Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

146

1714 г. ноября 20 — Донесение Минаса вардапета о покровительстве России в отношении армянского народа, о постройке армянского монастыря на берегу Каспийского моря и о разрешении построить армянскую церковь в Петербурге

(Пункты доносителные о нижеписанных делех:)

1

Понеже доволно известно есть, како умершей Израиль Орий служил ого царскому величеству верно и трудился, чтоб народ армянской, живущей близ Каспийского или Астраханского моря, привесть в подданнство его царскому величеству, ибо персианя тому армянскому народу чинят многие утеснении в законе их и в протчем, а особливо, что многих по неволе бусурманят. Того ради помянутый Израиль Орий ездил в Персиду, будто ради исправления дел некаких, и под тем образом видевся с тогдашним армянским патриархом, склонил его к тому, что он делал помянутой народ, живущей близ Каспийского моря и в Шамахе, привесть под протекцию его царского величества, но как оный патриарх умре, то и помянутое благонамерение не воспоследствовало 83. Потом же, как учинен армянской патриарх вновь, то он, Израиль Орий, и с оным вошел в крепкую дружбу, склонил его и еще с ним несколко духовных армянского закона ехать с собою к Москве, толко еще не объявя намерения своего оному. Однако ж бы потом могло то в действо произойтить, но как, приехав в Астрахань, он Израиль Орий волею Божиею умре, то вышеозначенной патриарх и протчие возвратились паки назад. [356]

2

И понеже сие дело царскому величеству зело высокопотребно, того ради всепокорно желаю трудит[ь]ся о оном я и доношу, что к тому предприятию, как вышеозначенной народ под протекцию царскому величеству привесть легко, способ такой есть: в помяну том Каспийском или Астраханском море есть пристань на той стороне моря, на которой живет оной народ, называется Ниазова, которая зело угодна, понеже пришли близ того места в море две реки: Билбила и Мордова, между которых устей толко разстоянием версты с три, а от Ниазова одна река толко с версту, в котором месте никакого поселения знатного нет, токмо есть многие деревни. И ради безопасности его величества войскам, естли б когда изволил туда послать, изобретен способ, чтоб его царское величество изволил указать послать свою грамоту к шаху персицкому, чтоб позволено было в тех местех построить один монастырь, армянской, по примеру иных монастырей, которых в Персиде зело много и строятца гараздо велики, что могут быть вместо крепости, и на строение б оного изволил его царское величество учи нить вспоможение денгами. Ибо когда такой монастырь построитца, то его величество может тогда, когда изволить, прислать свои войска и оной монастырь засесть, и потом помянутой армянской народ под свою державу принять.

3

Войски ево царскому величеству прислать в ту пристань зело лехко, понеже подданные его величества с купечеством из Астрахани непрестанно ко оной приезжают и отъезжают, и под тем образом оные безовсякого опасения туда прибыть могут. А для пропитания их правианту изготовить возможно, понеже около тех мест поселения зело много, где мочно многи тысячи накупить, в чем и народ тамошней вспоможет, ибо ведаю подлино, что патриархи с духовными, тако ж и другие из знатных и посполитых армянского народа, многие или болшая часть, зело желают быть под протекцыею у его царского величества, о чем и Араратский патриарх писал (См. док. №120, 121) прежь сего к его величеству, с благодарением о бытии у них умершаго Израиля Ория и о тягостях и обидах народа армянского, которые претерпевают от персиян, н уповаю, что оное его величеству известно и памятно есть.

4

Ради лутчаго склонения шаха персицкого к позволению на строение помянутого монастыря и чтоб не было от персов суспету в том на царское величество, что изволить ходатайствовать о том [357] строении ради римлян, надлежало б просить папе с цесарем и королю полскому или курфирсту Палатино-Ренскому, ибо они и прежде сего о таких строениях церквей и монастырей шахов персицких прашивали ж. Того ради, естля царское величество изволить заблагословно повелеть ходатайственные грамоты свои к тем дворам послать, будто по прошению моему, однакож не имяновать во оных помянутой пристани, толко б просили построить монастырь в Ширванской провинцыи. И тако от персов на царское величество никакова подозрения быть не может.

5

К тому ж наипаче, чтоб никто не мог признать и моего намерения о ползе его царского величества, всепокорно прошу, чтоб позволено было построить церковь армянскую в Петербурке, которая, по милостивому его величества соизволению, уж было и позволена была строить, ибо из того будет всем вид, что мое старание не о иных делех, но толко о строении церквей, чем могу и армянской народ к себе в приязнь усерднее привращать.

6

Ежели его царское величество соизволить сие мое доношение милостиво разсмотрить и толь полезное дело в действо повелить приводить, то в те места к патриархом армянским, також буде за потребно расуждено будет и с грамотами к вышепомянутым дворам послать, я, по моей ревности, ехать и все возможные труды прилагать готов.

Сие мое вышеписанное доношение чиню с ревности моей к высокому интересу его царского величества, предая то в мудрое его величества разсуждение, и буду ожидать милостивой резолюцыи и указу, которое мое доношение вручаю его превосходительству государственному подканцлеру, барону Петру Павловичю Шафирову, и прошу покорнейше донесть его царскому величеству и исходатайствовать его величества указ.

***

В Москве, ноября в 20 день 1714 г.

Г. А. Эзов, указ. соч., док. № 202.


Комментарии

83. Изложенные здесь факты вызывают ряд сомнений. В предыдущих документах не имеется упоминания о том, что Ори якобы склонял армянского патриарха (имеется в виду скончавшийся в 1714 г. Эчмиадзинский католикос Александр) к тому, чтобы «привести под российскую протекцию армян, живущих близ Каспийского моря и Шемахи». Правильность этого сообщения вызывает сомнение, тем более, что живущие близ Каспийского моря и в Шемахе армяне не находились в прямом подчинении у этого патриарха. Далее, говоря о патриархе, с которым Ори вошел в крепкую дружбу и склонил его «ехать с собою в. Москву», Минас вардапет мог иметь в виду лишь Гандзасарского патриарха Есаи, которому по церковной линии подчинялись армяне Прикаспия. Однако, вопреки мнению Минаса, Есаи вступил на патриарший престол задолго до смерти Александра и никак не мог считаться его преемником. Тем не менее, содержание этого документа заслуживает особого внимания. Оно показывает, что вопрос о приведении под российскую протекцию армян Прикаспия в правящих кругах российского государства затрагивался задолго до начала Персидского похода Петра Великого. По сей вероятности Минас вардапет отражал лишь настроения, имевшиеся по данному вопросу в кругах, занимавшихся подготовкой Персидского похода.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.