|
№ 27-29 1745 г. июля 12. — Донесение архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Николая и иеромонаха Ефрема Синоду о прибытии их в Кабарду к Альдигирею, затем в Осетию в местечко Дигоры. Описание осетинского народа, его культуры, одежды, обычаев. О постройке церквей и необходимости заведения школ для новокрещенных детей 29 /л. 219/ СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ НИЖАЙШЕЕ ДОНОШЕНИЕ Доносят грузинский архимандрит Пахомий, игумены Христофор и Николай, иеромонах Ефрем, а о чем, тому следуют пункты. [73]
1 Святейшему правительствующему Синоду из Кизляра репорт представили, что мы, нижайшие, апреля 28 из Кизляра поехали и прибыли в Кабарду к владельцу Альдигирею майя 5 числа, которой нас принял с почтением, что ево возможность была, а по трех днях поехал с нами и провел нас даже все свое Татартупское владение 30 и показал нам три церкви 31, из которых две без глав, а одна с главою, токмо весьма обветшала и развалилась, однако между ими в одной церкви еще видно было написаны святыя и при том просил нас упомяненной князь Альдигирей с своими сродники, чтоб мы пребывали в том месте, ибо де и сие владение прежде христиане были, что де и вы видите и подлость де весьма не хочет быть в махометанском законе, и когда близ церкви идет, скинет шапку и так должен пройти, а ежели от беды /л. 219об./ кто прибегнет к церкви, то уже ему ничего никто зделать не может. 2 И майя от 5 числа по 14 число имели пребывание у онаго князя Алдигирея и 15 майя повел нас оный князь Алдигирей к Осетии, х которой приехали 16 майя, и оной Осетии местечка Дигории главные люди Баделидзевы 32 Кубата Бекмирзовы дети 9 братов живут от местечка Дигори поблизку к горским черкесом, то оной князь Алдигирей нас им поручил и приказал им: ежели де что сим сделается ущерб, я де на вас взыщу, и потом 2 дни еще с нами был, а в 3 день возвратился паки назад оной князь Алдигирей, и что ево было возможности, весьма трудился изрядно. И от сих Кубатовых 33 детей 24 майя поехали мы, нижайшие, в Осетию и 25 майя божиею помощию благополучно приехали во Осетию в место, зовомое Дигори, в дом Келмемедовых детей Темура, Каза и Елихана. 3 И сего народа призрение такое, что нам противности от них ничего не было, и ничего у нас ниже пропало и не повредилось /л. 220/. 4 А послушание такое, что крестятся и противности в даль не употребляют и не говорят про христианство. Однако [74] весьма скудны и того ради больше чрез дачю приходят з послушание в какое б ни было душевное или телесное, из других мест и деревень народы приходят и просят нас, что и мы де крестимся, и чтоб мы шли в их места. Однако еще мы в сем месте ж Дигоре находимся для того, что здесь требует скорого больше нужда и скорее, того ради что здесь по местам татарской закон употребляется. Однако татарского закона ничего не знают, тако ж и не имеют мольбы и при том и сами тужат, что де сие с нами зделалось незнанием и от неимения старателя, и они ж противности с нами никакой не употребляют, да и мы еще с таким не употребляем разговоров, которыя о христианстве не говорят. 5 И сей народ весьма не знающей как о душевном, так и о телесном, и к пропитанию порядка не знают, а ежели б знали то сие место не без плода и весьма б лутшее пропитание достать возможно было, о чем от нас в прошении и прежде представлено. 6 Хлеб родится у них пшеница, ячмень, овес, питие употребляют пиво, вино и бузу /л. 220об./. Одежду носят мужеск и женск пол серыя кафтаны, и бурки валеные подобны войлоку, и бараньи шубы и сами сие все делают, а протчаго ничего не знают, а протчие парчи из других мест привозят, хлеба куль у них во время молотьбы продается по два рубли по сороку копеек. 7 Скот имеют баранов, коров и быков, свиней, лошадей а эшаков. Народ военной весьма и до хорошего оружия охотники, обхождением на российской народ очень схожи они. 8 В сем же владении знают босурманское обыкновение, на имя пророка Илии заколют барана, мясо сами съедят, а кожу повесят на дерево и чрез то просят Илии и поклоняются, а которые крестились, те сие оставили. [75] 9 Другое ж сие знают, что ежели у кого умрет кто, главу и лице на себе издерут, по обычаю босурманскому и продолжительно имеют печаль, мяса не ядят до году, и много баранов и коров закалают для умершаго и великой на то росход держат, и созвав соседей поят и кормят /л. 221/, и двух или трех человек на лошадях пошлют на 1 день езды, и оттуды они должны что есть поры скакать и ежели из них кто наперед прискачет, тому больше дают за труды, и так думают, что умершему будет польза и ежели в том скаку человеку или лошади зделается вред или от того человек или лошадь умрет во время того скаку, то для кого он трудился, тот спасен будет. 10 На снохах женятся таким образом: 34 когда кто у кого возмет за себя в жену девку, то оной девки отец или кто сродник ближней у зятя своего берут много иждивения и того для у них ведется: ежели у ней муж умрет, а после ево останется брат холостой, тот брат ее за себя возьмет, а из своего дому не отпустит на сторону, однако помощию божиею нам обещеваются, что де сие оставим, а у кого имеются взятые таким образом жены и с ними прижито несколько детей, а разлучится друг от друга не захотят и пожелают мужеск и женск пол крестится, повелено ль будет таких крестить? /л. 22об./ 11 Великой пост содержат весь и пред рождеством Христовым поста содержат одну неделю, а протчих постов ничего не знают, затем что забыли, постнаго кушанья у них ничего нет и не сеют, тако жив огородах ничего не садят. Рыбу из Терек привозят к ним купцы, однако и то с нуждою достают, апостольских постов новокрещеном мы не запретили содержать, того ради, что постнаго достать ничего не можно и о сем святейший Синод что повелит. 12 У вышепредписанных Келмемедовых детей в доме мы стоим, в местечке Дигори, и они с своею фамилиею и с домашними служители крестились и начали строить церковь, и уже строят, и весьма великую помощь нам они дали ко [76] христинству и сначала мы к ним в дом приехали. Один их племянник, большаго брата сын, желает ехать в Россию, и там де окрещусь, и в ожидании состоит чтоб ехать. Подле сего блиско деревня большая, и они Баделиезевы ж старшие родственники и их дети окрестили и несколько из крестьян, и они намерены построить церковь, церкви и образов весьма боятся и страх имеют /л. 222/. 13 Нас же зовут и в другие деревни, однако которые новокрещеные есть, у них должно определить священника, церковь одну уже построили каменную и другую строить намерены в другом месте каменную жив сии церкви во обе потребно уборы церковныя, а которых новокрещеных есть дети, для оных должно быть школ и от тех имеет распространится христианство, а ежели не так, то скоро опять могут уничтожить, ежели у них учение не имеет быть. 14 Здешние главные люди в Россию ехать весьма желают и принести поклонение ея императорскому величеству и тамо крестится желают, ежели им указ будет или возмогут чем: достичь. 15 А которая речка называется Ардани 35, она речка посреди Осетии течет, по ней же великие жилища лежат и народу множество есть Касра 36 называется, между ими знатной фамилии есть один, которой по приказанию нашему встретил нас в горских черкесах и с ним был один сын котораго в то время окрестил и оному главному имя Зураб Элиханов 37. /л. 222об./ У грузинского царя в доме воспитан и диалект грузинской хорошо знает, тако ж и божественное писание знает же и как в сих местах, так и во всей Осетии он знатной человек и знают ево и от самых горских черкасов по тракту до внутри Осетии. Главные люди все ему родственники и свойственники и сей Элиханов и в России бывал и христианству весьма ревнитель, тако ж и услуге ея императорская величества ревностно желает чтоб сие дело исправилось и христианство б распространилось, и в пути нам он был препроводитель, и он был наш вожатой и переводчик он же есть, хотя б он при нас быть переводчиком и погнушался, однако ко христианству любовь имеет и того ради очень желание имеет дабы сие [77] дело исполнялось. О сем просим святейшаго Синода, чтоб ему при нас жить можно было, где мы находиться будем, чтоб без отдаления при нас был, чтоб богоугодное дело ко исполнению состоять могло, ибо он очень оккуратно знает здешние обстоятельствы и помощник нам немалой и никого не сыщется здесь в Осетии для переводу такого, да и грамоту в Осетии кроме его никто не знает. /л. 223/ Между осетинцами главные люди Баделидзовы одной фамилии Абисаломовы дети крестились, другие Кубатовы дети, они в татарском законе, третие Хараджавовы дети, и они в татарском законе, четвертые Битавовы дети крестились, пятые Тугановы дети в татарском законе, шестые Камановы дети, седьмые Мистуловы 38 дети крестились. Из вышеписанных Баделидзовых фамилий крестилось 18 душ и из протчаго подлаго народа крестилось осемьдесят седьм душ. 1745 года июля 12 дня на подлинном грузинском доношении по-грузински подписано тако: Архимандрит Пахомий, игумен Христофор, игумен Николай, иеромонах Ефрем. На л. 219 помета: Слушано октября 4 дня 1745 года. На листах 219-223 — скрепа: С подлинные доношения и нижеследующаго реестра переводил имеретинец — дворенин Николай. Продолжение скрепы на л. 223 об. — 224 об. Кокошиев и руку приложили. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 26, д. 373, лл. 219-223. Комментарии 29. Публикуемый документ является первым письменным свидетельством о социальной и хозяйственной жизни осетин XVIII века. 30. «Татартупское владение» — владение кабардинского князя Альдигирея Гиляксанова. Важное военно-стратегическое и торговое значение этого района выдвигало Альдигирея Гиляксанова в ряд наиболее известных северокавказских владетелей середины XVIII века. 31. Эти церкви, возможно, являются постройками аланского времени, В 1959 году во время археологических раскопок в районе Татартупа была обнаружена церковь XII века. Можно предполагать, что эту церковь «обветшалой» и видели г 1745 году члены Осетинской духовной комиссии когда совершали свою поездку по татартупским владениям кабардинского князя Альдигирея Гиляксанова. 32. Баделидзевы — баделята, феодальное сословие Западной Осетии. 33. Кубатовы, Кубатиевы — привилегированная фамилия в Дигории. 34. Обычай левирата существовал у осетин благодаря чрезмерно большому размеру калыма, взимаемого за невесту. Левират сохранялся до второй половины XIX века. 35. Ардани, Ордан, Ердан — так именуется в документах XVIII века река, современное название которой Ардон. 36. Касра, Касара — Касарское ущелье центральной Осетии. 37. Зураб Елиханов — встречается в документах и как Зураб Егоров, Зураб Азовов, в народе знали его как Зураба Магкаева. Крупный политический деятель Осетии XVIII века, руководитель Осетинского посольства в Петербурге 1749-1752 гг. 38. Абисаломовы — Абисаловы, Хараджавовы — Караджаевы, Батявовы — Битуевы, Тугановы, Камановы — Калмановы, Мистуловы — феодальные фамилии в Дигории, относились к баделятам. |
|