|
№ 51 ПОКАЗАНИЯ ЧАНКОВ ГУНИБСКОГО ОКРУГА О СВОИХ СОСЛОВНО-ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВАХ Август 1884 г. Августа 1884 г. на Гунибе мы, чанки селений Тилитля, Гонода, Ругуджа, Ури, Зиура и Голотль, в присутствии члена комиссии для окончания сословно-поземельного вопроса в частях Кавказского края военно-народного управления подполковника Симонова показали: наши предки чанков Тилитля и Гонода переселились из Казикумуха в наши настоящие места жительства, и мы происходим из рода казикумухских ханов. Времени переселения наших предков мы определить не можем: это было давно. Документы наши уничтожили мюриды Шамиля, убив 25 человек наших отцов и родственников. Мы, ругуджинские (беки) чанки, тоже происходим из дома казикумухских ханов, и наш предок по имени Султан переселился в сел. Ругуджа при Чолок-хане казикумухском по причине происшедшего в Кумухе возмущения. Когда же поселились наши предки, чанки Ури и Зиура, в этих селениях и откуда происходят наши фамилии, мы точно сказать не можем: это было очень давно. Наши предки, Голотля чанки, пришли из Тилитля, и мы из одного тухума с тилитлинскими чанками. Земли, которыми мы пользуемся, большею частию получили по наследству от отцов и частию приобретены нами покупками в разное время. У нас, тилитлинцев и уринцев, были отобраны Шамилем родовые земли, а у ругуджинцев — Гамзат-беком, но русским начальством по покорении Дагестана возвращены нам, тилитлинцам и ругуджинцам, и уринцам возвратили одну треть, а две трети остались в руках сельского общества, и мы не заявили начальству, потому что эти части были долями переселившихся при Шамиле в сел. Чондатль Аварского округа наших родственников. В настоящее время мы живем в селениях наравне с прочими узденями и во всем на одинаковых правах с ними и имеем одинаковые адаты, кроме следующего: в прежнее время, до Шамиля, при столкновении чанков с узденями уздени отвечали вдвойне, и с них взыскивали вдвое больше штрафа при убийстве, поджоге имущества его, увозе его женщины; а при подозрении узденя в убийстве чанки чанки очищались от подозрения только 50 человеками, принявшими присягу, своими родственниками, по указанию родных узденя, а в случае подозрения узденя в убийстве чанки уздень очищался 50 человеками от сельского всего общества, по указанию чанков, родных убитого (при прочтении отказались от этих). Мы, тилитлинцы, слушали от отцов, что земля, на которой построена деревня, и все сельские земли были приобретены предками нашими пустыми и населены ими. В старину, до Шамиля, если после узденя не оставалось наследников мужского пола, то из его имения на 8 са земли брали беки или чанки в свою пользу, а остальное оставляли наследникам; но если было мало земли, не брали. В настоящее время мы передаем имения детям в наследство по шариату. Так было и в старину, только тогда женщины не имели доли в пастбищных землях. Мы продаем свои земли, кому и когда хотим, и завещаем мечети, как свои собственные. Наши предки тилитлинских чанков, четыре брата, жили сначала в Голотле, Аварии, но переселившиеся оттуда три брата в разные [294] селения (Тилитль, Гоцатль, Гонода) обязали каждый по 12 домов в Голотле платить им за земли свои, которые оставили им в Голотле в их пользование. Плату от 12 домов, следовавшую нашему предку, получали мы (потомки) до появления Шамиля в Дагестане, и он лишил нас этой платы, которая была: с двора — две сабы джабы, по сабе всяких плодов и с каждого дома приходил рабочий в Тилитль на три дня. Это все делалось для старшего бека только, а не для всех: он был управителем селения. Для старшего же бека в те же времена и тилитлинские уздени работали 3 дня в году по дню: для распашки, косьбы и жатвы. Урийским чанкам также до Шамиля работали урийские уздени до Шамиля, но сколько — не знают. Остальных селений для нас и наших предков мы не слышали, что никогда не работали уздени. В настоящее время никто из нас никакой повинности, ни работой от узденей нигде не пользуется. У тилитлинских чанков-ганкалов Сурхай-оглы есть свой собственный наследственный лес Газапапиль-Рох; у шамхала Казанат-оглы — такой же лес, часть того леса и того же названия; также у Чарабура- Амир-Али-оглы также есть лес Магома-Халиль-Рох, полученный от матери; у его брата — два участка леса, один наследственный, а другой куплен у тилитлинского узденя Раджаба-Омар-оглы; у Али-бека-Али- Булат-оглы есть две части из Каласо-Рох; у его брата Аша-хана есть купленный участок Каласо-Роха у трех тилитлинских женщин. Уринец Хан-Киши-Сурхай-оглы имеет два участка леса: один наследственный, а другой куплен у женщины-узденки, овдовевшей; у Умма-Азыкалова есть купленный лес у узденя Хотанова-Ахмет-оглы. У тилитлинца Бров-Амир-Ализа-оглы есть лес, купленный у своего узденя Магома-Раджаб-оглы. У отсутствующих: тилитлинца Али-хана-Гамид-оглы есть наследство жены — лес; у Альбури-Магомед-бек-оглы есть купленный лес от чанки Гитинова. У сыновей Магома-хана-Гаматль-оглы, зиурийцы, есть у двух по одному участку, куплен один у тилитлинца узденя Ибрагим-Омар-оглы, у такого же узденя Магома-Раджаб-оглы; у зирийца Амир-Али-Чарабура-оглы есть лес наследственный, у тилитлинца Турчи-хана есть наследство жены — лес. У гонодинца Али-бека Алдамилова есть пастбищная гора Гонода-Меэр, наследственная, оспариваемая сельским джамаатом и находящаяся в пользовании джамаата. До Шамиля Чопан, старший бек тилитлинский, получал с Бацадинской горы от бачардинского общества в год четырех баранов, а пешему сборщику один буомет для бешмета, а верховому один стан подков с гвоздями. Чопан получал быка за важных преступников, ляжку скотины, поступавшей в штраф обществу села, и десятую часть штрафов. Потом баранов брал Шамиль, а остальное он уничтожал. До Гамзат-бека в пользу наших урийских чанков, предков, не знаем, сколько дворов и какие сел. Ингерда Аварии, вносили все общества 12 баранов в год, не знаем за что. Прочих селений чанки, мы слышали от отцов, что в древние времена пользовались с разных мест доходами, но откуда и какими — не знаем теперь. Мы вместе с узденями пользуемся наравне с ними пастьбой на джамаатских пастбищах и пользуемся с ними же, где есть, джамаатскими лесами и общественными угодьями и водами на одинаковых правах с узденями. Но в собственные участки лесов отдельных хозяев, как чанков, так и узденей, без позволения хозяина посторонний не может входить и пользоваться, кроме ругуджинских чанков; все отбываем наравне с узденями денежные и натуральные повинности. А из тилитлинских чанков, с Анкалова, бывшего прежде бегаулом, т. е. старшиной, не берут подати. [295] По своим делам мы не обязаны судить в сельских судах, если сами того не пожелаем. Мы, тилитлинские и ругуджинские чанки, имеем земель больше узденей, но остальные наравне с ними и даже много меньше узденей. ЦГИА ГрузССР, ф. 229, оп. 1, д. 86, лл. 1-3. |