|
ОДИН АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ ОБ ИОСИФЕ ГРУЗИНЕ Среди лиц, находившихся на дипломатической службе в странах Ближнего и Среднего Востока в первой четверти XVIII века и оставивших заметный след в историографии, определенный интерес представляет Иосиф Грузин. Уроженец города Тбилиси, он происходил из влиятельной в то время фамилии Абесаламашвили, или же Абесаламаант, как это принято произносить по-грузински, когда подчеркивается принадлежность к фамилии, к семье. В конце 90-х годов XVII века Иосиф юношей был вынужден покинуть родину. Вначале он проживал в Европе (в Италии и во Франции), затем — в Константинополе. В совершенстве владея европейскими и восточными языками, он подвизался на дипломатической службе в качестве переводчика. В 1717 г. в Константинополе поступил на службу к А. Гардану, который направлялся французским правительством консулом в Иран. Находясь в Иране с 1717 года по 1723 год, Иосиф оказался свидетелем бурных событий, завершившихся падением династии Сефевидов. Умный и наблюдательный, он хорошо разбирался в происходившем и давал правильную информацию о положении дел в Иране. Имя его фигурирует во многих документах той эпохи и упоминается в работах современных ему авторов, которые, описывая историю падения державы Сефевидов, использовали труды Иосифа Грузина как первоисточник (Т. Krusinski, Tragica vertentis belli persici Historia, Leopoli, 1740. L — A de la Mamye de Clairac, Histoire de Perse depuis le commencement de ce siecle, 3. vol. Paris. 1750; Jonas Hanway, Merchant, The Relations of Persia, vol. I, London, 1753; Jonas Hanway, An Historical Account of the British Trade over the Caspean Sea, vol. II, Dublin, 1754; Дневник осады Испагани афганами, веденный Петросом ди Саргис Гиланенц, в 1722 и 1723 годах, Материалы для истории Персии. Перевод и объяснения К. Патканова, “Записки императорской Академии наук”, том XVII, приложение № 3, СПб., 1870). Так например, Мами-Клерак во вступлении к своей «Истории Персии» отмечает, что при ее написании он использовал четыре работы Иосифа Грузина: 1. Merroire sur la difference du rit entre la Turcs et les Persans; 2. Notea de M. Joseph; 3. Relazione delia Revoluzione de Persia, composta dal signor Giuseppe ...Georgiano, Interprete del Consola di Francia a Ispahan; 4. Relazione delia Revoluzione di Persia, Seconda Parte. В 1922 г английский ученый Т. Вейр опубликовал сообщение о турецкой рукописи Иосифа Грузина, которую он обнаружил в университетской библиотеке в Глазго (Т. Н. Weir, The Revolution in Persia at the beginning of the 18 th century. A volume of Oriental Studies presented to Proffesso: Edward G. Browne, Cambridge, 1922, стр. 480-490). Однако текст самой рукописи им не публиковался. Т. Вейр дал лишь английский перевод ее отдельных фрагментов. Сопоставив же и сравнив найденный им текст с работами Мами-Клерака и Дж. Ханвея, Т. Вейр пришел к тому выводу, что для обоих авторов первоисточником послужили работы Иосифа Грузина. [140] Он же отметил и определенную связь между трудами Крушинского и Иосифа Грузина. Суммируя свои наблюдения, Т. Вейр пришел к заключению, что в историографии так называемой «персидской смуты» (Revolution in Persia) работы Иосифа Грузина являются важными первоисточниками. Однако, за исключением вышеупомянутой турецкой рукописи, труды Иосифа Грузина долгое время не были обнаружены. В 1939 г. английский ученый Л. Локкарт писал, что, изучая источники по истории Ирана, он, к сожалению, не встречал самих работ Иосифа Грузина (L. Lockhart, Nadir-Shah, London, 1939, стр. 309). В 1950 г. другой английский ученый — Д. Лэнг, коснувшись деятельности французского консула в Иране А. Гардана, констатировал тот факт, что последний, находясь в Ереване по пути в Иран, 5 октября 1717 г. послал в Париж первую информацию о грузинском царе Вахтанге VI (D. M. Lang, Georgian Relations with France during the reign of Wakhtang VI, Jornal of the Royal Asiatic Cociety, part 3 et 4, Paris, 1950). А спустя два года Д. Лэнг отметил наличие в архиве Министерства иностранных дел Франции французской рукописи, принадлежащей Иосифу Грузину (D. M. Lang, Georgia and the fall of the Safavi Dynasty, Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, vol. XIV, part 3, 1952, стр. 528). В 1955 г. грузинским ученым В. Габашвили впервые в советской историографии была опубликована работа об Иосифе Грузине как историке и дипломате XVIII века (***). Анализируя имеющиеся сведения об этой интересной личности, В. Габашвили уточнил некоторые вопросы его жизни и деятельности. Он же отметил необходимость всестороннего изучения турецкой рукописи Иосифа грузинскими тюркологами и историками. В 1958 г. Л. Локкарт опубликовал монографию о падении династии Сефевидов и захвате Ирана афганцами (L. Lockhart, The fall of the Safavi Dynasty and the Afghan occupation of Persia, Cambridge, 1958), в которой остановился и на деятельности Иосифа. Л. Локкарт подчеркнул важное значение его трудов как авторитетного первоисточника и постарался уяснить его биографические данные. Касаясь личности Иосифа, Л. Локкарт упрекнул В. Габашвили в том, что он назвал Иосифа грузином. Сославшись на труд армянского автора XVIII века — Петроса ди Сарлис Гиланенца, Л. Локкарт подчеркнул его армянское происхождение. Данный труд Гиланенца — «Дневник осады Испагани афганами, веденный Петросом ди Саргис Гиланенц, в 1722 и 1723 годах» в переводе К. Патканова на русский язык был опубликован еще в 1870 г. В нем говорится: «Июля 28. Тифлисский житель Иосиф Абисаламьян, армянин по происхождению, но обратившийся в католичество, бывший в последнее время переводчиком на службе Французской Компании, бежал из Испагани и через Гамадан прибыл в Решт. Он рассказывал, как афганы взяли Испагань» (Записки Императорской Академии наук, том XVII, приложение № 3, СПб., 1870, стр. 3). [141] В 1965 г. В. Габашвили опубликовал новую работу об Иосифе Грузине, в которой специально разобрал вопрос о его личности (***,Резюме на русском языке, стр. 357). Аргументируя свою правоту, В. Габашвили подчеркнул, что сам Иосиф называл себя грузилом и что так он назван в работах современных ему европейских авторов. Этим же именем называют его и последующие авторы, в том числе и сам JI. Локкарт (до издания названной монографии). Вместе с тем, широко использовав грузинские материалы, в частности документы тбилисских горожан XVII-XVIII веков, В. Габашвили показал, что фамилия Абесаламашвили (или же Абесаламаант) была одной из влиятельных фамилий тбилисских горожан и что ее представители в XVII-XVIII веках занимали должность городских кетхудов (старшин), а отец Иосифа даже исполнял обязанности «калакис нацвали» (городского начальника). Подчеркивая те социально-культурные факторы, которые были общими для всех жителей городов феодальной Грузии, несмотря на их этническое различие, В. Габашвили заключил, что представители фамилии Абесаламашвили и, в частности, сам Иосиф, несмотря на свое армянское происхождение, называли себя грузинами, подчеркивая этим свою принадлежность к грузинскому феодальному обществу. Наряду с этим, в отличие от Л. Локкарта, В. Габашвили показал, что Иосиф стал католиком не в Париже, а еще находясь в Тбилиси. В 1969 г. об Иосифе Грузине была опубликована работа другого грузинского ученого — Т. Натрошвили (***). Он широко использовал материалы, опубликованные в книге М. Тамарашвили по истории католичества среди грузин (***), а также изучил личный архив М. Тамарашвили, хранящийся в Институте рукописей им. К. Кекелидзе АН Грузинской ССР. В результате этого Т. Натрошвили установил ряд фактов из жизни Иосифа Грузина на рубеже XVII-XVIII веков. А исследовав хроники кармелитов (A Chronicle of the Carmelites in Persia and the Papal Mission of the XVII-th and XVIII-th Centuries, London, 1939) и сопоставив их сведения с данными других источников, он уяснил и некоторые данные об отце Иосифа — Гаспаре, который также называл себя грузином, по вероисповеданию был католиком, занимал в Тбилиси должность городского «нацвали» (О должности городского нацвали см. Ш. Месхиа, Города и городской строй феодальной Грузии, Тб., 1959, стр. 276-284), от которой был отстранен в 1691 г., а в 1698 г. вообще был изгнан из города в связи с антикатолическими выступлениями горожан. Позже, в 1699 г., в составе посольства епископа Элиаса он выехал из Исфагана и в сентябре 1700 г. был в Москве, где встретился с находившимся в эмиграции грузинским царем Арчилом II, а в мае 1701 г. был уже в Варшаве, где и скончался. Шестнадцатилетний же Иосиф был доставлен в Рим епископом Элиасом и в 1703 т. зачислен в специальный католический колледж, в котором обучался до 1709 г. [142] В 1970 г. Т. Натрошвили опубликовал вторую статью, в которой, развивая точку зрения В. Габашвили и свои взгляды, осветил деятельность Иосифа Грузина в плане его связей с Грузией, с грузинским феодальным обществом (***). В данном труде Т. Натрошвили касается вопросов учебы Иосифа Грузина вначале в католическом училище в Тбилиси, а затем в римском колледже. Автор убедительно рассуждает о возможных связях между Иосифом и Сулханом-Саба Орбелиани в 1715-1716 гг. в Константинополе. Идя вслед за В. Габашвили, Т. Натрошвили останавливается и на вопросе о контактах в Константинополе в 1725-1726 гг. между Иосифом Грузином и патриархом Грузии Доментием, находившимся в то время в столице Турции, Наблюдения и предположения автора, высказанные по этому поводу, весьма интересны. И наконец, в 1975 г. в грузиноведческом научном журнале, издаваемом в Париже, была опубликована статья грузинского советского ученого И. Табагуа о Иосифе Грузине (T. Tabagoua, Pour servir a l‘histoire de 1‘activite de Joseph Georgien en Orient. “Bedi Kartlisa, revue de kartvelologie”, vol. XXXIII, Paris, 1975). Автор ставит себя целью познакомить читателей с деятельностью Иосифа в 1717-1726 гг. и уяснить ряд фактов из его биографии. Но самое важное это то, что в парижском архиве И. Табагуа удалось найти рукопись мемуаров Иосифа Грузина, которые велись им в Иране в 1723 г., а также получить из Глазго фотокопию турецкой рукописи Иосифа. Публикация этих текстов как важных первоисточников, безусловно, имеет определенное значение. В данной же публикация мы предлагаем вниманию специалистов и всех интересующихся лиц архивный документ об Иосифе Грузине, который хранится в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА), в фонде «Кабинет Петра I», отд. 2, кн. № 63, лл. 777-782. Это посланная Петру I в порядке информации копия допроса Иосифа Грузина, состоявшегося 28 июля 1723 г. в Реште, в штабе русских войск, куда он прибыл, покинув Исфаган в связи с захватом города афганцами, и откуда потом направился в Константинополь. Документ этот интересен во многих отношениях. Во-первых, он фиксирует сам факт пребывания Иосифа в Реште в 1723 г. Во-вторых, содержит конкретный ответ Иосифа о себе самом, в котором он подчеркивает свою принадлежность к «грузинской нации». В-третьих, содержит интересную информацию о взятии афганцами Исфагана, об экономическом положении страны, о политике и тактике предводителя афганцев Махмуда и т. д. Это, безусловно, оригинальный первоисточник, содержащий ценные сведения, которые сообщил наблюдательны очевидец на свежую память. И он должен быть в дальнейшем широко использован исследователями. [143] 1723 г. июля 28 — Ответы Иосифа Грузина на вопросы, ему в Реште представителями русского правительства заданные. Копия 1723-ш году июля 28-го дня в Гиляне при Ряще 1 |л.777| прибывшей при касбинском караване грузинец именем Осип Абесиламини веры римской объявил об себе, что прибыл в Рящ из Испогани и оной о испоганских обстоятельствах допрашиван. Допрос 1. Которой нации и города ты уроженец и с которого времени в Испогани был и откуды прибыл и в каких делех обращался и давно ли от Испогани отлучился и куды итти намерение имел. Ответ 1. Нации я грузинской, из города Тефлиса. Из Тефлиса отбыв, жил в Цареграде и бывал у послов российских, у его превосходительства Петра Андреевича Толстова и у Петра Шафирова. А в Испогань прибыл в 1717-м году при французском капитане 2 толмачем, и был при нем в Испогане 6 лет, и за опасность замешания из Испогани нынешняго 1723-го году в майе месяце отъехал к Гиляни и на дороге ограблен и в Гиляни в Рящ прибыл при касбинском караване. Допрос 2. При бытности ль твоей Мервеизов сын Магмут 3 в Испогань прибыл и во много-м ли числе людей, и какие тогда в Испогани от ково дела и поступки происходили /л.777об./. Ответ 2. При бытности моей в Испогани февраля 18-го числа 1722-го году получена ведомость, что Мервеизов сын Магмут Авган в 12000-х пришел в место в Арзан и идет к Испогани, тогда шах 4 в Испогани и из деревень и грузинцов собрав тысящ с 30 под командою, агтыма давлета 5 да грузинскова Вахтанханова брата 6 послал против Магмута, при которых было 24 пушки, и недошед Испогани февраля 28-го у шаховых людей с Магмутовыми была баталия, и сначала шахова сторона имела счастие, а когда с Магмутовой стороны с верблюдов началась стрельба из яныченок, тогда шахово войско побежало. И по баталии на том месте Магмут стоял 3 дни, а по трех днях пошел к Испогани и вступил в армянскую слободу, в Жульфу марта 19-го числа и стал в шаховом саду в Фарабате и многажды приступав ко Испогани не взял, токмо дороги все отнял. Тогда ж амоданской и дазенгенской ханы в 5000-х ко Испогани шли, которых Магмутовы посланныя в 4000-х, недопустя за три дни до Испогани, напавши на стану ночью, с полторы тысячи побили, а достальные, оставя весь свой багаж, розбежались. В июле месяце бахтиярское войско 8000 шло к Испогани /л.778/ и за день недошед стали в садах, и поутру рано напали на них авганцы и побили с 4000, а достальные розбежались. И после дни е три ахтыма довлет со одним ближним шаховым, с Мамет агою в 8000 пошли против Магмута и по учинений баталии авганцы побили у них с 1000 человек, а достальные ушли в Испогань. А с стороны авганской вовся во [144] времяна как слышно с 2000 человек побито. И когда обступлена была Испогань, тогда великой учинился голод. Пшеницы батман купили по 80 рублей, пшено по 100 рублей, масла коровья по 120 рублей, сахару по 120 рублей, ишечья мяса по 20 рублей, яйцо курячье по абасе и протчее все над меру было дорого, а бедныя люди детей своих и сабачья, и кошачья мяса, и падалище, и подошвы, и всякое лоскутье, ис кож варили и ели. И тогда шах советуя с министрами намерился дать Магмуту пятьсот или шестьсот тысящ и до милиона рублев денег и пород Мешед с протчими местечками и дочь свою в жену, чтоб он, Магмут, от Испогани отшел. И Магмуд оказал, что Испогань и дети твои все будут в руках моих, и прислал оной Магмуд к нему, шаху, чтоб отдал Испогань и корону свою, то будет жив, а буде не отдаст, то Испогань розоритца, а он, шах, убит будет. Тогда шах, усмотря свою /л. 778об./ невозможность и великой голод, октября 12-го дня 1722-го году надел на себя свою корону и поехал к Магмуту, и приехав к нему поздравствовал и сел в нижнем месте. И Магмут шаха не токмо с почтением принял, но и не глядел на него, и шах снял с себя корону и отдал Магмутову первому министру и велел отдать Магмуту. И Магмут корону не принял, а приказал самому шаху наложить на себя, и шах встал с своего места и наложил корону своими руками на Магмута и сказал: тебе бог велел короною моею владеть. И как шах отдал свою корону, был у Магмута двои сутки и отпущен в дом свой. И в первой же день приезда шахова к вечеру Магмут послал своего первого министра з 2000 человеки и в Испогани приказал двор шахов принять и караул поставить, и в то время в доме шахове великой вопль и плачь и крик был. И октября 12-го дня шах приехал к Магмуту, а 14-го дня Магмут с шахом вместе поехали в Испогань и ехали до мосту Ширяскова и шах поехал садами, а Магмут настоящею улицею, а по улице посланы были разные парчи до самова двора шахова. А перед Магмутом ехали 12 человек и проклинали веру, шахову. И по прибытии Магмут в доме /л.779/ шахову казны осмотрил 40000 рублев, да каменья и протчих вещей и парчей многое число. А во время голоду всякова народа великих и малых померло со сто тысяч душ. Да когда из Испогани побежали было люди в разные места, тогда порублено от авганцов с пятьдесят тысяч душ. Допрос 3. Старой шах где ныне и в каком состоянии обретаетца. Ответ 3. Старой шах содержитца под караулом на шаховом дворе, и приставлен к нему капитан с несколькими людьми и никуды не пускают, только временно Магмут к нему ходит и министры Магмутовы редко бывают. А детей шаховых с тритцеть пять человек, притом же и брат шахов родной в особливых хоромах содержатца на том же дворе под караулом, а с шахом видитца не дапущают; а содержат их в пище довольно. А жены шаховы все взяты к Магмуту, только по прозьбе шаховой отдано ему, шаху, три жены, да после еще [145] но прозьбе ж отдано две жены. А сестр и дочерей шаховых Магмут приказал замуж /л. 779об./ роздать за своих честных людей. А апреля 20-го сего году отправлен был шах в Кандагар и отъехав от Испогани 20 верст заболел и упросил чтоб ему быть попрежнему в Испогани. И ныне в Испогани министров при нем мало, а первой ево министр Магмет Кулихан склонен к Магмуту, а протчие под караулом содержатца. Допрос 4. Ныне в Испогани каково довольство находится и жители учреждение домов и купечество без помешательства ли правят, и безопасной ли приезд в Испогань купцам с товарами из деревень со всякими харчевыми припасы. Ответ 4. Про Магмуцмой обиход и про войско, которое при нем, приготовлено провианту, сказывают, та 4 года, а збиран до взятъя Испогани из деревень, а ныне привозят для продажи много, а продают ценою пшено батман по 5 абас, мяса батман по 4 абасы, масла коровья по 20 абас, сахару батман по 30 абас, /л. 780/ которова привезено много ис Кумшы старова приуготовления, пшеницы батман по 3 абасы и пол, ячменя по 2 абасы и пол, курица по осьми гривен. А купцы с товарами и караваны за опасностию не приходят, а жителем испоганским ныне в домех их и в купечестве обид не бывает. Допрос 5. Магмут Авган за Испогань к Бендер Абасу и в другие стороны далеко ли и которыми провинциями овладел и доброжелательно ли ево послушны или токмо под страхом. Ответ 5. Магмут Авган за Испоганью никоторыми правинциями не владеет, только владеет Испоганью и уездом Испоганским, да Авганскую и Кондагарскую провинциями, а по сю сторону Испогани до Кашани. И Испоганской уезд в послушани больше за страхом, а Кондагарские и Авганские, сказывают, к нему, Магмуту, доброжелательны. /л. 780об./ Допрос 6. Есть ли при Магмуте Авгане послы или посланники, или резыденты от других государств. Ответ 6. Прошедшаго 1722-го году щ декабре месяце из Вавилона вот Касан паши во Испогань к Магмуту прислан был посланник к письмом имянем Уман ага для поздравления взятья Испогани, и в Испогани дан был ему двор и корм, а денег дачи не было. Людей при нем было со 120 человек. Честь ему была малая, а признавали ево за шпиона. И приказал было Магмут взять у него письма. И он, посланник, писем не отдал, а оказал, что велено отдать самому Магмуту. И по девяти днях дана ему аудиенция и Магмут наедине с ним, посланником, сидел и отпущен на квартиру. И по нескольких [146] днях признали посланника за шпиона и велел было ево Магмут держать под караулом. И министры ему отсоветовали, к после по дватцати днях призван был посланник к Магмуту и дано ему письмо к Осан паше, и дано ему несколько халатов, «ли платья, и отправлен чрез три дни, а оказано ему, чтоб с собою никаких людей не вывозил. А когда из Испогани. бежал, на дороге были караулы и повелено ево осматривать, не явитца ли с ним персиян беглых, и сыскали у нево человек з 12, которым велел Магмут перед посланником, головы отсечь, однакож посланник увез в сундуках две женки, и когда он прибыл в Гамадан шазада велел ево одержать и держан 45 дней и освобожден. А вавилонской паша, услышав о задержании своего посланного, собрал войска, хотел посылать в Гомадан и получа ведомость, что посланник едет, войска роспустил, И как посланник прибыл в Вавилон, то сказывают на другой день отправлен на почте к салтану, а когда был посланник турецкой в Испогани, призывал меня к себе, а у меня со оным прежде бывало знакомство в Цареграде, и я, убрався в турецкое платье, пришел к нему, и оной меня опрашивал, как Магмут в Испогань вступил, и как Испогань взял. И я ему сказал, что осведомился кроме меня. В другой раз призывал меня и спрашивал про гавань Бендерабайскую, много ль в год с нее збираетца шаху пошлин, и я ему /л.781об./ сказал, что год з годом не равен бывает, а в прошедших годех сказывали, что збирали по 170000 рублев опрично иноземцов, а иноземцы, только гостинцы дают. Так же спрашивал и про Боримскую гавань, на которой жемчюг родитца, и я ему сказал, что я ныне об оной неизвестен, для того что арапы мешецкие ту гавань разорили и ловцов никого нет. И одной посланник мне сказал, чаю де войски наши будут к Испогани, оборонять Испогани некому, хотя войско и есть, да немногое, а других послов и посланников и резыдентов никово нет. Допрос 7. Желает ли Магмут совершенным шахом себя утвердить, или только собрав многое богатство в своп провинции возвратите, а хочет. Ответ 7. Магмут стараетца утвердить себя совершенным шахом и посылает в свою правинцию из Испогани многие деньги ко удовольству своего войска, чтоб привести в Испогань для своего утвержения и овладения других провинцей. А при нем войска собственного 6000, в том числе природных авганцов с 4000 человек /л. 782/ да испоганских 2000, да старых персиян, которые, называютца габр, 1000, да ис Кондагару ожидают 14000, да Тсисанской правинции, которая близ Кандагару, 1200 семей в Испогань прибыли и в Испогани поселены, и еще ожидают. Жалованья военным всем платит довольно, а авганцам не дают, только довольствуютца в партиях, и авганцы, как слышно и другие военные люди, в Испогани долгим житьем скучают, а намерение имеют многие в свои кран, и несколько сот за прошением отпущены сроком до осени. [147] Допрос 8. Какову к Магмуту склонность народ персицкой имеет и ково шахом больше быть желает, старова шаха, или сына ево, или ево, Магмута. Ответ 8. Военные люди персицкие склонность имеют к Магмуту, а купецкие испоганские жители и весь народ желают, чтоб быть старому шаху, а за устрашением Магмута явно говорить не смеют, а ежели б кто говорил, таких велят казнить. А о шахове сыне, которой в Тевризе, неизвестен, а Машут испоганским жетелем купцам дает денег в торг по 10 рублей и по 20 рублей человеку и более, а берет с них росту на месяц с рубля по две копейки персицких. /л. 782об./ Допрос 9. О российском войске, обретающемся в Гиляне, какие слышал в Испогани от ково розговоры. Ответ 9. Магмутов первой министр, Аманул хан, спрашивал меня про российское государство, х которой стороне и сколько войск збираетца, и я ему ответствовал, что за Каспийским морем к Немецким краям, а войск збираетца тысяч по 200 и по 300, а о войске российском, которое в Гиляне, помянутой министр ничего не говорил. А между военных людей слыхал розговаривают и друг друга, а наипаче грузинцов, спрашивают, каким боем российское войско бьетца. И грузинцы сказывали, что все огненною стрельбою бьетца и много имеют огненных гранат, и какое от них действо чинитца, показывают, и от того персияне имеют страх. Допрос 10. Магмут с турками имеет ли приятство, или нет. Ответ 10. О подлинном приятстве их неизвестен, только имеет от нево опасность. У подлинного допросу подписано по латине ево, грузинца Осипа Абесаламани, рукою. ЦГАДА, ф. 9., «Кабинет Петра I», отд. 2. кн. № 63, лл. 777-782 об. Комментарии 1. Рящ, т. е. Решт в конце 1722 г. был занят русскими войсками. 2. Речь идет о Гардане. 3. Мирвеизов сын Магмут — Махмуд, сын Мир Вайса, вождя афганского племени гильзаев из клана хотаки. В 1709 г. Мир Вайс возглавил антисефевидское восстание в Кандагаре и стал первым правителем независимого Гильзайского княжества. После его смерти (1715 г.) среди гильзайской верхушки разгорелась борьба за власть, закончившаяся в 1717 г. победой Махмуда, который начал совершать нападения на пограничные области Ирана, а в 1722 г. двинулся я на саму столицу — Исфаган. 4. Речь идет об иранском шахе Султан-Хусейне (1694-1722). 5. Искажение титула этимад-ад доулэ, т. е. первого везира. 6. Речь идет о брате Вахтанга VI — Ростоме. Представил отдел истории взаимоотношений Грузии с народами СССР Института истории, археологии и этнографии им. И. А. Джавахишвили АН Грузинской ССР Текст воспроизведен по изданию: Один архивный документ об Иосифе Грузине // Известия Академии наук ГрузССР. Серия истории, археологии этнографии и истории искусства, № 3. 1976
|
|