Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОК. № 5

ПИСЬМО ОТ АКСАЕВСКОГО ВЛАДЕТЕЛЯ КАПЛАНА СЫНА АХМАДХАНА КИЗЛЯРСКОМУ КОМЕНДАНТУ В. Е. ОБОЛЕНСКОМУ

(1746 г.)

(ГА РД, ф. 379, оп. I, д. 114, л. 7. Подлинник)

 

Бумага желтая, толстая, плотная, с филигранью. Лист реставрирован, наращен по правому краю. Сохранившаяся часть подлинного письма имеет размеры 16, 5 х 16 см. Текст написан на 19 строках. Чернила черные.

Дефект: часть правого края текста утеряна по ветхости.

На оборотной стороне листа имеются:

1) Восьмиугольная печать с легендой на имя Каплан-Герейа.

2) Запись в 4 строки на русском языке канцелярской скорописью XVIII века: ”Писмо от Аксайскаго владелца Каплана получено февраля 3 дня 1746 году”.

3) Старые архивные номенклатурные числа: 546, 557.

Содержание письма: просьба вернуть беглых холопов.


ПЕРЕВОД

Величайшего императора, великого государя (падишах) полномочному бригадиру и Его высочеству князю Оболенскому 1 [шлем] пожелания здоровья.

Впредь. В ту сторону 2 сбежал один наш холоп (йесир) — калмык. Когда [он] бежал раньше, Ваше высочество изволили его вернуть мне. И ныне прошу вернуть его, оказав мне милость и снисхождение. Буду за это весьма доволен Вашим высочеством и выраженные [Вами] просьбы (Букв.: ”вещи”) не останутся у нас [не выполненными].

Далее. В стороне Вашего высочества 3 на разных местах имеются много наших холопов — персов (кул-каджар) 4. Если Вы изволите их вернуть, оказав [нам] милость и снисхождение, то я пришлю [туда] хозяев тех холопов (Доел.: ‘‘рабовладельцев” (кулейхиб)). Очень просим Вас вернуть нам и тех 5. [160]

Впрочем воля Ваша. Искренне [Ваш] Кафлан 6.

[Перевод записей на полях]:

Далее. Тот холоп-калмык убегал [от нас]... Теперь он сбежал снова. Если Вашему высочеству не известно о том, что он находится в казачьих городках (казак кал‘алар), прикажите расспросить [людей] и поискать [его], оказав [нам] милость. А если он найдется, [прошу] передать его [нам], не задерживая.


Комментарии

1. Князь Оболенский Василий Елисеевич (Алексеевич) — бригадир по воинскому званию, комендант Кизлярской крепости в 1743-47 гг.

2-3. То есть, в русских пограничных районах — на Кизлярщине.

4. Каджар — одно из тюркоязычных племен в Иранском Азербайджане, которое составилось в монгольский период из тюркизированных осколков трех (двух монгольских и одного тибетского) племен. (Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. Л, 1949, с. 95; Шереф-хан Бидлиси. Шереф- наме. М., 1967, т. I, с. 524).

Во многих языках Северного Кавказа термин каджар (къажар) употребляется для обозначения азарбайджанцев или персов.

В отдельных языках (как напр., в агульском, арчинском) этот термин обозначает: магометанин шиитской веры. (См. еще коммент. 11 к док. № 1).

5. Из текста явствует, что у аксаевского владельца Каплана Ахматханова были холопы двоякого происхождения: кулы — ”рабы”, а также йесири (ясыри) — ’’пленные”. Кулы, видимо, попадали к кумыкским владельцам из центров работорговли на Северном Кавказе — Татартупа, Эндирея, Аксая и др. В письме указана этническая принадлежность холопов: кул — перс, йесир — калмык. Рассматриваемое письмо отправлено через несколько лет после разгрома полчищ Надир-шаха в Дагестане. Остатки персидских войск разными путями попадали в число холопов к северокавказским владельцам.

Калмык, очевидно, попавший в плен в период стычек с местным населением, дважды убегал от аксаевского владельца - на север, в сторону Кизляра: типичное проявление социального протеста против непосильного гнета феодалов на Северном Кавказе.

6. Каплангерей-бек сын Ахмадхана, аксаевский владетель, князь; в делах рассматриваемого архива упоминается под 1738-1760 гг. В русских документах: Каплан Ахматханов, Каплан-бек, Каплан-Гирай. Это внук Алибека, первым выселившегося из Эндирея в Аксай. (АВПР, ф. Кумыкские дела, 1758, д. 2, л. I).

Аксай (кумык. Яхсаи) — одно из крупных кумыкских селений Северного Дагестана. Расположено на р. Аксай (кумыкск. Яхсстсув, чеченск. Яссы) и названо по ее имени. (Ханмагомедов X. Л.) Тюркская топонимия Дагестанской АССР /АКД. Баку, 1979, с. 14). Поэтому, для выяснения этимологии названия селения, следует рассмотреть вопрос о происхождении самого гидронима. Существует несколько мнений по этому поводу:

а) По преданиям ичкеринцев, река названа ”Яхсай-су” в память об одном из беков хана Мамая (XIV в.) по имени Яхсай-хан (Попов И. Ичкеринцы // Сборник сведений о Терской области. Владикавказ, 1878, вып. I, с. 266; Ган К. Опыт объяснения кавказских географических названий // СМОМПК. Тифлис, 1909, вып. 40, с. 5-6).

б) От тюркских слов акъ ”белый” и сай ”вода”; ”река”: Белая вода, Белая Речка (Успенский А. Почему ”Аксай”? // ’’Дагестанская правда”, 1969, 13 ноября; Микаилов К. Аксай? Это интересно // "Комсомолец Дагестана”, 1972, 21 марта).

в) К. Кадыраджиев относит его к кыпчакским топонимам Дагестана: Яхсай < — Якъсай < — Яйыкъсай, с первоначальным значением ”широкая, разливающаяся река” (Кадыраджиев К. С. К этимологии некоторых кумыкских топонимов // Ономастика Кавказа. Орджоникидзе, 1980, с 124-125). Ср. со старым тюркским наименованием р. Урал — Яик.

Время основания с. Аксай относят обычно к концу XVI века. (Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895, с. 242). Однако имеется больше оснований отнести время появления селения Аксай к XVII веку (Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках // ’’Кавказ”, 1848, № 39-44; Гаджиева С. Ш. Материальная культура кумыков XIX-XX вв. Махачкала, 1960, с. 35, 37).

Считается, что его основал Алибек сын Айдемира, внук Султанмута Эндиреевского и первые жители состояли из переселенцев сел. Эндирей. Впоследствии оно получило наименование Старый Аксай (Эсги Яхсай), т.к. было разрушено до основания царским генералом А. П. Ермоловым в 1825 году. Жителям Старого Аксая было разрешено поселиться рядом с небольшим населенным пунктом Таш-Кичу (Ташгечив). С течением времени население обоих аулов значительно увеличилось, что привело к их слиянию и образованию одного большого селения под названием Аксай. (Гаджиева С. Ш. Указ. соч., с. 37). См. еще: Тучин И. Сел. Аксай // ’’Терские ведомости”, 1876, № 3; Мохир М. Аксай, или Ташкичу // СМОМПК. Тифлис, 1893, вып. 16, с. 30-36).

Ныне с. Аксай — в Хасавюртовском районе РД, в 20 км от г. Хасавюрта. Основное население — кумыки; в нем проживают также чеченцы, аварцы и др.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.