|
209 1753 г. ноября 31 — Прошение армян О. Туманова, Г. Еселеева и И. Мирзаханова о позволении иметь в Москве армянскую церковь /л. 5/ Бьют челом армянской нации в Москве обретающиеся жители грузинской князь гусарского полку капитан Отар Туманов, Жульфинской компании купцы Григорей Давыдов сын Еселеев, Иван [276] Семенов сын Мирзаханов с товарищи, а о чем наше челобитье, тому следуют пункты: 1 В прошлых давных годех при жизни блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, по рекомендательным от прежних шахов персицких грамот с довольным и полезным обнадеживанием армянской нации для купечества возымели приезды в Российскую империю, а в 7175 году 143 с нарочно присланными от армянской компании поверенными Степаном Родоманским 144 да Григорьем Лусиковым 145 о привозе в Российскую империю персицких товаров, в том числе шелку-сырцу, которой и ныне к распространению фабрик есть нужно, потребные договорные статьи учинены и утверждены к лутчему же и безопаснейшему в Россию приезду. В дополнение предписанного и при жизни блаженныя и вечной славы достойныя памяти вседражайших в. п. в. родителей государя императора Петра Великого и государыни императрицы Екатерины Алексеевны, також государя императора Петра Второго милостивыми имянными указами и грамотами в 1711, 1718, 1723, 1726 и 1728 годах подтверждено, о чем обстоятельно значит в Государственной иностранных дел коллегии. 2 По всем вышеписанным обнадеживаниям армянской нации несколько знатных юзбашей, князей и дворян и протчих с фамилиями под /л. 5об./ протекцию российскую в прошлых разных годах выехало и поселилось, из коих многие обретаютца в службе воинской, а временно для купечества из Астрахани (где ныне в поселении состоит дворов с шестьсот, в них мужска и женска полу с фамилиями более трех тысяч душ), ис протчих мест в Москву приезжают, сверх жительствующих в Москве своими домами, немалое число и приносят в казну в. и. в. платежей по купечеству пошлин в Санкт-Петербурх и в Москве и в Астрахани, також и в протчих российских городах и ярмонках довольное число. С начала же означенных армянской нации людей в Россию приезду в Москве имелась армянская церковь в Китае, на посольском дворе и находился при той церкви для отправления в ней по армянскому закону службы армянской архиерей Мина с получением определенного ему жалованья и провизии от Государственной коллегии иностранных дел. Когда же тот посольской двор отдан под шелковую фабрику, тогда оной архиерей Мина по общему армянской нации в Москве жителей согласию перенес ту церковь на наемной в Китае ж дворянина Волкова двор, где несколько лет та церковь и была. А как тот Волкова двор хозяином продан, то оную церковь принуждено перенесть в деревянной покой, состоящей за землянным городом близ самого поля, за Пресиею рекою, месте (которое отдано выехавшим покойным грузинским царем Вахтангом Леонтевичем армянской нации князьям и дворянам и протчаго звания людям с фамилиями для поселения). И с того времяни на оном месте и кладбище армянское имеетца. 3 Когда же по имянному в. и. в. 1742-го году генваря 16-го дня указу армянские церкви (кроме одной в Астрахани построенной) [277] повелено упразднить, то оной за Пресиею покой от конторы Святейшего синода в [1]744-м году был запечатан. И понеже по усмотрению тот покой явился построен без всякого церковного подобия и признаку, того ради от оной же конторы паки распечатан и утварь церковная отдана и кладбище при том покое иметь позволено, почему по [1]746 год то и было исполнено. Но за ветхостью оного покоя на том же месте без всякого церковного признаку построен каменной покой, но и оной в [1]746 году от Московской духовной консистории, якобы за силу вышеобъявленного имянного в. и. в. [I]742 году указу, запечатан. /л. 6/А понеже и протчия иностранных религий в Москве жители для отправления по своим законам служеб церкви имеют, почему хотя мы неоднократно как в Святейшем синоде, так в Правительствующем сенате о дозволении по нашему закону в том покое службы просили, однако ж яко за силу вышеписанного в. и. в. имянного указа во оном удовольствия не получили. А в имянном в. и. в. [I]742 году указе повелено новопостроенныя армянские церкви как в Санкт-Петербурге, в Москве, так и в Астрахани, упразднить. А чтоб по закону нашему в покое службу не отправлять оного не запрещено, из чего не инако, как едина наша армянская нация желаемого нами во отправлении по закону нашему службы позволения лишается и претерпевает против протчих релегий крайнюю нужду. И дабы высочайшим в. и. в. указом повелено было из высочайшей в. и. в. материей милости, вследствие вышеписанных всемилостивейше от предков в. и. в. для размножения в славу Российской империи торгу к армянскому народу обнадеживании, в означенном за Пресиею месте построенном покое по нашему армянскому закону службу безпрепятственно отправлять и притом армянское кладбище (кое и прежде из давних лет тамо за Пресиею состоит) иметь позволить. Всемилостивейшая государыня! Просим в. и. в. о сем нашем прошении решение учинить. Ноября дня... 1753-го году. К поданию надлежат в Государственную коллегию иностранных дел. Сие прошение писал тоя ж коллегии подканцелярист Андреян Ждановской. /л. 7/ Из святейшаго Правительствующего синода Коллегия иностранных дел письменно требовала у высочайшаго е. и. в. за подписанием собственный е. и. в. руки генваря 16-го 1742 года о упразднении армянских церквей и впредь о недавании к стронию оных позволения указа копии, каковая по оному Коллегии иностранных дел требованию при сем и послана.
*** АВПР, ф. СРА, 1752-1760 гг., д. 1, лл. 5-7. Подлинник. Комментарии 143. В документе употреблено летосчисление «сотворения мира». 7175 год соответствует 1667 году (7175-5508 гг. = 1667 г.). 144. Степан Рамадамский — один из крупных купцов и деятелей Армянской торговой компании. Вместе с Лусиковым неоднократно (1660, 1666-1673) бывал в Москве для переговоров о заключении торгового договора с Россией. 145. Григорий Лусиков — видный дипломат и политический деятель русской ориентации — представитель Армянской торговой компании, приложивший немало усилий для заключения договора 1667-1673 гг. и нормального развития армяно-русской торговли. Будучи посланником персидского шаха Сулеймана (1666-1694) к русскому царю, он стремился способствовать созданию союза России, Персии и Польши против Турции (1671). |
|