Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 18

1748 г. Января 2.— Заседание Сената по представлению Коллегии Иностранных дел о деятельности духовной комиссии архимандрита Пахомия в Осетии, которому Сенат дал указание временно воздержаться от приведения осетин к присяге, дабы не осложнить взаимоотношений с Турцией и Персией.

1748 г. января 11 в собрании Правительствующего Сената докладовано, по поданному сего ж числа из Коллегии иностранных дел доношению коим на посланный из Правительствующего Сената в ту Коллегию от 7 сентября.

1747 г. указ о рассмотрении об осетинском народе, который через находящегося тамо архимандрита Пахомия по крещении, в верности и в подданстве Ее Императорского Величества присяге проводится не будет ли такое к присяге оного народа привождение постановленным с Портою Оттоманскою или с Персиею мирным трактатом противно и о представлении о том сомнением в ответ представляет: из сообщенного де Правительствующему С нату от Коллегии иностранных дел в январе 1744 г. (по объявлению бывших тогда здесь Кабардинских владельцев) известию уже сведомо, что оный осетинский народ, разными по уездам знаниями именующийся, в Кавказских горах между обеими Кабардами в пограничности к Грузии живущей, ВОЛЬНЫЙ ЕСТЬ, и ни у кого в подданство не состоящий, а только некоторые из оных Кабардинским владельцам малую подать дают, издоевле же сей народ, когда еще Грузия и полной своей силе состояла (как о том в поданном в Коллегию и остранных дел грузинского игумена Христафора в доношении показано), под владением грузинских царей был, по завоевании ж Грузии от турок и персов и разделении оной между ними осетинский народ в своей вольности остался, и по тому о том народе яко вольном и никому не подлежащем, в поставленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персею мирных трактатах ничего не упоминается, следовательно же противности оным областям в провождении того народа к христианской вере не признается и быть не чаемо. Что [132] же до привода оного к присяге касается, то Коллегия иностранных дел рассуждает, что произвождение оной ныне весьма рановременно быть видится, потому что из того народа, по их многолюдству, некоторое ток о еще малое число а не все окрестились, а которые и крестились, то они недавно крестившиеся, чрез толь краткое время в твердом по надлежащему христианского закона содержании еще никак основаться не могли, отчего и присяга их, следовательно яко в вере и благочестии совершено еще не утвердившихся и прямо христянского закона и должности оного не знающих, мало полезна и впредь едва ли прочна, да и не к чему иному, как единственно к вящщему их чрез то получения себе отсюда каких либо дач и награждений мнению поводом служит имеет, наипаче же не отпужать бы тем скорым привождением к присяге прочих осетинцев к принятию греко-российского закона. Того ради, по мнению КОЛЛЕГИИ иностранных дел надлежит от такого привождения их к присяге ныне удержаться, пока оный народ весь генерально в христианскую веру будет обращен и в истинном познании закона божия и благочестия утвердится. Впрочем же рассуждается еще и сие, что оный народ как выше означено хотя и вольный есть и ни откого не депендующий, однако-ж рановременным привозжением оного к присяге может [момедствованным] с ними державам, яко то персам и туркам, некоторый омбраж подан быть, будто бы в каком намеряемом предприятии против их сей народ к здешней стороне привлекается и в подданство приводится, и для того не лучше ли ныне к находящимся в Осетии духовных персонам отписать, дабы они от того приведения к присяге удержались и токмо бы должность свою в привождении того народа ко благочестию и в законе утверждено ровностно исправлять тщались, что же у них происходит будет, о том бы сюда от времени до времени доносили, наипаче же все то предает в рассуждение Правительствующем Сената. А по справке в Правительствующим Сенате: августа 11 дня 1747 г. Правительствующий Сенатом, по ведению Светейшего Правительствующего Синода, определено и в посланом в Святейший Синод ведении писано: ежели Святейший Синод выше означенному архимандриту Пахомию с тамошними осетинскими из знатной фамилии людьми ехать в Санкт-Петербург заблагорассудит в том ему, архимандриту, позволение учинить, но по тому ведению в Святейший Синоде что учинено, о том Правительствующий Сенату не сообщено. И [133] Правительствующий Сенат слушав выше писанного приказали: в Святейший Правительствующий Синод сообщить ведение, в котором написать, чтоб соблагволено было из Святейший Синода к выше помягутому архимандриту Пахомию послать секретный указ, дабы он и прочие находящиеся при нем духовные персоны осетинского народа к той присяге не приводили, а токмо б, по своей должности, ревностное тщание имели в привождении оного народа ко благочестию и утверждению в законе и что происходит будет по часту б сюда доносили: ежели ж они, осетинцы, сами из воли своей, у него, архимандрита, неотступно требовать будут о приводе их к той присяге, то в таком случае, не объявляя им о том, что по указу к той присяге приводить их не велено, но токмо объявить им, что по указу из Правительствующий Святейший Синода велено ему ехать немедленно с их старшинами в Россию и за скорым его отъездом, ныне к той присяге приводит ему некогда, а прочим остающимся тамо по его отъезде духовным персонам, его подчиненным, без него архимандрита, яко без главной персоны, приводить их к той присяге не следует, а дабы они в приходе ко благочестию не имели за тем сомнения, то при им объявить, что по желанию их, к присяге из России и о том же, для ведома и в Коллегию иностранных дел послать указ.

“Сенатский архив”, т. 6. СПб. 1893. Стр. 247-248.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.