Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Минувшаго генваря от 31 числа сего 1752 году в сообщенном правительствующему Сенату из святейшаго правительствующаго Синода ведении написано:

Святейший Синод, слушав учиненного по поданному Осетинской комиссии грузинского архимандрита Пахомия доношению из имеющегося об отправе туда ево, архимандрита, с протчими дела росписания, приказали учинить следующее.

По оному святейшаго Синода ведению того ж числа правительствующим Сенатом определено, что касаетца об отпуске на покупку церковной утвари денег и о произвождении архимандриту Пахомию з братиею жалованья, о том с ымеющимися в Сенате по новокрещенским жительствам делам, справясь, учинить выписку и предложить к слушанью. А ему, архимандриту, велеть ехать за осетинскими старшинами немедленно, ибо по тому ведению о надлежащем по справке резолюция учинена будет впредь без замедлительно. И тому тогда ж как святейшему Синоду сообщитца, так и в другия места указы из Сената отправятца, почему и он, архимандрит, от святейшаго Синода без уведомления оставлен не будет.

А по оправке в Сенате с помянутыми [344] новокрещенскими, також и по Осетинской комиссии делами, при первом архимандрита Пахомия и протчих в Осетию отправлении, в сообщенном из Сената в святейший Синод ведении писано, что о таком их отправлении правительствующий Сенат с разсуждемием святейшаго Синода объявленным в сообщенном в Сенат ведении ж согласен, токмо тех духовных персон отправить одних из грузинцов, а российских людей, духовных и светских, как для конвою (которого святейший Синод требовал, чтоб для безопасности в проезде черкесами /л. 702об./ но требованию их, духовных, отправить с ними ис терских казаков до 6 человек), так и свите их при них посылать не надлежит, и им с собою брать не велеть, и инструкции не давать, дабы пограничными с тем осетинским народам местам не подать тем какого-либо к размышлению сумнительства, а паче Оттоманской Порте и Персии. А сколько их, грузинских персон, отправить потребно, то оставляется на разсуждение святейшаго Синода.

При отправлении их, духовных, в Осетию [345] учиненным правительствующаго Сената ноября 1 дня 1744-го году определением велено на то их, одних грузинских персон, отправление и на жалованье им на первой год отпустить из Штатс-конторы денег 1000 рублев, ис которых купить, что надлежит, церковной утвари (которой кроме освященного антимиса святейшим Синодом требовано об отпуске от правительствующаго Сената, ибо де свободных сосудов в ведомстве святейшаго Синода не имеется) и книг на их языке, также крестов и шнуров и протчаго, что будет потребно. /л. 703/

 

1) К имеющимся ныне в Осетии (как оным своим помянутый архимандрит доношением объявляет) трем: первой — в Картаульском, второй — в Захинском уездех, третией — в Дигории, также и впредь ко оным трем еще в прибавку имеемым быть двум, итого пяти церквам требуемое им, архимандритом, число священников пять, диакона (понеже в том чину большей нужды еще быти ныне не признавается) токмо одного, дьячков пяти и понамарей то ж число человек /л. 702об./ (На полях приписано: По состоявшемуся сентября 11-го 740 году о бытии в Казани для обращения в Казанской и протчих губерниях иноверцов архимандриту Сеченову имянному указу в пункте, между протчим, повелено, при церквах священником производить жалованье по 60 рублев до хлеб, ржи или муки ржаной по 60 четвертей, диаконом по 40 рублев, хлеба по 40 четвертей, уерковникам по 30 рублев, хлеба по 30 четвертей на год каждому). На первой ныне случай и обретающихся в Кизляре грузинской нации безместных духовных персон, кои самопроизвольно туда ехать и быть там пожелают сведома преосвященного архиерея астраханского ему, архимандриту, набрать позволить, коим и жалованья точию единаго денежнато производить в год каждому священнику по 75 рублев, диакону — по 50 рублев, дьячку, также и понамарю, по 40 рублев. Итого всем в год 825 рублев.

2) Какая имянно по званиям к тем пяти церквам церковная утварь (понеже при отправе их, духовных в 1774-м году в Осетию на толикое число церквей некия от утвари вещи уже с ними и отпущены) ныне еще потребна, взяв у того архимандрита к делу имянную всему за его рукою роспись, учинить примерно как и к строющимся внутрь России в новокрещенских жительствах /л. 703/ церквам утварь покупкою быть положена смету, и колико всей на пять церквей денежной суммы окажется, об отпуске оныя единовремянно на покупку той утвари требовать определения от правительствующаго Сената.

Чего ради о той утваре учиненная (против взятого от архимандрита реестра) справка с положенною примерною ценою при том ведении сообщена.

В которой против данного в Канцелярии святейшаго Синода от архимандрита Пахомия о потребном на одну церковь реестра с присланной в 743-и году ис Конторы новокрещенских дел ведомости положено, а имянно: —

Три колокола: 1) в пуд, в 30 фунтов, 3) в полпуда. Во всех трех 2 пуда 10 фунтов по 10 рублев пуд, 22 рубля 50 копеек;

крест благославящей в медной оправе, позлащенной 2 рубля;

оловянные сосуды и протчая утварь, тако ж и церковные одежды, объявленные порознь в той справке — 18 рублев 91 копеек.

Итого на одну церковь 63 рублев 41 копейка, а на 5 церквей быть имеет 317 рублев 5 копеек. /л. 703об./ Сверх вышеписанного реестра, как оной же архимандрит пишет, еще потребно крестов железных позолоченых для постановления на главах церковных.

Ис святых образов, а имянно.

Образ Спасителев большой благообразной изображенной;

образ Пресвятая Богородицы живоноснаго источника;

лист большой на холсте, изображенной втораго пришествия;

образ святителя Николая чюдотворца с его чюдесы;

образ святаго мученика Георгия Победоносца с его чудесы;

образ святаго мученика Феодора Тирона с его чудесы;

святаго великомученика Димитрия Селунскаго с его чудесы;

образ святаго славнаго Илии Пророка с его чудесы.

Осетинской народ объявленным святым образам весьма верует и того ради оные им потребны суть.

3) О учреждении в Осетии для обучения малых отроков грамоте школы решения, хотя сие дело и зело нужное, /л. 704/ ныне точного положить признавается за неудобное» И для того то [347] оставить как и прежде святейшим Синодом было разсуждаемо впредь до указу.

А между тем оному архимандриту, приехав туда, первое с братнею своею о том, где и в каком имянно месте ту школу завесть и коликому в ней на первой случай учеником быть числу, и кто имянно может им быть учителем, и на каком диалекте, и каким способом те ученики в ту школу могут быть набраны, то есть по самоизвольному ль самих родителей их к тому рачению и хотению, и не последует ли их того между тамошним народом, якоб к тому обучению дети их нудимы, какого роптания, и на коликой сумме вся та школа в год может быть содержана и о протчем /л. 704об./ к той школе в силу прежде посланного к ним, духовным, в 1746-м году от святейшаго Синода наставления, подлежащем, довольно разсмотря, прислать святейшему правительствующему Синоду обстоятельный репорт со мнением.

О определении к ним, архимандриту з братиею, для посылки от них до Кизляра с репортами близ Осетии живущих казаков до 6 человек (о коих помянутой архимандрит тем своим доношением потребность объявляет такую, что в бытность ево, архимандрита, в Осетии для посылки репортов всегда кабардинцев к провождению посланных от него, архимандрита, людей до Кизляра нанимал, давая им найму по 30 и по 40 Рублев и оным бы казакам быть попеременно междо Малой Кабарды, где они часто случаются и небольшее строение свое имеют тамо), хотя то святейший Синод по вышеписанным ево, архимандрита, резонам /л. 705/ заблагопринять и имел бы, однакож более о том оставить на благоразсмотрение правительствующего Сената.

5) Оному архимандриту и преждеотправленным с ним духовным (кроме игумена Николая, который от той Комиссии уже отрешен) персонам, причисля к той их свите находящагося ныне в Осетии ж иеромонаха Григория, в разсуждении тамошней во всем дороговизны и что и внутрь России проповедующим, яко то по Новокрещенской конторе находящимся производится жалованья архимандриту по 300 рублев, помощником — по 150 рублев. И дабы впредь более от них никакой о том докучности происходить не могло, производить с ньшешняго 1752 году денежнаго в год жалованья, а имянно: архимандриту Пахомию — 200 рублев, игумену Христофору — 125 рублев, /л. 705об./ иеромонахом Ефрему и Григорию — по 75 рублев, да хлебнаго монашеския, претив того почему в Москве по грузинскому штату получали, порции (как и в 1746-м году было определено) вдвое, а имянно: архимандриту — 6, игумену — 4, иеромонахом, каждому, — по 2.

 

Сентября 28-го дня того ж 1743-то году по состоявшемуся ея императорокаго величества на докладе от Сената высочайшему имянному указу повелено.

На строение в новокрещенских жительствах (как архимандрит Сеченов представлял) 30 церквей и на покупку утвари в 9000 рублев, половину отпустить ис Коллегии экономии, а колокола вылить в Екатерибурхе /л. 703/ ис казенной меди небольшаго весу, в коих бы, а имянно: в трех колоколах в [346] каждой церкви от 12 до 15 пуд было, а церковную разную утварь из находящейся ныне, праздно в Мастерской полате и что отъискатца может и в ведомстве святейшаго Синода.

При прежнем архимандрита Пахомия в Осетию отправлении святейшим Синодом разсуждено.

Что же оной архимандрит с товарищи требуют, чтоб для обучения тамошняго народа крещеных детей завесть школу, и то оставить впредь до указу и рассмотрение более ж в (собственное их проповедающих произволение, ибо отсюду чтоб всегда основательное порядочное в той школе детем могло учение (производить за дальностию наблюдать никак невозможно, итак потребной на те школы кошт происходить хотя и всегда имел бы, но о плоде того учения надежда не инако, как всегда дальшая и неизвестная будет оставаться. /л. 704об./

 

Что при прежнем ево, архимандрита, з братиею в Осетию отправлении никого из них, российских людей, посылать не определено, о том явствует против 1 пункта, токмо как для [348] препровождения из Осетии ево, архимандрита, с тамошними старшинами до Кизляра по требованию ево, архимандрита, так и в протчия времена посылано было от генерал-лейтенанта Девица по нескольку человек Гребенского войска казаков, но из оных, будучи тамо, взято в плен 2 человека и за обыкновенными горских владельцов отговорками отъискать их не могли.

В 1743-м году сентября 28 числа состоявшимся ея императорскаго величества на докладе от Сената высочайшим имянным указом между протчим в 8-м пункте повелено:

Определенным к приведению ко святому крещению архимандриту с его помощники, також на Новокрещенскую контору и советнику, что по их окладом надлежит, и на содержание школ по учиненному штату, [349] и на произведение (назначенным к строению) 30 церквей будущим при них священником с причетники отпускать, что надлежит и с Коллегии экономии.

А в 1744-м году по отставлении оной Коллегии определенная на новокрещенские в Казани расходы сумма 19223 рубли 72 копеек отпускаетца от Штатс-канторы.

А в деле по Осетинской комиссии явствует:

В 1746-м году июля от 9 числа сообщенным в Сенат от святейшаго Синода ведением требовало.

Понеже де из отпущенной /л. 705об./ при отправлении архимандрита Пахомия и протчих в Осетию на покупку церковных вещей, в жалованье и на протчее тысячно-рублевой суммы за всеми расходы (как из доношения их июля от 12-го 745 году видно) осталось 218 рублев.

Итако с отпуску того доношения прешедшу времяни уже близ года, теми деньгами едва ль могли они себя в состоянии содержать.

А правительствующаго де Сената ведением декабря от 3-го 744 году святейшему Синоду объявлено: на первое время больше оной тысячнорублевой суммы на отправление их положить не можно. А когда старанием их в оном деле показаны будут явные опыты, тогда по разсуждению и награждение учинено будет. [350]

А из присланных доношеней их усматриваетца, что происходящая междо оными народы проповедь церкви святой является быть с немалою пользою.

Итак во оном деле запотребно быть видится тем проповедующим к благопоспешеству их послушания в требуемом преподать руку помощи, препослав на содержание их какую-либо от денег сумму.

А по разсуждению святейшаго Синода, во-первых за довольно видится, чтоб им, духовным, против грузинского штата на тот 746 год денежного жалованья, також и за монашески я порции, яко в чюжестранстве находящимся отпустить вдвое, а имянно: архимандриту 150 рублев, двум игуменом — по 100 рублев человеку, одному иеромонаху — 50 рублев, та кож что надлежит и за оные монашесие порции, да и впредь бы оное отпускать к ним повсягодно.

И июля 15 дня того ж 746 году по определению правительствующаго Сената велено означенным обретающимся в Осетии духовным персонам, покамест они в той проповеди будут обращаться, денежное жалованье и за порции производить по вышеобъявленному святейшаго Синода разсуждению из неположенных в штат доходов, и оные деньги впредь повсягодно по ассигнации [351] Штатс-конторы от Астраханской губернской канцелярии /л. 706/ отпускать в Кизлярскую крепость летним временем. А в той крепости отдавать присланным от оных проповедующих для оного с верющими доношени я ми людем, а на тот 746 год то жалованье выдать здесь из Штатс-канторы присланному из Осетии иеромонаху.

А сего февраля от 14 числа присланным в Сенат архимандрит Пахомий доношением представляє, что он по повелению правительствующаго Сената отправился из Санкт-Питербурга февраля 4 дня и осетинских старшин настиг в Москве, а понеже он вбытность ево в Санкт-Питербурге намерен был подать в правительствующий Сенат доношение о милостивом призрении, но точию за скюрым отъездом подать не успел. И для того покорнейше доносит, хотя о произвождении ему з братиею из святейшаго Синода, и сообщено ведение с показанием примеров, но точию которые находятся в Казани духовные персоны для обращения неверного народа, оные сверх получаемого жалованья еще имеют монастырь и великой доход. А он, Пахомий, з братнею в Осетин находится в содержание своем весьма в недостатке и необходимой нужде. А особливо он в великом росходе, что как осетинские народы, так и [352] кабардинцы все из рук ево смотрят, а он для их утешения и склонения к христианскому закону по возможности ево, что имеет, отказать им не может. А которое жалованье они получают оным себе и при них находящих, яко тамо во всем дороговизном месте, при том же и от великого расходу едва однем пищею довольствуют, а в протчем претерпевают несносную нужду и нищету.

Того ради просит, дабы высокомилстивым разсмотрением их призреть для таковаго их крайнего недостатку и необходимой нужды повелеть им по вышеобъявленному обстоятельству ея императорокаго величества годового жалованья протав показанного в ведении сообщенного из святешнаго Синода еще прибавить. Понеже он, архимандрит, в бытность ево в Осетии до последняго ево иждивения, что имел все для их склонения к православной веры расточил, отчего и собственная ево ризница и шапка имеется и поднесь в закладе. /л. 706об./

На роздачю призываемым из осетинского народа ко крещению убогим людем на рубашки холста определением правительствующаго Сената июля 15 дня 746 году велено из Штатс-конторы отпустить присланному из Осетии иеромонаху [353] для отвезения туда 500 Рублев.

А после того, отпуску денег на то не было.

 

По имянному указу сентября 11-го 740 году о бытии в Казани для обращения иноверцев архимандриту Сеченову 17-м пунктом повелено: из отпускаемых ис Коллегии экономии к архимандриту Сеченову денег, оному архимандриту и протчим чинам, при том богоугодном деле обретающимся, определить годовое жалованье довольное, а имянно: архимандриту в год по 300 Рублев, двум протопопам каждому — по 150 рублев. Хлеба ржи или муки ржаной по 50 руб., а архимандриту Сеченову хлеб на содержание свое, что надлежит получать от монастыря, в котором он определен.

 

6) Для поспешения призываемых из тамошняго народа ко святому крещению на роздачю из них самим, суще убогим, на рубашки холста отпустить (как и в вышеозначенном же 1746-м году на такую потребу было отпущено) до 500 Рублев, на .кои ему, архимандриту, в Москве, купив такой холст, свесть туда при себе и, тамо будуч, приемлющим святое крещение давать по потребе без излишества с надлежащею кому, сколько имянно аршин и когда будет дано запискою.

7) На покупку носимых на персех крестов сребряных ста, медных — тысячи и шнуру шелкового и нитяного потребнаго числа выдать же до 30 рублев, ибо и в 1744-м году на оное в покупку употреблено мало непротив той же суммы, а имянно на 27 рублев на 65 копеек.

И о вышеописанном о всем к общему согласию и утвердительному определению правительствующему Сенату тем ведением сообщает /л. 707/ и требует, какое правительствующий Сенат на оное соблаговолит учинить определение, — о том бы святейшему Синоду сообщено было безпродолжительна.

Оная покупка была из данной тысячнорублевой суммы, о чем выше значит.

Помета под текстом: году.

Регистратор Иван Баженов.

Слушано в 28 день февраля 1752.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 702-707. Подлинник.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.