|
КСАВЕРИО ГЛАВАНИ Ксаверио Главани — автор «Описания Черкесии», составленного в январе 1724 г. в Бахчисарае — столице Крымского ханства. Биография его неизвестна. Имя и фамилия автора свидетельствуют о его итальянском происхождении, которое подтверждается также тем обстоятельством, что первоначальный текст этого описания был, по-видимому, составлен на итальянском языке (рукопись «Описание Черкесии» дошла до нас в переводе на французский язык). В момент составления «Описания Черкесии» Главани был французским консулом в Крыму, являясь одновременно первым врачом крымского хана. Эти две должности давали возможность Главани собрать самые подробные и достоверные сведения о Черкесии. Располагая официальными материалами, имевшимися о Черкесии в канцелярии крымского хана. Главани в то же время мог пользоваться дополнительной информацией ханских чиновников, бывавших в Черкесии и хорошо знавших черкесские дела. Судя по тексту описания, Главани и сам бывал в Черкесии и поддерживал контакты с представителями черкесской знати, нередко посещавшими Бахчисарай. В описании имеются прямые указания на то, что Главани выяснял ряд интересующих его вопросов путем расспросов «черкесских беев». Пользуясь каждой возможностью для получения необходимых ему сведений о Черкесии и других областях Кавказа, Главани обращался за содействием и к самому крымскому хану. Так, по просьбе Главани, хан устроил ему встречу с одним кубанским ногайцем, 80-летним стариком, который, по мнению хана, мог сообщить Главани интересующие его данные о народах Кавказа. Вероятно, такие встречи и беседы с людьми самой различной национальности, приезжавшими в столицу Крымского ханства из Черкесии или смежных с ней областей, широко практиковались Главани и служили для него постоянным источником информации. Описание Главани — важнейший источник по истории и этнографии адыгов первой четверти XVIII в. Особенно ценны его сведения о социальном и политическом строе Черкесии, о делении ее на этнические группы и феодальные владения, об их численности. Не довольствуясь трафаретными описаниями черкесского быта, которые к началу XVIII в. получили широкое распространение в западноевропейской литературе, Главани сообщает ряд оригинальных сведений об общественной и семейной жизни черкесов, их религии и т. д. Большое внимание Главани уделяет взаимоотношениям Черкесии с Крымским ханством. Естественно, что Главани по этому вопросу был особенно хорошо осведомлен. В полном соответствии с действительностью [157] Главани подчеркивает, что Черкесия фактически не зависит от крымского хана и «в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований отвергает их без стеснения». Вместе с тем он отмечает, что черкесы вынуждены были платить крымским ханам тяжкую дань рабами и рабынями. Дань эту крымские ханы получали при содействии черкесских феодалов. Когда наступает время обязательной посылки дани хану, пишет Главани, «все испаи (уздени) собираются у своих беев (князей), которые определяют, сколько каждый из них должен дать [рабов] сообразно имеющимся у него селениям. Затем каждый испай отправляется в свое селение и избирает мужчин или женщин по своему усмотрению...». Главани ярко характеризует ту систему, при помощи которой крымские ханы поддерживали свое влияние в Черкесии. По его словам, черкесские князья (беи) «легкомысленно позволили ханам обмануть себя: один из ханов прислал к ним своего сына, другой — двух, третий — трех сыновей и, таким образом, мало-помалу черкесы попали под управление султанов. В настоящее время в черкесской стране считается 52 султана, способных носить оружие; самый бедный из них имеет при себе 50 конных и хорошо вооруженных слуг... Каждый бей как бы усыновил одного султана... Эти султаны повелевают и начальниками, и народом». Таким образом, широко распространенный у адыгов обычай аталычества был использован крымскими ханами для укрепления связей их с черкесскими феодалами. Главани на ряде примеров показывает, как соперничающие между собой черкесские князья, в целях приобретения покровительства крымских ханов, отдавали им на растерзание родную страну, помогали покорять неповинующиеся черкесские области. Так, после разгрома в Кабарде войск крымского хана Каплан-Гирея, князья западночеркесских (кубанских) областей «вели беспрерывную войну против населения Кабарды» и, хотя не смогли проникнуть в глубь страны, вызвали в Кабарде «большой голод», «вследствие угона стад с пастбищных мест и вынужденного прекращения полевых работ». Рукопись «Описания Черкесии» Главани была обнаружена случайно. Ее приобрел у букиниста известный кавказовед Е. Г. Вейденбаум и опубликовал с русским переводом в 1893 г. в «Сборнике материалов для описания местностей и племени Кавказа» (вып. XVII, Тифлис). Как указано в конце рукописи, она представляет собой копию, снятую с перевода текста «Описания» на французский язык (с какого языка — не указано, но вероятнее всего — с итальянского) в Константинополе 6 января 1727 г. Можно полагать, что перевод и копия с него были сделаны во французском посольстве в Константинополе, куда Главани представил «Описание Черкесии» вместе со своим консульским отчет.о.м. Оригинал перевода был направлен французскому королю секретарем посольства Далиони. При переводе в текст Главани были внесены дополнения, чем и объясняется упоминание о событиях, происшедших после января 1724 г. —даты, которой Главани пометил свое «Описание Черкесии». Возможно, что эти дополнения принадлежат Далиони. Публикуемый ниже русский перевод «Описания Черкесии» Главани заново сверен с французским текстом, и в него внесены некоторые редакционные изменения по сравнению с текстом русского перевода, изданного Вейденбаумом. Текст воспроизведен по изданию: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974 |
|