Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 12

1745 г. Июля 12. Доношение архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Никифора, иеромонаха Ефремя из Кизляра в Синод о их деяниях в Осетии, о крещений тамошних людей.

Копия

Светлейшему Правительствующему Синоду Нижайшее доношение Доносят грузинский архимандрит Пахомий, игумены Христофор и Никифор, еромонах Ефрем, а в чем тому [....]

1

Светлейшему Правительствующему Синоду из Кизляра репорт представили: чтоб мы нижайше апреля 28 из Кизляра поехали. И прибыли в Кабарду к владельцу Альдигирею мая 5 числа которой нас принял с почтением что в то его возможность [112] была, а про трем днем поехал с нами и провел нас даже все свое Татартутское владение и показал нам три церкви, из которые две без глав, а одна с главом, токмо весьма обветшали и развалялим, однако [.....] пели.

В одной церкви еще видно, что написан Святыя; и при том просил нам упоминеной князь Альдигирей с своими с родники, чтоб мы пребывали в том месте [Ибоде].

И се владение прежде христиане были, что же и вы видите и подлость же весьма. Некое быст в магометанском законе и когда близ церкви идет скинет шапку и так даже ему пройти, а ежели от беды к вам прибегнут к церкви, то уже ему ничего никто зделати не можно.

2

И мая 5 числа по 14 число имея приглашение у оного князя Альдыгирея к Осетии, к которой приехали 16 мая, и оной Осети местечка Дигории главные люди Баделяжзевы Кубата Бек-мурзов дети девяти братя. Живут от местечка Дигори по блиску к горским черкесам. Во оной князь Алдыгирей, как им поручено, приказал им ежели де, что сим сделается ущерб, я де на вас взыщет. И потом два дня еще с нами был, а в третий день возвратился паки назад оной князь Альдигирей, и что его было возможности весьма трудился изрядно. И от сих Кубатовых детей 24 мая поехали мы нижайшие в Осетию.

И 25 мая Божией помощью благополучно приехали в Осетию в место завовом Дигоры в дом Колмемедовых детей Темура, Киза и Элихана.

3

И сего народа призрение такое, что нам противности от них ничего не было и ничего у нас ни же пропало и не повредилось.

4

А послушание такое, что крестятся и противности вдать не употребляют и не говорят про христианство, Однако весьма скудны, и того ради больше чрез ... приходит в послушание в какое б ни было душевное и телесное. И из других мест и деревень народы приходят и просят нас, что и мы де крестимся, и чтоб мы шли в их места. Однако еще мы в сем месте Дигоре находимся для того что здесь требует, скорого больше народу, и скорее того ради, что здесь по местам татарской закон употребляется. Однако татарского закона ничего не значит, также и не имеют мольбы, и при том и сами служат: Что же сие с нами [113] сделалось незнанием и от неимением старотеля, и о ни-же противности с нами никакой не употребляют, да им бы еще с такими не употребляем разговоров, которые о христианстве не говорят.

5

И сей народ весьма незнающий как о душевном, так ко телесном и к пропитанию порядка не знает, а ежели б знали, то сия место не бесплодна, и весьма лучше пропитание достать возможно было б, о чем от нас в прощении и прежде представлено было.

6

Хлеб родится у них пшеница, ячмени, овес. Питё употребляют пиво, вино, .... Одежду носят мужески и женски пол серые кафтаны и бурки вяления, подобны войлоку и бараньи шубы, и сами сие все делают. А прочего ничего не знают. А прочие парчи из других мест привозят, хлеба купли у них вовремя молотьбы продается по 2 руб. по 40 коп.

7

Скот имеют баранов, коров и быков, свиней, лошадей и эшаков, народ военной места и до хорошего оружия охотники, обхождением на Российской народ очень схожи они.

8

Всем же владении знают бусурманское обыкновение, на имя Пророка Илии заколют барана мяса сами седеш, а кожу по всем на древо и чрез то просят Илию, и покланяются, а которые крестились, и те сие оставили. Другое сие знают, что ежели у кого умрет кто, главу и сице на себе издерут по обычаю бусурманском, и продол жительно имеют печали мяса не едят до году. И много баранов и коров закаляют для умершего, и велико на то расход держат и созвав соседей поят и кормят. И двух или трех человеку на лошадях тоскают на один день буде, и от году они должны что есть поры скакать. Нежели из них кто на перед прискачет, тому больше дают за труды и так думают, что умершему будет польза. Нежели в том скаку человеку или лошади сделается вред, или от него человек или лошадь умрет во время того скаку, то для кого он трудился, тот спасен будет. [114]

[9]

10

На снохах женятся таким образом, когда кто у кого возьмет за себя в жену детку, то оной детски отец или кто с родными с ближней у зятя своего берут много иждивения. И того зятя своего для у них ведется, ежели у ней муж умрет, а после его останется брат холостой, и кто брат за себя возьмет, а из своего дому не отпустит на сторону. Однако помощью ближней нам обещиваются, что же сие оставим, а у кого имеются взятое таким образом жены и с ними прижито несколько похотят и пожелают мужеске и женске пола крестится, повелено будет таким крестит.

11

В великой пост содержат все и преобряженством христовом посту и держат одно неделя, а прочих постов ничего не знают, за тем, что забыли; постного кушания у них ничего нет, и не сеют, тако жив огородах ничего ни садят. Рыбу из Терек привозят к ним купцы. Однако и то с нуждою достают, а постов новокрещеным мы не запретили содержать того ради, что постных достать ничего не можно. И о сем Святейший Синод что повелит.

12

У выше предписанных Келмемедовых детей в доме мы стоим в местечко Дигории, и они своею фамилией и с домашними служители крестили, и начали строить церковь, и уже строят и весьма великую помощь нам они дали ко христианству. И сначала мы к ним в дом приехали, один из племянник, большого брата сын желают ехать, чтоб уехать в Россию и там крещусь и во ожидании состоит, чтоб ехать. Подле сего близко деревня большая, и они Баделидзевы ж старше родственники и их дети окрестили, и несколько из крестьян, и они намерены построит церковь. Церкви и образов весьма боятся, и страх имеют.

13

Нас же зовут и в другие деревни. Однако, которые новокрещеные есть у них должно определит священника. Церковь одну уже построили каменную ж, и всии церкви в обе потребно утвори церковных, а которые новокрещенных есть дети, для оных должно быть школе и от тех, и то ему распространятся [115] христианство. А ежели не так, то скоро могут уничтожит; ежели у них учение не имеет быть.

14

Здешние главные люди в Россию ехать весьма желают, и принести поклонение Ее Импереторскому Величеству, и тамо крестится желают ежели им указ будет, им возьмут чем достич.

15

А которая речка называется Ардани, онаю речка посреди Осетии течет. По ней великая жилища лежат. И народ множество есть, Масра называется.

Между ими знатной фамилии есть один, которой по приказанию нашему встретил нас в горских черкасах, и с ним был один сын, котораго в тоже время окрестил. И оному главному Зураб Элиханов. У грузинскаго царя в доме воспитан, и диалект грузинской хорошо знает. Тако же и божественное писание знает же, и как всех местах так и во всей Осетии он знатной человек и знают его и от самых горских черкесов— по тракту до внутрии Осетии главные люди все ему родственники и свои степенники, и сей Элиханов по России бывал и христианству весьма ревнитель, тако-жеи услуг Ее Императорского Величества ревностно желаем чтоб сие дело исправилось и христианство б распространилось, и в пути нам он был препроводитель, и он был наш вожатой, и переводчик. Он же хотя б он при нас быть переводчиком и погнушался, однако ко христианству любовь имеет добре сие дело исполнялось. О сем просил Святейшего Синода, чтоб ему при нас жить можно было где мы находится будем, чтоб богоугодное дело во исполнению состоять могло, он очень окуратно знает здешние представительство и помощник нам не малой и никого не сыщем здесь, в Осетии для переводу такого, да и грамоту в Осетии кроме его никто не знает.

Между осетинцами главные люди Баделидзевы одной фамилии.

А Келмемедовы дети крестились.

Другие Кубатовы дети они в татарском законе, третия Хараджовы дети и они в татарском законе. Четверты Битагавы дети крестились. Пятые Туганов дети в татарском законе. Шестые Камановы дети крестились. Седьмые Мистуковы дети крестились. [116]

Из вышеописанных Баделидзевых фамилия крестилось осемнадцать душ.

А из прочего подлого народа крестилось восемьдесят семь душ.

1745го: июля 12го дня.

На подлинном грузинском доношении по-грузински подписано тако:

Архимандрит Пахомий.

Игумен Христофор.

Игумен Николай.

Иеремонах Ефрем.

АВПРИ. Ф. Осетинские дела. 1743-52 гг. Оп. № 128 / II. Д. 3. Лл. 26-31 об.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.