|
№ 119 1763 г. апреля 26. — Указ Коллегии иностранных дел кизлярскому коменданту А. А. Ступишину о переселении на пустующие земли горских народов Из доношения вашего от 25 июля прошлого, 1762 г. здесь усмотрено, что андреевской владелец Муртазалий Чопанов просил позволения о переводе подвластнаго ему в горах, в крепких местах живущего карабулатского народа 80, выше р. Сунжи на место пустое, при речке в Асайсу лежащее. И что в то ж время, и бывшего аксайского владельца Арсланбека Солтамамутова жена, вдова Багибай, о переселении её с подвластными на пустое ж место, состоящее по р. Терку по ту сторону, выше шелкового Сарафанникова завода, прошение произвели. Вы при том доносите, что оные карабулаки живут между ингушцев и чебуклинцев, позади чеченского народа и подвластных аксайских мичкисцов и кихинцов, они ж, карабулаки, называются и балсурцами, и никакого закона не содержат, токмо ныне некоторые принимают из них магометанской закон, и из давных лет большою частью подать давали андреевским владельцам, показанного Аджимуртазалия Чопанова дедам и отцу, как и ныне под таким же правлением у владельца Аджимуртазалия состоят, и никому другим, а особливо персицкой стороне ни мало не принадлежат. Впротчем, они и сами посыланому к ним от вас ротм. Макарову объявили, что к тому желание имеют, и что из них таких, которые владельцу Муртазалию подать платят, до 500 дворов быть имеет, а сверх того еще обще с ними живущих до 500 же дворов есть, которые также, смотря на выгодность, выселиться не оставят. Причем владелец Муртазалий, которой с ротм. Макаровым ездил, обнадеживал их, что когда они переселятся, то построена будет для них мечеть и определится мулла, а напротив того, ротм. Макаров советовал им принять христианской закон, уверяя их в таком случае совершенным защищением, на что они ответствовали, что естли они со здешней стороны защищаемы будут от чеченцов, кабардинцев и [108] мичкисцов 81, тогда перешли б к ним ингушсцы и протчие, живущие в крепких местах, народы. И так вы представляете, повелено ли будет переселять помянутых карабулаков на просимые ими места, и аксайской владелице дозволение дать близ гребенских городков в собственные свои дачи выселиться, разсуждая при том, что в таком случае они в том лутчем послушании быть имеют, а между тем, вы оных карабулаков, и предварительно тем уже обнадежили. На сем вам в резолюцию объявляется: Когда помянутая аксайская владелица намерена переселиться в собственныя свои дачи, в том ей позволение дать можно, ибо в самом деле примечено, что те из горских народов, которыя живут ближе к российским жилищам, в толь лутчем послушании находятся. Но что касается до желания карабулакского народа к переселению из крепких мест выше р. Сунжи, в сем деле такое сумнение оказывается, что понеже, как вы из отправленного к вам из КИД от 11 декабря прошлого 1762 года указа обстоятельно усмотреть могли по представлению оной коллегии Правительствующему Сенату, а с того по докладу Сената, е. и. в. учиненному, и по состоявшейся на оном выс. конфирмации, здесь намерение принято стараться для усиления кизлярского края склонять к переселению в здешние границы по р. Терку, выше казачьих гребенских городков, осетинцов и ингушцов, у которых доныне проповедь христианского закона чрез грузинских духовных персон, но без успеху, происходила, дозволяя при том селиться из кабардинцов и других тамошних нацей, которыя креститься пожелают, то при дозволении карабулакам селиться выше р. Сунжи кажется оное намерение, чтоб завести при Кизляре поселения из новокрещенных христиан, может притти в затруднение и самую остановку, ибо всемерно все из них, которыя какия-нибудь причины имеют отлучиться из настоящих их жилищ, захотят лутче туда перейти, где они могут остаться по-прежнему без всякого закона и при своей вольности. И для того здесь разсуждается [с] дозволением оным карабулакам переселяться на просимыя ими места до того времени обождать, пока какое-либо начало зделается в поселении в тамошней же стороне из новокрещенных. Однако же, буде вы при всем том найдете, что одно другому не помешает, то хотя и ныне вы в том им дозволение дать можете, но с тем, чтоб при том они, карабулаки, никого из других народов к себе для житья без здешняго дозволения не принимали. Дан в Москве 18 марта 1763 г. Гр. Михаила Воронцов ЦГА ДАССР. Ф. 379. Оп. 1. Д. 523. Л. 112, 117. Подлинник. Комментарии 80 . Среди чеченцев и ингушей особую группу по языку и этническому самосознанию составляли ортсхойцы, известные под именем карабулаков. См.: Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1963. С. 162.81 . Народы Дагестана кумыки, лакцы и другие называют чеченцев — «мичигиш» (Гаджиев В. Г. Сочинение И. Гербера… С. 57). |
|