклонения высочайшему престолу ехать желают, а междо тем и для некиих секретов и объявления о состоянии Осетинской земли. А Иностранная коллегия на вышепомянутой /л. 292об./ посланной во оную указ представляет, что де отказать им в том кажется б не надлежало, как в разсуждении желаемого ими святаго крещения, так и для того, что когда б они здесь крещены, а к тому им и некоторыя приласкания показаны были, то б и когда от того такая польза быть могла, что они будучи тем побуждены по возвращении своем в домы и весь тамошний народ (буде же они сами тамо подлинно знатныя и силу имеющия люди суть) в единоверие и доброжелательство к российской стороне преклонить, а может де быть со времянем и какую-либо службу ея императорскому величеству показывать могли б, но на прежде в разсуждение принимать надлежит, что при таком их в Россию приезде, как на содержание их в пути и в бытность здесь и во время крещения, так и при обратном отпуске на дорожный проезд необходимыя издержки в деньгах потребны будут, и тако ежели де соизволено будет от святейшаго Синода на приезд их сюда, то де да благоволит святейший Синод и о приготовлении на то денег старания возимеет, яко де при Коллегии иностранных дел на сие деньги не находится, да и такие росходы до оной не принадлежат, а понеже и в святейшем Синоде на такие экстроординарные росходы никакой суммы не откуды не определено, а к тому ж оные из тамошних знатных /л. 293/ людей желают сюда быть ни единаго ради крещения, но как вышепоказано, наипаче для других секретов, еже следует собственно уже до разсмотрения правительствующаго Сената.

Чего ради о том правительствующему Сенату и сообщить [95] с приложением из вышеозначенных присланных святейшему Синоду от помянутых грузинских духовных персон и поданного от иеромонаха Ефрема доношении и взятой у него ж скаски экстракта и притом требовать, понеже из отпущенной оным духовным персонам при отправлении их в Осетию на покупку принадлежащих церковных всяких потребностей, и путевых припасов, и на платеж прогонов, и им самим на подъем и на первый год в жалованье тысячнорублевой суммы за всеми росходы (как из предозначеннаго их июля от 12-го дня 1745 году доношения видно) по отпуск того доношения осталось всего точию 218 рублев 63 1/2 копейки. И тако с отпуску того доношения прешедшему времени уже близ года теми оставшими деньгами едва ль могли они себя поныне в состоянии содержать и чаятельно, что уже есть им и не без нужды. А правительствующаго Сената ведением декабря от 3-го 1744 года между /л. 293об./ протчим святейшему Синоду объявлено, что де на первое время больше оной тысячнорублевой суммы на отправление их положить неможно, а когда де старанием их во оном деле показаны будут явные опыты и тогда де по разсуждению и награждение учинено будет, а из упомяненных доношений их усматривается, что происходящая междо оными народы проповедь церкви святой является быть не малою пользою, ибо уже ими проповедающими от онаго народа к познанию христианския истины и святому крещению привидено обоего пола более трехсот душ, в том числе несколько и из знатных, из чего начатки желаемаго плода уже явны быть стали и так во оном богоугодном деле запотребно быть видится тем проповедающим к благопоспешеству того их послушания в требуемом преподать руку помощи, препослав на содержание их какую-либо от денег сумму, а по разсуждению святейшаго правительствующаго Синода, во-первых, за довольно быть видится, чтоб им духовным, а имянно архимандриту Пахомию и игумену Христофору против положенная им по особливому от всех из Грузии выехавших духовных персон штату числа, а протчим игумену ж Николаю, иеромонаху Ефрему, кои в Россию приехали /л. 294/ после и в тот штат не включены, против подобно чинных им в том же штате показанных на нынешней 1746 год денежная жалованья, тако ж и за монашеские порции, коих на них по примеру онаго штата всего имеет быть осемь, счисляя каждую по пяти четвертей, яко в чужестранствии находящимся отпустить вдвое, а имянно архимандриту 150 рублев, двум игуменам по 100 рублев человеку одному, иеромонаху 50 рублев, тако ж что надлежит и за оные монашеские порции, дву причетником, коим по синодальному разсуждению определено ка год одного денежная жалованья давать по 24 рубли человеку, прибавя ко оному по 12 рублев, да и впредь бы против [96] того ж повелено было к ним онаго, покаместь они в той проповеди будут обращаться, повсягодно по способности и близости к Осетии отпускать из Кизлярской крепости всегда летним времянем без удержания, а они проповедающие в Кизляре для онаго имеют от себе кого пристойно с верющими письменно заручными доношениями присылать. Второе, для потешения призываемых из тамошняго народа ко крещению на роздачу из них самим, суще убогим, на рубашки /л. 294об./ холста, отпустить же до 500 рублев или сколько правительствующий Сенат заблагоразсудить изволит. Оное же все отправить к ним в Осетию чрез присланного от них в Санкт-Питербург вышеупомянутая иеромонаха Ефрема.

Подлинной протокол закрепили тако: Стефан архиепископ Новгородский, Платон архиепископ Крутицкий, Симон епископ Псковский, Арсений архиепископ Переславский, обер-секретарь Яков Леванидов, Секретарь Никифор Слопцов.

ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 26, д. 373, лл. 286-294 об.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.