|
рода |
Торгоутов, у 7 владельцов |
6501 |
кибитка |
- |
Дербетов большого и малого, у одного владельца с прочими младшими |
5476 |
- |
- |
Хошоутов, у 4 владельцов |
1082 |
- |
- |
старо-крещеных Калмык кочевавших на косах Каспийского моря |
74 |
- |
Всего |
13,133 |
кибит. 505 |
а всех Калмык мужеского пола полагаемо было в кавказском губернском правлении 1786 года до 35 т.
За таковым побегом знатнейшего числа Калмык, рескриптом 19 октября 1771 года, данным астраханскому губернатору Бекетову, уничтожено в оставшихся бывшее у [311] них собственное начальство, в ханстве и наместничестве состоявшее, потому, что у нас осталось такое число Калмык, которое мало к тому, чтоб иметь им оное собственное начальство; а повелено, чтоб каждый калмыцкий владелец собственными своими людьми управлял независимо от других, давал им суд и расправу по их калмыцким правам и обыкновениям. Все же владельцы вообще были под надзиранием и управлением астраханского губернатора, при котором чтоб находились три зайсанга, т. е. по одному от каждого рода; чтоб сии зайсанги каждое дело рассмотрев и подписав представляли губернатору. Во всех злодействах судить их не по калмыцкому уложению, коим от всего откупиться можно, а по российским законам. Велено держать всех Калмык на нагорной стороне Волги во все четыре времена года, а на луговую не перепущать. Но в 1785 году дозволено часть их перепускать на луговую сторону Волги, и повелено стараться возраждать в них наградами охоту селиться домами, от чего и давать на основание двора по 20 рублей; а 1793 г. позволено Калмыкам кочевать на луговой стороне для их выгоды и для обуздания Киргизов.
В 1788 году восстановлено в улусах калмыцких их обычайный суд зарго на основании нижней расправы и ее должности; а в мелких делах могут разбираться между собою, как то и прежде бывало, по аймакам своих зайсангов; но в том же 1788 году 6 марта учреждена Калмыцкая канцелярия, от коей все Калмыки зависели. Она находилась начально в Енотаевске; но в 1790 г. переведена в Астрахань. В ней первый член российский чиновник; второй калмыцкий владелец маиор Тюмень; третий российский чиновник; четвертый калмыцкий, владелец выбранный от всех владельцов. По улусам определены российские чиновники. В октябре 1800 года император паки восстановил звание наместника калмыцкого ханства и зарго, с чем вместе и Калмыцкая канцелярия, упразднилась.
Бывших между калмыцким народом Трухменов, издавна Калмыками покоренных и из отечества увлеченных, 1772 года высочайше повелено причислить к кизлярским [312] Нагаям, а Нагаи кундровские или Кундурасу зависевшие от калмыцких ханов причислены к астраханским аульным Татарам.
ГЛАВА 64.
Когда кабардинские депутаты отправленные к российскому двору 1770 года находились в Петербурге, и министерство российское занималось изобретением средств к успокоению Кабардинцов, в начале 1771 года начал овладевать кабардинскими владельцами баксанской партии разврат и в июне месяце возник до такой степени, что злые их предприятия принудили генерал-маиора де Медема усилить корпус свой войсками и принять бодрственную предосторожность в обеспечение границы; а доброжелательная к нам партия жамбулатова или кашкатавская начинала пред баксанскою слабеть; почему определенному к Кабардинцам приставу Таганову предстояла даже опасность жизни, для чего Медем и приказал ему из Кабарды выехать в Моздок.
Депутат жамбулатовой партии владелец Коргока Татарханов 506, поданным в Петербурге тайно от товарища своего министерству представлением предсказывал еще прежде неверность баксанской партии старших владельцов в роде атажуковом Мисоста Баматова и в роде мисостовом Касая Атажукина, и даже из своей жамбулатовой партии владельца Хамурзы Арсланбекова, хотя бы они и во всех прошениях своих удовольствованы были; утверждал, что они от турецкого двора подкуплены, находятся в тесном согласии со всеми кубанскими народами, и от них давно отправлен к Порте владелец Темрюк, родной брат Мисоста Баматова, с обязательством никогда не предаваться в здешнюю сторону; и что пока сии владельцы не будут из Кабарды отлучены, всегда Кабардинцов возмущать не оставят. Он предлагал наконец, чтоб по крайней мере [313] взять в аманаты от владельца Мисоста Баматова, как пред прочими сильнейшего, сына его с двумя знатнейших родов узденями, или задержать в Астрахани присланного от него и прочих с ним единомышленных депутата владельца Джанхота Сидякова.
Но министерство подозревая, что в отлучении оных Кабардинцов из Кабарды не имеет ли Коргока Татарханов старания исполнить свои какие виды, рассуждало, что Кабардинцы к свободе приобыкшие ничем так встревожены быть не могут, как насильным отлучением из Кабарды помянутых владельцов, которые там знатнейшие; что первое заключение сделают они из того, будто хотят привесть их в совершенное порабощение, чего уже и довольно, чтоб возбудить их на самые отчаянные предприятия; что непристойно также владельца Джанхота, как приезжавшего в коммиссию, по отпуске от двора в Астрахани задерживать, дабы не острастить тем и впредь Кабардинцов от приездов в здешние места, нужных и для дел с нами и приучения их к людкости; и по всех сих уважениях, приняв за правило, что пока есть надежда на приведение Кабардинцов в спокойное состояние легкими средствами, то и нужно сколь возможно остерегаться и от малейших знаков принуждения. И так, бывшие в Петербурге у двора Кабардинские аманаты выпровождены в свое отечество, и им вручена высочайшая грамота на имя всего кабардинского народа (основанная на высочайше конфирмованном 15 июля 1771 года докладе Коллегии иностранных дел) от 17 августа 1771 г., которая по важности своей, и что и теперь делаются на нее ссылки, помещается здесь слово в слово:
Божию милостию мы Екатерина Вторая, императрица и самодержица всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая.
Подданным нашим кабардинским владельцам, узденям и всему народу наша императорская милость.
Известно быть долженствует всем, общество кабардинское составляющим, коль из древних лет началось покровительство оному от нашей всероссийской империи, и что без [314] того давно рассеяться и погибнуть, или в тесное рабство предаться надлежало б их народу. Усердие и верность кабардинских владельцов, какие они к высоким нашим предкам при многих случаях оказали, не только приобрели им благоволение всероссийских великих государей до нас царствовавших, но и безопасными навсегда учинили от властолюбивых покушений ханов крымских, на свободное обращение кабардинского народа многократно стремившихся. Самый избыток сего народа в способах удобной жизни есть следствие здешнего же к нему снисхождения и милости; ибо, единственно невозбранным распространением паствы своей по всему пространству степей, пришел в настоящее изобильное состояние; а при таких обстоятельствах и оставалось ожидать, что Кабардинцы как от нашего, императорского престола многая благодеяния видевшие, продолжением же времени удостоверившиеся и о собственной своей пользе в сохранении непременной преданности, а сверх того и самою благодарности должностию убеждаемые, и впредь всегда к нашей стороне благонамеренными пребудут; но напоследок, а особливо пред начатием между нашею империю с Портою оттоманскою войны, вопреки всякого чаяния, оказались они развращенными, под предлогами самыми маловажными.
Нет здесь нужды входить в точные изъяснения, какие их поступки справедливое наше неудовольствие причиняли. Без сумнения каждый из них, в том участный, собственною своею совестию изобличается, а к тому довольно будет сказать, что все вы кабардинские владельцы, из которых некоторые столько были надежны, как бы самые Россияне, учинились подозрительными: прежде наблюдаемая с вашей стороны пристойность в представлениях, прошениях, в переписке по разным делам с пограничными нашими начальниками, обратилась в грубость, наглость и безместные угрозы; многие же из Кабардинцов, не только простых и узденей, но некоторые и из владельцов действительно сообщились с разбойниками, из закубанских народов столпившимися, и принялись с ними за одно ремесло, то есть, начали [315] производить при наших пограничных местах воровство и подбеги.
Мы, великая государыня, наше императорское величество, хотя по тому довольные причины имели всю тягость нашего гнева дать восчувствовать кабардинскому народу, но как и во время мятежности его однако же было видно, что некоторые только из владельцов всем народом колеблют единственно для того, чтоб в оном пред прочими усилиться и получить власть, какая бы была выше пределов, древним обыкновением утвержденных; а другие владельцы ложными внушениями обольстить себя допустили, и остались, без всякого свойственного им действия и сопротивления, в слепом у оных послушании, то мы и в сем еще случае последовали больше природному нашему великодушию и милосердию нежели правилам правосудия, повелев по необходимости учинить на Кабардинцов военное наступление, но не инако, а с тем, чтоб все, которые из них образумятся, тотчас пощаду получали.
И так, коль было сожалительно, когда Кабардинцы находились в смущении и разврате, ибо при том общество их рушилось бы неминуемо, толь напротив того к особливой нашей благоугодности касалось. Когда мы уведомились, что Кабардинцы, в том числе и те самые, которые прочих соблазнили, увидя обращенное на них оружие наше, вышли из заблуждения, принесли повинную, признали себя нашими подданными, и учинили присягу в верности, а тем всем и предупредили конечное свое несчастие.
После исполнения сих мер, без коих Кабардинцы не могли освободиться от омрачения, содержавшего в крайнем неустройстве, мы, великая государыня, наше императорское величество, не имея более теперь препятствующих причин к распространению на кабардинское общество монарших наших милостей и благодеяний, не оставили всемилостивейше рассмотреть в подробности и прошении ваших кабардинских владельцов, представленных чрез присланных от вас в знак вашей покорности и подданства к императорскому нашему двору двух ваших родственников, владельцов кабардинских, [316] Коргоку Татарханова и Джанхота Сидякова, о уничтожении заведенного на реке Тереке, в урочище Моздоке, селения; о возвращении узденей и природных холопей в наши границы выходящих; о заплате за христианских невольников, и чтоб впредь, если кто из кабардинских владельцов выйдет для жития в Кизляр, или в другое пограничное место, то бы такой к остающимся по нем в Кабарде узденям и прочим людям, также и к имению, никакого притязания не чинил и не вступался.
Высочайшее наше императорское повеление по оным ваших кабардинских владельцов прошением объявляется вам и всему вашему обществу следующее:
Заведенное в моздокском урочище селение мы, великая государыня, наше императорское величество, никогда уничтожить не согласимся, для того, что оное положение свое имеет не на вашей кабардинской земле, почему оное народ ваш в хозяйстве его и промыслах отнюдь и не стесняет. Если не одна соседняя держава не имеет права препятствовать в тех распоряжениях, кои по нашим повелениям при границах предприемлются для лучшей оных безопасности и по другим полезным намерениям, могут ли одни Кабардинцы присваивать в том себе преимущество, для всех прочих народов исключительное? Самое время по заведении в Моздоке селения прошедшее есть доказательством наилучшим, что оное началось и содержится не для наложения оков на свойственную Кабардинцам вольность, как тщетно в сем народе воображалось, но единственно на тот конец, чтоб лежавшая впусте земля в некоторую для пограничных жителей обращена была пользу. Ныне же, когда Кабардинцы признали себя нашими подданными и сами желать долженствуют, дабы в соседстве их укрепленное жилище находилось для защищения в опасных случаях и толь удобнейшего получения и разных с здешней стороны потребных вещей и товаров 507. [317]
Что касается до кабардинских уроженцов в наши пограничные места впредь выходить имеющих, с предъявлением желания к принятию христианского закона, и каковые все поныне без разбора принимаемы были и назад не возвращались, потому, что в целом свете и во всех законах обыкновенно не отвергать того требующих; да и в последнем между нашею империею и Портою оттоманскою трактате точное в сем деле условие находилось, из которого и кабардинские выходцы исключены быть не могли, по бывшей кабардинского народа, на основании того же трактата, от обеих сторон независимости: то при настоящем оного совсем противном против прежнего состояния, мы, великая государыня, желая благоденствия его, как народа с нашею империею соединенного и нам принадлежащего, во всем возможном споспешествовать, хотя и соизволяем, чтоб и впредь владельцы и уздени свободность имели для принятия христианского закона, или кроме того и для жития, в пограничные наши места выходить, и там оставаться, будучи и в отечестве своем, первые, никому не подчинены, следовательно не долженствуя там никому и отчетом в таких своих поступках, которые собственно до них касаются, кроме нарушающих всего общества покой и вред оному наносящих, а другие, находясь в услугах у владельцов, но собственные однако деревни имеют, по сему також-де люди не подлого состояния, и владельцам больше по собственной своей воле, а не но принуждению присвояются, не платя им никаких податей, и получая еще от них награждение за свою придержность 508; но чтоб со всем тем отлучением из Кабарды владельцов и узденей, что без сумнения редко ж и случиться может по натуральной всякому человеку любви к своему отечеству, и малейшего предосуждения и убытка кабардинскому обществу не причинялось, мы снисходим напротив [318] того на прошение ваше, кабардинских владельцов, в том, чтоб владельцы родственники ваши выходящие в границы наши, равно ж и уздени, все что до того в Кабарде ни будут иметь оставляли в пользу вашего общества, и никакого на то притязания не производили, ни же пограничные наши начальники им способствовали, разве по доброму согласию и без всякого посредства сами когда что у старших кабардинских владельцов, обществом управляющих, испросят 509.
Рабы же кабардинские как принадлежат господам своим без всякого изъятия, составляя их доход своею работою и податью, по состоянию же своему и способов не имеют к познанию християнского закона; для того мы, великая государыня, входя в хозяйство кабардинского народа состоящее в скотоводстве и хлебопашестве, тем благоуспешнее отправляемое, чем больше кто из них работников имеет, узаконяем, чтоб все природные кабардинские холопья, впредь выбегать могущие, назад возвращаемы были, в предупреждении умаления нужных для работы людей, в таком обществе, коего благополучие теперь нам приятно 510.
Наконец приемлем мы, великая государыня, во [319] всемилостивейшее уважение и употребляемое с кабардинской стороны иждивение на покупку грузинских невольников, и что оное побегом их в наши границы тщетно пропадает. Но поколику они природные христиане, не может быть по пристойности и справедливости отказано им и впредь в убежище при границах нашей империи, как христианской. А чтоб не оставить в сей и Кабардинцов существенной же для них нужде без монаршего нашего призрения, мы к ним столь милостивы быть хотим, что по данному ныне же в надлежащие места нашему императорскому повелению, имеет быть за Грузинцов и других не подданных нам христиан, из кабардинских жилищ выбегающих, хозяевам их Кабардинцам за каждую душу без разбора пола и возраста, дабы все споры при разных положениях быть могущие предупреждены были, из казны нашей по пятидесяти рублей произвождено, число такое денег, которое потерю наилучшего невольника совершенно заменить может 511. [320]
Излияние толь совокупно многих наших милостей и щедрот на кабардинское общество, коль скоро оное некоторым только образом видится стало быть того достойным, не имев еще в самом деле и случаю никаких нам, великой государыне, услуг оказать после принесения своей покорности, больше нежели достаточно без сумнения быть имеет вас, кабардинских владельцов, и всех тамошних жителей, какого бы они состояния ни были, возбудить к должной благодарности; заставить все лицемерство, какое к сожалению при случаях поныне со стороны многих из вас примечено было, оставить и утвердиться навсегда в непременной верности, и не вдаваясь более ни в какие искушения, которые всегда к собственному же вашему вреду оканчиваться могут. Почему мы совершенно надеемся, что все Кабардинцы, как вы, владельцы, так и прочие, поступками своими впредь ни малейших причин к неудовольствию подавать не будете, но спокойно обращаться имеете; соглашение не только с противомышленными разбойниками и злодеями, но и с порядочным неприятелем будет казаться для вас делом непристойным и не совместным с должностию подданства и преступлением бесчестным и изменническим. А в следствие того, все противные на наши границы предприятия по крайней вашей возможности отвращать потщитесь, не допуская никому чрез ваши места проходить, а между тем, о всяких сборищах заблаговременно сообщая и пограничным нашим начальникам; сверх того не только беглецов из наших подданных к себе принимать и укрывать, как и тому многие ж досадные примеры были, не будете, но ежели ж когда от [321] наших пограничных жителей, с кем бы то ни случилось, произойдут на кого из Кабардинцов жалобы, оные не пустыми увертками затруднять и неоконченными оставлять, но прямым и беспристрастным разбирательством решить имеете. Впрочем, и аманаты содержаны будут, по древнему обыкновению, в нашей стороне от таких из вас, владельцов, которых дети действительными аманатами почтены быть могли б 512; а по делам вашим с нашими пограничными начальниками переписываться будете с пристойностию, единожды на всегда приняв за неоспоримую правду, что по состоянию кабардинского общества ничего для него запальчивостию и нескладными угрозами сделано быть не может. А чтоб все наши начальники, до которых кабардинские дела касаться будут, принимали ваши представления с уважением и во всем том, в чем будет справедливость, оказывали удовольствие, о том ныне и вновь императорскими нашими указами подтверждено.
Между тем мы, великая государыня, наше императорское величество, в ожидании видеть с сего времени кабардинский народ, по толиких оказанных благодеяниях, верным и усердным к нам и к нашей империи, препоручаем вам, кабардинским владельцам, в надзирание и, как призрение возможное, так и действительное защищение, и кубанских мурз Ислама Мусина и прочих, кои в 1769 году, во время производимых чрез генерал-маиора Медема на Кубани поисков, пришли в наше подданство, повелевая их почитать за совокупленных навсегда к вашему обществу, для чего и могут они поселены быть на кабардинских местах, когда удобные к тому находятся 513. [322]
По объявлении же таким образом обществу вашему кабардинскому высочайшей нашей воли по представленным от оного к нашему императорскому престолу прошениям, а равным образом и о том, на каком основании мы сей народ в нашем подданстве содержать соизволяем, мы здесь же заблаговременно всем Кабардинцам и каждому из них знать даем, что если не будут они тронуты и всеми, так сказать, истощенными на них нашими милостями, кои прямое их благополучие составить могут, окаменелость их всякое удивление превзойдет; а тогда уже мы без принуждения природному нашему человеколюбию решиться можем не только действительно в предерзостях оказывающихся строго наказывать, но и всех Кабардинцов без изъятия, за попущение в том беспокойным, каких для того отнюдь и терпеть не должно в их обществе, единственно по нашему милосердию, а не по собственным своим способам в нерушимости оставшемся и которое монаршего нашего призрения удостоилось не по нужде времени или обстоятельств, но по свойственной нам к благодеяниям склонности и в рассуждении бывших напредь сего к нашей империи от кабардинского народа услуг, кои однако же впредь его не защитят, ни же напрасно многоуважаемое Кабардинцами содействие подобных им горских народов, если когда мера нашего гнева исполнится и воспоследует повеление действовать против их со всею строгостию; но к чему мы никогда подвигнуты быть не желаем, а паче причины иметь к умножению высочайшего нашего благоволения.
Сия наша императорская грамота, имеющая служить основанием и залогом всего будущего благоденствия кабардинского народа, отправлена с владельцами кабардинскими, ко двору нашему присыланными, которые представлены были пред наше императорское величество и отпущены с награждением. Дана в С.-Петербурге 17 августа 1771 года 514. [323]
Генерал-маиор де Медем в то же время получил высочайшее повеление от 17 августа 1771 года, чтоб он между прочим следующее исполнил:
1-ое. Произвесть прямо требование вообще ко всем владельцам, чтоб Мисост в знак совершенного раскаяния своего и удостоверения в будущей верности дал сына своего в аманаты; в случае упорства его, подвигнуть прочих, чтоб они его к тому и принудили, а когда не предуспеют, то как противника монаршей воли и возмутителя своего отечества отдали в наши руки, или хотя от себя выгнали приговором общего собрания. Но в сем обстоятельстве наблюсти предосторожность, чтоб начав, а не совершив, не навлечь большого предосуждения безвременным раздражением Мисоста и прочих с ним зломышленных владельцов. Ежели ж бы они злонамеренными оказались и по получении теперешнего удовольствия, и злоумышление большей части Кабардинцов не могло быть предудержано упорством доброжелательных владельцов, а развратность их дошла до степени нестерпимости, то и строгие меры приняты имеют не только к наказанию главных мятежников, но и к приведению их в совершенное несостояние быть больше границам нашим вредными и самим собою и чрез соблазны прочим тамошним околичным народам.
2-ое. Нужно необходимо, дабы в Кабарде всегда две равносильные партии находились, и чтоб Кабардинцы привыкли иметь у себя пристава российского, К чему все способы изыскивать должно, употребляя в необходимости и деньги для отвлечения от противных поступков и их обессиления, по крайней мере на время войны с Портою, дабы при настоящем недосуге быть от них в беспечности.
3-ье. Хотя после грубого от владельцов кабардинских поступка оказанного непринятием в 1764 году 3 т. рублей и не должны ожидать, чтоб при настоящем случае награждены были, но ежели им ныне монаршая щедрота послужит способом к подтверждению их в благонамерении и верности, в таком случае можно будет, прощая им, как диким людям и невеждам, пренебрежение однажды при смутном [324] их обстоятельстве случившееся, отдать всем владельцам вообще оные 3 т. рублей в знак возвращенного уже им высочайшего благоволения, с таким объявлением, чтоб они сами по себе их разделили и прислали ко двору пристойное благодарение.
Казалось, что как Кабардинцы получили разрешение в таких своих нуждах, который по состоянию их и положению пребывания действительную причиняли заботу, то конечно и не оставят успокоиться. Но в самом деле так не случилось. Де Медем не мог исполнить ни одного из повеленных ему предметов в удержании покорности к нам владельца Мисоста и в содержании в Кабарде двух равносильных партий. И хотя в течение 1772 и 1773 г. являлись в Кабардах некоторые виды смятений, а малой Кабарды владельцы препятствовали проезду в Моздок Осетинцов к восприятию христианского закона и водворению, однако, поступки сии не выводили еще из меры терпимости правительства российского; правда, оные и не могли еще тогда далее простираться, по сильному влиянию приобретенному Россиею в делах крымских.
ГЛАВА 65.
Не принадлежат к нашему повествованию громкие победы, которые венчали славою оружие российское предводимое Румянцовым на Дунае, графом Паниным на Днестре и графом Орловым, в Архипелаге, распространившим полет орла российского - к Египту, Сирии, малой Азии, Греции и Румелии; но действия против Крыма некоторым образом сюда принадлежат, тем паче, что еще в начале войны с Турками российский двор предположил достигать всех средств, дабы Крым на веки из рук турецких исторгнуть.
Генерал-аншеф князь Василий Михайлович Долгорукий, проименованный Крымским, с apмиею в числе 38 т. человек [325] 14 июня 1771 года овладел перекопскою линиею, которую хан Селим-Гирей с 50 т. Татар и 7 т. Турков защищал; 16 июня покорил перекопскую крепость; 21, взял Козлов; 26, Кафу, по одержании славной победы над Татарами и Турками; между тем, отдельный корпус сей армии под командою генерала князя Щербатова переправясь чрез Генический пролив овладел Арабатом; 2 июля покорена Керчь, а 3 Еникале; в след за тем взят остров Таман, Темрюк, Акай (Ачуев?) и Алтона (все на таманском острове); прочие места без упорства покорялись.
Покорение Керчи и Еникале более прочих завоеваний обрадовало императрицу Екатерину, что открывали вход в Черное море.
Азовская флотилия российская в продолжение сих завоеваний плавала по Азовскому морю под начальством адмирала Сенявина, и потом входила чрез босфорский пролив в Черное море.
Еще в 1770 году при счастливых успехах в кампании того года оружия российского, когда граф Румянцов поразил Турков при Кагуле, а граф Панин 515 осаждал Бендеры, Нагаи Буджаки и Едисаны явясь к графу Панину 6 августа, отложась от подданства и власти Порты оттоманской, письменным клятвенным обязательством обещались быть в ненарушимой дружбе и союзе с империею российскою; подвергли себя в протекцию, защищение и ручательство Российской императрицы; отправили ко двору посольство из знаменитых мурз 4 человек и из старшин 5 человек; в рассуждении чего и пресечены с ними все военные действия и им позволено перейти на левую сторону Днепра из Бессарабии, расположиться на Крымской степи вне границ российских, на прежних нагайских кочевищах, от урочища Камянки к Азову. Они дали графу Панину обязательство, чтоб едичкульскую и джамбойлукскую орды преклонить к своим мыслям, и обещали стараться преклонить к тому же и Крымцов, [326] т. е. к отторжению от зависимости Порты; а в 1771 году по воспоследовавшему покорению Крыма, вступили они в состав вольной области, составленной из крымских и нагайских Татар 516. (Прил. Ц.)
Известно, что Нагаи Буджаками называемые получили сие имя от того, что занимали землю в Бессараби, между Днестра, Дуная и Черного моря, составляющую угол, по турецки Буджак, коим именем и главное их жилище называлось. Буджаки при всей бедности своей в войну 1769 года давали по требованиям Турков множество телег с быками, верблюдами и погонщиками, для возки тягостей при армии турецкой.
Едисаны Нагаи суть те, которые обитая за Уралом и быв покорены Калмыками бежали от них от Волги в Бессарабию еще до 1695 года.
Буджаки и Едисаны общим именем называемы были аккерманскими, или, по переводу сего турецкого слова, белогородскими Татарами, по городу турецкому Аккерману, находящемуся в Бессарабии.
По завоевании Крыма оружием российским многие татарские начальники покорялись; да и сам хан Селим-Гирей хотел на некоторых условиях то же учинить и обещал прислать в С.-Петербург двух сыновей в заложники, но не исполнив того бежал тайно в Константинополь с семейством своим и наперсниками. Он был внутренно привязан к Туркам ради того, что имел в Ромелии собственно ему принадлежащие владения. Сами мурзы убедили его туда отправиться и для того снабдили его несколькими небольшими судами. Во время его отсутствия недовольные избрали на его место Сагиб-Гирея, сына Ахмет-Гирея, внука хану Девлет-Гирею, 1771 г. Брат Саиб-Гирея Шагин-Гирей-Салтан наименован калгою. (Он тогда же отправлен в Петербург и находился там сего 1771 и 1772 г. [327] он имел 25 лет.) Третий брат их Батырь-Гирей-Салтан; четвертый Арслан-Гирей-Салтан.
Хотя силы и победы оружия российского давали нам полное право оставить в пользу нашу Крым, в руках наших бывший, но императрица довольствовалась преобразив народы татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде происходивших часто между Россиею и Портою в прежнем Татар состоянии.
При таких обстоятельствах российский двор, дабы отторгнуть из подданства Порты Крым со всеми принадлежащими к нему ордами, восстановил из завоеванного полуострова Крыма и нагайских племен к оному сопричислявшихся татарскую область свободную, и ни от какой другой державы не зависимую; но под собственным своим начальством в лице избранного тогда, в декабре 1771 года, вольными голосами хана крымского Сагиб-Гирея, сына Ахмет-Гирея, внука Девлет-Гирею хану, и под покровительством, защищением и ручательством российской императрицы правимую. То есть, Крым приведен был в то положение, как был до покорения Кафы Магометом II.
Российский двор заключил потом с сим ханом, с соучастием поверенных от крымского и нагайского обществ, трактат вечного союза и дружбы, в Крыму, в городе Карасу, 7 ноября 1772 года, чрез российского полномочного генерал-порутчика Евдокима Алексеевича Щербинина. Сего договора 3-ий артикул гласит: ”До войны настоящей бывшие под властию крымского хана все Татарские и черкеские народы, Таманцы и Некрасовцы, по прежнему имеют быть во власти хана крымского; большая же и малая Кабарды состоят в подданстве российской империи.
В прочем города Керчь, Еникале и Кинбурн на Днепре оставлены за Россиею, а все прочие в Крыму завоевания оставлены хану.
Когда Крым сделан независимою областию оные Нагаи Буджаки и Едисаны перешли с крымской на кубанскую сторону и здесь были охраняемы от впадения оставшихся в [328] сей стороне противных Татар. Они присоединились к старинным подданным крымским Нагаям Едишкулам и к оставшимся здесь же Нагаям Джамбойлукам 517, которые быв некогда под властию Калмыков, частию отторжены от Калмыков Крымцами 1715 года, а частию сами от Калмык к соплеменникам своим бежали 1725 года.
Тогда были расположены кочевья 1774 и 1776 г.:
Буджаки у ейского залива, где ейская коса.
Едисаны на левом берегу Качальника, по Чубуру и на правом берегу Еи; а 1774 г. по Калале.
Джамбойлуки, между Чалбаш и вершин Еи.
Едичкулы по прежнему пребывали:
а) мийского поколения, между левого берега Кирпели и правого Аганлы;
б) китаинского поколения, между Аганлы и Кара-Кубани;
в) бурлацкое, между Ачуева и Копыла.
И так, все сии орды Нагай буджакских, едисанских, джамбойлукских и едичкульских, соединясь на Кубани, составили до 80 т. казанов, в коих считалось столько же возрастных мужеского пола, и заняли степи между рек Кубани и Еи.
В 1774 году Россияне устроили при впадении реки Еи в Азовское море укрепление, которое названо по реке ейским. Здесь с того же года находилась пограничная Татарская коммиссия под ведением бригадира Лешкевича, и здесь же пребывал потом и калга салтан Шагин-Гирей начальствуя едичкульскою ордою, почему крепость ее называема была и шагингирейским городком.
В Крыму резидент 1774 года статский советник Петр Петрович Веселицкий.
ГЛАВА 66.
Когда российское правительство образовывало из Крыма независимую державу, Порта продолжала покушения к [329] возвращению в свое владение Крыма и нагайских Татар, искала в сем намерении удачи способом всеваемого между самих Татар разврата и разномыслия. Содержание в близости от Татар некоторых из салтанов крымских, кои остались в ее власти по случаю бытности их в турецких местах во время происшедшей в отечестве их перемены, и из коих Порта нарекла ханом Девлет-Гирея, калгою Шабаз-Гирея и нурадином Муборек-Гирея, не смотря, что в Крыму действительно такие чиновники, свойственно крымскому правлению, уже находились, имело открытую дорогу к действиям приводящим Татар в междоусобия, и принуждающим наконец одних другими поступить на все противные неприятельские предприятия. Девлет-Гирей похитил власть ханскую насильством убедя на свое избрание только некоторых Крымцов, а все проще Татары, особливо нагайские, ни мало о том не знали, приглашены не были и не участвовали.
Сии татарские искусители странствуя чрез некоторое время в 1773 году за Кубанью, где в исходе 1773 года явились и Турки, т. е. они заняли Таман, очищенный от Россиян по трактате с ханом Сагиб-Гиреем, предуспели собрать великую толпу из тамошних варваров, восколебали притом некоторую часть и из Нагайцов едичкульской орды, по близости пребывания ее от таманской крепости, кочевавшей около Азовского моря у Копыла и в самом Тамане; а крепость таманская служила развратникам убежищем. Едичкулами начальствовал в то время калга салтан Шагин-Гирей, родной брат хана Саиб-Гирея, и пребывал в Копыле, а при нем находился тогда приставом порутчик Павлов. Хотя к Шагин-Гирею калге явились на помощь братья его Батырь-Гиреи и Арслан-Гирей с 3 т. войск абазинских, однако Тахтамыш-Гирей, салтан противной партии, вытеснил из Копыла Шагин-Гирея, и он удалился на Ею, где часть войск Российских находилась.
При таких обстоятельствах оные искусители решились принудить и силою в свои виды все орды нагайские, которые [330] перешед из Бессарабии находились на кубанской стороне, около реки Калалы. Первое устремление было на главного нагайского начальника Джан-Мамбет Бея, в орде едисанской живущего, который и сам не подвергся искушению и прочих отвратил.
Нарицающийся калгою Шабаз-Гирей-Салтан сделал на едисанскую орду в начале марта 1774 г. военное наступление, имея до 10 т. войск из горских Черкес и разных Татар; но храбрый подполковник Бухвостов на то время из корпуса кубанского при Джан-Мамбете бывший с небольшою командою уничтожил неприятельское распространение мужеством своим. Не смотря на многочисленность неприятелей пошел к ним на встречу не более как в 400 человеках и взяв с собою 4 единорога. Неприятель учинил на него сильное нападение, но неоднократно отбит и бежал потеряв убитыми до 180 человек; с нашей же стороны не потеряно ничего. Между тем и едисанские Татары следовавши толпами за Бухвостовым с удивлением и робостию, приметя поражение неприятелей, на них ударили к вящему рассеянию.
После сего Едисанцы и прочие благонамеренные орды подвигнулись ближе к здешним границам, к стороне Еи и Азова, для лучшей безопасности и чтоб ближе пользоваться защищением от войск кубанского корпуса на границе расположенных, где для содержания всех сил Нагаев в надзоре учреждена была особая пограничная Татарская коммиссия под ведением Молдавского гусарского полка подполковника Лешкевича в ейском укреплении, которое тогда при впадении Еи в Азовское море, на правой стороне, сделано Россиянами и которое называлось шагингирейским городком, потому, что калга Шагин-Гирей-Салтан имел в нем по некоторое время пребывание.
2 апреля сделали тому начало перенесши стан свой с речки Калалы на речку Ею, верст на 25 ниже. Но при сем оставлен был по необходимости на прежнем месте, до времени, как завезенный для здешней команды провиант с другими излишними тягостями, так и больные, под прикрытием двух [331] донских казачьих полков Платова и Ларионова. Неприятель проведав о сем, на другой потом день, 3 апреля, учинил сильное нападение на ретраншамент, который они для своей защиты сделали. Неприятель был больше нежели в 20 т. и предводителями его были все мнимые чиновники Крыма: Дивлет-Гирей хан, Шабаз-Гирей калга, Муборек-Гирей нурадин, со многими другими салтанами, беями и мурзами. Неприятель столько устрашил Едисан, что они готовы были врознь рассыпаться и искать спасения в бегстве; но подполковник Бухвостов пошел к речке Калале на выручение атакованных Казаков, в 500 человеках конницы, в том числе один гусарский эскадрон Ахтырского полка и рота драгун из легкой полевой команды, прочие Донские Казаки, и взяв с собою 2 орудия. Он в конец разбил и рассыпал неприятеля. Между убитыми считаются 2 салтана и 1 горский бей, а из простых более 500 тел на месте осталось. С нашей стороны убито 8, без вести пропало 14, ранено 54. Лошадей убито 288, да раненых около 300; вместо того Донские Казаки больше в добычу от неприятеля получили. Татары ободренные также за разбитым неприятелем гнались и поражали.
Бухвостов имея в своем начальстве одну легкую полевую команду и 2 полка Донских Казаков должен был после сего сражения, в следование свое к Кубани в начале июля, трижды сражаться с неприятелем простиравшимся до 10 т. и по большей части из горских Черкес, но везде остался победителем. Первое дело было за 40 верст от реки Кубани, где удержать его неприятель силился, но разбит два раза, а потом и еще разбит когда хотел не допустить до воды, и рассыпавшись спасался на сопротивный берег Кубани, потеряв множество убитых. Подполковник же Бухвостов приметя, что оробевший неприятель миновал город Копыл и устремился прямо в горы, не замедлил перейти за реку и занять сей город, нашед на стенах оного 34 пушки заряженные и немалое число артиллерийских припасов; но жителей никого не застал, кои почитая Горских Черкес непобедимыми, когда увидели их разбитых и рассеянных, [332] то уже и за стенами остаться не хотели, но за ними же в горы уйти торопились. (Прил. Ч.)
Кабардинцы оставаясь все еще в том недоброжелательном к России расположении, в каком мы их оставили, при сих усилиях Порты к возвращению Крыма получили от нее деньги, и в 1774 году вознесли свое раздражение, все за Моздок, до крайности. Питаясь ласкательными ожиданиями успехов от военных операций Порты Кабардинцы заключили теснейший союз с Дивлет-Гиреем, закубанскими Черкесами и Турками, чрез посыланных туда владельцов: баксанской партии Мисоста Баматова и кашкатавской Хамурзу Арсланбекова; да и Чеченцы и Кумыки в предприятиях кабардинских принимали участие и угрожали окрестностям кизлярским. Опасение до того доходило, что генерал-маиор де Медем воспретил жителям кизлярским и моздокским всякое сообщение с обитающими за Тереком народами и решался вручить Кабардинцам показанные выше 3 т. рублей, думая, но напрасно, тем их несколько успокоить. Кабардинцы в ноябре 1774 г., по возвращении Мисоста и Хамурзы, готовились сделать нападение на Моздок и Наур, но один Армянин открыл сие Медему и Кабардинцы отвращены от сего покушения.
После сего Дивлет-Гирей и Шабаз-Гирей будучи призываемы Кабардинцами, с войсками своими составленными из Турков, Крымцов и Черкес приближались к Моздоку. (С ханом было и 500 Некрасовцов, кои возмущали Гребенцов.)
Генерал-маиор де Медем встретил их в 35 верстах выше Моздока, в урочище Бештамаке, где ныне Екатериноград и 3 июня 1774 года дал им сражение и рассеял их. Потом неприятель собравшись паки разделился на 2 части. Одна предводимая ханом отступила в Кабарду, другая, в 18 т. (по другим известиям, у Медема, в 7 т.), под начальством калги отправилась на новые селения моздокского казачьего полка, разорила до основания 4 станицы и истребила все жизненный заготовления сих людей, которые по переселении с Волги только было стали заводиться домами и хозяйством; но когда калга напал на главную их станицу Наур, [333] укрепленную земляным валом и содержавшую весь полк Моздокский с семействами своими сюда стекшийся, и 11 июня произвел приступ и в продолжение 12 часов кидался на вал, то жестоким образом отраженный возвратился к Кубани 518. Ободренные моздокские Казаки чрез неделю потом истребили за Тереком у гор 900 горцов следовавших на подкрепление хана и взяли 3 знамя.
Генерал же маиор де Медем по сражению у Бештамака вступал внутрь Кабарды преследуя хана, и 27 августа дал вторичный бой в глубине ущельев гор, на речке Гунделене, где обитают Чегемы и принудил неприятеля совершенно оставить сию сторону, тем паче, что война у России с Портою в Европе тогда уже прекратилась, а притом тогда же деташамент из кубанского корпуса под командою бригадира Брынка от реки Еи сделал движение за реки Кубань и Лабу, и здесь полковник Бухвостов вновь поражал тогда Черкес между речек Булансу и Амане у впадающих слева в Лабу.
ГЛАВА 67.
Трактатом вечного мира и дружбы заключенным между империею всероссийскою и оттоманскою Портою при деревне Кучук-Кайнарже 10 июля 1774 года постановлено относительно кавказской стороны в артикулах:
3-ьем. Все татарcкие народы, крымские, буджакские, кубанские, Едисанцы, Жамбуйлуки и Едичкулы 519, без изъятия [334] от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавною властию собственного их хана чингизского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе; и для того ни российский двор, ни оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела, ни под каким видом; но признавать и почитать оную татарскую нацию в политическом и гражданском состоянии по примеру других держав под собственным правлением своим состоящую, ни от кого, кроме единого Бога, не зависящую; в духовных же обрядах, как единоверная с мусульманами, в рассуждении его султанского величества, яко верховного халифа магометанского закона, имеет сообразоваться правилам законом их предписанным без и малейшего предосуждения однакож утверждаемой для них политической и гражданской вольности. Российская империя оставит сей татарской нации кроме крепостей Керчи и Еникале с их уездами и пристаньми, которые всероссийская империя за собою удерживает 520, все города, крепости, селения, земли и пристани в Крыму и на Кубани оружием ее приобретенные: землю лежащую между реками Бердою и Ханскими водами и Днепром, также всю землю по подольской границе лежащую между реками Бугом и [335] Днестром исключая крепость Очаков с ее старым уездом, которая по прежнему за блистательною Портою остается, и обещается по постановлении мирного трактата и по размене оного все свои войски вывесть из их владений; а блистательная Порта взаимно обязуется равномерно отрещись от всякого права, какое бы оное быть ни могло, на крепости, города, жилища и на все прочее в Крыму, на Кубани и на острове Тамане лежащее 521, в них гарнизонов и военных людей своих никаких не иметь, уступая оные области таким образом, как российский двор уступает Татарам в полное самодержавное и независимое их владение и правление; також наиторжественнейшим образом блистательная Порта обязывается и обещает и впредь в помянутые города, крепости, земли и жилища гарнизонов своих и всяких какого бы звания ни были своих людей военных в оные не вводить и там не содержать, ни же во внутри области сей секменов или других военных людей какого бы звания ни были иметь, а оставить всех Татар в той же полной вольности и независимости, в каковых российская империя их оставляет.
В 19-ом. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове крымском, с их пристаньми и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя к древней керченской границе до урочища Бугак, а от Бугака по прямой линии к верху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение российской империи.
В 20-ом. Город Азов с уездом его и с рубежами показанными в инструментах учиненных в 1700 (не 1704 ли?) году, то есть в 1113 г. егиры, между губернатором Толстым и ачугским губернатором Гассаном-Пашею 522, вечно российской империи принадлежать имеет.
В 21-ом. Обе Кабарды, т. е. большая и малая, по соседству с Татарами большую связь имеют с ханами крымскими, для чего принадлежность их императорскому российскому [336] двору должна предоставлена быть на волю хана крымского с советом его и с старшинами татарскими 523.
Таким образом Азов с его уездом два раза приобретаемый Россиею и два раза теряемый паки достался в вечную принадлежность России с землями по реку Ею лежащими, где уже пред тем, в 1774 году, устроено ейское укрепление 524 и другие полевые форпосты в предотвращение набегов кубанских 525. По сему в 1775 году город Азов паки учрежден губернским; но в 1784 году, по открытии екатеринославского наместничества причислен к оному без уезда, кажется по причине трудности сообщения чрез реку Дон.
ГЛАВА 68.
Императрица Екатерина высочайшими грамотами от 5 сентября 1774 года известила грузинских царей Ираклия и Соломона, как имевших участие в минувшей войне, о воспоследовавшем с Портою мире и об условиях положенных в рассуждение их владения.
Хотя Турки после кайнаржского мира и делали было притязания на Имеретию, хотели ввесть войски и отобрать упоминаемые в трактате города, но царь Соломон не допустил к тому Турков, и держал себя на ноге независимого до самой своей кончины, последовавшей 1784 года. [337]
Царь Ираклий получил немалые способы к безопасности своих владений, умножа свои доходы открытыми в 1778 г., в недрах земли его, в Ахтале и в других местах, сокровищами в серебре с знатным содержанием золота, меди и железе состоящими, чрез Греков, из Натолии приглашенных, из Кумышхана, где турецкие рудокопные заводы; а сии Греки, поселясь здесь, основали селение Мисхани 526. Рудники эти в те годы приносили ему серебра на 60 т. и золота на 3200 руб. Имев деньги, царь почти всех Лезгин сделал готовыми на свою службу, платя им жалованье от 60 до 100 т. руб., за которым приезжало до 500 чел. в Тифлис и производили здесь всякие наглости ненаказанно.
Аварский Омар-Хан с 1778 года начал содержать с царем Ираклием неприязнь, получив от него нарочитые подарки; сестра омарханова Султан-Зада помолвлена была за сына Ираклиева царевича Вахтанга, но не отдана в замужество по препятствиям магометанского духовенства.
Ираклий содержал постоянную дружбу с карабагским владельцом Ибраим-Ханом, который, еще с правления владения по своем отце, с 1760 года, сделался с Ираклием дружен и сохранил сии чувства 23 года. Ираклий делил с ним влияние свое на большую часть Адербиджана, даже до Тавриза; брал дань с Эривана и Ганжи, особливо, что тамошние Армяне усердствовали к Ираклию, яко к христианскому государю; ханы: нахичеванский и хойский, тавризский, урумийский и другие малые владельцы, присылали иногда к царю подарки из уважения к его личным подвигам и чтоб в случае нужды иметь от него помощь.
Около 1780 года царь Ираклий построил на правой стороне Алазани, верстах в 18 от берегов ее, на источниках, крепость Сигнах 527 (значит по турецки убежище), от Тифлиса в 114, а от Телава в 70 верстах. Крепость [338] обширная, имеет в длину версты полторы, лежит на горе, фигура неправильная; обнесена стеною из дикого камня со многими башнями; высота стены 3 сажени, а толщина 2 аршина; поместить может до 20 т. семей. Отсель до Белекан верст 40, и видны белеканские жилища в хорошую погоду.
По восстановлении мира с Портою, Кабардинцам, по рескрипту де Медему от 5 сентября 1774 года, сообщены от правительства списки с тех артикулов трактата, кои до них касаются, на российском и турецком языках, дабы кабардинские владельцы могли их читать точными словами, в трактатах употребленными 528, дабы не были предупреждены развратными внушениями и, наконец, дабы удостовериться могли во уничтожении надеяния своего на Крымцов, что при настоящих обстоятельствах всякое их противное при наших границах покушение не может касаться в пользу и услугу Крыму, того меньше Порте, но что, вместо того, сами по себе будут уже они нам ответствовать за свое поведение, оставаясь в российском подданстве.
Впрочем, дабы кабардинские владельцы, по безрассудности своей, не воспряли ложных и опасных о нашей стороне мыслей, Кабардинцы удостоверены императорским именем и повелением, что хотя они, увидев себя отданных в здешнюю власть образом толь торжественным, могут не без основания сумневаться, чтоб ныне не учинено им было справедливое возмездие за прежние поступки и время от времени в вольности своей больше бы стеснены не были; однако, все то оставляется, в том надеянии, что они будущим своим поведением удовлетворят за прошедшие поступки, сохраняя к российскому престолу верность по силе присяги учиненной 1769 года. Что впрочем, и намерение монархини российской единственно в том состоит чтоб их, как издревле еще [339] к империи российской присвоившихся, и теперь в числе подданных своих иметь без предосуждения однако же их образу жизни и свободы внутреннего их обращения, разве сами они поступками своими принудят употребить против себя строгость.
Тогда же даны повеления генерал-порутчику Медему, что пока Кабардинцы находиться будут в таком расположении мыслей, в каком они как варвары и последователи магометанского закона могут быть в нашей стороне терпимы, поступать с ними во всех случаях со всею возможною умеренностию, снисхождением и справедливостию, и стараться чрез то приобресть их надеяние, дабы наконец они не только по нужде и необходимости были в обязанности признавать нашу власть над собою; но собственным подвигом и охотою к тому влекомы и сущую для себя пользу находить могли в таком своем состоянии. Впрочем содержать против сих нужную воинскую предосторожность, не допускать при границах наших производить злодейства и стараться на самых оных местах делать им отмщение; а течению домашнего их коловратства отнюдь не препятствовать, и приметною о том заботою не подкреплять их высокомерия.
Комментарии
492. У Броневского. Хотя известно было, сколь не надежны присяги сих племен и уверения в преданности, и что они оказываются доброжелательными единственно для предупреждения следствий начатой с Турками войны, живучи в пределах турецких владений, но рассуждено, всем горским народам, где бы которые ни жили, не отказывать; дабы таковым разномыслием между горцами облегчить наши предприятия. Предполагаемо было переселить Башильбайцов, с согласия Кабардинцов, в кашкатавское урочище, при реках Чегеме, Череке и Урюф, чтоб по заключении мира с Турками могли они уже остаться в числе Кабардинцов нашими подданными; но Кабардинцы отозвались, что у них не достаточно пастбищных мест для собственного их скотоводства.
493. У Броневского. Де Медем соединясь с наместником калмыцким перешел за Кубань; от 1 до 5 июля ежедневно продолжались сражения, в коих неприятель побежден.
У Броневского. 6 июля премьер-маиор князь Ратиев с отрядом Казаков, Калмык и одного гусарского эскадрона послан на вершину реки Кумы, куда многие из Кабардинцов перешли в недавнем времени с Баксана, для приведения в послушание противной партии кабардинских владельцов. Будучи встречен неприятелем, вступил в сражение, одержа победу и кроме убитых взял 270 человек обоего пола в плен. На другой день Кабардинцы прислали просить пощады, перешли на прежние места и присягнули в подданстве.
494. Ибо шамхалы и на Ингуш некогда власть свою простирали.
495. Ибо они были древние данники кабардинских владельцов.
496. По Гюльд., (Reisen durch Russland, herausg.von Pallas, S.-Petersb., 1787, th. I.) стр. 480. В 1770 году российский офицер принимал от Ингуш присягу верности и аманатов.
497. Приписано: который вскоре от ран и побоев умер.
498. По Гюльд., (id) стр. 482. Князь Ахмет-Хан восстал было 1770 года на Россию, но скоро был усмирен. Он и его старший сын скоро померли. Преемник его Али-Султан должен был послать в Кизляр малолетнего своего сына в аманаты.
В Атаге князь Арсланбек.
Князя Хасбулата сами Чечены убили. Внучата его Хасбулат и Алхани-Татархан были 1773 г. еще в юношеском возрасте.
499. Рескрипт 19 августа 1770 г.
У Броневского. 1770 г., по рапорту Медема от 30 маия, малой Кабарды владелец Арсланбек Таусултанов находившийся добровольно при командах посыланных для усмирения Осетинцов живущих на дороге в Грузию, к преклонению их много способствовал, за что велено определить ему жалованья от 50 до 100 руб. в год.
500. У Броневского. 1772 года, обратно из Грузии ехавшего профессора Гюльденштедта Тагаурцы задержали в кавказском ущелье. Де Медем послал для выручки его команду при маиоре Криднере, который и выполнил сие без кровопролития, издержав 30 рублей на подарки. При сем случае Ингуши были с нашей стороны и по требованию маиоpa Криднера собрались для подкрепления его. Тагаурский владелец Ахмат принужден был дать 4 аманата.
1773 г., Ингуши будучи притесняемы и разоряемы Кабардинцами отложились от них и прислали к Медему просить защиты и покровительства. Кабардинцы прислали сказать, что Ингуши древние их подданные и данники; но Ингуши утверждали, что хотя временно платили они Кабардинцам с двора по барану, а у кого нет, то на одну косу железа, но подвластными им никогда себя не признавали, тем менее со времени вступления своего в российское подданство, а многие из них приняли христианство. Сие огорчило Кабардинцов, особливо, что заключено было их 12 человек нашим разъездом. Но двор в том же году предписал де Медему, чтоб не отклонять Ингуш от Кабардинцов, дабы не раздражать их более, так как Ингуши сами сознались, что были их данники.
501. У Броневского. 1770 г. Убаши скоропостижно возвратился с реки Калауса к Волге. Неприятель, не зная намерения их, отступил за Кубань. Вскоре, узнав о уходе Калмыков и что у де Медема оставалось войска не более 2 т., Закубанцы собрались в большом числе у Бештовых гор и на реке Куме 4 октября было сражение; неприятель прогнан, но, по причине горных лесов, не мог получить большого вреда.
502. Сей Казы-Гирей-Салтан, сын Бахти-Гирея, внук Девлет-Гирея-Хана, пребывая за Кубанью сераскером отрешен за своевольство, и еще 1751 г. просил российский двор взять его тайно и дать ему убежище в Астрахани; но в том ему было отказано. В войну с 1768-1774 г был спокоен и склонялся ко вступлению в российское подданство; что однако не исполнилось.
503. Во всемирной истории положено 70 т. кибиток; Бергман, в одном месте положил 70 т. кибиток, а в другом 70 т. душ.
504. Болтин положил 20 т.; во всемирной истории то же.
В обеих случаях мы следовали Официальным известиям.
505. По ведомости 1800 года оказалось всех Калмык кочевых 13,156 кибиток.
506. Он пожалован в капитаны.
507. В докладе государственной Коллегии иностранных дел, на рассуждениях коей сия грамота основана, сказано между прочим, что селение моздокское по многим важным видам обещает больше прочности нежели благонамерение кабардинского народа и в самой высшей по их состоянию степени.
508. На полях: ?
Прежде кабардинские владельцы просили российский двор о неприеме в Кизляре и Моздоке одних холопов их, а теперь искали, чтоб запрещение такое распространено было и на узденей.
509. Сие основано на том рассуждении, что напредь сего кабардинские владельцы и уздени переселяясь в здешнюю сторону, всего того, что там ни имели, навсегда лишались, и доставалось по порядку или их ближним наследникам, или если когда настояли особенные причины неудовольствия, и в разные руки разбиралось: и сами однако переселенцы пограничных начальников напрашивали о способствовании в доставлении им оставшегося имущества.
510. Сие основано на том рассуждении, что ушедшие поныне в Моздок из Кабарды тамошние уроженцы по большей части люди подлые и ненадежные, посредство закона христианского употребившие только к освобождению своему от рабства, или от надлежащего по своим предерзостям наказания; а многие из них по соглашению с своими господами, обокрав других моздокских жителей назад уже бежали. Видно, что сих людей принимали в Моздок на поселение без соблюдения правил 1747 года, что прежде допущения их к принятию христианства разведывать: не учинили ли какого смертного убийства? Если же Моздок со своею окольностию при сем стеснении выхода не может с поспешностию заселен быть совершенно, то медленность поселения довольно заменится надежностию поселяющихся, которые не крайнею необходимостию, а напротив того, досужим рассмотрением к тому руководствоваться будут.
Возвращение холопей распространено тогда же и на кумыкский народ, как состоящий в российском подданстве.
511. Определение цены по 50 рублей вместо установленных прежде от 15 до 30 рублей. Этот выкуп назначен за христиан Грузин и Армян; но за Россиян плата не производилась. Относительно Россиян правила прежние оставлены в своей силе. Грузин Кабардинцы сами не пленят, а употребляя иждивение достают от Кумыков и от кубанских и крымских Татар, которые нарочно в кумыкские жилища и в прочие дагистанские места ездят, чтоб невольников покупать от Лезгин, привозящих туда на продажу по похищении их в Грузии. По сему, за христианских пленников тогда же велено плату производить Кумыкам в половину против Кабардинцов, то есть, по 25 руб., потому, что они дешевле их покупают, получая из первых рук, от Лезгинцов, привозящих оных в Эндери, и то если они куплены для собственного их употребления; а когда для продажи, то удерживать и без заплаты, в наказание хозяев за сей торг подобных христианских пленников, дабы они из границ, как не надежные, не разбрадывались, повелено не задерживать ни в Моздоке, ни в Кизляре, а доставлять в Астрахань и далее для распределения по дворцовым волостям, и сие в пресечение кабардинского негодования, чтоб оные невольники не оставались у них как бы на глазах. В 1747 году пленников из Грузин и Армян велено оставлять жить в Астрахани, Кизляре или где пожелают. Дабы заплата за христианских невольников не произвела великого расхода, полагаемо было, что расход на пленников время от времени умалится принятым уже отвращением провоза христиан из кумыкских жилищ и из Дагистана. А меры сии состояли в том, что 27 февраля 1770 года из Коллегии иностранных дел предписано кизлярскому коменданту учредить против Моздока за Тереком в числе большой команды сильные заставы и производить частые по обе стороны Терека разъезды к непропуску Крымцов и Кубанцов в кумыкские жилища, на тот конец, чтоб крымские торговцы пленниками не могли влачимых в неволю людей сим путем провозить из Дагистана и от Кумык.
В рассуждении пленных российских, в 1774 году приказано кизлярским и моздокским жителям выкупать их из плена, и содержать у себя в услуге, пока данный за выкуп деньги работою оных вознаградятся; но чтоб тот выкуп не превышал 150 руб. В 1777 году 24 октября высочайше назначено в Астрахань и Кизляр ежегодно отпускать 4 т. руб. на выкуп пленных российских, но чтоб за каждого платимо было не выше 150 руб.; чинить пленным награждение за полонное терпение и выдавать кормовые деньги против солдатских дач, а в отправлении по 2 копейки на день.
512. Т. е., чтоб они были из сильной или многочисленной фамилии, дети от законных жен, отцы бы их были в своих родах сильны и чтоб у отца и у матери в равной любви находились.
513. Это малого Нагая мурзы или Солтанаульцы, которые, быв покорены 1735 года, бежали за Кубань 1742 г., а в 1769 г. паки покорены и переселены на нашу сторону. Нагайцы сии, однакож, с Кабардинцами остались несоединенными, вероятно по причине, что Кабардинцы и для себя мало земли имели, и обитали между рек Кумы и Кубани и по Калаусу, и управляются независимо от Кабардинцов.
514. Должно заметить, что из всех кавказских народов, Чеченцов, Кумыков, Нагаев и других, одни Кабардинцы удостаивались непосредственного монаршего объяснения грамотами от императорского имени; все прочие, по неважности своей и мелкости, хотя впрочем Кумыки в совокупности и больше Кабардинцов.
515. Приписано: который имел от двора поручение в сей войне достигать всего, чтоб сделать Крым независимою от Порты державою.
516. Еще 1758 г. Едисаны бунтовали против крымского хана в одно время с Кубанцами и хотели перейти на Волгу, но с российской стороны признали то не полезным; в 1766 г. ропот их паки на хана пробудился; вновь прибегали к российской стороне и не удовлетворены.
517. Приписано: которые с Нагаями Буджаками и Едисанами согласны были на вступление под покровительство российское еще 1770 года.
518. Сие нападение случилось в самый день сошествия св. Духа, когда народ слушал литургию. Оно замечательно потому, что женщины не меньше мущин показали в оном мужества. Они лили на Татар горячее кушанье, кипяток, разгоряченную смолу, масло, песок и проч. Неустрашимость их возобновляет в памяти 500 жен тех 1400 Казаков, которые в 1637 году овладев Азовом держали его в руках своих 5 лет; в 1641 году отражали 7 дней сряду приступ 100 т. Турок, Татар и Черкес и заставили их снять осаду.
519. Кроме перекопских Татар жили еще между Дона и Дуная другие, как то: липковые, очаковские, буджакские или белгородские, либо аккерманские, и добручские. Последние взяли название от местечка Добручь, около Силистрии. Белгородские обитали от устьев Дуная пошед морем до устьев Днепра и Белгорода. Край сей носил название Бессарабии. Город Белгород дал название Татарам белгородским. Языком их назван сей город Аккерман. Сих же Татар называем также буджакскими, от места Буджак, недалеко Днестра. Належал до сих же Татар Бендер, над Днестром. Нарушевич, (Таврикия. В Киеве. 1788, стр. 168, 169.)
Нагайские и буджакские Татары покорились российскому скипетру 6 августа, а Бендеры Панин осадил 15 июля и взял 15 сентября.
520. Крепости Керчь и Еникале занимают пространство земли в длину верст на 30, да поперек от 5 до 15 верст. По словам князя Прозоровского, Россия первую политическую ногу поставила в Крыму взяв себе в оном Керчь и Еникале.
521. На полях, карандашом: NB.
522. Касательно границ азовского уезда и учреждения кубанской границы.
523. A сии уже в трактате заключенном в 1772 году между всероссийскою империею и ими признали, что большая и малая Кабарды состоять в подданстве всероссийской империи.
524. Приписано: называвшееся и шагингирейским городком, потому, что Шагин-Гирей, бывший калгою и начальствуя едичкульскою ордою, имел здесь свое пребывание; здесь с 1774 года находилась пограничная Татарская коммиссия.
525. С кучуккайнаржского мира, с 1774 г., границы Кубани в северную сторону проведены были прямою линиею между реками Чилбашем и Геею, и простирались до вершин Дунгусла, впадающего в Маныч; оттуда в восточную сторону, проходя чрез горы прямо от севера на полдень, касались вершин реки Кубани.
526. Не далеко от устья Индши лежит пустое селение Мишава, где прежде сего были в действии медные рудники. С давних времен, сколько люди запомнят, тут все было пусто, и с тех пор все заросло разными кустарниками. Гюльденштедт (Reisen, herausg. von Pallas, 1787, S.-Pb.) ч. I, стр. 269.
527. Приписано: Но о Сигнахе уже Гюльденштедт (id., стр. 236) описывает 1772 года. Разве потом расширен?
528. У Броневского. Сии артикулы прочтены в собрании всех кабардинских владельцов, кроме некоторых противной стороны, которые не явились. Владельцы Малой Кабарды и кумыкского народа сим известием были обрадованы; но Большой Кабарды владелец Хамурза Арсланбеков вызвался, что они не могут почитать себя подданными русскими, пока не получат подтверждения из Крыма.
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год П. Г. Буткова, Часть I. СПб. 1869
|