|
№ 8 АДАТЫ ОБ ОТНОШЕНИИ ТЕРЕКЕМЕЙСКИХ РАЯТ К СВОИМ БЕКАМ (Адаты эти составлены терекемейскими беками для Сословно-поземельной комиссии. — Прим. сост.) 1. Вся терекемейская земля с состоящими на оной лесом, кустарниками, камышом и водою есть собственность бека. Жители терекемейских деревень на землю и воду права не имеют, а раздает оные жителям каждой деревни дарга, поставленный беком, и кевха; дарга у одного убавляет землю, другому прибавляет с ведома или по приказанию бека. Раят не может промолвить -слова или жаловаться на большинство и на малость находящейся в пользовании его земли, а в обоих случаях должен быть доволен тем, что имеет. Раяты за пользование бекскою землею платят ему установленную подать — чихиш и служат ему. 2. Когда жители не имеют возле жительствуемой ими деревни достаточного пространства земли, тогда бек, если пожелает и найдет для себя выгодным, отводит некоторым из них или всем им участок земли из своих кутанов на неопределенное время и отнимает участки, когда пожелает. Бек волен в этом отношении; он уделяет им от земель своих кутанов, когда видит в том свою выгоду. 3. Когда терекемеец, имея достаточное количество земли, будет просить у своего бека земли или позволения на переселение в другое место, тогда удовлетворение его землею или позволение на переселение зависит от произвола бека. 4. Когда раят переселяется с позволения бека, тогда берет с собою все свое движимое имение, но недвижимое имение, как то: дом, сад, мельница и прочие угодья — остаются в ведении бека. 5. Когда раят провинится или невинный захочет убежать, т. е. скрытно переселиться из -бекской деревни в другое место, и бек узнает о том, тогда бек отбирает от того раята вое его имение, движимое и недвижимое, а потом высылает его с семейством из своей деревни. 6. Когда бек заставит раята противу воли последнего переселиться из его деревни, тогда раяту предоставляется продать дом, мельницу, толчею, сад и прочие угодья односельцу и потом переселиться со всем своим имением движимым. 7. Когда бек пожелает построить себе дом, тогда раяты помогают ему доставлением камней и глины и прочих нужных предметов, бек платит только каменщикам. Раяты служат беку с арбами и без арб во всем его деле. 8. Если бек имеет табун кобылиц, то раяты всякий год устраивают для табуна его чалы на указанном месте и кормят табунщика. 9. Если бек имеет стадо баранов и рогатого скота, то раяты всякий год делают для стада его на указанном им пастбищном месте чалы и конюшню. 10. Когда в зимнее время на поле по сильному холоду не бывает для бекского скота и для кобылиц корму, тогда для прокормления во время зимы бек раздает их раятам и собирает их весною. 11. Если бек имеет баранов, то раяты везут на ятак бревна, хворост и все нужное для постройки зимовника для баранов. 12. Бек одного из раятов выбирает себе в кунаки, пристает у него, когда приезжает в деревню, имеет стол на его же счет; но за то дает ему землю и воду больше противу его односельцев без жребия и подати с [33] него не взыскивает, а нукера, мало ли их или много, пристают у других раят в деревне. Раяты сии по очереди должны кормить их лошадей и их на все время нахождения их в деревне. 13. Когда к беку придут гости из Кайтага, Гапши, Ганка, Сюрия Акуши, Дарга или из шамхальства по службе или для приятного препровождения времени, на все время их пребывания раяты довольствуют их и их людей по очереди, если пришельцы были из узденей. 14. Когда приезжает в гости к беку один из беков, тогда бек останавливает его у раята, который кормит его и его лошадь на все время его пребывания. 15. Когда же бек посылает своих лошадей с 20 или с 30 нукерами весною на поле на свежий корм на кутанах или же когда бек едет на горячие воды со многими нукерами, тогда раяты обязаны доставлять от себя всем им хлеб и даже воду. 16. Когда бек едет в деревню узденей для заседания в сборище их па продолжительное время (это было в прежние времена), тогда все нужное на стол его присылается из раятских деревень на все время нахождения его в том сборище. 17. Когда бек нуждается в скотине для зарезания или для отдачи просящему, тогда дарга и кевха по приказанию его берут одну у того из раят, у которого больше, нежели сколько нужно скота, бек зарезает ту скотину или отдает просящему. Зато если хозяин скотины был беден, то бек освобождает его от подати, но от таковой богатого хозяина не освобождает. 18. Раяты за пользование бекскою землею платят беку: с пары рабочего скота 20 саб пшеницы, пять саб ячменя и одну чалу саману, а не имеющие пары и ни одной скотины платят пять саб пшеницы. 19. Раяты засевают для бека на состоящих у них в пользовании землях 4 дышлика, т. е. 20 чантина, и полученный с этого семени урожай жнут, молотят и после обращения в пшено доставляют в дом бека. 20. Когда раяты выкапывают дикую марену, тогда платят беку при продаже оной с пуда сушеной по 50 коп., при продаже засеянной марены платят то же. 21. Прежде в теренемейских деревнях была торговля и за право торговли беки взыскивали с торговца деньги даже до 200 диларов (Дилар — значит червонец), смотря по величине их капитала (взыскивали раз со ста рублей и раз с двести рублей). 22. С шелка, полученного с шелковичного сада, бек получает 1/10, т. е. дагьяк, а с шелка, полученного с полевых шелковичных деревьев, — по нескольку. 23. Со всякого фрукта, даже с чеснока, лука и огурцов, бек взыскивает дагьяк. 24. За смертоубийство, за тяжелое поранение и даже за маловажное, когда вышла кровь и рана нанесена с обдуманным заранее намерением, за увод женщины, за взятие им руки ее бек взыскивает в штраф одного отборного из буйволов у виновного. За воровство, даже за маловажное, бек взыскивает с виновного в свою пользу такого же буйвола. 25. Кто уклоняется от службы беку или не выполнит службу, кто станет драться с даргою или кевхою или кто по требованию бека не явится к нему, с того взыскивается штраф — один отборный буйвол. [34] 26. Бек, не имеющий дойных скотин, берет буйволицу и корову у раят, имеющих таковые, держит их у себя весною, летом, осенью и возвращает оных хозяевам зимою, если будут живы, а если падут у бека, то бек вознаграждает за них хозяев. У состоятельных богатых раят бек брал скотины от 1 до 6 штук. 27. Когда посредник нечаянно будет убит во время драки двух человек или только будет ранен, тогда бек взыскивает с виновного (с чьей руки причинена смерть или рана) в штраф одного буйвола. 28. Когда подать, взысканная с раят, не достает на содержание бека, тогда он берет нужное ему количество пшеницы у тех своих раят, у коих хлеба больше нежели сколько им нужно. Бек не покупает, когда у подвластных его много. Когда бек не захочет брать у них пшеницы, тогда вызывает всех кютанов (8 буйволов составляют вместе кютан) для общества, которое пашет и сеет для него хлеб столько, сколько пожелает. 29. Когда бек держит лошадей в деревне, то раяты доставляют для оных весною и летом траву и сено, а. осенью саман и ячмень и сверх того кормят конюха. 30. Когда бек хочет жениться, женить брата или сына, тогда он два раза собирает с раят деньги от 5 до 20 руб., смотря по состоянию каждого раята, раз при посылке нишана (Деньги, шелковая материя, которые жених после засватания девицы посылает в ее дом) и раз после угощения, бала (Угощение, даваемое во время пребывания невесты в доме жениха). 31. Бек, когда желает, раздает раятские дворы, т. е. раятов, своим нукерам из узденей с указанием, какой двор которому нукеру должен платить и служить. Беки давали нукерам много раятских домов. 32. Когда бек переселяется с семейством из горской деревни в нижнюю терекемейскую на пребывание в продолжение зимы, тогда по заказанию самого бека очищаются для его помещения раятские дома; на все время пребывания его в деревне раяты обязаны доставлять ему дрова каждый день, корм для лошадей, возить пшеницу его на мельницу и после привозить муку, очищать конюшню и дать караульщика. 33. Бек имеет нукеров из терекемейских деревень. Нукеры эти, имея лошадь, оружие, платья от себя, несут службу бека; едут по делам его службы в Акуша — Дарго, шамхальство в Кубу и Шемаху и расходы при этих поездках делают от себя же и еще платят подать, чихиш называемую; они свободны только от арбяной повинности. 34. Некоторым из терекемейских нукеров за отличное усердие их по службе бек дарит им лошадь, скот и другие вещи, но когда нукер, получивший подарки, станет просить увольнения, уклоняется от верховой службы и захочет служить арбою, тогда должен возвратить беку все полученные от него подарки; в противном случае бек взамен подарков взыскивает с него всю стоимость оных и в уплату таковой отбирает от него даже то, что составляет необходимое его пропитание, ибо бек не обязан давать ему подарки, а напротив, он должен нести службу его наравне с другими терекемейскими нукерами. 35. Раяты обязаны для бека производить посев хлеба, исправлять и очищать канавы, поливать, жать и возить хлеба его на харманы и перевозить пшеницу в дом бека. 36. Терекемейские жители служили нам лошадью и арбою, а кто не имеет лошади и арбы, тот служит сам лично; словом, они должны нести для нас всякую угодную нам службу и нести службы, которые бы терекемеец не был обязан нести для нас, беков. [35] 37. Это то, что мы видели и слышали от наших отцов, которые также слышали от своих отцов и предков. (Арх. канц. наместника е. и. в. на Кавказе, 1867 г. св. 8714, дела № 35-45.) ЦГА ДАССР, ф. 150, on. 1, д. 2, лл. 1-7 |