Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

204

1724 г. февраля 1 — Копия письма Ивана Карапета к И. Ф. Барятинскому

/л. 32/ Копия с Карапетова письма, каково писано к господину брегадиру, князю Борятинскому 120, из Сагнагабаши, февраля от 1 дня 1724 г. — Прислано из Баки циферными литерами:

Как из Баки мы поднялись и в 28 часов приехали в Мисару монастырь, 121 и 18 дней в монастыре жили тайно, никто нас не видал, и человека послали в Шемаху, и один поп, да два старшие пришли к ним, и мы указ им пока[за]ли, и они обрадовались и благодарили Господа Бога и нашего вышняго много возвеличали. И [61] ради того мы побыли, что сурхай сын и шевкалов сын и усмеев сын поехали в партию к Куре, по сю сторону и по ту сторону держали, и мы человека послали по перевозам и видели, что дороги не было, и надеясь с подлинного /л. 62об./ на милость Божию, и оттуда поехали в Сагьянской монастырь 122 и два дни тут побыли ради того, что г монастыре друг с другом посоветовали. А. Христофор, ребят взяв, с Сурхаевым человеком верхами поехали в армянской Согнах. И я платье свое переменил и стал быть скороходом архиерею и пошел пешком, дабы люди не узнали, что указ со мною или с Христофором. И под видом нищеньским указ взяв, и Божиею милостии, в девятый день доехал в армянской Маленькой Согнах, а оттуда поехал в Большой Согнах, а оттуда поехал в Канцасар большой к патриарху Исайю в монастырь, и государев указ прочли и велению покорились. В здешних местах /л. 33/ христиане Исайя патриарха желают, а Нерсеса не желают того ради, что Нерсес патриарх и ево брат Саркис и юзбаша Абрам и два Есаи юзбаши турок желают, а коли они время излучать, и ездят в армянский деревни и разоряют. И как мы увидели, что так делают, и в указе Нерсеса патриарха имя не упомянули, а Исайя патриарха имя упомянули того ради, что три Сагнага заодно, которые нашего вышняго желают и покорны; а один мелик есть, имя ему Багырь, с малыми людьми город сделал и не покоряется нашему вышнему, а желает казылбашей и живет в городе, /л. 33/ а коли время излучит, ездит, в армянские деревни и раззаряет, и дворы зжет, и убегает, в город. И ради того на сих днях хотят к тому городу приступать, и со мною посоветобали, и я сказал: «поезжайте, и я буду». А что делается, все к шахову сыну пишет мелик, а как мелика поймаем и город раззорим, и сколько есть армян, все с Богом нашему вышнему покорны будут. А я ради того сказал, что пойдите и я буду. . . для того, что 55 человек найбольших армянских юзбашей, которые военные были, обманом привел в свой дом на банкет и головы /л. 34/ отрубил и послал к шаху. И того ради надобно ехать и человека того поймать, а город раззорить, чтоб все слышали и боялись. А я трижды письма писал к мелику и послал, что сперва вы ни делали, а ныне не поминайте, приезжайте и помиритесь, и по письмам не приехал и еще вновь зачал к шаху писать, что нашева вышняго письмо пришло к армянам и все от тебя отложились, и мне дай войско, поедем армян рубить, что они от тебя отложились. И ради того болши армяня не смеют /л. 34об./ с места трогатца, и я не смею к ним пойтить и остался здесь, доколе мелика не поймают. А я не смею болши к армянам пойтити. и на днях сколько главных людей есть соберутся, и сколько у них товару есть принести хотят к нам и роспись дать и мы увидим [62] сколько тысячь рублев будет по их сказке (В подтверждение сноски к док. № 185 под словами товар и рубли разумеются войска, как указано в конце данного документа и в док. №№ 206, 220, 252, 339; 340, 343): много, сказывают, и друг другу не покорны того ради что между ими главнаго нет, и после сего, что будет явно, буду писать и пошлю к Вашей милости.

Еще об Вахтанге и об Тифлисе известие слышится, что 1000 руских людей пришли к Вахтангу на помощь, а Вахтангов сын от Тефлиса поехал /л. 35/ к отцу своему. А турок в городе осталось 1000 человек, а протчие все возвратились назад и поехали в горы, и сталась великая вьюга и их всех там порубили; а в Генже еще турков нет. А Вахтангов сын своих людей 30 человек [послал] к Большим Армянам (Подразумевается Кафанская область).

И так слышали, что шахов сын в Нахчеване с 2000 человек, и те беглые возле кизылбаш, без наряду. А здешние люди желают дабы от вас много или мало купцов сюды приехали и торопеют, что с 4-х сторон опасность имеют.

Что же упомянуто, сколько у них товару есть, мы увидим насколько тысячь /л. 35об./ рублев будет, то есть: сколько войска у них будет, хочем смотреть. А что желают, дабы купцы приехали сюда, то есть: чтоб прислать войска.

Иван Небогатов.

АВПР, ф. 100, 1723 г., д. 2, лл. 32-35 об. Копия. Вариант док. № 203. Г. А. Эзов, указ. соч., док. № 235.


Комментарии

120. Барятинский, Иван Федорович — участвовал в Персидском походе Петра I, был комендантом г. Баку.

121. Имеется в виду Мейсарский монастырь, который находился около деревни Мейсари. расположенный примерно в полукилометре от г. Шемахи. Об этом монастыре смотри С. Джалалян, Путешествие в Великую Армению, т. II, стр. 397, а также «Историю, географию и этнографию Дагестана» под редакцией М. О. Косвена, стр. 116.

122. Имеется в виду монастырь им. святого Степана в селении Сагиян, расположенный в пяти километрах от Шемахи. Монастырь был выстроен в 1660 г.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.