Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

154

1748 г. мая 20 — Сообщение армянина И. Эльдемирова о событиях в Грузии

/л. 66/ 1748 году майя 20-го дня посыланной от генерала-лейтенанта Девиц в Грузию к кахецкому царевичу Эрекли Тамразову сыну под претекстом, якобы о посланном от генерал-лейтенанта к нему, Эрекли, здешнем армянине Захаре Моисееве, доезжал ли в Грузию или нет в тогдашнее время, от него письма получено не было, требовано известия чрез здешнего ж жителя армянина Иосифа Эльдемирова, которой, прибыв, объявил следующее.

Сего [1]748 году марта 22-го дня отправлен я из Кизляра от генерал-лейтенанта в грузинскую область в город Тефлис с письмом к грузинскому царевичу Эрекли Тамуразову. И по прибытии [206] моем в Тефлиз апреля 17-го числа он, Ерекли царевич, был дома, к которому я в тот же день и ходил и посланное со мною письмо от генерал-лейтенанта ему, Эреклию, подал, который то письмо прочел и говорил мне, что де генерал пишет о посланной от него человеке Захаре Моисееве, которой прислан был для отыскания пожитков находящегося во всероссийской службе подполковника Таги Кузанова. Тогда де по прибытии ево, Моисеева, приказано от него, Эрекли царевича, о тех пожитках изследовать мелику, которой там над купечеством старшинство имеет. И по изследованию того дела он, мелик, с тем прибывшим человеком от себя писал к Таге Кузанову. И притом спрашивал меня, есть ли в Кизляре войско и какой де человек главным командиром и для чего он живет в Кизляре, також нет ли Кизляру утеснения от сосед, и выходят ли /л. 66об./ из плену грузины? Я де слышал, что выходят много, точию де их не пропущают. На что я ему ответствовал, что в Кизляре без войска пробыть неможно, ибо крепость при пограничном месте стоит, а главным командиром находится знатной человек генерал-лейтенант Девиц для исправления всяких государевых дел. А от сосед, живущих близ Кизляру, никакова утеснения нет, и состоят со всех сторон в дружбе. А грузины выходят ис плену только малое число и по желанию их живут в Кизляре со всяким удовольствием и им запрещения нет, чтобы итти по-прежнему в Грузию, точию за опасностью в дороге, дабы не попастца по-прежнему мухаметанского закона людем в руки. На что он мне сказал, что де принадлежит до наших известиев, о том де по прибытии в Кизляр объявит генерал-лейтенанту, с чем я от него, Эрекли, и пошел на квартиру и стоял я у приятеля своего. И пробыл в Тефлисе двенатцать дней. И в ту мою бытность слышел, что до прибытия моего старого царевича сын Авдулла-бек 124, которой жительство имеет в Грузии в городе Самшуле, посылал к турецкому Исак-паше в город Ахилскай (Ахалцихе) с прошением, дабы дано было ему, Авдулла-беку, войска для взятья города Тефлиса, ибо де у него с Эрекли-царевичем издавна ссора за то, что Эрекли-царевич христианского закона, а Авдулла-бек-мухометанскаго и ежели Эрекли-царевич жив будет, то Авдулла-бек наследником в Грузии не будет.

/л. 67/ На что де ему вышеписанной паша о даче войска отказал, ибо де без воли турецкого султана дать не смеет. А посылал в Константинополь, на что де и резолюция воспоследовала, что с персицким государством состоит дружба и для того войска дать неможно, почему он, Авдулла-бек, просил персицкого подданства у сераскера Амир-Аслан-хана (которой был для встречи с войским персицким российскаго посла) со обещанием ему, Амир-Аслан-хану, добычи и ясыря, чего для дано было того войска шесть тысячь. Да у него, Авдулла-бека, набрано было своего и тавлинского войска шесть тысяч же, с которым войском апреля 1-го числа приходил под Тефлис. А в Тефлисе состоящей персицкой гарнизон был согласен с Авдулла-беком. И как Авдулла-бек с войском к Тефлису подошел не далее растоянием, как за двести сажен, и разделена была на три части, тогда Эрекли-царевич вышел с войском небольшим числом и была у них драка... Точию де Эракли-царевич напал на первую партию, которую де избил. И как он разбил, тогда де и те оставшие две партии со страстей все [207] разбежались, при которой их драке с стороны Авдулла-бека побито и в полон взято тысяча семьсот дватцать шесть человек. Однако Эрекли-царевич взятых в полон отпустил всех по-прежнему, а лошадей и военную их збрую все взял в добычу. А потом получено известие в Тефлисе, что Амир-Аслан-хан /л. 67об./ находится в Тефлизе с войским. И как де он, Амир-Аслан-хан, услышал, что шах Адиль 125 пришел к Мизандроне, тогде де Амир-Аслан-хан, убоясь приходу шахова, с малою партиею своего войска ушел в Карадах между Иревани и Генжи, в крепкие горы. И тако де шах, не получа ево, был в Мизандроне и намерен итти в Муганскую степь. Слышел же я там, якобы персицкой шах Адиль послать намерен в Россию посланников, а послал или нет, не знаю.

В бытность же мою прибыл в Тефлис из Азрума турецкой караван с купечеством, которыя по разговорам со мною сказывали о турецком войске, что им о наряде никуда войска не объявлено и в сохрани нигде не находится. В турецком же городе Багдате Ахмат паши сын, которой там имел главную команду, умер, а на место ево послан знатной сераскер Корчауш.

Вышеописанной же Авдулла-бек, когда с разбитою своею партиею от Тефлиса возвратился, и ныне живет в городе Самшуле. А чтоб опять войну начать с Эрекли-царевичем, того де не слышно. И персицкой гарнизон, находящейся в Тефлисе, которой был в согласии с Авдулла-беком, ныне находится по-прежнему у Эрекли-царевича без всякаго наказания. /л. 68/ Эрекли-царевича отец Тамураз ныне находитца при шахе и при отъезде моем из Тефлиса прислал к Эрекли-царевичу письмо, когда де придут на Муганскую степь с шахом, тогда де ево шах отпустит в Тефлис. А потом царевич Эрекли, написав письмо к генерал-лейтенанту, отдал мне и с тем меня отправил. И по отбытии моем из Тефлиса в тринатцетой день в Кизляр прибыл, которое письмо у сего приношу.

При бытности моей в Тефлисе Эракли-царевич приказывал донести генерал-лейтенанту только что о разбитии им Авдулла-бека, как выше сего написано, а протчего ничего не приказывал.

В проезде мною до Тефлиса и ис Тефлиса ехал в Кизляр за провожание чрез наем, чего для не точию денег, но и которое было при мне платье довольно роздано, а без дачи денег и платья проехать никак неможно.

ЦГВИА, ф. 20, оп. 1/47, д. 328, ч. II, лл. 66-68. Копия.


Комментарии

124. В 1747 г. Надир-шах обложил Картли и Кахети непомерной данью (200000 туманов). Как сообщает историк П. Орбелиани, грузины восстали, и, в ожидании карательного отряда Надир-шаха, стали готовиться к войне. Надир-шах для усмирения Картли и Кахети выделил сильный корпус (34000 человек), но потом вынужден был отказаться от своего решения, приказав войскам вернуться назад, а царя Ираклия вызвал в Персию. Теймураз II, понимая, что Ираклий может стать жертвой коварного шаха, решил отправиться сам. Теймураз находился еще в пути, когда в мае 1747 г. Надир-шаха убили заговорщики, руководитель которых Али-Кули-хан, племянник Надир-шаха, вступил на престол под именем Адиль-шаха («Справедливого»). В Персии началась междоусобица.

Отсутствием в Картли царя Теймураза и создавшимся в Персии положением решил воспользоваться племянник Вахтанга VI Абдулла-бек (принявший мусульманство Арчил Иесеевич). С помощью кызылбашского гарнизона Тбилиси он намеревался занять картлийский престол, но был разбит Ираклием и бежал в Самшвилде. В июле 1748 г. после упорных боев Ираклий II очистил Тбилиси от кызылбашского гарнизона. Абдулла-бек вскоре лишился и другого союзника — персидского полководца Амир-Аслан-хана — и был вынужден покориться Ираклию.

125. Адиль-шах («Справедливый») Али-кули-хан, племянник Надира — один из участников заговора против Надир-шаха, в результате которого последний был убит (1747), а сам стал шахом. Однако в 1748 г. был свергнут и ослеплен.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.