Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 220

1762 г. декабря 11. — Запись в Коллегии иностранных дел об отведении места к переселению кабардинскому владельцу Кургоке Кинчокину (А. Иванову), пожаловании его чином подполковника и приведении его к присяге

/л. 91/ По указу ее императорского величества, полученному из правительствующая Сената от 15 минувшего октября, в котором объявлено, что представленное от Коллегии иностранных дел разсуждение о живущих в Кавказских горах за Малою Кабардою осетинцах и киштинцах, и по прошению находящаяся ныне здесь Малой Кабарды крещеная владельца Коряки Канчокина, и во святом крещении Андрея Иванова — о переселении их на другия места, правительствующим Сенатом апробовано, и учиненное о том в правительствующем Сенате определение и высочайшею ее императорского величества конфирмациею, подписанное на поданном от Сената докладе, потверждено; в Коллегии иностранных дел определено помянутому крещеному /л. 91об./ кабардинскому владельцу — Андрею Иванову, призвав в коллегию, учинить ему объявление, постановленное в том же разсуждении, следующая содержания.

Ее императорское величество всемилостивейше изволит за благо принимать приступление к христианскому закону Малой Кабарды владельца Коряки Канчокина, а во святом крещении Андрея Иванова, также и всеподданнейше ея прошение о переселении его с братьями его и подчиненными людьми, креститься желающими, в здешния границы. По ее императорская величества указу, позволяется ему и братьям ея с подчиненными им людьми, принимающими святое крещение, перейти на просимые им места, причем обнадеживаются они высочайшею ее императорского величества милостию /л. 92/ и защищением, однако же остается им на те желаемые ими места переходить самим без здешней помочи для того, что будучи постановлено по настоящему между Всероссийскою империею и Портою Оттоманскою трактату, кабардинский народ оставить вольным; всякое малейшее сего [454] вольнаго народа принуждение было бы несходно с оным трактатом; но чтоб ему в том потребное в протчем вспоможение делано было, для того определится к нему нарочной, способной штаб-офицер, и для защищения на тех местах, куда они переходить будут и некоторой конвой, и притом, сколько в Кизляре и гребенских городках сыщется принадлежащих к нему людей, оные все ему отдадутся /л. 92об./.

Между тем жалуется он подполковником и позволяется ему писаться князем Черкаским-Канчокиным; а годоваго жалованья определено ему будет, ежели перейдет жить в здешния границы с своими подданными, 500 рублев; но ежели подчиненныя его креститься и перейти с ним не похотят, та может он перейти в Кизляр на житье, где для него и дом казенным коштом построен быть может. И жалованья определится ему по 300 рублев; ежели ж он в Кизляр на житье перейти не похочет, а останется по-прежнему в Малой Кабарде, и тогда ему жалованья производимо быть имеет против кизлярского половинное, для получения котораго, также и для подтверждения своего в христианском законе надобно будет ему приезжать /л. 93/ в Кизляр по три раза в год и службу свою отправлять, где повелено будет; однакож здесь надежда полагается, что он по усердию своему к христианскому закону и к службе ее императорского величества, со многими или и малыми людьми в здешния границы перейдет, и к такому ж переходу и крещению и братьев своих уговорит, которым тогда также особливое ее императорского величества жалованье определено быть может; и все они особливой ее императорского величества милости удостоятся, причем надлежит ему, владельцу Андрею Иванову, в верной к ее императорскому величеству службе учинить здесь и присягу. /л. 93об./

По прочтении записки сего объявления на татарском языке, отдать ему оную записку как на татарском, так и другую такую на русском языках, без подписания, и притом привесть его к присяге по нижеписанной форме, переведя и сию форму на татарской язык.

Я, нижеименованный, обещаюсь и кленуся всемогущим богом пред святым его евангелием в том, что хощу и должен ее императорскому величеству моей всемилостивейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской и его императорскому высочеству любезнейшему сыну государю цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола наследнику верно и нелицемерно служить /л. 94/ и во всем повиноваться, как верному подданному надлежит, не щадя живота своего до последней капли крови, и никакой противности ни явно, ни тайно не чинить, и моих подчиненных до того не допускать и от всяких противных случаев интересы ее императорскаго [455] величества предостерегать и оборонять, и по поверенному и положенному на мне чину и должности, как по особливым ее императорскаго величества указам, так всегда и во всякое время, когда что до службы ее императорского величества будет принадлежать, поступать и исполнять и по приказам и наставлениям главнокомандующаго при границе всеми в тамошней стороне /л. 94об./ регулярными нерегулярными войсками генералитета, также и кизлярских комендантов и определяемаго ко мне штаб-офицера, и в протчем должность мою надлежащим образом исправлять и подданных и подчиненных моих в добром послушании содержать тщатися буду, и ко всем таким образом себя весть и поступать, как доброму и верному ее императорскому величеству рабу и подданному благопристойно есть и надлежит; и как я пред богом и судом его страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне господь бог душевно и телесно да поможет. В заключении же сей моей клятвы целую слова и крест спасителя моего, аминь. /л. 95/

А как по высочайшей ее императорского величества конфирмации, подписанной на докладе онаго кабардинского владельца дать ему 500 рублев, а узденям его, креститься желающим, — по 40, а нежелающим — по 30 рублев; того ради и находящихся при оном кабардинском владельце трех узденей его и одного служителя призвать обще с ним в коллегию, и по учинении ему при них вышеозначенная объявления, и по приведении его к присяге спросить их, имеют ли они намерение, /л. 95об./ подражая владельцу своему, принять святое крещение, или хотят по-прежнему в законе своем остаться. Итак, при отпуске онаго владельца отсюда, дать ему в награждение 500 рублев, узденям его тем, которые пожелают креститься, по 40, а нежелающим креститься — по 30; служителю его ж, буде он креститься похочет, 20, а инако — 10 рублев, употребляя на то деньги от расходу Коллегии иностранных дел, в щет положенной по стату на калмыцкия, кабардинския и других горских народов расходы, суммы.

И о том к расходу дать указ.

11 декабря 1762 года.

Помета: По сему вышеписанной кабардинской владелец, князь Андрей Черкаской-Канчокин призыван с находящимися при нем Коллегии иностранных дел в публичную экспедицию и учинено ему объявление в присутствии господ членов оной экспедиции, также и к присяге он приведен 17 декабря 1762 года.

АВПР, ф. Кабардинские дела, 1759-1765. д. 5, лл. 91-96. Отпуск.

Опубл.: Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т. II. М., 1957, сс. 218-220.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.