Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

270

1723 г. октября 27 — Различные сведения резидента И. И. Неплюева, посланные им из Константинополя канцлеру Г. И. Головкину

/л. 411/ В писме к господину канцлеру резидента Ивана Неплюева из Царяграда от 27 октября 1723 написано. О происхождении здешних дел доносили я его императорскому величеству реляцию и вашему сиятелству писмом с нарочно посланными киевскими рентары сего [152] октября от 21, как с оною реляции так и с писма при сем дубликаты прилагаютца, по отпуске оных сего октября 23 возвратился с комиссии капычибаша Дервиш, 163 которой отправлен был от Порты прошедшаго 1722 декабря 31 в Ширван к шейх Дауду з дипломом, о чем я пространно генваря от 9-го и от 25 его императоскому величеству в реляциях доносил. И оной по прибытии допущен был дэ салтана в присутствии муфтии везирской, где был вопрашиван о всех тамошних поведениях, от которого посторонним образом, такожде чрез чаушей (которые с ним были) уведывал. Сообщили они мне следующим образом; как они приехали в Карс, тогда еще Жоржия не была во владении турском, чего ради жили в Карсе 3 месяца, понеже проехать было в Ширван невозможно. В те времена ириванской хан 164 (о котором напред сего доносил) по указу /л. 411/ государя своего шахова сына прибыл с войском к Тифлису в таком образе будто Вахтанг хан был государю своему непослушен.

Тогда Вахтанг видя себя не в состоянии ретировался с войском своим в каспийские горы 165 (где и ныне пребывает). В то время Ибрагим паша эрзерумской (которой при границах стоял с войском в числе тридцати или 40 тысяч) посылал к ириванскому помянутому хану, склоняя его дабы он поддался к Порте и Жоржию б отдал. Обещал его учинить в Жоржии наследственным ханом, и по многим домогателствам оной дервиш к нему в Тефлис допущен, где оного помянутого хана на вышеозначенные кондиции склонил и уведомил о том Ибрагим пашу, которой прибыл с тридцатью тысячами войска в город Тифлис принял и по несколких Днях помянутого ириванского хана об арестовал, не которого аресту оной хан ушел тайно в Ириван где и доныне пребывает, и к Порте не поддается. А [сына] Вагдана, жоржианского хана он принял турецкую веру с надеянием быть в Тифлисе пашою, где и ныне пребывает, что ему показано, для того дабы отец его в послушание турецкое пришол, за что Ибрагим паша (как я напред сего доносил,) от команды отставлен, положили на него вину, что он ириванского хана упустил. По окончанию оного /л. 412/ помянтой капычи баша Дервиш поехал в Ширван и как прибыл к Шемахе встречен по обычаю и принят от шейх Дауда приятно где оной дервиш обявил публично салтанской указ и диплому какой силе шейх Дауду провинцию Ширван во владение от салтана назначена, чем оной шейх Дауд являлся доволен, но товарыщи ево другие два владелца шамхалов сын и Усмей являлись тем недоволны, понеже шейх Дауд равной им и владеют де они Шемахой все трое вобще, и приходы денежные делят себе на три части. В то время как оной Дервиш был в Шемахе, генерал-маеор господин Матюшкин взял город Баку и ввел гварнизон, потом оной Дервиш из Шемахи возвратился и прибыл [153] в Цареград. Оные шемахинские владелцы шейх Дауд и протчие остались в послушании у Порты, токмо шейх Дауда за главного себе не признавает, чего ради Ариф паше (которой определен сераскером на место Ибрагим паши) велено отправить в Шемаху Кару-Мустафу пашу с тысячью человек конницы, дабы он был тамо резидующим пашею и всех оных владелцев у Порты в послушании содержать, а самому Ариф паше маршировать велено с войски к Иривану. По последним ведомостям значит, что вавилонской паша с тритцатью тысячами войска вступил в Персию, маршируя к Амадану, писма его получены /л. 412/ разстоянием от границ в пяти днях, будет оная с войсками зимовать в Персии. Об Ириване еще ведомостей нет, как говорят, что Абдулай паша ванской ожидает прибавки войск, которые к нему как я доносил отправлено двенадцать тысяч, соединяс со оным войском будет, с шаховым сыном соглашается или ево в Таврисе чрез оружие доставать. О всех вышеписанных ведомостях асикуровать вашему сиятельству не могу, а паче могут ли турки нынешней зимой взять Ириван и Таврис и шахова сына преклонять к себе того признать невозможно понеже нам здесь о состоянии шахова сына знать невозможно. Турки в похвалу свою говорят, что они все то могут учинить, а вяше время покажет.

На сих днях аглинской посол внушал Порте будто короли полской, пруской, аглинской, дацкой учинили против его величества, нашего всемилостивейшего государя алианц офензиф и дефензиф, и будто его величество великой осторожности от них на Балтийском море, чего ради будто его величеству в перские дела мещатца невозможно. Сие все внушают, дабы Порта держала себя высоко во всем, что его величество не вытерпя войну обявил, которой оныя внушатели, как вашему сиятелству известно, для ползы интересов своих желают.

Помета: Получено в Санкт-Петербурке с ыностранной почты декабря в 16 день 1723 чрез Вену в пакете Кахете камерюнкера Ланчинского.

АВПР, ф. Сношения России с Турцией, 1723 г., д. 5, ч. II лл. 411-412 об. Копия.


Комментарии

163. Мир Алем Дервиш Могамед ага, 21 октября 1722 г. был послан с султанским дипломом к Дауду, предоставляющим Хаджи Дауду титул ширванского хана с признанием его вассалом Турции.

164. Речь идет о Кахетинском правителе («царе») Махмед Кули хане, назначенном шахом в это время также ереванским ханом.

165. Имеются в виду Кавказские горы.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.