|
№ 21 1736-1737 гг. *. Петербург. Выписка составленная в Коллегии иностранных дел о грузинском архиерее Иоанне оставленного в Астрахани, а потом отпущенного в Дербент для служения там в построенной им церкви (* — Датируется на основании упоминания в выписке «Доношения 1736 году» и принятой в заглавии данного архивного дела крайней даты 1737 года) /л. 4/ А напред вышеписанного ген.-лейт. Матюшкин ис крепости Святаго Креста от 8 августа 1725 году доносил: Что пред отъездом ево из Ряща получил он из Астрахани от ген.-майора Шереметьева письмо в котором, пишет, что принца грузинского пренцеса Русана, прислала к нему доношение: грузинской де архиерей Иоанн (На поле против этого места сделана отметка: № 3), которой обретаетца при ней в Астрахани, просит, чтоб отпустил ево с архидиаконом и протчими служители всего с 11 человек в Дербенд, ибо де он архиерей желает в Дербени жить и христианскую церковь, також дворы и огороды построить, и ежели будут приходить ис полну грузинцы и греки и протчие христианского закона люди, чтоб ему таких [131] позволено было принимать и селить невозбранно. И дать указ також и к дербенскому коменданту. Писать об отводе ему /л. 4об./ места под строение церквий, дворов и огородов и об определении корму. Но он, ген.-лейтенант представлял, что в Дербене в нижнем пустом городе церквий, как он надеетца, строить они не будут, а потребуют построить в жилье среднего города в котором под церковь места не обретаетца. А которой был один двор Расланбеков и оной отдан под церковь армянскому епископу Мардиросу; а кроме того годных на церковь мест не имеетца, а способнееб ему архиерею ехать и жить в Баке, где как на церковь так и им для житья мест довольно и к собранию грузинцов и армян способно. Також он ген.-лейтенант надеетца, что они по обыкновению своему будут требовать на прокормления не малого жалованья и в тамошних местах на содержание ево архиерея с причетники надобно кошт немалой /л. 5/. И просил он ген.-лейтенант о содержании оных в корму резолюций. От вышепомянутого епискупа грузинского Иоанна (На полях против этого места приписано тою же рукой: «в том доношеним написал он себя епископом Иоанном и что он на пред сего был Иосиф») прислано в Коллегию иностранных дел доношение, которым он також де просил об отпуске его в Дербень; и чтоб дана ему была ризница архиерейская и священнические и диаконские одежды и сосуды церковные, евангелие, крест и иконы святыя и для пропитания определить жалованья. А при нем иереев 3, архидиакон 1, монах 1, певчих 3, мирян 2 человека. И по вышеписанному ген.-лейтенанта Матюшкина доношению, подано в Правительствующий сенат из Коллегии иностранных дел доношение сентября 26 дня по которому в присланной из Сената резолюции состоявшейся октября 8 дня 1725 году написано. Велено к ген.-лейтенанту Матюшкину ис Коллегии иностранкых /л. 5об./ дел послать е. и. в. указ (Против этого моста на поле сделана отметка: NB), чтоб оному архиерею и при нем будучим велеть дать квартиры и под строение огородов отвесть места, также и жалованьем денежным и хлебным содержать по своему разсмотренно. Службу божию отправлять ему в полковой церкви или построить вновь, как о том он ген.-лейтенант заблагоразсудит. Ризницу архиерейскую и священнические и дьяконские одежды и сосуды церковные также евангелие крест и святые иконы отправить в Астрахань от Синода. А ежели свободных квартир в Дербени нет, то у тамошних жителей купить или нанять. И по силе вышеписанной из Правительствующего сената... (Текст опущен нами) |л. 7| Ландграф ген.-лейт. кн. Гессен Гамбургской при реляции своей августа 12 1733 из крепости Святого Креста прислал окладную книгу дачам жалованья в которой между иными написано: По определению ген. Матюшкина грузинскому епископу Иоанну с причетниками жалованья в год денег 300 рублей (Против этого места на поле сделана отметка: NB). [132] Оная дача окончалась 1733 году генваря по 22 число. А потом ген Левашов из крепости Святого Креста от 11 майа 1735 году доносил: Что писал он ген. Левашов к тайному советнику кн. Голицыну, чтоб при договорех с персидским Тахмас ханом о построенном в Дербенте благочестивом грузинском монастыре и в нем о благочестивой церкви, которая не малым иждивением построена включить бы тщился, чтоб оная церковь поругана не была и тот бы монастырь и церковь без повреждения и без утеснения в своем благочестивом законе свободны быть могли. |л. 7об.| Почему помянутой тайной советник в трактате о монастыре выговорил, чтоб при своем законе без утеснения быть только при том монастыре недопущено больше 6 человек церковных причетников содержать (На половине листа оставленного вертикально чистым имеется другой рукой сделанная приписка: «в трактате между империею Российскою и государством персицким заключенным под Генжею марта 10 1735 гг. данном с персицкой стороны написано: во 2-ом артикуле имеющейся Дербенте грузинской монастырь христианского закона, оной да пребудет во всем нерушим и в нем по обычаю и веры христианской отправление службы позволяется; никакого помешательства ни от кого не будет ни же служителей го оном, которых как духовного так и светского чина не более шести человек быть имеет; никто никакого озлобления учинить да не дерзает»). А как персидское состояние известно, что без озлобления и без поругания или без грабительства той церкви божией не обойдется и шестью человеками причетниками помянутого монастыря содержать невозможно. Чего ради писал он ген. Левашов в Дербент к ген.-м. Еропкину, чтоб он с царем грузинским и с сыном ево царевичем Бакаром призвав того монастыря архиерея грузинского посоветовали какое намерение они в том взять могут и пожелает ли или нет тот архиерей между бусурманами жить. И помянутой ген.-м. Еропкин к нему рапортовал, что он архиерей между бусурманами весьма жить не хочет и оного архиерея грузинского на имя е. и. в. челобитную прислал. /л. 8/ А ген.-м. Еропкину он ген. Левашов предложил, чтоб помянутому архиерею, для забрания церковной утвари и протчих тягостей и для переводу к Терскому редуту, 1 экбот определил. И когда оной архиерей (Против этого места на поле стоит отметка: НВ) совсем переберется, то к строению монастыря и церкви божией пристойное место показать ему он, ген. Левашов, прикажет. В челобитной грузинского архиерея написано: что по указу е. и. в. и святейшего Правительствующего синода определен он в завоеванном городе Дербенте, в котором и церковь в пустом городе повелено построить на кошт государственной; чего ради он архиерей чрез труд свой построил церковь божию каменную крестообразную в четыре годичное время немалого здания, которая уже было и к совершенству работою окончалась, иконостас и алтарь и царские двери со учреждением в ней поставлен, також и колокол медных немалых 5 и крест и евангелие книги, ризы, шапка и посох от е. и. в. пожалованы. Також было ему архиерею денежное жалованье. И на оное он как церковь божию и кельи и колодези строит и сады 2 виноградные купил а иные чрез наем и вновь [133] заводил. Но ныне видя, что изволением е. и. в. тот город отдается паки во владение варваров, а он в бытностью свою в Дербенте на получаемое денежное жалованье и на подание в милостыню привосокупил было к своей пустынной обители работных людей, також и в приход неимущих и вдовиц; и имеет при себе на пропитании мужеска полу и женска со 160 человек, також которые собрались из полону и из гор, а иные из Грузии верующие во Христа. И таких у него при пустыне имеется больше 400 человек мужеска и женска полу, которые обещались быть в подданстве е. и. в. И чтоб ему архиерею (Против этого места на поле сделана отметка: NB) со обретающимися при нем, братиею и с земледельным, определить земли место в приобщение российских людей, хотя в тамошних украинных местах или где е. и. а. повелит, дабы из расточенных собранные в варварских руках паки оставлены не были, ибо они ежели на судах не уместятся то могут пешие итти до тех мест до коих повелено будет. А о церкви божией, о престоле, жертвеннике, царских дверях, колоколах, иконостасах, книгах и ризах и всякой церковной утвари определить место на судне для провозу до тех мест, где е. и. в. повелит (Против этого абзаца на полях тою же рукою приписано: «а ему ли имянно не написано. По сей выдаче придет…. 450 рублей») ему архиерею определить место на обитель пустынную и на преселение новое вышереченным людем земледельным. После того ево ген. Левашова доношения 1736 году в присланных от негож Левашова репортах о расходе денег между иным написано: /л. 9об./ в репорте 1733 году майской третьи выдано е. и. в. денежного жалованья грузинскому архиепископу 150 рублев (Против этого абзаца на полях под предыдущей припиской приписка «тож»). В репорте 1734 году майской третьи выдано е. и. в. денежного жалованья грузинскому епископу 350 рублев. А в протчих третьях тех лет грузинским духовным денежных дач жалованья не написано. АВПР, ф. 110, оп. 1, за 1724-1737 гг., д. 6, лл. 4-5, 7-9. Подлинник. Комментарии Иоанн Манглели, один из видных представителей грузинского высшего духовенства, эмигрировал в Россию вместе со свитой царя Вахтанга VI в 1724 г. Помимо церковной и общественной деятельности в Астрахани, Дербенте и Кизляре, был одним из инициаторов создания Осетинской духовной комиссии. |
|