Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 36

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬ БОЛЬШОЙ КАБАРДЫ

Отношением от 13—25 июля 1867 года за № 3569 я, между прочим, сообщил Вашему высокопревосходительству предположения мои касательно обеспечения сопредельных с Большой Кабардой горских обществ — Балкарского, Безенгиевского, Хуламского, Чегемского и Урусбиевского — пастбищными землями, а равно и те мероприятия, к которым я должен был прибегнуть для определения будущего вида землевладения в Большой Кабарде, объяснив притом, что проектная карта предположенного еще тогда в общих чертах распределения земель Большой Кабарды может быть представлена на окончательное высочайшее утверждение в то время, когда опыт обнаружит и даст указания для исправления могущих открыться в отношении предполагаемого распределения земель неудобств.

В ответ на означенное отношение Ваше высокопревосходительство отзывом от 21 ноября того же года за № 472 сообщили мне, что сделанные мною распоряжения о наделении землею племен Северного Кавказа удостоены высочайшего утверждения с тем, чтобы по поводу сделанных Кавказским комитетом, при рассмотрении в комитете упомянутого представления моего, замечаний относительно обращения в казну предоставляемых кабардинцам в общинное пользование, сверх аульных [141] наделов, пастбищных земель, а также и относительно такого же обращения в казну некоторых общественных статей в Кумыкском округе, я внес в Кавказский комитет на рассмотрение соображения свои, в то время, когда это по местным обстоятельствам будет признано мною удобным.

В настоящее время считаю долгом представить на рассмотрение и затем на высочайшее утверждение окончательные предположения о распределении кабардинских земель, а также объяснения мои по тому из упомянутых выше замечаний Кавказского комитета, которое касается собственно земель кабардинского округа.

Так как вопрос об обеспечении нужд горских обществ в пастбищных землях был вызван на первый план собственно благодаря тесной его связи с поземельным вопросом в Большой Кабарде, в которой в течение последнего времени разбирался существующий порядок землевладения, то предварительно считаю нужным высказать те соображения, которыми мотивируется поземельная реформа в Большой Кабарде.

Население Кабарды, в числе первых туземных племен Северного Кавказа вступив в подданство Российской державы, с давнего времени владело весьма обширным пространством земель и, вместе с тем, в силу дарованных ему высочайшими грамотами привилегий, сохраняя неприкосновенным свой быт и ведаясь в общественных делах своим народным судом, представляло совершенно замкнутую для всякого внешнего влияния общину.

Несмотря на аристократический склад общественного устройства и влияние, которым пользовались в народе высшие сословия, частной поземельной собственности, говоря в строгом смысле, в Кабарде вовсе не было; земли искони считались достоянием всего кабардинского народа, и при обилии их в свойствах местного хозяйства, частные лица не имели в прежнее время интереса добиваться присвоения земель в исключительное свое владение, но, тем не менее, издавна уже князья и уздени некоторых старейших разрядов пользовались по обычаю некоторыми преимуществами при периодическом распределении земель в пользование аульных обществ. Между прочим пользовались правом распоряжения по всему усмотрению тою частью аульных земель, которая оставалась свободною при таких периодических распределениях. Так, свободные остатки князя и уздени, по [142] неимению собственного большого хозяйства, часто отдавали в наем соседним обществам, либо уступали бесплатно тем, в услугах которых могли нуждаться, что и подало повод русским властям, при недостаточном знакомстве с бытом кабардинцев, считать означенных лиц привилегированных классов настоящими владельцам земель и приравнивать поземельные права их к правам русских помещиков, а через это и сами таковые лица стали мало кому заявлять притязания на закрепление земель в частную их собственность как будто бы принадлежащих им по родовому праву. Это повело даже к тому, что в некоторых, весьма, впрочем, редких случаях правительство считало справедливым за земли, занимаемые под русские поселения, вознаграждать не аульные общества, а первенствующих в этих обществах лиц привилегированных сословий. Тем не менее, когда в последнее уже время, с 1863 года, областною поземельною комиссиею было приступлено к окончательному уяснению прав населения на владение землями в Большой Кабарде, высшее сословие, вместе с депутатами от простого народа через своих представителей заявило формально, что земли суть общественное достояние всего народа, и отказалось, таким образом, от прежних своих притязаний на исключительное право владения землями, хотя как нужно полагать, оно поступило так собственно в расчете на то, что факт признания земель общественными, если послужит отрицанием притязаний его на частное землевладение, тем не менее сохранит в Кабарде во всей целости установившийся временем порядок поземельного пользования, вполне выгодный для произвольных действий высшего влиятельного сословия, и не порвет сложившейся связи этого сословия с остальным населением Кабарды, что неизбежно случилось бы при упорстве князей и узденей в прежних своих домогательствах.

Со своей стороны, правительство не имело повода противиться признанию и утверждению народных заявлений, как что они служили справедливым выражением действительно существующего порядка, так и по иной причине, чего признание принадлежности земли всея, населению, устраняя с самого же начала представлявшиеся в этом деле осложнения, давало правительств, затем возможность, без нарушения чьих бы то ни было прав, направить дело таким образом, чтобы дать справедливое и соответственное обеспечение всем слоям этого [143] деления, а вместе с тем с самого же начала открывало путь к легчайшему осуществлению многих существенных преобразований общественного быта.

Таким образом, получилась возможность сделать в 1865 году распоряжение о соединении полукочевого населения Кабарды, рассеянного в то время по кабардинской территории мелкими аулами и хуторами, в большие аулы, каковая мера была крайне полезна как в административном отношении, так и в видах будущего гражданского и экономического развития страны.

Затем в том же 1865 году представлялось возможность обложить кабардинцев равномерно государственною податью, основанною на праве поземельного пользования, которое и для простого народа не только существовало фактически, но и бесспорно признавалось юридически; наконец, устранение поземельных притязаний высшего сословия облегчило приступ к освобождению в Кабарде бесправных холопов и других зависимых сословий, которые, в силу поземельной реформы, делались одновременно с освобождением их полноправными членами общины во всех отношениях, в том числе и в отношении поземельного пользования. При всем том порядок землевладения исключительно общинный, удовлетворяя потребности населения и правительственным целям на первое время, представляет, кроме обыкновенных недостатков, двойственных этому виду землевладения, еще то существенное неудобство по отношению к Кабарде, что делает территорию и население ее совершенно замкнутыми и недоступными для всякого внешнего влияния, без которого невозможно надлежащее гражданское и экономическое развитие страны и прочное духовное слияние ее с Россиею. К тому же при общинном порядке высшее сословие являлось весьма мало обеспеченным в своих интересах соответственно положению своему в общественной среде, потому что действительность мало оправдала ожидания его на возможность продолжения прежнего произвольного распоряжения землею. Дух времени, большой успех народного развития и ограждение всех законных интересов правительственною властью ставили преграду всяким произвольным домогательствам и ограничивали через то значение и влияние первенствующего класса. Совершившееся же вскоре освобождение зависимых сословий лишило этот класс главнейшего из оснований, на коих зиждилось это значение. Справедливость требовала вознаградить высшие сословия и [144] дать ему средства к поддержанию общественного своего положения.

По этим двояким соображениям я, еще при начале поземельной реформы, предположил из общественных кабардинских земель часть таковых для пожалования частную собственность тем из почетных кабардинцу которых как по родовому их праву, так и по личным заслугам, справедливость требовала наделить особыми участками земли, чтобы в этом хотя отчасти вознаградить за потерю их прав и влияния.

По воспоследовавши в 1867 году, как видно из упомянутого отзыва Вашего ко мне № 472, высочайшего государя императора соизволения на утверждение сделанных мною распоряжений по поземельному устройству населения Большой Кабарды, мною тогда же была преподаны через начальника Терской области основания для определения прав высшего сословия на получение особых участков земли и для окончательного составления проекта распределения земель Большой Кабарды.

Согласно таковым указаниям моим, на обязанность комиссии на разбору личных и поземельных прав туземцев Терской области было возложено:

а) войти в подробное рассмотрение положения высшего сословия в Большой Кабарде и составить списка тем из почетных кабардинцев, коим в вознаграждение за потерю прав над народом и прежние преимуществу в отношении пользования землею должна быть предоставлены в частную собственность особью участки земли;

б) определить норму, по которой следует назначать размер участков таковым лицам, а также назначить районы, в которых должна быть произведена нарезка участков;

в) соответственно потребностям населения и качеству, земель в отдельных частях Кабарды, определить подворную норму для надела землею каждого общинное пользование, имея при этом в виду по возможности не допускать новых переселений аулов и чересполосности в аульных дачах, а также, в видах сомнения лесов, не вводить в район аульных дач лесных участков без крайней в том необходимости;

г) подробно выяснить потребности населения в землях, не входящих в район аульных наделов и оставляемых в нераздельном пользовании кабардинцев;

д) привести в полную ясность поземельные нужды [145] населения сопредельных с Большой Кабардою горских обществ и выработать окончательный проект разграничениях обществ с Кабардою.

Все это в настоящее время уже исполнено. При неоднократном обсуждении в сословно-поземельной комиссии и в особых комитетах, временно составлявшихся с председательством начальника Терской области, указанных, собранных согласно вышеизложенным указаниям, выработаны по каждому отдельному вопросу нижеизложенные заключения.

1. По вопросу о наделении особыми участками лиц высшего сословия определено:

а) предоставить таковые участки только князьям, первостепенным узденям и тем из второстепенных узденей, кои пользовались правами так называемых аульных владельцев (старшин), а также лицам, которые по происхождению своему хотя и не принадлежат к высшему сословию, но службою правительству приобрели себе почетное положение.

Затем всех остальных узденей 2-й и 3-й степеней, не имеющих существенных сословных преимуществ перед простым народом, устранить от надела землею в частную собственность, предоставив им пользоваться таковою, в общественной аульной даче по норме надела для простого народа;

б) принять за норму для наделения участками высшего сословия: князей — по 300 дес., а узденей и других лиц вошедших в составленные с этой целью списки, — по 250 дес., на семейство и затем норму эту увеличить как тем лицам из княжеских и узденских фамилий, кои пользовались исключительным значением в народе или оказали особые полезные заслуги, так равно и тем, семейства, коих состоят из большого числа членов, примем во всех случаях назначать участки нераздельно для всего семейства;

в) с отводом почетным кабардинским уроженцам предназначенных им в частную собственность участков лишать их права общинного пользования землею, наравне с простым народом, во-первых, по возможности те приурочить мелкие участки к воде, и, следовательно, по невозможности иметь на них хозяйственные постройки, во-вторых, чтобы избавить Кабарду от безземельного высшего по своему происхождению, сословия, которое без сомнения образовалось бы вследствие того, что весьма многие, воспользовавшись правом [146] собственности на (полученные участки, не замедлит продать их, чему препятствовать нет возможности, да даже было бы нерасчетливо в видах уничтожения, замкнутости и обособления Кабарды;

г) выделить из общественных кабардинских земель в районах, показанных на прилагаемой проектной карте, 83 550 десятин, с тем, чтобы из них произвести теперь же, согласно составленным спискам почетным кабардинцам, отвод 144 участков, всего в количестве 59 550 десятин, 8 т. десятин предназначить па возмещение совершенно неудобных земель, могущих оказаться при отмежевании означенных участков, 4 т. десятин отделить в запас для надела тех из кабардинских уроженцев, которым впоследствии, как не вошедшим теперь в составленные списки, может оказаться нужным предоставить участии земли, и затем 12 т. десятин предназначить для надела особыми участками высшего сословия Малой Кабарды, в районе которой имеется для сего достаточного количества земли.

2. Определена подворная норма для надела каждого аула и проектированы, согласно определенной норме и числу дворов в ауле, границы аульных дач, причем для тех аулов, которым доставались в надел вполне удобные земли, нормою надела назначено по 36 десятин на двор, а для других аулов, соответственно входившему в район аульных дач количеству малоудобных или вовсе неудобных земель, означенная норма увеличена, так что в общем выводе средняя норма подворного надела аулов равняется 41 дес. Как ни желательно было при последнем определении границ аульных дач избежать переселений аулов, но, по самому строгому, всестороннему обсуждению положения кабардинских аулов, при окончательном составлении нового проекта нарезки аульных дач признано положительно необходимым из числа 338 (Муссы Кожахова, Кошерокова и Тахтамышева) расселить по другим кабардинским аулам. Чересполосность же аульных дач, в виде исключения, допущена только для двух аулов (Кучука Докушокова и Заракута Тамбиева), назначением каждому аулу в счет нормы дополнительного к аульной даче участка, вследствие того, что названные два аула не могли быть наделены сплошным пространством земли без крайнего стеснения своих соседей.

3. По вопросу о потребности населения Большой Кабарды в общественных землях, не вошедших в район [147] аульных наделов, а также и в те районы, которые предназначены для выдела участков привилегированному сословию, положительно выяснено, что при настоящем состоянии сельского хозяйства кабардинцев потребности Их в землях, даже и с предоставлением им всех состоявших прежде в их пользовании земель, не вполне удовлетворяться. Кабардинцы вообще расположены обременять себя трудами по хозяйству, с давнего времени естественным образом обратились к более легкому занятию — скотоводству, которое в настоящее время считается главным источником существования этого народа.

Из имеющихся ныне данных о состоянии кабардинского скотоводства оказывается, что кроме довольно значительного количества скота, постоянно оставляемого в аульных дачах, на общественных кабардинских землях, а также и на арендуемых кабардинцами землях Кумской и Государственной станиц и в степях Ставропольской губернии ежегодно пасется до 30 тысяч табунных лошадей, до 700 тысяч (вместе с малокабардинскими) овец и до 120 тысяч шт. рогатого скота. Предпринятая в Кабарде поземельная реформа, без сомнения, прежде всего отзовется на главном промысле кабардинцев — скотоводстве, которое вследствие новых условий хозяйственного их быта, должно значительно уменьшиться, постепенно уступая свое место более правильному хозяйству, но так как внезапное падение главного народного промысла не может совершиться, не разрушив народного благосостояния, то и признано необходимым дать этому промыслу некоторую поддержку. В этих видах, а также и по невозможности, как будет сказано ниже, ограничить надел кабардинцев, предположено по-прежнему предоставить в свободное пользование кабардинцев все общественные их пастбищные земли, не вошедшие в район аульных наделов, а при назначении границ аульных дач определены скотопрогонные дороги, главные шириною в 400 сажен, а побочные в 100 саж.

4. Затем по предмету разграничения земель горских обществ с Большой Кабардою, при ближайшем рассмотрении вопроса о том, каким образом могла бы быть отодвинута на плоскость Кабарды граница земель горских обществ, чтобы, согласно высочайше одобренным в 1864 году предположениям, отделить этим обществам из кабардинских земель необходимое для них количество земель, удобных для осенней и весенней пастьбы [148] стад, оказалось, что таким изменениям границы нельзя удовлетворить потребности горских обществ в осенних и весенних пастбищах, потому что смежные с землями горских обществ кабардинские земли, из которых предполагалось отделить названным обществам необходимое количество пастбищ, служа продолжением ущелий, занятых горскими обществами, во многих местах покрыты сплошным лесом и вообще подвержены сильным холодам, через что неудобны для осенней и весенней пастьбы стад, в чем главным образом и нуждаются жители названных обществ, имея достаточное количество летних пастбищ в районе своих земель. Вследствие этого, после самого строгого изучения потребностей горских обществ в пастбищных землях, а также после неоднократных обсуждений способов удовлетворения таковых потребностей, окончательно предположено:

а) укрепить за горскими обществами все земли, искони составляющие их собственность и границы которых ныне с достоверностью уже известны;

б) дозволить горцам бесплатно пользоваться для пастьбы стад и устройства зимовников общественными кабардинскими землями, не вошедшими в район аульных наделов, за исключением тех участков, которые будут признаны частною собственностью разных лиц;

в) из образовавшихся в горских обществах, преимущественно из освобожденных чагаров и казаков (крестьянские сословия), 400 безземельных семейств выселить в Большую Кабарду, из коих 100 или 125 семейств поселить в водворенном на кабардинских землях из различных переселенцев, преимущественно кабардинцев, Хасаутском ауле, а для водворения остальных выделить из кабардинских земель 4 тысячи десятин, назначить из этих земель означенным семействам достаточную норму надела и

г) воспретить горцам безвозмездное занятие пастбищ в границах кабардинских аульных дач, так как потребности горцев в пастбищах удовлетворяются предоставлением им права свободного занятия пастбищных в районе земель, не вошедших в район аульных наделов и оставленных в нераздельном пользовании кабардинцев.

При составлении таковых предположений, между прочим, были приняты в соображение нижеследующие данные. Занятая горскими обществами местность состоит из скалистых и высоких хребтов, вершины которых покрыты или вечным, или лишь на небольшое [149] время в году стаивающим снегом. Ребра этих хребтов одерживают скалистый и малопроизводительный характер почвы своих вершин и только самое дно ущелий и прилегающие к нему низменные части боковых скатов представляют удобства, но не иначе как при тщательном удобрении земли, а местами при искусственном орошении. Все земли в районе горских обществ составляют собственность или целых обществ, или частных лиц. К первой категории земель, т. е. к общественной собственности, преимущественно относятся обширные пастбища и частью сенокосные места, а ко второй — весьма ограниченное количество пахотных земель и земель, находящихся под усадебными оседлостями. Родящегося в горах хлебного зерна, исключительно ячменя, в обыкновенные годы достает для горского населения только на два месяца. Посевы пшеницы и проса, по краткости в горах теплого времени, невозможны. Но несмотря, однако, на такие невыгодные условия жизни в горах, горцы, за исключением тех, которые не имеют в горах равно никакого хозяйства, сочли бы высшею степенью наказания для себя выселение их в более удобную местность, потому что они сроднились с здоровым горным климатом и имеют средства к безбедному существованию в горах. Главный источник их богатства заключается в скотоводстве, благосостоянию которого с принятием вышеизложенного решения не могут угрожать произвольные притеснения соседей горских обществ — кабардинцев. Кроме этого главного промысла, горцы занимаются заготовлением и продажею лучины, которую большинство кабардинцев получает от горцев и употребляет вместо свеч. По собранным в последнее время данным, оказывается, что жители горских обществ имеют до 400 тысяч штук овец и коз и от 20 до 30 тысяч штук рогатого скота, население же горских обществ состоит из 1020 дворов, в которых, полагая средним числом, по 6 душ обоего пола на каждое семейство, можно считать всего 6120 душ, следовательно, в горских обществах на каждую душу без различия пола и возраста, средним числом приходится по 65 овец и по 4 штуки крупного рогатого скота. Таким образом, вообще говоря, экономическое положение горских обществ нельзя назвать необеспеченным и требующим, кроме указанных выше мер, особых настоятельных попечений правительства.

Независимо от вышеизложенных вопросов, был [150] обсужден вопрос о правах тех из жителей горских обществ и Большой Кабарды, которые приобрели в прежнее время или покупкою у кабардинских князей, или исключительным давним владением, незначительной величины участки, находящиеся в нагорной полосе земель, оставляемых, по составленному ныне проекту, в нераздельном владении кабардинцев. Хотя кабардинские князья не имели права продавать какие бы то ни было участки из общественных кабардинских земель, но так как факт продажи, по произвольно присвоенному князьями праву, тем не менее совершился, и так как некоторыми незначительными участками частные лица из кабардинских уроженцев долгое время распоряжались как родовою своею собственностью, то определено оставить за горцами и кабардинцами, представившими в течение назначенного для сего срока, удовлетворяющие народному обычаю документы о правах на владение участками, таковые участки, как частную собственность сказанных лиц, в представленные документы заменить временно свидетельствами областной поземельной комиссии на право владения участком, подобном тому, как это допущено по высочайше утвержденному журнальному постановлению Кавказского комитета от 23 июля 1868 года, в отношении выдачи свидетельств жителям Ичкерийского и Нагорного округов на право владения расчищенными из-под леса участками.

Таким образом, согласно вышеизложенным предположениям, площадь Большой Кабарды должна получить следующее распределение:

1) в надел кабардинским селам, по числу 5969 дворов, 245 818 десятин;

2) в 144 участках, предназначенных в частную собственность лицам высшего сословия Большой Кабарды, 59 550 десятин;

3) в запасные участки для надела лиц высшего сословия же Большой и Малой Кабарды — 24 000 десятин;

4) для надела безземельных жителей горских обществ — 4000 десятин;

5) для Нальчикского гарнизона, слободки и колонии — 500 десятин, и

6) оставленных в нераздельном пользовании всего общества Большой Кабарды:

а) земель годных преимущественно для пастбищ, на которых дозволяется бесплатная пастьба стад жителям [151] сопредельных с Большою Кабардою горских обществ, около 225 840 десятин и

б) в лесных участках 59 666 десятин. Затем остальные 900 десятин заключаются в участке, высочайше закрепленным в 1868 году во владевши кабардинского уроженца генерал-майора Абдрахманова.

Вполне одобрив вышеизложенные предположения о распределении земель Большой Кабарды, как совершенно соответствующие правам и нуждам местного населения, а также и согласные с теми видами, которые я в отношении введения благоустройства в этой части края, и вместе с тем признавая крайне необходимым сколь возможно скорее закончить поземельную реформу в Большой Кабарде, чтобы вывесть население из того переходного положения, в которое оно ныне поставленной этой реформой,— я препровождаю при сем Вашему высокопревосходительству, проектную карту распределения земель названной части края, а равно и составленные, согласно моим указаниям, списки почетным кабардинцам, долженствующим получить в частную собственность в виде всемилостивейшего пожалования особые участки земли, и прошу особенно ходатайства Вашего об утверждении предположенного мною распределения кабардинских земель.

Размер предположенного надела землею общества Большой Кабарды в общинное пользование я, с своей стороны, как считал прежде, так считаю и теперь несколько преувеличенным по сравнению с наделом, предоставленным другим горским племенам, но ограничить этот надел, в особенности за состоявшимся выделом Нальчикскому укреплению, слободок и колонии 5000 десятин, а также после предположенного выдела 83 т. дес. для образования класса частных собственников, равно предоставлением горским обществам права бесплатной пастьбы стад и устройства зимовников на общественных кабардинских землях,— я нахожу положительно невозможным.

Выдел земли для Нальчикского гарнизона и слободок в глазах народа совершенно оправдывается нуждами казны и давностью занятия земли при укреплении, затем выдел земли для образования класса собственников из кабардинских уроженцев имеет вид простого народа, а предоставление горским обществам права бесплатного пользования кабардинскими пастбищными землями и предоставление надела безземельным [152] жителям названных обществ уравновешивается отменою предполагавшейся в 1864 году прирезки этим обществам кабардинских земель.

Обращение же части земель, издавна состоявших в пользовании кабардинцев, в непосредственное распоряжение казны имело бы вид произвольного нарушения освященного временем права населения на земли и было бы совершенным противоречием прежним обещаниям сохранить таковое право, притом же от обращения в казну пастбищных кабардинских земель я не предвижу существенной пользы для казны, потому что, по невозможности колонизировать сказанные земли, как не представляющие достаточных удобств для заселения их, с обращением этих земель в казну пришлось бы отдавать их в аренду, под пастбища, за ничтожную плату кабардинцам же; между тем, я совершенно убежден что по протечении некоторого времени будет возможно обложить кабардинцев новою податью в казну собственно за упомянутые земли.

При испрошений высочайшего соизволения на утверждение препровождаемого при сем проекта распределения кабардинских земель, я прошу Ваше высокопревосходительство испросить вместе с тем соизволения государя императора на предоставление мне права делать в этом проекте, в случае надобности, незначительные изменения, которые при размежевании земель согласно составленного проекта могут оказаться необходимым, в том внимании, что при составлении общего проекта нельзя было предусмотреть все те подробности, которые при размежевании земель могут указать хотя незначительные, но все же необходимые изменения в очертаниях границ.

Приложение: проектная карта распределения земель Большой Кабарды, список кабардинским аулам, с обозначением числа дворов и размера аульных дач и список почетным кабардинским уроженцам, представляемый к наделению особыми участками земли.

Главнокомандующий армиею, генерал-фельдцейхмейстер — (подпись).
Начальник управления генерал-майор — (подпись).

ЦГВИА, ф. 400, Аз. ч., 1869, д. 38, лл. 1-21.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.