|
№ 6 СВИДЕТЕЛЬСТВО НА БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Не позднее первой половины XVIII в. Шам халы и податные — «нахателал» из четырех селений (Речь идет о четырех селениях Гидатлинского общества. Это, очевидно, Тидиб, Хотода, Тлях и Гинта, где меньшинством населения были зависимые крестьяне, которые назывались «нахателал». — Прим. сост.) согласились доставить подати шамхалу (Гидатлинский шамхал, вероятно, выходец из казикумухского шамхальского дома, имел резиденцию на территории сел. Урада в местности Циниб, где еще сохраняются развалины его дворца. — Прим. сост.) на место под названием «циниб» в осеннее равноденствие, в день Рузмана (в пятницу). Кто не знает этого дня, тот должен установить его по календарю Кудутли (Речь идет об известном ученом — арабисте XVIII в. Магомеде Кудутлинском. — Прим. сост.). К шамхалу с податями можно ехать или идти пешком. Кто согласно своей очереди вовремя не доставит подати, того корова, по обычаям предков, будет зарезана. Свидетелями соглашения являлись: составитель текста Нурмагомед, Шахванил-Магомед — оба из Караха (Карахом называлось «вольное» общество, соседнее с Гидатлинским, на южной стороне Гидатлинских гор. — Прим. сост. За период движения горцев под руководством Шамиля бекские права гидатлинских шамхалов были полностью ликвидированы, а сам шамхал еще раньше был убит в междоусобной войне с аварским ханом. В XVIII в. в соседнем обществе Гоор-Кех шамхалы были уничтожены восставшими крестьянами. В сел. Кахиб до сих пор сохранилась, подземная тюрьма шамхала; место убийства шамхалов носит название «ущелье истребления шамхалов». — Прим. сост.); Магомед Дибир из сел. Гинта и Магомед-Амин из сел. Мачада, а также молодые люди из Караха и Келеба. |