Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 35

1746 г. мая не позднее 7. — Сведения, данные в канцелярию Синода, приехавшим из Осетии иеромонахом Ефремом о крещении населения, об осетинских старшинах и о желании их креститься в России и принять подданство е. и. в.

/л. 278/ 1746 году майя дня в Канцелярии святейшаго правительствующая Синода приехавшей, из отправленной во Осетию для проповеди слова божия грузинских духовных персон свиты, иеромонах Ефрем, представленных в присланном из Осетии от помянутых духовных персон июля от 12 дня 1745 года доношении пунктов, на некоторые во объяснение сказал.

1

Тамошних де осетинских народов, дигоры называемых, упомяненной в присланном от них из Осетии июля от 12-го 1745 года доношении знатной фамилии Келмемед именем, а по фамилии Баделидзевы (коего племянник для крещения желает ехать в Россию) по тамошнему их званию был елдар озан 41, то есть по-русски господин, дворянин, а не подлаго народу, в христианскую веру крещен во Имеретии в местечке Раче в давных летах еще до выезду грузинская царя Вахтанга Леоновича в Россию, а кем и каким случаем крещен, о том сказать не упомнить, и тому де лет с шесть тот Келмемед умре. Помянутой же ево племянник нарицается природным своим именем Казы, отца же ево, которой помянутому Келмемеду был брат родный, звали Аллиал, и давно уже умре. Брат же оная Казы родный меньший, именовавшейся прежде Елихан. По приезде их во Осетию крестился и именуется /л. 278об./ ныне Илья и в сей де Келмемедовой фамилии крестилось душ с 25, точию не крестились еще показанной Каза и покойная дяди ево Келмемеда жена, коя в магометанском законе.

2

Зураб Элиханов также дворянин и вышеупомянутая Келмемеда родный зять, природной оных же осетинцов из места, [86] зовомого Касри, и из младенчества воспитан и крещен еще в Грузии, в доме грузинского царя Вахтанга Леоновича, при коем и взрос и в России с ним же был, в Москве и в Санкт-Питербурге в доме ево казначеем, а из России де он выехал в Осетию в 1734 году.

3

Кроме Келмемедова племянника из протчих тамошних главных людей в Россию для крещения быть желают той же Баделидзевы фамилии из Кубатовых детей, коих 9 братов, и имеют под владением своим деревни, а сколько — подлинно не знает. И они де не все 9 ехать желают, но которой либо из них един (ежель позволится) по самоизвольному меж собою их избранию и желанию да и из протчих де домов о коих они в том своем доношении упомянули, кои вси ж произошли и именуются Баделидзевы фамилии, потому ж /л. 279/ желают ехать по единому, а не вси. Тако ж и из протчих местечек, кроме Дигор, главнейшие желают же ехать сюды в Россию по единому от старших, а сколько всех ехать желающих, того он точно сказать не знает, а за наиглавнейших де они почитают и имеют Кубатовых детей и мать де их еще поныне жива. Также отца их брат меньшей Батакчико жив же кой ныне тех Кубатовых детей мать и имеет себе за жену и живут в одном вси доме и потому вси тамошния народы за главнаго ныне имеют того Кубатовых детей дядю и ему послушны и никакой противности оному Кубатовых детей дому нет, ежели ж кто-либо из тамошняго народу учинить какую продерзость, то оной Кубатовых дом за то на таком берет штраф, некоторую подать скотом, а телесного наказания по их обычаю учинить им не может.

4

Оные же вси желающия ехать в Россию в таком (как они им объявили) стоят намерении: 1-е: чтоб им в России креститься, 2-е; что тое они себе и своей фамилии за честь почитать имеют; 3-е, посмотрить /л. 279об./ российских обрядов и народа; 4-е, что они желают быть в подданстве ея императорская величества.

5

Что де до сна бдения их духовных персон надлежит, оное ныне по благоразсмотрению святейшая правительствующая Синода учинить бы с ним, Ефремом, понеже для того нарочно [87] он приехал, а впредь тое давать бы им в Кизляре летним времянем, куда они от себе по уведомлению с верющим письменным свидетельством, кого пи есть присылать будут.

(Подпись по-грузински).

ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 26, д. 373, лл. 278-279 об.


Комментарии

41. «Елдар», «озан», «елдарозан», «алдар», «уаздан» — так назывались социальные верхи в Осетии.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.