|
№ 15 1744 г. июня 11. — Протокол Синода о назначении и выдаче денежного и хлебного жалованья в г. Кизляре архимандриту Пахомию, игуменам Христофору и Николаю и протопопу Георгию Давыдову, об оказании им помощи со стороны кизлярского коменданта и кабардинских владельцев во время следования их в Осетию и пребывания там /л. 47/ В протоколе святейшаго правительствующего Синода июня 11 дня 1744 года написано. По указу ея императорскаго величества святейший правительствующий Синод пи делу, начавшемуся прошлого 1743 года февраля 9 дня по поданному ея императорскому величеству и из Кабинета ея величества для надлежащаго разсмотренмя и решения отданному в святейший Синод грузинского архиепископа Иосифа да Московского Знаменского монастыря архимандрита Николая о отправлении для проповеди слова божия и крещения непросвещенного народа, называемого осетинского, желающих персон грузинских архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Николая доношению, которое по определению святейшаго Синода сообщено было на разсмотрение ж правительствующему Сенату, из коего сообщенным на оное сентября 29 дня святейшему Синоду ведением объявлено: дабы святейший Синод /л. 47об./ соблаговолил по тому доношению иметь разсуждение. Для того дела показанных ли или других к тому способных и надежных персон послать надлежит и на каком основании всему тому отправлению быть, понеже де таковые же отправления учинены в Камчатку и в Пекин от святейшаго Синода к что определено будет, о том бы правительствующему Сенату сообщено было, почему все, что до правительствующаго Сената принадлежит, немедленное определение будет учинено. И по определению святейшаго Синода сообщено правительствующему Сенату ведение с таковым требованиям: дабы к подлинному об оном осетинском народе уведомлению соблаговолено было в святейший Синод прислать известие. 1. Тот осетинский народ подлинно ль вольной и самовластной? 2. Какового оной состояния и в союзе ль с Россиею? 3. Можно ль туда для проповеди без всякой опасности духовных послать и не надлежит ли /л. 48/ при том быть какому конвою. [53] а особливо и для высочайшаго интереса, о каковом в помянутом грузинских архиерея и архимандрита представлении точно изображено, что особливо следует до разсмотрения правительствующаго Сената. 4. В коликом от Астрахани разстоянии оной отстоит и кочевьем ли или городами и на коликом же разстоянии живут? 5. Каким путем от Астрахани, так же и в какое оттуда зимнее ли или же летнее время удобнейше оной отпуск учинить? 6. На каком довольствии по состоянию тамошней земли и мест и обхождения могут проповедующия тамо быть содержаны? И на оное из правительствующая Сената ведением же объявлено: по определению де Сената велено, о том справясь в Коллегии иностранных дел и разсмотря о чем надлежит, сообщить святейшему Синоду немедленно /л. 48об./. А сего 1744 года генваря 5 дня в занесенным в святейший Синод из Коллегии иностранных дел доношением представлены довольные об оном обстоятельства резоны с разговоров с кабардинскими владельцы записки копия, из которой де святейший Синод усмотреть соизволит, что по разговорам со оными кабардинскими владельцы не без надежды есть на них, а особливо на Алдигирея, которой с крайней части тех народов, близ его живущих, некоторую подать получает, что он духовным грузинским особам в приведении того народа в благочестивую греческого исповедания веру препятствия не учинит. Но как де чаятельно какое иногда по рекомендации здешней стороны и в способствование покажет, но чтоб де тем духовным особам какой с российской стороны конвой придать, то разсуждается за невозможно, понеже де оные народы от российских /л. 49/ границ в отдалении и окружены землями других областей и народов и живут между великих гор и путь к ним от кабардинской стороны токмо один, чрез крутые горы, весьма трудной и небезопасной. Но когда де по представлению грузинских духовных оные народы во время бытности их в их жилищах приемлют с немалым приятством, то де, по мнению Коллегии иностранных дел, можно им, грузинским духовным, туда и без конвою итти и удобным образом тамошних жителей к принятию благочестивой веры и закона приводить. А сего ж 1744 года марта 13 дня реченные грузинские архимандрит Пахомий, игумены Христофор и Николай доношением объявили: — По представлению де грузинского архиепископа Иосифа и архимандрита Николая об отправлении их по желанию для проповеди слова божая в непросвещенной /л. 49об./ народ, зовомой осетинской, которое богоугодное дело они совершенно исполнить желают, однако де для их в тех местах бытия потребно с ними быть для вспоможения духовные персоны протопоп Георгий Давыдов, которой ныне состоит по указу святейшаго Синода в Казанской и Нижегородской губерниях для [54] крещения мордвы и чюваш. Оной де потребен для того, что грузинской и российской диалекты знает действительно и о состоянии тамошняго народа, тако ж сколько имеет быть крещено, сообщать репорты в святейший правительствующий Синод и для протчих российских обрядов. А он де для сего богоугодного дела согласие и общество имеет сначала их намерения. Другой протопоп же грузинский Георгий Гарсеванов, который потому ж обхождение некоторого тамошняго народа знает действительно ж и все их обряды, а ныне оной обретается /л. 50/ в Москве при грузинском царевиче Бакаре Вахтанговиче и сам охотно с ними ехать желает, тако ж де от оного царевича позволение к тому имеет. Третий священник грузинский Иоанн, которой де ныне здесь же в Москве, выехал де он из Грузии в прошлом 1743 году для свидания ко отцу своему, однако ж де отец у него умре, а он де ныне здесь живет без определения по своей воле, он же де вдов, а потребен де он для тамошняго народа для того, что знает татарской и армянской языки. Тако ж де для показания тамошних народов жилищ потребны два знающих проводников, которых де они избрать и о имени их святейшему Синоду могут представить впредь, да для исправления де божественные службы потребно походную полаточную церковь, и один диакон и понамарь и церковный круг книг. Того ради, хотя там местами церкви каменныя есть, однако весьма ветхи /л. 50об./ и пока оные имеют быть возобновлены, должно им показывать церковное учреждение, дабы они, видя всегда божественную службу, внимали и больше б имели склонение ко крещению, к тому ж де такие места есть, что весьма далеко отстоят от жилищ тех, в которых есть церкви тако ж, что надлежит до крещения кресты и протчее, а как де чрез помощь божию имеют принять святое крещение, тогда де потребно зделать школу для обучения малолетных их детей. А для письма де ведомостей и протчаго потребно знающаго грамоте человека. Сверх же де сего потребен кизлярскому каменданту для ведения указ, дабы оной во всех тамошних случаях придавал вспоможение, тако ж егда они к нему будут о делах тамошних писать, чтоб сообщал в святейший Синод. А ежели собою оный камендант зделать чего невозможет, а из оного осетинского народа по принятии святаго крещения некоторые может, что /л. 51/ пожелают сюды в Москву или в Санкт-Питербурх, чтоб оный камендант отправлял незадерживая, для проезду ж де их от Кизляра чрез горских владельцов до Осетии потребно ко оным владельцам ея императорскаго величества указы о неоставлении во время их тамо бытия, а имянно Большой и Малой Кабарды владельцам Алдигирею Гиляксанову, Мурдару Жангерову, Казу Батирмизе Мурдарову з братьями и [55] Чачанскому. А для лучшей де в проезде черкесами безопасности потребно с ними быть терских казаков 6 человек, того ради, что они в Черкесы непрестанно ездят и имеют соседство, тако ж знают их черкеской и татарской языки, а без оных де казаков им ехать и быть тамо никак невозможно для того, что ограбят совсем, к тому ж де для пересылок от них в Кизляр и из Кизляра к ним никак обойтитца невозможно, и оные де черкесы, видя казаков, да них /л. 51об./ презентов по своему обыкновению просить от них духовных не будут. И дабы высочайшим ея императорскаго величества указом повелено было вышеписанное их прошение, которое следует все к вышеупомяненному богоугодному делу исполнить, а что до крещения оных осетинцов или на первой случай им к награждению касается, тако ж что касается до отправления их и то де состоит в высокой воли и в мудром разсуждении святейшаго правительствующаго Синода, ибо де такие отправлении в Камчатку и в Пекин были от святейшаго Синода, а потом, когда оному архимандриту с игуменом от святейшаго Синода объявлено, что они духовную свиту свою оным требованием своим на прежнее представление приумножили, а более на подъем им до оных горских народов святейший Синод награждение определить не намерен, как точию до 500 Рублев, то паки оные доношением представили, что они оное восприемлемое на себе дело исполнять с радостью должны, однакож де от российской /л. 52/ стороны с ними совершенно должно быть представленному от них протопопу Георгию Давыдову, которой обретается в Казанской епархии при новокрещенных делах, ибо они без него обойтится никак не могут, а протчих духовных персон протопопа Георгия Гарсеванова и священника Иоанна они на первой случай и не требуют, ибо егда де они действительно имеют оказать плод и тогда де могут представить, сколько каких персон будет потребно, и просят чтоб с ними отпустить вышеписанного протопопа Георгия Давыдова, а оставшей жене ево з детьми определить пропитание, а что следует до пропитания самих их, то для оного определить им, хотя, то жалованье денежное и хлебное, почему они по духовному грузинскому штату будучи в Москве от Коллегии экономии получали, в том числе неположенному еще в штат игумену Николаю против протчих его братий и оное жалование тамо повелено б было /л. 52об./ поблизости производить им из Кизлярской крепости. А в Канцелярии святейшаго правительствующаго Синода по справке по присланному в прошлом 1728 году июля 19 дня из бывшаго Верховного тайного совету в святейший Синод указу повелено прибывшим в Россию из грузинской земли духовным персонам денежного и хлебного жалования по представлению святейшаго Синода производить, а имянно [56] архимандритом денег по 75 рублев, игуменом — по 50 рублев, хлеба архимандритом — по три, игуменом — по две монашеских порций человеку на год. А вышеозначенному в Казани у новокрещенских дел помощнику протопопу Георгию Давыдову по силе состоявшегося блаженныя памяти государыни императрицы Анны Иоанновны в прошлом 1740 году сентября 11 дня указа производится в год жалования денег по 150 рублев из отпущаемой на новокрещенския росходы суммы из доходов Коллегии экономии, хлеба от Конторы новокрещенских /л. 53/ дел по 50 четвертей муки ржаной. Приказали о вышеописанном учинить следующее. 1. Означенных духовных персон архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Николая и обретающагося в Казанской епархии у новокрещенских дел помощника протопопа Георгия Давыдова, ежели оной протопоп Георгий подлинно туда ехать желает, в показанной осетинской народ для проповеди слова божия и призывания тамошняго народа в веру христову, отправить, а в какой силе и з каким наставлением оную им проповедь исправлять дать им инструкцию с примеру данной инструкции ж отправленному в Камчатскую землицу архимандриту Хотунцевскому, которую сочинив предложить к аппробации. 2. Церковь походную с принадлежащею утварью устроить надлежит из каковых доходов правительствующий Сенат заблагоразсудит, /л. 53об./ в которую освещенный подвижный антиминс во имя сошествия святого духа отпустить от святейшаго правительствующаго Синода. 3. Круг церковных книг оному архимандриту с товарыщи выдать из типографии из продажных с показанием оным настоящей цены, за которые дабы в тое типографию деньги возвращены, тако ж чтоб на еванглие (о)блачение бархатное, а крест и евангелисты, да к священнослужению церковные сосуды потир, дискос со звездою лжица и два блюдца отпущены были сребряные и медные, кадило и водоосвященная чаша откуду заблагоразсуждено будет. Сообщить правительствующему Сенату, понеже таких свободных сосудов в ведении святейшаго правительствующаго Синода ныне не имеется. 4. На первой случай для проезда, то есть на покупку летними времяни где случится колясок и палубов и протчих всяких /л. 54/ дорожных припасов за дальное отсюду разстояние, надлежит им всем определить, откуду правительствующий Сенат заблагоразсудит особливую сумму до 500 рублев, а жалования ея императорскаго величества денежного и хлебного почему они архимандрит Пахомий и игумен Христофор по учиненному на грузинских духовных персон штату будучи в Москве из Коллегии экономии получали, в том числе неположенному в штат помянутому игумену Николаю против игумена Христофора, а имянно архимандриту денег по 75, игуменом по 50 рублев человеку, [57] хлеба архимандритом по три, игуменом по две монашеских порций повелено б было на щет Коллегии экономии производить из Кизляра, а протопопу Георгию Давыдову по вышепоказанному прежнему ево окладу денежного по 150 рублев, хлеба ржи или муки ржаной по 50 четвертей /л. 54об./ на год, в том числе жене ево з детьми, что самем им протопопом Георгием для их пропитания из этого ево окладу в каждой год определено и о том в помянутую новокрещенских дел Контору письмянно за его рукою представлено будет отпущать от той Конторы, а затем по тому ево окладу достальные деньги и хлеб на щет той Конторы производить бы ему из объявленного ж Кизляра, которое на первое время на один год всем им выдано бы было. При имеющем из реченного Кизляра в жительства оного осетинского народа быть отпуске их в том же Кизляре. 5. Для безопасности в проезде черкесами по требованию их ради показуемых от них резонов в конвой из терских казаков отправить с ними до 6 человек надлежит, а о определении, к ним для случающихся письменных дел подъячего, знающего грузинской и российской язык, следует до разсмотрения правительствующаго Сената. 6. Дабы кизлярский комендант во всех /л. 55/ тамошних оным архимандриту с товарыщи приключающихся нуждах чинил благопристойное вспоможение, и когда они к нему будут о делах тамошняго порученного им послушания писать, чтоб оной доносил о том святейшему Синоду, а о чем надлежит и правительствующему Сенату немедленно, а ежели чего по требованию их оттуду собою тому коменданту учинить будет невозможно, и для того нужда востребует послать им из того осетинского народа из восприявших святое крещение нарочного в Москву или же в Санкт-Питербурх, то б таковые с подорожными отправляемы в Москву или в Санкт-Питербурх были без удержания, и о том бы правительствующий Сенат соблаговолил оного коменданта определить ея императорская величества указом. 7. К горским, кабардинским владельцам о показывании оному архимандриту с товарыщи и во время их тамо бытия в потребных и опасных случаях благопристойного вспоможения и всякой благосклонности /л. 55об./ соблаговолено б было из Коллегии иностранных дел отписать. 8. На первой ныне случай ко крещению тамошняго парода надлежит купить крестов серебряных до ста, медных до тысячи и па то по пропорции шелковаго шнуру, откуду правительствующий Сенат заблагоразсудит. 9. От Москвы до Астрахани надлежит же определить им потребное судно с принадлежащими судовыми припасы, с кормщики же и гребцы, а от Астрахани до Кизляра и оттуду по надлежащему тракту до границ потребное же число на чем [58] и можно подняться, подводы и на платье ж как до Астрахани, так и оттуду до коих мест надлежит прогонов потребную ж денег сумму, откуду правительствующий Сенат заблагоразсудит. 10. Оному ж архимандриту Пахомию с товарыщи для исправления в церковнослужениях выдать из напечатанных в московской типографии форм о возношении ея императорскаго величества и наследника /л. 56/ ея императорскаго величества его императорскаго высочества, высочайших имян по титулу, тако ж и о высокоторжественных и викториальных днях табелей, и о представяшихся фамилий ея императорскаго величества поминовенных печатных реестров и о празденстве на дни возшествия и коронации ея императорскаго величества, печатных же о молебствии книжиц для действительного по тем книжицам, когда где до того время их допустить, исполнения коего ж до наряду по три. 11. Какие при оной проповеди действа происходить будут, о том им архимандриту Пахомию с товарыщи святейшему Синоду репортовать доношениями чрез каждую полгода или чрез какое время будет возможно с подлинными и ясными обстоятельствы. 12. Если же оному архимандриту Пахомию с товарыщи от кого светских командиров в подводах /л. 56об./ или водным путем в судах и в протчем учинится какое неудовольствие и задержание и о том им представлять буде то случится в Нижегородской и Казанской губерниях и в Астрахани преосвещенным нижегородскому казанскому и астраханскому архиером (Так в тексте), по которым представлениям их преосвещенству с теми командами дабы нигде задержания отнюдь не было, для того что им надлежит в жилища горских народов достигнуть, конечно, нынешним летним путем, иметь пристойное письмянное сношение. И по сему о чем из вышеписанного надлежит правительствующему Сенату сообщить ведение, а в Коллегию иностранных дел и к преосвященным нижегородскому, казанскому и астраханскому архиером, когда по оному от правительствующая. Сената надлежащая отправа будет учинена, послать указы. 13. Что же оной архимандрит с товарыщи /л. 57/ потребуют, чтоб для обучения тамошняго народа детей, кон просветятся святым крещением, завесть тамо школу и то оставить впредь до указу и разсмотрения более же в собственное их проповедующих произволение и попечительство, ибо отсюду, чтоб всегда основательное и порядочное в той школе детям могло учение произходить, за великою тех мест дальностью [59] наблюдать никак невозможно, и так потребной на те школы кошт происходить, хотя и всегда имел бы, но о плоде того учения надежда не инако как всегда дальняя и неизвестная будет оставаться. Подлинной подписан тако: Амвросий архиепископ Новгородский, Иосиф архиепископ Московский, Симон епископ Суждолский, Митрофан епископ Тферский, Симон архимандрит /л. 57об./ Ипатский, Кирилл архимандрит Донской, Никифор протопоп Успенский, обер-секретарь Яков Леванидов, секретарь Никифор Слопцов, протоколист Михайло Беляев. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 26, д. 373, лл. 47-57 об. |
|