|
ДОКУМЕНТЫ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ ЗАКАВКАЗЬЯ (в первой половине 1723 г.) Резюме Публикуемые документы сообщают новые сведения об усилении политики Турции против России в связи с персидским походом и взятии под свое покровительство некоторых кавказских влиятельных горских феодалов. Они уточняют факт и дату (29 июня 1723 г.) принятия турецкого подданства Гаджи Даут беком, сообщают о взятии Тифлиса в середине 1723 г. Магмед Гули ханом (Константин II); приведенные данные являются наиболее ранними упоминаниями об этом событии. Большая часть сообщаемых сведений содержится в письмах Саака Яковлева (Галустов), в лице которого список политических деятелей освободительного движения восполняется новым представителем. Выписка из сек. журнала полковника и коменданта Персидского г[орода] Дербенда 1722-1723 гг. № 1 16 марта 1723 г. 16-го дня марта прислал армянской архиерей Мартин , который обретается в деревне Каракурте, с армянином Кули Вартановым к Дербентским командирам, в котором написано против писем из Дербенда от армян, чтоб он, архиерей, прислал ведомость, что там чинится, и оное переведено: [109] Которые письма ,вы к нам писали, что: его императорское величество был в Дербене , и оные мы получили и ныне ведаем и верим тому, что его императорское величество был в Дербене и тому радуемся и которые письма от вас мы получили, те ж письма послали в Шемаху к армянам, чтоб и шемахинские армяне о его императорском величестве ведали и радовались, что был в Дербене, и из Шемахи армяне к нам писали о многих случаях во известие, токмо до вас писать мне ныне нельзя того ради, что ежели такие послашные к вам от меня ведомости о здешних состояниях на дороге неприятельские татаре возьмут, то нас всех погубят, понеже прежде сего я посылал до вас письменные ведомости о здешних состояниях с армянином Назаром трижды и те мои письма на пороге у него отбирали и читали и хотели нас за то всех рубить, но едва господь спас и того ради ныне больше к вам никакой ведомости послать не смею; так ли вам доношу о Тифлисском Вахтанге . Приходил к нему турецкой посол и просил у него, Вахтанга, городового ключа и Вахтан[г] тому турецкому послу ключа не дал и отказал, и ныне он, Вахтан[г], живет во всякой опасности от турка, чтоб они, турки, в Тифлис не ворвались впезапу. А ежели хотите ведать о армянских людях: оных ныне в сборе сорок одна тысяча около Куры и все готовы , и которые де на той стороне Куры реки басурманы армянам в руки попались, тех де басурманов порубили армяне н ныне де в которых деревнях обретаются христиане, все ожидают его императорского величества и о том молятся богу, чтоб его императорское величество прибыл и выручил бы, яко из фараонских рук. Понеже которые христиане обретаются на шемахинской стороне и оных армян басурманы приводят в свой закон неволею, а именно где я родился, в деревне Шахе; во оной принудили басурманы армян в басурманской закон, от мала и до велика, мужеска и женска иолу 6065 человек, также и в других деревнях, о чем подробно писать не смею. И того ради ныне везде армянам в басурманских владениях плачь неутешимый и о сем вам пишем, дабы оное его императорскому величеству было донесено и от такового бы утеснения его императорское величество выручил нас, ради Христа и ради богородицы, понеже души и телеса наши все влекут во огне. И ныне в здешних местах армян побрано в полон три доли и обасурманено; а не взято армян, которые уцелели от басурманских рук, одна доля. И ныне токмо надеемся на небесного бога и на земного великого императора, дай ему господи здравствовать много лет и дай ему боже помощи своей. И просит господина полковника и коменданта [110] Дербенского, чтоб от своей честности к нему, архиерею, прислал писание о своем здоровье, чтоб де нам на оное смотря радоваться всем; дай боже вашей милости много лет. Хотел я вам писать с помянутым же Назаром обо всем; да ныне не смею, того ради, что прежде сего он, Назар, попадался татарам трижды. Бакинцы де порубили Даут-бековых людей 98 человек. Писать мне всего до вас нельзя, извольте спрашивать посланного от меня армянина Кули на словах, он обо всем знает. ЦГИА Арм. ССР, опись выписок и копий, д. 339, ч. I, л. 1-2; ср. ЦГВИА, ф. ВУА, д. № 18472, л. 12-13. № 2 14 июня 1723 г. 22 дня июня пришел в Дербент из Шемахи армянин Григорей Даутан, который посылан от меня в Шемаху для ведомостей нарочно к армянину Сагаку Яковлеву , и оной от помянутого Сагака принес из Шемахи письмо и оное переведено: Царь великий по всей земле посети нас спасением твоим июня 14-го дня 1723 году. Известно вам буди вышним командиром: письмо ваше получил я 13 дня июня, и читали и что написано узнали, а вам от нас ведомость: два года будет, что мы голодом умираем, но и о том благодарны и по всякой день разно думают в Шемахе нас армян и каджар и других срубить, такое наше житье, в городе Шемахе никакой силы нет: шемахинцы ходили к Баке для соли и для нефти и ничего взять не могли, а они приходят к Шемахе версты за 2 по реке Парсагат и у шемахинцев скотину отгоняют и, ежели им кто попадется, шемахинцев по дорогам рубят и товар отнимают, и все ждут вашего войска; и сегодня десятой день будет, говорят, что Шамхалов сын , да………..сын идут в Шемаху, а до сего числа еще не бывали, собака собаке ноги не переломит. Асан-бек, да мать его Ханум живут на берегу у Куры и держат в руках…….., и на которую сторону перетянут, туда и они склоняются. [111] Красноглазой шахов сын живет в Тавризе, а дорога залегла и ездоков ниоттуда, ниотсюда нет; о Испагани и о Шахе никаких ведомостей нет;, о Тифлисе сего числа — ведомость подлинная пришла, что именно взяли Имам Гулы-хан, (Имам Гулы-хан Дербенский, но родственник царя Вахтанга) Али-Султан , джаринцы, генжинцы заодно стали и город взяли; Вахтанг ушел, а куды не слышать; о турецком войске слух есть, тому уже есть месяцев шесть, говорят, что идут и нет надежды на бога, что все лгут; будем слуги ваши, управляйтесь скоро и у нас уже мочи не стало; ежели впредь пошлете к нам, пожалуйте ради христа, присылайте ради Христа, присылайте человека разумного и крепкого на языке, как вы бога любите, так, чтоб и нам и не было от того погибели, понеже здесь между нами есть из армян худых людей много, хотят, чтоб нас погубить и отдать в руки неприятелям; бог даст, что вы пребываете з добром здоровье, к нам прибудите, тогда мы вам укажем всех, которые неприятели: сколько до вашей милости мог писать, извольте рассуждать своим благоразумием. ЦГИА Арм. ССР, опись выписок и копий, д. 339, ч. I, л. 2-4; ср. ЦГВИА, ф. ВУА, д. № 18472, л. 13-14. № 3 22 июня 1723 г. Того же числа пришел из Шемахи армянин Богдан и принес письмо от армянина Сагака Яковлева и оное переведено: 1723 году июня 22 дня. Дербентскому господину нашему коменданту известно буди: июня 20-го числа приехали сюда горских державцев сыновья Шамхала и Йемен и с ними Аджи Даут ………Максюд паша, с своими воинскими людьми с города своего, чтоб разорить и которые есть христиане, чтоб побить и в полон взять; и пустили в Шемахе такую славу, что будто с государем имели мирной совет, и то де взято в Шемахе во время разорения товаров и денег русских оные де взятые деньги и товары великому государю и самодержцу обещали отдать, а именно сто восемьдесят тысяч, а отдавать де оные деньги нам государю до двух годов и будто государю отказали: поди от нас назад в свою землю, на этой стороне тебе де дела нет; тако ж командировали войскова ехать в Кабалу и в Агдар, а нынешнего числа про турок и про казылбашское войско слуху нет. Оное я письмо писал и к вам послал, а вы извольте смотреть на их коварство, а я, что из их дел проведаю и к вам отпишу, хотя и не можно, однако ж [112] как так птица летает крыльями, так и я вам ведомость скоро пришлю и буду слуга и раб вам, а их душа на вас недобрая, не верьте им и не надейтесь на них прямо, маловерны, не верьте их сладким словам, всяк себе тащит, для ради бога, посети нас спасением твоим. ЦГИА Арм. ССР, опись выписок и копий, д. 339, ч. I, л. 4; ср. ЦГВИА, ф. ВУА, д. № 18472, л. 15. № 4 Лето 1723 От него ж писано Сагака в другом письме ко армянину Петру. Известно тебе, какие вести есть на этом письме, до сего письма писал коротко для того, два дни есть как они сюда приехали и, никакого дела не делают, а после сего какое дело будет, к вам отпишу: по дорогам заставы есть, ни туды, ни сюды ездоков никаких нет. Армянское с патриархом войско в собранье на дороге, эту ведомость к вам писал для ради любви христовой, ей, ей, неверным людям не верьте их языку и слову; этот самодержец государь сюда на эту сторону как будет, басурманство пропадает их и вера, и желают, чтоб обманом отсюда вывести назад; еще говорят, что поклонимся, не верьте им, эта сторона себе делает, всякой божий день турка проводит сюды и опять ложь, турки идут — лгут; наше христианство очень нужду принимает и на нуждах стоят, разве помощи от государя нам будет, которое и последнее христианство и те в тенетах и гонении брать ногабеты; ведь тебе известно, как мы жили, в каких нуждах и ныне живем, на день и хлеба у себя не имеем: которые письма вы писали, за то деньги от нас взяли не в старых годах; дай бог Асанату индейцу доброе здоровье, он еще дал нам 20 рублей, и говорил ему я: небось ребята наши дербентским индейцам отдадут, и к тебе о том те индейцы отпишут, пожалуй это дело отправь; ежели будете таких людей к нам посылать, надобно смело поступать и денег не жалеть, а чтоб и человек смелой был и такой, чтоб тайных слов чужим не сказал и на язык был бы крепок, в инших странах, не говорил бы никаких слов и где нибудь, недоброе колено и недобрых людей много: нас в огонь бросят; письмо придет сюда, везде говорят, что ведомость я даю в Дербенд, когда пишете, вы пишите к архиерею, он пошлет ко мне Еток Гришка, первой пошел он к своим сродникам на двор и он не говорил нигде слов: ради бога, посылайте письмы к архиерею, он ко мне пришлет. ЦГИА Арм. ССР, опись выписок и копий, д. 339, ч. I, л. 5; ср. ЦГВИА, ф. ВУА, д. № 18472, л. 15-16. № 5 Июнь 1723 г. В третьем письме писано от него ж Сагака к коменданту Дербенскому о делах его императорского величества и оное переведено: Князь, вам, государю нашему Любимову веры и радетельному, о делах его и с любовью поклоняются из дальних мест, якобы пред лицом его пал лицом на землю на ногу его со слезами и с воплем целую ноги [113] его и нашею душою желаем его видеть и зрением на его величество исполнится и-помощи просим, дабы ради христовой крови выручил бы христианские души; жаль людей погибающих: скольких срубили, скольких погубили, скольких удушили, а которые и достойные христиане, об оных мыслят и говорят, чтоб срубить и в полон взять для того, что вы де армяне писали ради вашего армянского поколения, сюды пришли вас выручать, такое наше житье. Известно вам буди, что ка этой стороне делается: июня 20 числа Хасбулат Шамхалов сын, да хан Магомет-бек Исмеев сын , Аджи Даут-бек вместе они приехали в Шемаху и прежде их о турецком войске слуху никакого не было, а при них на другой день 29 дня июня встречали турецкого посла и пришел в шаховы сады и Даут-беку дал кафтан и указ читали и стал он Даут-бек хан; на эту встречу Хасбулат и хан Магомет с войсками своими встречать не пошли, осердились. После 3 дней Аджи Даут-бек стал судить и турецким людям тридцать мешков денег посулил, в которых мешках по 30 рублей, и посланник турецкой ему, Даут-беку, говорил, ты нам посулил 30 мешков, чтоб мы пришли сюды для славы твоей. После того Даут-бек и помирился с Хасбулатом и с хан Магометом и положили так: что во оной стране будет приход, чтоб на три доли было разложено. Июля сего числа Максют пашу Даут-бек казнил для того, что твой де совет с Сурхаем и заодно де вы с ним, и ныне де в Баку шемахинцы для торгу ходят. От Тифлиса наши ребята пришли с послом, тамошние ведомости то, что писал Имам Гулы-хан , который взял город от Вахтанга, Вахтанг вышел в целости из города и после Вахтанга в городе великое разорение стало: монастыри и церкви сожгли и гостиные дворы разграбили: после того и детей и женской пол тамошних народов ш полон побрать хотели и договорщики стали говорить, чтоб в полой не брали и за то христиане давали им денег 6 миллионов и отдали уже полчетверти миллиона, а половина на них еще осталась и взяли с них крепость, чтоб отдать помаленьку, и о таком деле Вахтангов сын ушел к туркам и просил у турок войскова, и пришел с войском, и Имам Гулы-ханова сродника, который брал город, взяли и посадили в тюрьму, и город отдали турку и Вахтангова сына посадили в Тифлисе вместо отца……….; Вахтанг между…….. пошел и армянских три собрания было, которое было собранье и поменьше, рассыпались, а два собрания еще в целости и ни от кого им помощи нет [114] и для того и они слово дали турку, чтоб мне быть за них; а патриарх Исай стоит при собрании армян, Нерсес патриарх в Канзагорах при собрании ж; патриарха Араратского Имам Гулы-хан изловил и хотел его казнить и поговорщики упросили Имам Гулы-хана, чтоб на выкуп отпустить и взяли с него 6000 червонцев (*** (Г. А. Эзов, Сношения Петра Великого с армянским народом, Спб., 1898, док. № 215)); в Ганже жители забунтовали между собою и индейской гостиной двор разграбили, а шахов сын, где ныне и что делает, слуху про него нет; Асан-бек и Ханум в Сольяне сидят и тремя языками……..оные два человека четырем государствам пакости чинят и разорения, во оных вся сила еретическая содержится; они перемешивают во многих государствах языки разные и на бунты возмущают и вся злость в них; и с турецким послом в Шемахе трехсот человек не было, а дня два, три спустя посол из города пойдет вон и Даут-бек хочет уйти с ними, горские сыновья Шамхалов и Исмеев узнали и не пущают его уйти. Мои грамотки и письмы о здешних ведомостях, как можно, буду посылать ради двоих, троих человек, один в. них поп. Дума их, чтоб как пора придет, хотят взять меня и отдать в руки врагам и сказать на меня, что от русских переметчик он, какое дело сделается, он пишет обо всем к ним, и которых вы сюда присылаете, пожалуйте крепких людей посылайте. ЦГИА Арм. ССР, опись выписок и копий, д. 339, ч. I, л. 6-7; ср. ЦГВИА, ф. ВУА, д. № 18472, л. 20-24. № 6 25 июля 1723 г. 29 дня сентября пришел в Дербен из деревни Мушкуры армянин Орде и принес письмо из Шемахи от Сагака Яковлева и оное переведено: Июля 25 дня писано. Буди вашему великородию известно: июля 2-го числа Аджи войска собрал в то время, когда был турецкий посол, и с ним, послом, хотел; идти разорять деревню Кабалу, а с ними конницы было 3000; после того хотел идти с войском к армянскому войску и хотел им армян побить; после того три раза сбирался и хотел идти в Тифлис, чтоб оттуда взять войскова турецкова и придти в Шемаху, а ежели оттудова войскова турецкова он поднять не может, то подлинно знаю, что он уйдет куда ему можно, чтоб голову свою спасти; у Исмеева сына была такая мысль, чтоб ему ехать вместе с антихристом, а Хасбулат его, Исмеева сына, не [115] отпустил; не надобно верить Исмееву сыну. Когда не прибыли сюда лезгинские, Шамхалов и Исмеев дети, тогда нам армянам житье было хорошо, а ныне при них Исмеевых и Шамхаловом детях наши братья армяне в огне горят; по всякой день у нас просят вина и чихирю и разорили нас до конца и пожитке свои все продали и покупали им вино и чихирь и все они ныне большие и малые заодно, не верьте им; от………. нам, антихрист сам из Шемахи пошел, а вместо себя оставил наипа и заказал антихрист армянам платья желтого и зеленого, чтоб не носили, а шапки велел обшивать лисьими хвостами: такое ныне наше житье, понеже им слышно, что русские сюды будут и для того нас разоряют. Да писал же он Исагак к Дербентским армянам: вы братья сберитесь, и пришел бейте челом господину полковнику и плачьте пред ним, чтоб нам прислали помощи; наше христианство все пропало и вы знайте, что сколько нам есть недругов, и отцы просили у турецкого посла: вы де своих каджар рубили, а наши де остались и он у них спросил: кто ваши каджары? и жиды говорили — армяне. Такое наше житье и ныне мы в их в руках крепко содержимся, они нашего и бога распяли, а ныне и нас хотят рубить саблями, сколько от нас жиды наших армян купили и продавали в землю Исмееву, и вы де помыслите об нас, как нам жить. Ваш раб Исагак Калустов. ЦГИА Арм. ССР, опись выписок и копий, д. 339, ч. I, л. 8-9; ср. ЦГВИА, ф. ВУА, Д. № 18472, л. 25-26. Текст воспроизведен по изданию: Документы о политическом положении Закавказья (в первой половине 1723 г.) // Вестник общественных наук, № 3 (375). Ереван. АН АрмССР. 1974 |
|