Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 43

ДОКЛАД ПОМОЩНИКА ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УМЕНЬШЕНИИ ПОВИННОСТЕЙ БЕКАМ ЖИТЕЛЯМИ СЕЛЕНИЙ ЛУТКУН И ЯЛЛАХ САМУРСКОГО ОКРУГА

12 мая 1907 г.

Добыть документальные данные о времени прихода казикумухских беков в сел. Кака Самурского округа не представилось возможности. Однако неоспоримо то, что беки эти — выходцы из Казикумуха и, по наиболее правдивой версии, были приглашены в селения Яллах и Луткун к себе в управление.

Во владении беков, в районе названных селений, нет наследственной земельной собственности, на границе же Самурского и Казикумухского округов, в границах бывших владений казикумухских ханов именно на местности Куртей, есть пастбищные места, переходящие по наследству. Это подтверждает, что какинские беки — пришлый элемент.

Причина вызова беков из Казикумуха яллахцами и луткунцами, по сохранившимся рассказам, заключалась в том, что соседнее, более сильное общество, Рутульское, обижало их. Опираясь на влиятельных казикумухских беков, яллахцы и луткунцы гарантировали себя от произвола рутульцев.

В видах материального обеспечения управителей общество названных селений обязалось известного рода повинностями в их пользу. Эти платежные обязательства яллахцев и луткунцев вытекали из добровольного соглашения сторон и, очевидно, как вознаграждение за труд управления, так как другого рода прав у беков не было и быть не могло ввиду отсутствия у них земельной собственности, которой бы пользовались крестьяне. Размер этих обязательств до 1862 г. документально не установлен, с этого же года он точно определен приказом бывшего начальника Южного Дагестана и выражается в следующем:

І. Для луткунцев: они обязаны вносить ежегодно по 75 руба пшеницы и по 75 руба ячменя и отрабатывать 276 дней в году, из них [253] 138 дней со своими земледельческими инструментами и 138 дней со своим рабочим скотом.

2. Для яллахцев: они обязаны вносить ежегодно по 95 руба пшеницы и отрабатывать 285 дней на тех же условиях.

Примечание. В 1901 г. был возбужден вопрос об уплате яллахцами по требованию беков не 95 руба, а 140 руба, явившийся как следствие якобы неточного определения в приказе 1862 г. количества зерна. Он был разрешен в том смысле, что яллахцы должны платить по 95 руба, а не по 140.

После утраты беками своих административно-полицейских прав они явились ненужным элементом для крестьян, и последние с того времени неустанно просят о сложении с них этих повинностей.

До 1862 г. вопрос этот мог быть разрешен совершенно свободно, так как с потерею беками своих обязательств к населению они теряли и свои права на взимание повинностей (беки эти не были владетельными).

Но очевидно, некоторые соображения чисто политического свойства заставили местную администрацию закрепить обязательства яллахцев и луткунцев к бекам и тем самым создать настоящее положение. И беки свои права теперь основывают исключительно на приказе 1862 г.

В ряде дальнейших мероприятий, сознавая очевидную необоснованность прав беков, администрация старалась остроту этого положения сгладить; но чтобы решить вопрос окончательно, попыток к тому не было, по крайней мере из дел не видно. Все меры имели характер паллиативный, а потому и временный. Проходит год, другой, и вновь стороны подавали прошения; одна о сложении, другая о понуждении платежей.

Не останавливаясь на ряде донесений и распоряжений по этому поводу, необходимо обратить внимание на распоряжение об отклонении ходатайств яллахцев и луткунцев, состоявшееся в 1901 г. В основание этого отказа взято донесение областной администрации об оставлении просьбы названных обществ без удовлетворения ввиду того, что раскладочная комиссия по земельному налогу, приняв в соображение бекскую повинность, уменьшила платежи: с яллахцев — на 115 р. 98 к., луткунцев — на 73 р., всего на 188 р. 98 к. меньше; одно сравнение этой сбавки с повинностями показывает полное несоответствие.

Вся сумма бекских повинностей, переводя таковые на деньги, выражается в сумме 1313 р., а сбавка — всего 188 р. 98 к. Понятно, эта мера не могла удовлетворить просителей. А вместе с тем самый факт уменьшения платежей показал крестьянам, что платимые ими бекам повинности признаются неправильными.

В таком именно смысле они и дают объяснения.

К этому необходимо добавить, что за последние годы вздорожание зерновых продуктов по сравнению с прежним временем дошло до значительных размеров (пуд пшеницы — до 2 руб.) и к тому же уход на заработки сделался почти общим, почему рабочих рук в селениях остается очень мало и лишь столько, что хватает только на обработку своих полей; давать же бекам ,561 рабочий день крестьяне решительно не могут, тем более что эти дни нужны бекам в страдную пору. Да и инвентарь, как живой, так и мертвый, имеется далеко не у всякого (ввиду тяготения к отхожим заработкам), почему выставлять его приходится путем найма, что во время полевых работ сопряжено со значительными тратами.

Указания местной администрации на подстрекательства со [254] стороны неблагонадежных элементов из Баку, бесспорно, имеют также значение, но справедливость домогательств все же вне всякого сомнения. Подстрекательства эти, как я лично убедился, основаны на неверном и предвзятом истолковании Манифеста 17 октября и имеют успех лишь потому, что затрагивают экономическую сторону крестьян; собственно же идея равенства, на которой настаивают отдельные лица, особого успеха (как стимул) среди массы значения не имеет.

На справку. Д. Беки в числе 9 семейств владеют; пашни — 13,2 дес., покоса — 31,4 дес., пастбища — 800 дес. с окладом: земский сбор — 40 р. 16 к., воинский налог — 20 р. 15 к. и государственный поземельный налог — 8 р. 37 к., всего — 68 р. 68 к.

Число дымов сел. Яллах — 163 дыма (по 1886 г.) владеют: пашни — 100 дес., покосов — 100 дес. и пастбищ — 1000 дес. с окладом: оброчная подать — 127 р. ,52 к., земский сбор — 73 р. 92 к., воинский налог — 43 р. 79 к., государственный поземельный налог — 27 к., всего — 254 р. 51 к.

Число дымов сел. Луткун — 132 дыма (по 1886 г.) владеют: пашни — 100 дес., покосов — 4 дес., пастбищ — 100 дес. с окладом: оброчная подать — 105 р. 61 к., земский сбор — 61 р. 10 к., воинский налог — 35 р. 64 к., поземельный налог — 20 к., всего — 202 р. 55 к.

Переводя бекские повинности на деньги, при справочных ценах за последние 3 года на пшеницу — руба 2 пуда 10 ф. — 3 р. 87 к.; ячмень — руба один пуд 25 ф. — 1 р. 65 к.; рабочий день конный — 1 р. 20 к.; рабочий день пеший — 70 к.; получается: для яллахцев636 р. 65 к. и для луткунцев675 р. 20 к.

Таким образом, всех повинностей причитается в год 1761 р. 80 к.,, а с каждого дымапо 6 р.

При выслушивании поверенных обеих сторон вполне выяснилось, что прийти к какому-либо временному соглашению нет возможности. Беки свои притязания основывают на приказе 1862 г. и заявляют, что с отменой повинностей они обратятся в нищих, так как издавна весь строй их хозяйства приноровлен к тому положению. Крестьяне же заявляют, что нести повинности они не имеют решительно никакой возможности, и так как они не раяты, то считают, что платить они не должны. С доводами, мною приведенными, поверенные-крестьяне согласились, но указать на то, чем бы они удовлетворились временно, до разрешения общего вопроса, отказались за неимением на то полномочий.

Между тем яллахцы заявили, что они числят за беками излишки исполненных ими в пользу беков повинностей в течение нескольких лет, именно разницу: 140 минус 95 = 55 руба пшеницы. Эта розница, как сказано выше в примечании, произошла от неверного толкования приказа 1862 г. бывшим и. д. начальника округа Ивановым. Они готовы сделать зачет этих взносов в пользу беков. Однако беки на таковой зачет не соглашаются и вообще отрицают самый факт, но из дел видно, что яллахцы правы, и если они действительно имеют, как заявляют, квитанции, то этот спор необходимо решить судебным порядком.

Прибыв в селения Луткун и Яллах, при опросе джамаатов последние заявили, что они просят освободить их от бекских повинностей, как, по их мнению, несправедливых, и, указывая на незначительность своих земельных угодий, добавили, что плата зерном (натурой) невозможна и что им теперь и прежде приходилось покупать зерно в Ахтах на базаре. Отбывание же рабочих дней бекам, помимо тяжести в страдное время, их унижает в глазах соседних обществ. [255]

После долгих переговоров и разъяснений джамааты выразили желание подчиниться тем условиям, которые мною будут выработаны, но лишь как временной мере, до решения общего вопроса о раятах.

Беки со своей стороны также изъявили согласие ограничиться денежным вознаграждением.

Заключение. Имея в виду, что просьбы яллахцев и луткунцев вытекают из двух слагаемых: тяжести повинностей, т. е. чисто материальной стороны, и некоторой личной зависимости от беков, т. е. нравственной стороны, является необходимость удовлетворить оба эти побуждения.

1. Относительно платежей; таковые должны быть непременно лишь денежными, и общий размер их приблизиться к размеру платежей соседних селений, сообразуясь с количеством угодий.

2. Платежи из взысканных по п. 1 в пользу беков должны поступить непосредственно в управление округа, которое и выдает их бекам.

3. Недостающее количество платежей в пользу беков должно быть принято за счет особых сумм, хотя бы земского сбора. Сумма эта будет незначительная, так как исчисление всех платежей бекам может быть уменьшено, а именно: 1) зачетом излишне внесенного зерна в прежние годы яллахцами, 2) уменьшением числа рабочих дней на 1/3 всего количества, так как, по заявлению беков, в действительности такое количество лишь и отбывалось, 3) уменьшением стоимости зерна ввиду благоприятных данных на урожай.

Подробная раскладка на основании приведенных пунктов может быть сделана управлением округа в самом непродолжительном времени и не может вызывать никаких затруднений, так как для выполнения имеются все данные.

Помощник губернатора Кривенко.

ЦГА ДАССР, ф. 90, оп. 2, д. 30, лл. 311-313. Подлинник машинописный.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.