|
№ 1. 1742 год. Всепресветлейшая Державнейшая Великая Государыня Елисавета Петровна, Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая. Доносят грузинский архиепископ Иосиф, Московского Знаменского монастыря архимандрит Николай. А в чем наше доношение, тому следуют пункты: 1 Известно ведаем, что высокомонаршее Вашего Императорского Величества намерение и соизволение имеется о богоугодном яже о славе Божии деле, дабы и новерских всякого звания народов людей через проповедь Слова Божья и самопроизвольное желание и восприятие святого крещения души их привести в живот вечный. И по одному Вашего Императорского Величества всемилостивейшему Соизволению во языцех Имя Христово уже весьма прославляется. И иноверцы в богохранимой вашего Императорского Величества державе, в Камчатке, в Иркутску, в Казани и в прочих местах целыми уездами обоих полов святым крещением охотно просвещаются многолюдственно. А понеже Вашего Императорского Величества Мы, всеподданнейшие рабы, усмотрели близ державы Вашего Императорского Величества низового города, называемого Кизляра, в недалеком расстоянии, на рубеже Кизляре затемненной святым крещением непросвещенной народ, зовимый Осетинской, которого признаваем быть по исчислению обоих полов более дву сот тысяч человек. 2 А издревле оной осетинский народ бывал православный христианский и содержался под владением грузинских царей, ибо в тех же жительствах во знак древнего их благочестия свидетельствуют и поныне каменные церкви, и в них святые иконы и книги, которые иноверцы к тем церквам Божиим охотно прибегают. И святые посты великой Господни и Филипов постно содержат. И когда по случаю увидят наковую духовную [94] персону к себе в дома для посещения. А особливо ради водоосвящения неотступно просят, и к восприятию христианские веры греческого исповедания весьма склонны, точию таковых духовных персон, которые бы могли семя Слова Божья в тех не просвященных народах сеять и чрез святое крещение привести их в Православную Веру никакого не имеется и затем принуждены они только одну молитву творить, отнюдь на небо. А других мольбищ, яко идололатры творят, отнюдь того не держат и слухом слышать не хотят. А ныне оной многолюдной народ святым крещением непросвященной состоит в своей воли. Понеже как турки, так и персияне никто ими не владеют. А места их изобилуют золотою, сребреною и прочими рудами и минералами, камением преизрядным. Токмо тех мест обиватели в действо оные руды камения за неискуством знать никому не дают, и, кроме христиан, других народов людям во оные их места никому невходимо. Того ради о сем Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше донесше просим, не соблаговолено ли будет високомонаршеским Вашего Императорского Величества повелительным указом вышереченной непросвященный народ, называемой осетинской, для проповеди Слова Божья и крещения их к тому богоугодному делу отправить способных и того дела желающих. А особливо язык их отчасти сведущих грузинских духовных персон, обретающихся ныне в граде Москве, архимандрита Пахомия, игуменов Христофора, Николая, придав к ним несколько человек в помощь по высочайшему Вашего Императорского Величества соизволению колико пристойно. Которое богоугодное дело они, грузинские духовные персоны, чаятельно, чрез проповедь Слова Божья по склонности упомянутых иноверцов во Святое крещение и в вечное Вашему Императорскому Величеству подданство привести могут в непродолжительном времени всех без остатку. И дабы высочайшим Вашего Императорского Величества указом поведено было сие наше доношение принять. Всемилостивейшая Государыня просим Вашего Императорского Величества о сем нашем доношении решение учинить. Ноября дня 1742 году. РГАДА. Портфель Герарда Фридриха Миллера. № 187. Л. 17 *** (по-грузински): Известия Северо-Осетинското научно-исследовательского института. Т. 6. Орджоникидзе 1934. Стр. 48-50) |
|