Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 102

1749 г. декабря 19. — Донесение архимандрита Пахомия Синоду о непорядочных поступках и «противностях» игумена Николая и брата его Кайхосро в Осетии [223]

/л. 466/ СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ

ВСЕПОКОРНЕЙШЕЕ ДОНОШЕНИЕ

Доносит определенной при Осетинской комиссии архимандрит Пахомий, а о чем, тому следуют пункты.

1

В прошлом 1747-м году из Москвы поехал в Кизлярскую крепость грузинец Кайхосро Махотелов, котораго брат ево, игумен Николай, обретался в нашей комиссии. И оной Кайхосро Махотелов в том же году маня 17-го числа отправился из Кизляра во Осетию, неведаем для какого дела и по какому указу, и того ж дня случилось мне, имянованному архимандриту Арсению, иеромонаху Ефрему из Кизляра во Осетию ехать и с ними поехали новокрещенные осетинцы 2 человека, из которых одного осетинца Иосифа Васильева майя просил нас, чтоб мы об нем послали в святейший правительствующий Синод прошение о определении ево, Махотелова, при нашей комиссии во Осетии беладом (то есть путь, пред 21-го числа, будучи в пути помянутой Махотелев порубил саблею майя ж 26-го числа, будучи мы во Осетии в селе в Жигвисе, оной же Махотелов чрез архимандрита Арсения водитель), в 30 день майя помянутой Махотелов объявил нам — ежели де вы меня при комиссии своей не определите /л. 466об./ беладом, то комиссии вашей не быть, и великое возмущение в крещении вам учиню остановку и покою вам не дам, затем де сюда я приехал.

2

Июня 5-го числа оной же Махотелов, будучи в селе в Жигвис, кричал всенародно, якобы ея императорскаму величеству во Осетии никакой власти нет.

А о себе объявил, — я де во Осетии властен и силен, в здешней земле никому ничего не дам делать, и велю де вас, шпионов, побить до смерти. Июня 10-го дня при многособранных осетинцах, которые в тот день крещение желали, он же, Махотелов, кричал осетинцам, — зачем де вы даром креститесь, за крещение де вам надлежит получить каждому человеку мужеску полу денег по 20 рублев, а женскому полу — по 10 рублев и по паре платья. И услышав, оные осетинцы такое слово, не стали креститься, и учинил тем в крещении великую остановку, и отвратились от крещения и некоторые богохульные слова притом же говорил. [224]

Июня в 20 день частоупоминаемой Махотелов всенародно кричал осетинцам, — для чего вы врата земли своей им отворили, они де шпионы присланы, смотрите заранее, пока вы не разорились вконец.

Июня 23-го числа, не удовольствуясь тем, оной же Махотелов осетинцам закричал, — ограбьте де оных шпионов и из своей земли вон выгоните.

Июня 26-го дня реченной Махотелов из Кутатскаго уезду поехал с братом своим игуменом Николаем в Захинской уезд, которой уезд нами крещен и, собрав тамошней народ, советовал им нас ограбить, и до смерти всех побить и в том между собою присягою б утвердились. Реченной же Махотелов в том уезде объявил, будто я с братиею своею в их земли для шпионства находимся и якобы от нас земля их в скорости разгорится в конец и советовал им, чтоб поскорея себе какой способ сыскивать.

Июня 28-го дня поехал я, нижайший, в Захинской уезд и по приезде моем того ж дня 2-х лошадей, одного катыря да ишака украли у меня, нижайшаго, оные Махотеловы.

29-го числа оной же Кайхосро просил у новокрещенных осетинцов, чтоб иеромонаха Ефрема убить до смерти, и притом реченной игумен Николай Махотелов говорил, — хотя де я обасурманюсь, только комиссию вашу разрушу.

3

Июля 7-го числа частоупоминаемой Кайхосро с братом своим игуменом Николаем из Захинского уезду, что ни было багажу нашего, в небытность нашу в квартире, пограбя, увезли в некрещеной в Кворской уезд,, которой наш багаж и поднесть пропадает. И увидевшися мы игумену Николаю стали говорить, чтоб он сам и брата своего Кайхосра унял, что закону христианскому и интересу ея императорскаго величества противно чинят, на что оной игумен Николай нам ответствовал, — не токмо де ево /л. 467/ унять, но и пуще де ему велю так делать и препятствовать. Ведайте де вы о том, что я вам сего дела не дам делать и разорю комиссию вашу.

И того ж июля 20-го дня Кутацкаго уезду 2-х человек осетинцов некрещеных к себе в товарыщи приискал и стал к нам неприятельски злодействовать. И чрез один месяц и 2 дни помянутые Кайхосро, игумен Николай имели в руках своих живых, — один — собаку, а другой — кошку по переменам, и говорили товарыщам своим осетинцам, чтоб они с ними вместе безпрестанно против нас неприятельски поступали. И многократно Кайхосро Махотелов с товарыщи своими со обнаженною саблею к нам в квартиру приступали, хотел нас до [225]смерти всех побить и товарищам своим осетинцам уграживал, — ежели де вы не будите крепко нам помогать, то де собаку и кошку для поминки душ ваших покойников поколем. А по обычаю их великое поношение фамилии той почитается и осудительно от народа, ежели по чьей фамилии кошка или собака убита будет.

4

Августа 22-го дня помянутой Кайхосро Махотелов кричал всенародно, якобы ея императорскаму величеству во Осетии никакой власти нет. А о себе объявлял и хвалился, — я де здесь во Осетии властен и силен. И стали мы ему, Махотелову, запрещать, чтоб он таковых непристойных богохульных противных слов не говорил и в то время брат ево Кайхосров игумен Николай, ухватя плеть, замахнулся на меня, нижайшаго, хотел ударить, котораго удара не допустил игумен Христофор. И в то время оной игумен Николай говорил, — что де вы воспрещаете брату моему говорить за подлинно российская государыня власти и возможности здесь во Осетии никакой не имеет.

Августа 23-го дня в четвертом часу ночи оной же Кайхосро Махотелов, собравшись с немалым числом людьми в селе Жгвисе, в квартиру нашу приступал и в то время случилось быть в квартире нашей архимандрит Арсений, игумен Христофор, от котораго страху зазвонили в колокол. И, как услышав колокольной звон, оной Кайхосри с товарыщи своими разбежались. И все того уезду люди, услышав колокольный звон, збежались в то село и в то время случилось быть в том селе Захинскаго уезду старшины Елисей Луков сын Хетагов 64 да Кутацкаго уезду Батирмиза Давыдов сын Кутатов, 65 которые старшины ныне в Москве.

И того ж месяца 26-го дня собрались тамошние старшины частоуйоминаемаго Кайхосро и игумена Николая Махотеловых усмотрели плутовство их, из своего уезду вон выгнали и их тамошние старшины бранили, чтоб с ними впредь никакого согласия и компании не имели и квартиры им давать не велели /л. 467об./.

5

Сентября 16-го дня в то же село Жгвиси реченые Махотеловы приехали нощным времянем к осетинцу Бараке, якобы в гости, и отняли у нас дорогу, по которой было надлежало нам ехать. И того ж сентября 17-го числа вкрались в нашу квартиру помянутые Кайхосро и игумен Николай Махотеловы, покрали у нас 2-х лошадей и 3-х катырей и отвели в свою [226] квартиру. И 18-го числа того же месяца, в небытность мою тамо, товарь мий иеромонах Ефрем уведомил тамошних старшин о воровстве оных Махотеловых, и оные старшины выемкою у них Махотеловых наших лошадей и катырев из квартиры взяли и отдали паки нам. И в то время Кайхосро Махотелов тамошняго старшины Брылкина у правой руки указательный палец саблею порубил, и оттудова означенные Махотеловы уехали в Кварской уезд, и о вышеписанном их Махотеловых воровстве известен вышереченной старшина Захинскаго уезду Елисей Хетагов, Батирмиза Кутатов.

22-го числа сентября ж собрал того Кварского уезду старшин, которым объявил, якобы им, старшинам, всем от ея императорская величества прислано с нами денег, жалованья, и по паре платья, и из того Кварского уезду прислали к нам оные Махотеловы одного осетинца имянем Чечи с пеньми; — для чего старшинам жалованья и платья не отдаете по се время, чего ради я с вами и ссорюсь.

И 23-го числа реченной же Кайхосро один поехал в некрещеной Тагинской уезд, и тамошнему народу обещался он в церкве их присягнуть, и несколько вкладу в церковь их дать, чтоб они, осетинцы, с ним, Махотеловым, были сообщники и по-неприятельски с нами поступали, и тамошние старшины в том их непослушали, и из своего уезду вон их выгнали. И о том нас реченные старшины известили. Того ж сентября 28-го дня в Чамицкой уезд приехал частоупоминаемой Кайхосро, тамошних осетинцов просил, чтоб оне, осетинцы, были нам злодеи, и нас бы те осетинцы ни в чем не слушались.

6

А октября 6 дня помянутой Кайхосро Махотелов в Малую Кабарду приехал в дом черкашенину Созоруке Анзорову, которой был ему, Кайхосру, напредь того весьма неприятель, точию как он ограбленной наш багаж к нему, Анзорову, привез, за то ево, Махотелова, в Кабарду приняли. А потом чрез недолгое время помянутой Кайхосро черкасам говорил, — по-моществуйте де в своей земле и о себе заранее пока вконец не разорились вы от грузинских монахов, выгоните их от себя вон, либо до смерти побейте.

Октября 9 числа послал черкасам частоупоминаемой Кайхосро одного человека и уведомил оной же Малой Кабарды князя Казы Ехлова, — уже время де вам, чтоб им дорогу по-воровски запереть в трех местах, которою дорогою надлежало нам в Россию ехать. И по совету ево, Махотелову, заперли дороги и тем учинил мне, нижайшему, и товарыщам моим немалое время остановку. [227]

Октября ж 11-го дня в Малой Кабарде стал опой Кайхосро хвалиться и уграживать нам, — скажу про вас такое дело черкесам, что вас всех сей час до смерти побьют

Того ж месяца 15-го дня, как вышеписанные непотребства чинил оной Махотелов, по приезде нашем в Малую Кабарду вышепомянутый Махотелов ушел в горы, а брата своего /л. 468/ игумена Николая оставил в Малой Кабарде.

Октября 16-го и 27-го числ, сошедшись с нами, реченной игумен Николай с повинною просил нас об отпущении погрешности своей пред нами и мы, имянованные, мыслили прошение ево за истину, но он, игумен, чинил то обманом и лицемерством, а на другой день оной игумен Николай ушел в горы, потом и мы поехали за ним в горы, дабы они, Махотеловы, и тамо какое возмущение не учинили и увидевши ево, игумена Николая, стали спрашивать, — чего ради такое непотребство противно богу и ея императорскаго величества интересу с братом своим чинят и богохульные слова употребляют, на что он, игумен Николай обещался впредь таковых противностей не чинить, и брата своего Кайхосра Махотелова унять, и никакое озлобление нам не чинить, и в осетинском народе в правду старание иметь, и что напредь сего во осетинском народе говорено ими, Махотеловым, и чинено, самим же очищать и пред осетинским народом повинную принесть.

Чего ради мне, имянованному, с братиею во уверение в 748-м году генваря 12-го дня оные Махотеловы обязались за рукою объявленнаго игумена Николая нам письмо дано, которое ныне при сем имею. К тому оной Кайхосро Махотелов, человек подозрительной и шельмовскаго роду, ибо отец ево, и он, и весь род их были подданные грузинскаго князя Шанши Эриставова. И отцу и дядьям ево помянутой господин их Шанша за непостоянство их выколал глаза и, обрезав носы, губы и уши, и домашних их роздал горским людем в полон. Також де ево, Кайхосра, во Осетию в Трусов уезд 66 отдал же в полон вечно осетинцу Костикову вместо ссылки, у котораго осетинца и жил он несколько лет, от котораго осетинца в прошлых годех он, Кайхосро, бежал и вышел в Россию, где и находился по 747-й год. И будучи он в Москве, неоднократно утруждал правительствующий Сенат поданными о разных своих партикулярных делах от себя и от имяни матери своей прошениями, приписывая в тех прошениях княжество, и переменя свое прозвание, писался князем Эриставовым, а в ином прошении своем писался он, Кайхосро, дворянином Махотеловым, о чем явствует в тех прошениях.

Того ради святейшаго правительствующая Синода покорно прошу сие мое доношение в святейший правительствующий Синод принять и о всем вышепомянутых игумена Николая н Кайхосра Махотеловых допросить, для чего оные [228]Махотеловы вышеписанные противности чинили и по допросу учинить с ними, Махотеловыми, как ея императорскаго величества указы повелевают. А ежели в чем будут запираться, то могу их, Махотеловых, изобличить свидетелями и данным их письмом и о сем моем доношении учинить. Декабря 19-го дня 1749-го году.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 466-468. Копия.


Комментарии

64. Елисей Луков (Лукич) сын Хетагов, он же Эба Генцауров, Эба Генцаев; на родине в Заки его знали как Кесаева Эба, сына Кесаева Еса. Он воспитывался в Грузии, где получил духовное образование. Елисей Хетагов являлся крупным влиятельным узденем. На одном из заседаний Сената архимандрит Пахомий рассказал, что «во время военное осетины имеют его за главного полководца и тогда повелениям его все же повинуются». Об этом неоднократно заявлял и сам Елисей Хетагов (см. ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 241-242). Был членом Осетинского посольства в Петербурге 1749-1752 гг.

65. Батирмирза Давыдов сын Кутатов; в документах он встречается и как Патер Кутат, Егор, Георгий Куртаусов, Картаулов. Сообщения документов о нем скупы; известно лишь, что он был влиятельным лицом в Куртатинском обществе, проживал в селе Дзвгис, был членом Осетинского посольства 1749-1752 гг.

66. Трусов уезд — Трусовское ущелье в Восточной Осетии.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.