|
Материалы к истории русско-грузинских взаимоотношений(1660-1685)Выписка 5-я О приезде в Москву имеретинского царя Арчила Вахтангеевича с царицею, и детьми, гак же грузинских, и имеретинских послов с 1680-го по 1700-й год. Приезд грузинского архимандрита Макария 7189/1680 го ноября 28-го явился в посолском приказе грузинские земли архимандрит Макарий, а с ним дьякон Никон да грузинцов два человека Иван да Сафон Григорьевы, а в распросе сказали: Послал де их к великому государю из грузинской земли царь их Арчил сын Шахнанаса хана, а велел де он им великому государю известить, что на перед сего отец ево Шахнавас хан, и он были под послушанием у персидского шаха, и владели Тевкецкою и Карталинскою землями. И отец де ево Шахнавас хан умер в прошлом во 185-м году, и как де ехал от великого государя грузинской царевич Николай Давыдович и был у него Арчила в Кехецкой земле, и тогда согласились с собою, что ему Арчилу для лутчего ево царевичева свобождения от шаха, тое Тевкецкую землю покинуть, и пойти в Меретинскую землю, которая была в подданстве турского салтана, и поддал ее Баграт царь для того, что ево Арчила меретинцы просили, чтоб он их был владетелем, [181] а сноб царевича Николая персицкой шах || видя землю пусту лутче склонился к отпуску ев о и потому де совету он Арчил Тевкецкую землю покиня отошол в Меретинскую землю. И пришел в Меретинскую землю и столпом город Кутатис, у турков взял боем и многую войну с ними чинил. И в прошлом де во 188-м голу в мае месяце собрав турки болшим войском и пришел в тое меретинскую землю в город Кутатис у пего Арчила взяли и многое кровопролитие над ними учинили, и ныне он Арчил отшед от них в горы на место названное Туалет стоит со всяким опасением. И просит у великого государя у его царского величества милости, чтоб он великий государь для имени христианского пожаловал их, указал им своею государскою казною на тех неприятелей учинить помочь. А естли де великий государь и изволит ему Арчилу приехать к себе великому государю, и он де Арчил к нему великому государю служить приедет А к персицкому шаху он Арчил, хотя его он к себе призывает, ехать не хочет, потому что есть де у него два сына, да дочь, и тех де детей персицкой шах хочет у него отнять, и его з детми бусурманить. И для того ево архима(нд)рита с листом своим и со святынею прислал к великому государю.// Да архимандрит сказал: что грузинского царевича Николая в отечество ево в Кехецкую шах не отпустил, и задержал у себя, и слышал де он что он по неволе бусурманился, и мать ево царевичева живет в Испогани при нем царевиче. А в кехецкую и в грузинскую земли царевичь посылает от себя наместников, а самого шах не отпустит, а карталинскую де землю отдал шах брату ево Арчилову, а гот де брат Арчилом бусурманские веры, и служит шаху. А ехал де он из меретинской земли через горы, где кочует Шевкал, а оттуда на Терек, и в Астрахань, а из Астрахани воеводы отпустили ево к великому государю к Москве. А поехал де он из меретинской земли августа 24-го прошлого 186-го году ил места Туалета, которое отстоит от горских черкес три дин ходу, а Арчил до царь со всем своим домом был в том месте и при нем войска неболшие, а то де место крепкое, и ушил г. то место от турского салтана, и от шаха персицкого, потому что шах хочет ево поймать. А болшое де ево Арчилово ж великому государю челобитье и прямое намерение то, чтоб великий государь пожаловал // ево указал со веем домом ево принять г, свое царского величества государство. А бояр и чиновных людей возмет он с собою, сколько великий государь изволит. А досталое де христианство после себя оставит он брату своему, которой владеет Кахецкою землею, потому что тот брат ево хотя в послушании у шаха, однакож тайно держит веру христианскую, и любит християн: и естли де великий государь пожалует укажет ево под свою Царского величества высоко державную руку принять и о гом бы указал великий государь послать свое государское повеление с нарочным человеком добрым ко князю Каспулату Муцаловичу Черкасскому, а он бы князь Каспулат Муцалович принял ево в горах где пристойно, и проводил до Терека, чтоб ево Будаи Шевкал и иные не ограбили и не [182] побили, а с Терка кому великий государь укажет; а то де что писал он Арчил к великому государю, чтоб великий государь пожаловал указал ему против турского салтана помочь учинити, а то де дело разсуждает и он Арчил царь тяшкое, и в поведении того дела еще как воля божия благоволит потому, что тот неприятель силной. А шах де писал к шевкалу чтоб ево Арчила он шевкал поймал, и прислал к нему и велел беречь ему того накрепко || чтоб он Арчил к великому государю не ушол. А надобен де он шаху для того, чтоб был он Арчил в ево подданстве и в вере бусурманской, и от него откупил и не присовокупился к християнству, а християне держатся ево и любят. Да у негож де Арчила дочь девица прекрасная, и шах хочет у него ее отнять, и взять к себе и привесть всех их в бусурманство. И естли де он Арчил будет у великого государя в подданстве, и жить будет при великом государе, и тогда и брат ево Арчилов и все хритияне великомуж государю служить учнут потому, что ево Арчила в той стране християне любят гораздо, да и неверные де послыша то, что он Арчил будет в подданстве у великого государя у его царского величества, на християн гонения чинить не так дерзати будет. Сверх оной скаски, архимандрит Макарий привез с собою грамоты к государю и к патриарху, ис коих первая следующаго есть содержания. Великий государь Федор Алексеевич. Святыя, единосущныя, трисвятыя, и единобожественные, особныя, и неизменный троицы в правде и в вере православному, главе и месту // и владению приклоненному ваших царств и величества, хвалному, и величайшему, ваш всегда богомолец, земля и подножие царь Арчил возвещаю тебе силному, и ниоткого побеждаемому, превысочайшему, всех супротивников измогателю, и победителю в подножке йог твоих, изволением божим царства недвижимого утвердителю единому, множество судителю в правде, и нищих наделятелю, сирых возрастителю, странных и бедных назирателю, пустынников возлюбителю, недругов и христоотступников смирателю, подобен Давыду царю, и пророка того смиренства воздержателю, и Соломони мудрости укрепителю, Костянтину царю подобием в правде к господу богу верну, и той искателю десяти заповедей, старых законов, девяти блаженств, наваго завета исполнителю, ты есть столп всех християн, ты есть надежда всех монастырей и святых мест; тобою хвалятся вси православный Христа восхвалители, твоя молитва есть у всех бедных, тебя возхваляют, тебя возвеличивают во веки. А ныне сия возвещаю вашему царству, и наипаче возвеличенному величеству, чтоб наше прошение и возвещение всех православных христиан нужных, которые милости прощают ваше величество услышал. Понеже наше дело так пришло: от юности у бусурман // в подданстве, и под рукою их были, и наше благочестие и веру Исуса Христа твердо держать мешают. И того ради християнство отошло, и меретинские государи того не удержали, и меретинцы все восхотели, и государем посадили нас. И после турской салтан войско прислал, и пришли и бились, и иных они побили, а иных мы побили, а после они пас побили, и ис того места збили, и коли господь бог помощ дал, и то изволение божие [183] есть. Присем просим, чтоб нужным и бедным православным християном помочь, за то б услышал глас господень: приидите ко мне благословении отца моего, и наследуйте вам уготовленное царство небесное. Чужд был и восприял мя еси, понеже зело искореняет христианство, и оскудевает. Помози что нибудь, столко церквей и монастырей, столко честных крестов и икон, столко святых мощей хотят погубить и все разорить. Помози елико можешь, непокинь и выведи нас ис порабощения. Понеже вашему царскому величеству извещаю, что нашил; главам приклонение опричь вас никого нет, Христу тоб помощь воздайте, и ради того помилуй, ево болши между нами некого поставить. И аще господа любишь, и людей жалуешь, на Терек войска дай, и вашей солнечной светлости к престолу приведи, чтоб християнство не пропало, а мы за ваше государство// безпрестанно бога молим. Государь буди во Христа образом милостив. Христос господ Адама из ада возвысил распятием своим: ты нас от наших грехов трудных возвысь, яко овча от зверей унесенных понеже грехов множество наших всегда милостиво к дверем растворенным сие прошение придет, наипаче сие возвещаю: сию честную вашего царствия хранителницу образ пресвятыя богородицы посылаю во свидетельство, не отврати от мене ради тоя образа пресвяты я богородицы, скоро да предвари милость твою господи, а иные наши слова наш архимандрит Макарий да Григорьев сын Иван донесет. Вследствие сей просительной грамоты тогож года декабря 12-го учинено определение, принять Арчила царя имеретинского для единые православные христианские веры под великого государя самодержавную высокую руку; и послать с Терка сотника да восемдесят человек стрелцов для принятия и препровождения его царя до Терка и оттуда в Астрахань, и в Москву.// При отпуске же оного архимандрита в Грузию, такова ответная от государя к царю Арчилу послана грамота: По титуле Подданному нашему меретинские земли Арчилу царю наше царского величества милостивое слово. В нынешнем во 189 м году к нам великому государю присылал ты Арчил царь архимандрита Макария с товарищи с листом своим. А в том твоем листу писано, чтоб мы великий государь тебя Арчила царя пожаловали указали тебя принять от гонения бусурманского под нашу царского величества высокодержавную руку в подданство. Да и словесно те твои присланные нам великому государю о том же челобитье твое доносили. И мы великий государь для единые православные християнские веры тебя Арчила царя пожаловали по тому твоему челобитью от гонения бусурманского под нашу царского величества высокодержавную руку принять повелели. И тебе б Арчилу царю видя тое нашу царского величества к себе милость, по желанию своему в наше царского величества государство под нашу царского величества высокодержавную руку ехать. А принять тебя по нашему царского величества указу велено, где пристойно, нашего царского величества думному дворянину и воеводе Федору Ивановичу // Леонтьеву пребывающему ныне в нашем царского величества городе Терке, по совету нашего царского величества с подданным со князем Каспулатом Муцаловичем Черкаским, и проводить тебя велено из Малой Кабарды до Терка нашим царского величества ратным людем, чтоб тебе Арчилу [184] царю до наших царского величества государств доехать в целости, И тебеб о походе своем к ним писать, чтоб поход твой и прибытие к нашим царского величества государствам им безвестен не был: а к подданому нашему ко князю Каспулату Муцаловичу Черкаскому и к думному нашему дворянину и воеводе к Федору Ивановичю Леонтьеву о приеме твоем наш царского величества указ послан, а присланного твоего архимандрита с товарыщи пожаловав нашим царского величества жалованьем, с сею нашею царского величества грамотою отпустить к тебе повелели. Писан государствия нашего водворе в царствующем граде Москве лета от создания мира 7189 го февраля 5-го дня.// Приезд грузинца Матвея Иванова 7190/1681 го сентября 24 день приехавший в Москву грузинец Матвей Иванов, в посолском приказе будучи допрашиван сказал: В прошлом де во 189-м году на первой недели великого поста послали ево Матвея к великому государю к Москве из шаховой области из Испогани грузинская царица Елена Леонтьевна, да царевич Николай Давыдович с листами и з дары. А слышал он Матвей от своей братьи, как де царевич Николай Давыдович пришол к шаху в Казбин город, и у шаха де был он царевич в том городе трижды а в подносе у него царевича шаху ничего не было. А шахова жалованья дано ему царевичу как он был у шаха на приезде аргамак со всем нарядом, и в Казбине де городе царевичу от шаха принуждения в их бусурманскую веру никакова не было, и тогож де году из Казбина шах отпущал ево царевича в город в Ошрапу блиско гилянской земли над морем для потехи звериной ловли, и будучи де. он царевич в том городе в Ошрапе з 2 месяца пришол к шаху в Ыспогань и с того де времяни и доныне живет он царевич в Ыспогани при шахе, а как де он царевич пришел в Испогань, а ему де царевичу шах учал говорить: чтоб он царевич принял их бусурманскую веру, а как // он бусурманитца, и за то ево пожалует волею и отпустит ево в прежнее ево владение в грузинские городы, а будет не послушает, не босурманитца, и ему де царевичу не тол ко что грузинских, по и с персицких городов никоторого ему не дает, и велит ево за то непослушанье держать при себе в неволе. И о том де ему царевичу сам шах трижды говорил, а царевичь де в том отказывал и говорил самому шаху: хотя он шах ему царевичу владения никакого и не даст и велит ево держать при себе за неволника толко де он царевич православный христианския веры никогда не отступит покамест жив будет. И шах де за то осердясь на него царевича приказал ево на дворе запереть и у того двора поставил караул крепкой, и корму и питья ничего не давать, и с торгу ничего не продавать, и на том дворе был он царевич со всеми своими людми в заперти за караулом два года, пил и ел свое, что у него было, а з двора и людей ево никово для покупки харчю никуды неспускали, и с харчом для продажи к тому двору никово не припускалиж, а воду де имали ис колодезя, которой на том дворе. И как де у него царевича харч свой всякой изошел, и видя такое безмерное принуждение в третей год приказал известить шаху, чтоб ево [185] пожаловал // чем изволит и велел свободна учинить и свое щахово жалованье ношенной корм ему и людем против прежняго давать, а он царевичь ево шахово повеление исполнит, и их бусурманскую веру примет, и шах де приказал тот двор отпереть, и давать ему царевичу и с людми корм денгами по 20.000 рублев на год, а после де того как царевич босурманился, шах дал ему в Ыспогани особый двор, и велел жить всегда при себе, поволил ему ездить за город с охотою, куды похочет, толко в ближние места от того города. Да емуж дал во владение персицкой город Фансар а в нем всякого чину жителей кизилбаш 7.000 человек, а о кроме де того города, и кормовых денег ему царевичу после бусурманства по ево Матвеев поезд ничего педавано, а которые де v него царевича были бояре ево и иные грузинские люди, и те де все отпущены в грузинские городы после ево царевичева бусурманства, а остались де у него и бусурманились с ним толко два человека кравчей да казначей. А совершенноль от православный христианский веры царевич отстал про то он Матвей подлинно не ведает, а слышал от ближних царевичевых людей, что он царевич по прежнему // в православной христианской вере пребывает и в ночи на молитве стоит тайно, да из грузинских же городов жители выбрав по 2 человека знатных людей присылают к персидскому шаху бит челом, чтоб шах царевича Николая Давыдовича отпустил на прежнее ево владение в грузинские городы, и такие де челобитчики живут при шахе многое время по году и по два и болши, а указу де шахова им никакова нет; а в грузинских де городех всякие поборы против прежняго збирают тамошные выборные люди во вся годы. И держут в тех же городах, а к шаху и к царевичу ничево не присылают для того, что к ним присылки о том от шаха и от царевича тому уже 6 год не бывало. А царица Елена Леонтьевна приехала в Испогань тому уже два года и л оставлена на одном дворе с царевичем, да шахов аж де жалованья дают ей царице с приезду в Ыспогань по вся дни по 35 рублев денег, по лепешке пшеничной, да по четвертной склянице чехирю на день, а истиснения ей царице при нем Матвее никакова не было. Да он же грузинец сказал: царевич де Николай Давыдович женился пришед в Ыспогань из Вошрапы вскоре, как еще ему царевичу шах о бусурманстве // не говорил, а взял де у боярина своего у грузинца у Гарсевана Челоганда дочь девицу, а посылал по ней в Грузи людей своих из Испогани на своих подводах, а венчал в Ыспогани в полотняной церкви духовник ево царевичев греческой черной поп Данила тайным образом. Только де шах про женитву ево царевичеву ведал, и о басурманстве де шах царевичу учал говорить после женитьбы ево вскоре, а о жене де ево царевичевой принуждения в бусурманство никакова не бывало, и церковная де служба у царевичевой жены и доныне в полотняной церкве вечерня и завтреня во вся дни, а обедня времянем, а служит тот же вышепомянутый греческой поп. Объявив о сем «подал государям две грамоты на греческом языке Перевод с 1 грамоты. Благодатный, тихомирный, и превечны великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белый Росии [186] самодержец и многих государств обладатель, покланяюся я царица Елена подданная твоя царского величества и ведомо чиню тебе многолетний царь, что я милостию божиею и пречистыя богородицы а твоим царского величества счастием приехала к великому// шаху в Ыспогань, а с послом, который приехал сюда я и сын мой не видалися, потому что невозможно было и не велено за указом шаховым и бояся ево потому, что он турок, а мы православный христианя а впредь что от него над нами будет того не ведаем, но надемся на господа бога и на твою царского величества милость, и о том милости просим о незабытности нас в вашей государской милости, чтобы и впредь от вас великого государя всегда к нам писано было с послы, которые сюда будут. И сын мой Николай Давыдов покланяется до земли твоему царскому величеству, для поминовения блаженныя памяти отца твоего государева царя Алексея Михайловича не забуди ево, чтоб он душевно и телесно не погиб, а мы подданные твои царского величества со всем родом нашим до веку. Шах спрашивал о твоих царского величества многих делах, и как мне господь бог вразумил, так и отповедь чинила и печать и руку твою царского величества ему показывала; и потому шах честь мне великую и учинил, да и шахова мать честь великуюж учинила, у меняж есть благословение || матери твоей великие государини царицы и великие княгини Марьи Ильиничны, образ пресвятые богородицы, ей молимся день и нощь чтоб она нас избавила от сюды, а мы хочем за православную христианскую веру умереть. И ты государь пожалуй нас не забули милостию своею, а от родов наших нет ни единаго человека в твоих царских полатах, чтоб припомнил об нас тебе великому государю и милости прописал, умилосердися государь для ради своего многолетнего здравия, потому что над православными христиан ы на сем свете ныне нет иного царя кроме тебя великого государя, и по сем желаем многолетнаго твоего государского здоровья, амин. 1680-го году июня 30-го дня. Перевод с 2 грамоты. От бога возлюбленного и бого избранного престолом и венцом венчаного, скипетром почтенного всеа вселенный обладатель царя Давыда и Соломона и царей царь государь и великий князь Федор Алексеевич, всеа великия и Малыя и Белыя Росии самодержавен великого государя и его царского величества подданная грузинская царица Елена бьет челом и с сыном // своим царевичем Николаем за наши грехи отстали от твоей государской милости и святых отец молитв, и приехали в неверную землю, и отстали образа спаса и пречистыя богородицы и святых икон и благочестивый христианские веры, да живем в печали и в великой кручине, да напрасной смерти ждем, а от бога и от тебя, великаго государя милости ждем же, и поминаючи отца своего государя нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича чтоб из неверный выручить пас в нашу грузинскую землю, покамест живы будем за вашу государского милость бога молите, да не воспоминаете наше согрешение да еще бы великий государь за нас к шахову величеству слово заложил, как божия страсть во всякой земле также и государское славо во всякой земле не отставать государской своей [187] милости, и поминаючи блаженный памяти государини царевны и великой княжны Ирины Михайловны, а душа паша грешная при вашей светлости, а тело в грехах. Поминаючи же блаженныя памяти царицы и великая княгини Марьи Ильиничны якож она государыня милостива до нас, а после ее осиротели, и моле моя спасу и пресвятей богородице и тебе великому государю. Царь государь смилуйся. // На сии писма следующая от государей послана была ответная грамота Божиею милостию от великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичей и дечичей и наследников и государей и обладателей нашего царского величества поддамной грузинской царице Елене Леонтьевне наше царкого величества милостивое слово, в прошлом во 190-м году к брату нашему блаженныя памяти к великому государю царю и великому князю Федору Алексеевичу писала ты с присланным своим с Матвеем Ивановым бьючи челом, чтоб брат наш великий государь тебя и с сыном твоим царевичам Николаем имел в своем государском милостивом жалованье и призренье, потому что вы со всем родом вашим подданные нашего царского величества, да с тем же присланным своим к братуж нашему прислала ты в дарех чарку золотую с каменьи с алмазы, и с ызумруды, и с яхонты и в зерны жемчужными да четыре изарбафа, и в прошлом же во 190-м году апреля в 27 день всемогущий господь бог и владыко всех, имиж царие царствуют и все// монархи состоятца по своей святей и праведной воле изволил брата нашего от сего земнаго царствия приселити в вечное блаженство небесного своего царствия, а по отшеспвии его царского величества сего света в вечное блаженство небесного царствия на прародителском великаго и преславного Российского царствия престоле учинился, и венец царский и престол и самодержавный скипетр и державу при помощи тогож всемогущаго бога посприяли обще, мы великие государи, и памятуя милостивое жаловане и призренье к тебе отца нашего и брата нашего указали к тебе послать царского величества милостивого жалования соболей на шесть сот на дватцать на шесть рублев с ярлыками сибирского приказу, и с печатми. А сверх того и за нашею царского величества печатью с присланным твоим с Матвеем Ивановым, н того присланного пожаловав нашим царского величества милостивым жалованьем указали к тебе отпустить с сею нашею царского величества грамотою. И тебеб подданной нашей то наше царского величества жалованье принять, и о нашем государском многолетном здравии бога молить. Писан государствия нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7191-го месяца апреля, 19-го дня.// Приезд имеретинского посла архимандрита Гавриила 7190/1682 го февраля 1-го присланный в Москву от имеретинского царя Арчила в послех с листом архимадрит Гавриил а с ним дворянин Иван Григорьев да сын ево архимандритов Георгий да с другим листом [188] спалник князь Дмитрии Квариян будучи в посолком приказе, в распросе сказали: Послал де их к великому государю царь их Арчил из за Малой Кабарды из гор их места называемого Осета, а от того де места до Малой Кабарды день ходу, архимандрита, сентября в 23-м числе, а спалника октября в 26-м числе нынешнего 190-го году бити челом ему великому государю о ево государских ратных людех на оборону себе от бусурманов. Наперед де сего по ево Арчилову истинно желательному челобитью пожаловал великий государь ево Арчила обнадежил своею государскою милостивою грамотою и обороною от бусурманов чрез прежняго ево посла архимандрита ж Макария, и указал ему быть к себе великому государю к Москве. И он де Арчил царь надеясь на его государского милость пришол в Осет, а в том де Осете жители именуются християне, толко вера не греческого закона, и постов у них нет, а владеют собою, и живут меж гор, а дань дают горских, а смежен тот город с Малою Кабардою, которая владеет Алей мурза з братом, а от моря тот город Осет далече, и морских пристанищь нет в блиских местах от того города. А ходу от него меж гор уездом до каменной башни и до ворот//всего полднища, и тот ход до той башни безстрашен, а ездят толко вьюками, а телеги и сани дороги нет, а от той де башни пошла Малая Кабарда владенья Алея мурзы, и ходу де тою Малою Кабардою до села где живет Алей мурза от башни днище лесами и полями, и жилья в тех местах много и дорога добрая, и от неприятелей не страшна. А от села де где живет Алей мурза, по сю сторону ходу гребенских каков до первого их городка Черленого— днищем, только все степью, и в тех местах Арчила царя неприятели многие. И ныне де царь их Арчил пришед стоит за теми неприятели в Осете, для того что персицкой шах писал к шевкалу, и прислал к нему жалованье многое и впредь присылать обещал за то, чтоб он шевкал ево Арчила к великому государю не пропустил, а поймав прислал к нему шаху, и шевкал де прислал к нему шаху, и шевкал де собрався с войском своим, призвав к себе зятя своего Чеполава, и брата свое во с воиских, стал на перееме у реки Свинчи на степи, и та река по сю сторону Малой Кабарды, а от гребенских казаков по ту сторону в полуднище. А в ведомость де Арчилу царю учинилась от Чеполова человека, который прихаживал в Осете лазутчиком, и для обману явно многажды, и Арчил де царь в одно время велел того лазутчика поймав задержать, и с пристрастием ево о войске // шевкалове и ченалововых спрашивал, и тот де лазутчик сказал: что с шевкалом и с Чепаловом и з братом чепалововым войска с 30 тысячь человек, да и черкасы де из Малые Кабарды проезжие многие сказывалиж, что с шевкалом и с Чеполовом и с братом Чеполововым войска на перееме конечно много стоит, а сколко, и про то де подлинно кроме того лазутчика ни от кого ведомости не было, и к Осету де, где Арчил царь стоит, шевкал с товарыщи своими сами не приходят, и войск своих не посылают, для того что то место Осет самое крепкое и путь к нему самой тесной, и могут в нем два человека от тысячи человек оборониться. А сим де архимандрит и Дмитрей с товарищи из Осета до Малыя Кабарды и из Малыя Кабарды до гребенских казаков [189] проехали малолюдством с провожатыми Малыя Кабарды владелца Алея мурзы, а ехали все дороги от Арчила царя до гребенских казаков пал третья дни, а шевкаловых де ратей и караулов сами они архимандрит с теми провожатыми в той дороге нигде не видали, а сказывали им те провожатые, что шевкалов караул стоит во многих местах и усматривают те караулы пороповедывают о всяких проезжих людей накрепко про подъем сам ото Арчила даря, а шевкала де самого с войски в тех местах ныне нет, а стоит от дороги в стороне а по вестям от караулщиков приближитца к дороге вскоре.// И сентября в 1о-м числе нынешнего 190-го году приходил в Малую Кабарду Салтан Бек великого государя с ратными людми. А с ним де ратных людей было со 150 человек. И из Малой Кабарды он Салтан Бек присылал к Арчилу царю дву человек с писмом, и те присылщики обявя про приход государевых ратных людей (которые с ним Салтан Беком) по словесному салтанбекову приказу говорили ему Арчилу царю: будет де у него Арчила царя своих людей мало, и ему де на тех государевых ратных людей, которые с ним Салтан Беком пришли, надеятца не наково, и царь де Арчил слыша про то малолюдство из Осета вытти не посмел, и тех де присылщиков незадержав отпустил. И Салтан Бек де быв в Ка-барде только четыре дни, назад пошел, а был де он Салтан Бек в Кабарде в самом том селе, где живет той земли владелец Алей мурза, и стоял у него Алея, а великого государя ратные люди, которые с ним Салтан Беком были поставлены, были около того села по деревням. А до каменной де башни, которая межует осетян с Малою Кабардою не дошел он Салтанбек толко одного днища, и ход до той башни безстрашной, потому что по ту сторону житья Алеева неприятелей никаких нет, а стоят неприятели по сю сторону Алеева жилья блиско гребенских казаков, толко де Салтан бек // великаго государя с ратными людми к той башне не пошел для того, что ему Арчил царь, послыша то что с ним малолюдно, итти к той башне не велел. Опасаясь того, что от неприятелей с ним не пройти, а он де Салтан бек великого государя с ратными людми в оба пути неприятелския места я заставы провел здорово, для того что Шевкалу иного ничего не надобно, толко надобно Арчила царя, И естлиб де с ним Салтан беком он Арчил царь пошол, тоб де на такие малые войска шевкал пришол всеми своими, войски. А чтоб де великий государь изволил послать для принятия Арчила цари свои государские рати многие с пушки в Малую Кабарду до каменной башни а ходу де до ней от Терка обозом итти болши недели не будет, а за башню де ево государские рати не надобны. А придет де к ней из Осету Арчил царь с своими людми, а той де Малой Кабарды владелец Алей мурза служит великому государю и опасения от него иметь не для чего; а иных де владетелей от самых гребенских казаков до той башни нет, толко и опасности одно днище, а как они сказали выше сего, от гребенских казаков в полуднище у речки Свинча, а около де той реки пришла степь, а з Дону и з Черкаского // степью к гребенским казакам ходу бывает две недели. И донские казаки в гребени тою дорогою ездят беспрестанно человек по сту и менши. [190] А от яицких казаков до гребенских пути они не знают, толко чают не блиско, потому что Яик от Астрахани в стороне в степи. А с Арчилом де царем ныне в Осете царица ево, да детей 3 царевича, Александр по 13-му, Мамука по 10-му, Давыд по 2-му году, царевна Дария 14 лет, да бояр 5 человек, дворян ближних людей 10 человек, да дворян же и всяких служилых людей со 100 человек. Да при царице девиц 25. А окроме де тех девиц женска полу пиково нет. А боярские и дворянские жены оставлены в домех своих. А многих де людей он Арчил царь отпустил в домы свои для догорови, и всякой нужи потому что в том месте в Осете хлеб продают дорогою ценою на платье и на лошади, а на денги не продают. А поканя де Арчилу царю жену свою и детей и иной женской пол итти из Осета одному отнюдь невозможно потому, что после ево отходу на другой же день осетяне отдадут их за многие денги неприятелем Арчиловым, которые ево ищут, а в свою де землю назад из Осета итти им за неприятели невозможно. // А как де Арчилу царю ведомость о отходе ис Кабарды назад Салтанбекове великого государя с ратными людми учинилась, и Арчил де царь учал быть в великой печали и во отчаянии, потому что с обоих сторон опасен, и будучи в том нужном месте испроелся и покупаючи хлеб многое избыл, а ево архимандрита послал наскоро бити челом великому государю, чтоб великий государь для имени християнского и ради святых образов и мощей пожаловал их велел от бусурманского поругания оборонить и ис такова нужного места вывесть своими великого государя не малыми ратными людми, потому что де Арчилу царю со всеми ныне при нем будучими людми невозможно им никоторыми мерами назад живым возвратитца, толко разве християнства отстать. А пожаловал бы великий государь указал на оборону ему прислать войска донского, и яицких, и гребенских казаков, или откуды и сколко он великий государь пожалует по своему государеву милостивому разсмотренью. А что де ево государевых ратных людей на оборону ему от шевкала надобно, и того де они не дознают, и сказать не смеют потому, что подлинно не ведают в каковых силах тот шевкал с товарыщи стоит. А. чают они по самой последней мере надобно с 4000 или с 5000 человек, и пришлиб те // ратные люди в Малую Кабарду, а из Малой Кабарды прислалиб к нему к Осецкой крепости толко со сто или з двесть человек, да чтоб великий государь пожаловал евож Арчила велел к нему в Осете с темиж своими государствы ратными людми прислать подводы, на чем ему поднятца оо всеми при нем будучими, сколко он великий государь пожалует, потому что де у него Арчила царя лошади многие попадали, а иные от скудости держать не мог и на хлебную покупку поотдавал. Да им же де архимандриту и спалнику Арчил царь приказал в челобитье своем великому государю словеснож известить: а будет де его царского величества ратные люди ево Арчила царя ис такой тяжкой неволи не выведут, и он де уже не страшитца прежде времени умереть и кровь пролить от бусурманов за веру християнскую, толко де для малолетных детей ево и многих душ християнских милости у него великого государя слезно просит, чтоб они после ево живые [191] оставше не принуждены были к бусурманской вере, также как и грузинской царевич Николай Давыдович. А в дороге де он архимандрит замедлился, живет в Астрахани 12 недель, потому что ни летним, // пи зимним путем ехать ему было невозможно. А спалника де князь Дмитрея Кварияна послал Арчил царь о том же вышеписанном бити челом великому государю после архимандритова отпуску, и приказал ему ехать наскорож, и он де князь Дмитрей з держалником своим жил в Астрахани 14 дней, а из Астрахани де отпущен к Москве вместе с архимандритом Гавриилом. Сверх сего архимандрит Гавриил подал следующее к государю царю Федору Алексеевичу от имеретинского Арчила царя письмо: Великому государю царю и великому князю Федору Алексеевичю. Который возвеличен, и благословен в век вежа, в троице единаго божества, сотворителя небу и земли, которому служат со страхом и трепетом небесная и земная в троице святой величателю, царю от Христа благословенному, и государю, и обладателю, и величеством многих государств и земель християнству крепко воздержателю, и православной вере утвердителю, и кротостию подобно Давыду царю, и мудростию я ко Соломон, и прекрасному яко Иосифу, от бога обявланному и над государи превышнему великого государства и множеств земель праву правителю, доношу царь Арчил // и приклоняю главу свою до земли, счастливой и благословенной и прехвалной руке приложится, хотя мое прошение услышал и изволил ты принять и войска послать, и под свою высокодержавную руку нас истомленных освободить, и к себе привесть поволил, и ныне государь мое дело так пришло: многие недруги и неверные люди стали противно, чтоб меня к тебе не пропустить, а вашего войска не много пришло, а сколко пришло войска, и тому ко мне прислана роспись, и тою роспись послал к тебе государю, и то войско вывесть меня не могли, и так остался разорен, и своего государства отстал, и всей скудной земли в горести пребываю. Под ваш покров приити чаял толко не дошел. А ныне государь воспомяни Авраамову ко иностранцем любовь, что он святую троицу сподобился видеть, и отцем многих народов благословился. И как Христос сядет судити живым и мертвым, и тогда которые соблюдали иностранцов, те наследят царство небесное сим гласом: чюжд бых, и восприяли мя и наследуйте царствие. Сей глас воспомяни великий государь, и не покинь толиких християнских душ, и не отдай неверным на поругание. Силный и ниоткого побеждаемый держаще животворящий крест всяких сопротивников своих попрешь и столко икон и крестов и святых мощей в неверныя руки не дай впасти, когда мы // грешни и негодни, но ради Христа, а за нас на сем свете в долгоденствии твое царство господь бог исправит, и в будущем вене жизнь вечную наследуешь, ради господа помози, в погибель приближаемся, бог и ты наш государь избавитель, и можешь всякую тягость исправит. А сие наше дело зело лехко потому что от того места, где ныне стоим, до казаков мочно дойти в сутки, а из своей земли вышли к Малой Ка барде сентября 21-го числа, и здесь войско ожидал, и ныне малые люди пришли, а шевкал и Ч а полов против меня стали, и не [192] пропустили. И сие войско нас вы весть не могло, и что нам делати, покамест изволение твое будет, и изволишь нас отселе освободить, потерплю, еще о том же бью челом со слезами, и истомным сердцем: ради господа бога не покинь, и не отдай неверным в руки. Вскоре свою милость и величество к нам обяви, и помози. Малое войско нас вывесть отселе несможет, и стол ко войска пожалуй, чтоб нас вывесть от толе смогли, да одного нарочитаго человека пожалуй, чтоб наше дело прямо исправил. А у тебя великого государя нашие земли княжие дети служат, и ис тех одного пришли для того, что мы здешняго извычая незнаем, и твоего государского указу оказать мне не знают. А о наших трудех изволите // распросить сына боярского Степана Казначеева— он обовсем вам известит, а он с нами был пять месяцев, и видел все, в каком мы житии пребываем не подобно было такие дары послать к тебе великому государю, толко ради того, чтоб ты нас воспомянул две полсти, да два ковра, а с сим листом послал посла своего архимандрита Гавриила да дворянина Ивана, да с ними архимандритова сына Георгия. Ради господа бога вскоре помози, зело тягостно живем. А у нас которые пожитки были в горах все изошли, милости у тебя государя прошу пожалуй небольшим чем своим государским жалованьем. Писано в сентябре месяце в 23-м числе. Да в том же листу положен особый лист за печатью Арчила царя грузинским писмом, а в нем написано: Христа бога возлюбленный государь: во аде что было и Христова рождества ожидали, и мы такожде милости от тебя вскоре ожидаем. Войска и харч вскоре пришли, и ради господа бога вскоре помоги иному войску нынешнею зимою неколи притти и нам могут помочи подать донские, и яицкие и гребенские казаки. И изволь ты государь их к нам прислать, они к нам блиско, и они божиею милостию, и твоим государским счастием, нынешнею де зимою на Терек меня приведут и буде твое изволение не замешкается, а терские казаки здешние места все знают, Салтан бек зело потрудился, толко за малолюдством не могут меня привесть. // Спалник же царя Арчила князь Дмитрей Квариана подал другое к государю от своего царя письмо следующаго содержания: По титуле Я раб твой царь Арчил приклоняю главу свою пред тобою. Ты превысокий великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич, в троице славимый бог наипаче возвеличится, и всяких видимых и не видимых врагов приклонит к подножию ног твоих, тебе великому государю доносил дело свое, и ныне доношу. Прошлого году архимандрита своего и своих двух человек дворян посылал, и образ пресвятые богородицы, да образ Савы посредником послал, и за божиею помощию ты великий государь услышал прошение мое, и войско прислал, толко сие войско меня от безбожных рук вывесть, и под кров твой привесть не могли, потому что шевкал с войски своими против меня стал, и не пропущает, а другое войско стоит блиско грузинской земли, и за мною гоняют, хотят поймать, и я на твою милость надежен и под кров твой желаю приитти. От своего государства отошел и пришел блиско к [193] Кабарде, и ныне ради господа бога не отдай душею и телом и из детми неверным в руки на пагубу. В сентябре месяце архимандрита своего з ближним человеком с прошением послал, а ныне о том еще доношу, не отдай неверным в руки: против бо силы твоея нихто не может стоять, и ты не затвори милосердия своего дверей, толиких християнских душ, крестов, и образов, и святых мощей // неверным в руки не отдай. Прежде сего было благочестивый государь, с материю своею и з детми замученый, одного внука своего блаженныя памяти ко отцу твоему государеву под кровы привел, а вражеским умыслом и обманом отвели, и в свою поганую веру привели, и ныне я от всех стран кроме тебя великого государя помощника себе никого не чаю. И то господа ради призри, и избави нас от сих безбожных да и ты избавлен будешь, також от всяких напасти изволь не замешкав войска и помочь прислать; чтоб господь бог твоим счастием без порухи меня под кров твои привел. Вода по горло пришла, потопить хочет, к тебе вопием господи старые и малые, избави нас, да и тебя бог избавит от всякого зла, и множество лет безовсякие болезни государство свое наследиш и множество врагов покориш, и в будущем веце царствие наследиш и повели государь вскоре, яко желает душа моя к тебе, господи. Послал я своего боярского сына Дмитрея Павлова сына с одним человеком декабря 26 день блиско Кабарды от Осета. Еще государь наше прошение он известит. // Тогож года марта 5-го дня при отпуске присланного от Арчила царя в послех архимандрита Гавриила с товарищи, отдана к нему царю, следующая государева грамота: По титуле государевом Мере тин окне земли началнику Арчилу царю наше царского величества милостивое слово. В нынешнем во 190-м году к нам великому государю прислал ты Арчил царь архимандрита Гавриила да Дмитрия Павлова с товарыщи с листами своими. А что к нам великому государю в тех твоих листах писано, и что присланные твои архимандрит Гавриил с товарыщи словесно донесли, о том о всем нам великому государю извесно. И мы великий государь то твое о бозе намерение изволили принять милостиво, и о всем против твоего челюбитья наш царского величества милостивой указ учинить повелели, и тебеб Арчилу царю видя тое нашу царского величества к себе милость быти при помощи божии на нашу царского величества милость надежду, и прежнее свое намерение исполнять, и о походе своем на Терек писать нашего царского величества // к околничему и воеводе к Александру Савостяновичу Хитрово, чтоб он о походе твоем ведал, а к нему о том наш царского величества указ послан, и наше великого государя жалованье к тебе послано с нимиж. А присланных твоих архимандрита Гавриила и Дмитрея Павлова с товарыщи пожаловав нашим царского величества жалованьем с сею нашею царского величества грамотою отпустить к тебе повелели. Писан государствия нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7190 го марта в 5 день //. [194] 7191/1682 месяца сентября, подано в посолской приказ писмо от старца Мелетия о породе Арчила царя, как он в меретинской земле учити лея царем. Во 174-м году идучи я с святейшими вселенскими патриархи с александрийским и с антиохийским чрез грузинское государство, и тогда в грузинской земле во граде Тефлис царствовал Шах Нава з царь, а сын ево, что ныне идет к великим государям царь Арчил, и тогда он при нас держал и царствовал кахецкою землею, которую владел и царствовал преж сего царь Теймураз, а после ево в той земле царствовал отец царевича Николая Давыдовича царь Давид. А венчал ево на царство преж пришествия святейших патриархов тамошний католикос именем Доментян. И как отпущен с Москвы царевич Николай Давыдович, и приехал в свою землю, и тогда при нем царевиче Николае Давыдовиче был в кахецкой царем он же Арчил царь, и принял ево царевича с честию и отпустил к шаху, за ним сестра ево царевичева ныне за ним Арчилом царем царица, а он Арчил невем кия ради вины и прошения шахова, и нехотя порушить благочестия своего, оставил кахецкую землю и пришел с царицей своею и з детми совсем ко отцу своему царю Шехнавазу в карталинскую землю во град Тефлис, и жил при отце своем невем околке время. Потом меретинской Баграт царь видя себя бездетна, за него отец ево царя Арчила Шахнаваз // царь воевал меретинскую землю, и тогда взял царя Баграта сына в малых летах, и держал у себя в тайне, как был жив, а по смерти ево держал сын ево Георгий, который ныне на царстве сидит в карталинской земле, просили царя Арчила у отца ево карталинского царя Шахнаваза с великим прошением и малением тамошних архиереов и боляров, и всего государства меретинского, и царствовал он Арчил царь над ними невем два или три года, а после того наступили на него турки, и пришли-на него с ратными людми сем пашей, и он царь Арчил слыша внезапу вышел с малыми людми, и побил тех всех семь пашей с войском их совсем, и пришел на горы во осецкую землю, которая меж грузинской земли и горских черкас. И приходили к нему тут на горы меретинские земли архиереи и боляре, и просили многое время чтоб он возвратился к ним на царство, и он им сказал, что ему царствоват над ними невозможно, потому что он писал к великому государю царю и великому князю Федору Алексеевичу и поддался ему государю, и он де великий государь изволил ево милостиво принять под свою царского величества высокодержавную руку, и он такого великого монарха не отменитца, и в том им отказал. Да и шах персицкой присылал к нему Арчилу царю на горы многажды честных своих ближних людей, чтоб он возвратился в кахецкую землю на царство. А брат ево родной Георгий царствует и ныне в карталинской земле во граде Тефлисе, и по ево царя Георгия прошению салтан турской учинил того утаеного Баграта царя сына в меретинской земле на царство, також и дадиянского ево ж советом.// [195] Иверский великий царь Александр розделия при себе царство свое трем сынам своим, первому меретинское, второму карталинскому; третьему кахетинское, которое и грузинским называется. Царь Арчил, которой идет ныне к их царскому величеству из поколения Александра царя сына второго, которому досталась карталинская и земля. Приезд имеретинского боярина князь Дмитрея Павлова 1682-то октября 23 прислал в Москву имеретинской Арчил царь боярина своего князь Дмитрея Павлова с листом, и с челобитьем под их царского величества высокодержавную руку в вечное подданство следующаго содержания. Царем гасударем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Велики я и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом Арчила царя присланной боярин Митка княж Павлов сын Кворьянов. В прошлом, государи, во 188 ом году писал государь мои царь Арчил блаженныя памяти к брату вашему, и прислал своей имеретинские земли архимандрита Макария со святынею, и бил челом ему, брату вашему, чтоб ево, государя моего царя Арчила, принять под вашу великих государей высокодержавную руку. И брат ваш те святыни изволил принять с честию милостиво, а к нашему государю царю Арчилу велел послать милостивую грамоту, и ему быть при вашей государской пресветлой милости изволил. И как о:н архимандрит Макарий с Москвы к нему государю нашему приехал, и государь наш царь Арчил видя вашу государскую пресветлую милость, и милостивую // грамоту, любезно целовав поклонился, а видя нужной путь, что ему проехать к вам великим государем не мочно, послал меня холопа своего з грамотою с архимандритом Гавриилом в другой ряд к немуж брату вашему, чтоб ево государя нашего царя Арчила указал к Москве проводить, кому он великий государь укажет, чтоб ему государю нашему в бусурманские руки не впасти, и вашие государские милости не улишитца; и брат ваш великих государей указал астраханскому и Терскому воеводам и князю Султан беку Канбулатовичу черкаскому с товарищи из тех нужных путев ево государя нашего царя Арчила проводить во всяком бережении и с честию, и по его брата вашего милостивому указу Терской воевода и, князь Салтан бек о провожений государя нашего радели всячески, толко он государь наш те тесные пути прошел почестьми великою дачею, что без того но тамочному обыкновению минуть было невозможно. И как брата вашего не стало, и ваша государская грамота об нашем государе, чтоб взять ево к Москве честию, прислана, и он государь наш обнадежася на вашу государскую пресветлую милость, и на такия ваши государские грамоты милостивые и благонадежные поехал к вам великим государем к Москве нужные дороги и в пути откупаясь великою казною выехал в ваш государский город в Терки, а с Терек по вашему великих государей указу приехал в Астрахань, и я от него государя своего к вам великим государем к Москве отпущен з грамотою, и приехал в поход к Троице в Сергиев монастырь, и ныне я задержан на Москве и по се числю, а указу мне про государя моего царя Арчила никакова нет, а ныне [196] государи есть, // мне ведомость, что государя нашего велено из Астрахани поворотить на Терек, а за каковую вину ево государя моего повороти велено на Терек послать, того мне не ведомо, потому что никаковые вины у него не сыскано, и как государи я к нему государю своему вашу государскую грамоту привез, и в то государи время звали ево государя моего на царство собравшися имеретинские власти и бояре для того, что у них в то время паря не стало. И он государь мой царь Арчил им отказал, и сказал что писал де ко мне благочестивый царь Российский милостивую грамоту, и принял де, меня под свою государскую высокодержавную руку, и изволил мне видеть свои государские очи, и мне ево великого государя оболгать не пристойно, и он государь мой и с царицею и з детьми своими приклонился к вам великим государем для сохранения христианские веры, и нехотя быть под бусурманскою рукою, слыша ваше государское благочестие и в христианской вере сияще паче солнца, и желая видети ваши государские пресветлые очи, а на Терке государи ему государю нашему царю Арчилу жить невозможно, а будет государи быти ему на Терках, а послышать неприятели его государя моего турски султан, и персицкий шах, и тому они обрадуютца, и почают на государя моего ваш государской гнев и опалу, потому что от стари на кого ваш государской гнев и опалы бывают, м таких людей на Терек и посылают, а государь мой не пожелал ни богатства ни чести, но желаем служити вам великим государем верою и правдою, яко богу, и сохранити бы благочестивую христианскую веру; милосердные государи цари и великия князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы пожалуйте меня присланного // велите государи против своего великих государей указу и призывных грамот, как ево государя нашего царя Арчила призывали к Москве, быти ему государю нашему царю Арчилу на Москве при своей государской пресветлой милости, и ваши государские пресветлые очи видети в веселии, потому что государь мой с турским салтаном ссорился потому, что турских побил множество, а с персицким шах-ом ссорился для того, что он шах ево государя нашего призывал к себе, и государь наш к нему не похотел, а на Терке быть ему невозможно, место скудное и скорбное, и приехал он к вам великим государем не самоволством, по вашей государской воле и по призывным грамотам. А естьли государи он государь наш поедет в свою землю, и ему будет попасть в неприятельские руки, и в неволе христианской вере будет наругательство великое, и чтоб христианской вере и ему государю нашему по вашим государским грамотам в поругательстве не быть, о том он государь наш вашие государские милости просит, хотя быти во христианской вере и служить вам великим государем вечно. Цари государи смилуйтеся пожалуйте. 1683 апреля месяца при отпуске из Москвы помянутого грузинского посла князь Дмитрея Павлова послана была к царю Арчилу государева грамота такой силе. По титуле Нашего царского величества подданному меретинские земли Арчилу царю милостивое слово. В прошлом во 189 м году к брату [197] нашему блаженныя и вечнодостойные памяти к великому государю царю // и великому князю Федору Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу к его царскому величеству присылал ты Арчил царь архимандрита Макария с листам своим и словесным челобитьем. А в листу твоем писано, чтоб брат наш церкви божий, и мощи святые, и православное христианство от насилия бусурманского помощию своею изволил оборонить, и до разорения не допустить елико возможно; и для единыя православные христианские веры вывел тебя не порабощения, потому что ты от изгнания турского салтана и персицкого шаха вышед из государства своего стоишь в горах, и для помочи б и избавления от неверных, указал к тебе послать с Терка своих царского величества ратных людей и к пресветлому б престолу своему тебя привели и всемогущий господь бог, и владыка всех им же царие царствуют, и вси монархии состоятца по своей святей и праведной воле изволил брата нашего великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича от сего земнаго царствия преселити в вечное блаженство небеснаго своего царствия, а по отшествии его царского величества с сего света в вечное блаженство небесного царствия, на прародительском великого и преславного российского царствия престоле учинилися, и венец царский и самодержавный скиптр и державу при помощи тогож всемогущаго бога восприяли обще мы великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всеа Великия и Малые и Белыя Росии самодержцы наше царское величество, и к нам великим государем // с таким же подданственным своим челобитьем и с листом прислал ты Арчил царь боярина своего князя Дмитрия Павлова и мы великие государи слушали того твоего подданственного челобитья, и советовав в дусе святе сообщаем и богомолцом святейшим Иоакимом патриархом московским и всеа Русии. и говоря с своими государскими бояры, и припоминая милостивое к тебе жалованье и призрение брата нашего, и для единыя православные християнские веры пожаловали тебя Арчила царя повелели тебе под нашею царского величества самодержавною высокою рукою быти в подданстве, и указали Тебе жить з домом твоим в нашей царского величества отчинной крепости во граде Терском, и давати тебе наше великих государей нашего царского величества жалованье корм, а людей тебе оставить при себе елико возможно, а достальные отпустить во свое отечество, а с сею нашего царского величества грамотою и милостивым словом и с нашим царского величества жалованьем послана к тебе подданному нашему Арчилу царю нашего царского величества околничей князь Феодул Федорович Волконской да дьяк Василий Михайлов, и указали великие государи наше царское величество ехать им с тобою Арчилом царем из нашей отчины из града Астрахани на Терек и построить в Терке городе двор, в котором бы тебе з домом своим жить безовсякие нужды. И тебе нашего царского величества подданному Арчилу царю сей наш царского величества милостивой указ ведать, и из Астрахани ехать на Терек, и жить на Терке под нашею царского величества высокодержавною рукою в подданстве, а мы великие государи изволяем тебя Арчила царя со всем твоим домом содержать в нашем государском милостивом жалованье // и призрении, в том бы тебе на нашу великих государей нашего царского [198] величества милость быти надежну. А людей своих, по прежнему своему намерению с Терка отпустить бы тебе во отечество их, а при себе оставить немногих людей, поелику возможно. А присланного твоего боярина князя Дмитрия Павлова пожаловав мы великие государи нашим царского величества жалованьем указали к тебе отпустить. Писан государствия нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7191 го месяца апреля 20 дня. Приезд имеретинского дворянина Автандина, и архимандритом Гавриила 7191/1683 июля в 20 день присланный имеретинского Арчила царя сына ево царевича Александра дятка Автидин Сносин в посолоком приказе сказал: В нынешнем де во 191-м году маня в 14-м числе к великим государем послал из Астрахани меретинской Арчил царь архимандрита Гаврила, да ево Автидин а да дьякона с листами, бити челом им великим государем о приезде своем к Москве, потому что боярин ево Арчилов князь Дмитрей Павлов, которой послан из Астрахани преж ево, на Москве замедлился, а Арчил же царь ожидая с указом великих государей того своего боярина живет в Астрахани многое время. // И ныне он Автидин с теми арчиловыми листами приехал один с челядники своими двумя, а архимандрит де Гаврила в дороге заболел и за болезнью и за старостью остался в Муроме з дьяконом, а как обможетца и он будет к Москве ж. При Арчиле де царе в Астрахани ныне люди ево прежние, которые с ним в Астрахань выехали, а прибылых никово нет, также и назад в свою землю из Астрахани, нихто из них не отпущен. А с околничим де со князем Феодулом Федоровичем Волконским и с Арчиловым боярином, которой с Москвы отпущен, он Автидин нигде не виделся, а слышал про них в Муроме, что они давно проехали. Тогож года августа в 6 день архимандрит Гаврил з дьяконом к Москве приехал, и по допросу о приезде своем с челобитьем Арчила царя сказал против вышеписанного. А при том подал к государям от царя Арчила такову грамоту: Я ж подданный ваш царь меретинский Арчил поклон сотворяю пред царским престолом вашим возвещаю вашему царскому пресветлому величеству, яко по указу брата вашего великих государей, вышел я из своего государства намерясь служить вам великим государям в вечном подданстве. И во 190-м году июля в 31 день приехал я в вашу государскую отчину на Терек, и с Терка послал я боярина своего князь Дмитрея Павлова // сына с челобитьем своим к вашему царскому величеству о том бит челом, чтоб по милости божии нам подданным ваши государские пресветлые очи видети вскоре, и поклонитися вашему государскому престолу, а с Терка пошел в Астрахань морским путем, и на море всякие великие нужды и страх подняли, толко от смерти божиею помощию и вашим государским счастием и милости вами избавлены, и въехали в Астрахань сентября в 1 день и ныне девятый месяц в Астрахани живем, а вашего государского милостивого [199] указу несподобились, и потом мы вел ми печалны есмы, ведаю что за мое многое согрешение ваш государский милостивый указ ко мне опоздал, а естьлибы не для моих грехов, тоб вашу государскую милость получилбы, зане ваша государская неизреченная милость простерта есть ко всем, а не к нам единым, сего ради без отчаяния вашего великих государей милостивого указу по се число и впред ожидаем, пребывая в великих печалех, и истинно ащебы и недостоин я ваши государские пресветлые очи видети и поклонитися вашего царского величества превысокому престолу, но вы достоини есте над нами свою царского пресветлого величества милость явити ради единые христианские веры, понеже вы государи носите от Христа данный вам образ пастырский сотворите надомною милость, якож всех владыка и господь наш быв во плоти на земли приял блудницу просившую милости, и помазавшую его святые ноги миром, недостойна сущи и ту приять також и кровоточивыя не возгнушался прикосновением своей честный ризы от язвы исцелити и у Симона Фарисеа, и у Закхея мытаря у недостойных обитати благоизволил, не их ради достоинства, но сам сын достоин грешных прияти, и свои божественный очи им явити, и осязание и к нотам прикосновение прияти невозгнушался. И ныне вы великие // государи поревнуйте спаситель нашему, мене недостойного вашего царского величества подданного достойна учините, чтоб мне вашего царского величества очи видети, и превысочайшему вашему царскому престолу поклонитися, молюже царствия вашего да не презрите прошения моего, которое сим писмом дерзну до царствия вашего донести, понеже един аз грешных человек есмь, и естли в печалех своих аз неполучив ваши государские пресветлые очи видети, и вашей государской милости поклонитися не сподобився, от сего света преселюся рожденииже от мене дети вам же великим государем подданним како могут вам великим государем достигнута, и поклонитися, о сем сокрушенным сердцем з желанием милости просим, понеже милость и милосердие в ваших великих государей вашего царского величества руках есть. Писан сей лист от создания мира 7191 майя в 8 день. Послан с архимандритом Гаврилом да с Автидином Шиешевым сыном. Под переводом листа сего помета думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцова такова 7191/1683 августа в 17 день великие государи и сестра их великая государыня благородная царевна слушав сих листав Арчила царя и Царицы ево в комнате, указали и бояре приговорили присланных ело архимандрита и слугу ево Автидина отпустить с Москвы к нему, а в своей великих государей грамоте к нему Арчилу писать, что послал к нему с их государским указом околничей князь Феодул Федорович Волконской да дьяк Василей Михайлов и он бы Арчил царь учинил по их государскому указу и по грамоте какова с «ими к нему послана, и что они по их государскому указу учнут ему говорить // словесно, и из Астрахани б ехал на Терек, а на Терке велено ему давать их государское жалованье нескудное со всеми при нем будучи людьми, а в [200] том бы он на их государскую милость был надежен, что к Москве он взят будет, И их пресветлые очи увидит, и потом бы ожидал к себе их государского указу впредь, а их государская милость и жалованье отемлена ют него не будет. Челобитье имеретинского царя Арчила 1684 генваря 7-го получена из Астрахани от околничего князя Феодула Волконского следующая имеретинского Арчила царя челобитная. По титуле Прежде сего прислали вы велик и я государи цари своего царского величества околничего князя Феодула Федоровича Волконского с милостивым словом обявляя мне, аще будет воля моя, и мне б жить на Терке, потому что ко отечеству блиско, а милость ваша великих государей царей ко мне отемлема от меня не будет, и ваши государские пресветлые очи буду видеть. И я раб ваш сначала о том бил челом також де и ныне бьют челом, чтоб мне своею головою и з детми быть перед вашими царскими пресветлыми очами, и поклонитца, и быть в подданстве и аще я грешник и мой грех поспешил // и предомною стал, что ваши пресветлые государские очи видеть немочь, а моих детей пожаловали вы великие государи цари указали взять под свой покрой и перед свои государские пресветлые очи но мои бедные дети возрадовались, что увидят ваши государские пресветлые очи, увы мне грешнику, что мои тяшкие грехи не допустили до ваших государских пресветлых очей, толко на вашу великих государей на милостивое слово надежду имею, что буду видеть ваши государские пресветлые очи, и в том вашего царского пресветлого величества воля да будет, а своих детей к вашему царскому величеству к Москве пришлю, а своими грешными устами, и сердцем и слезными очами прежде богу а после вам великим и высоким государем царем докладываю, чтобы врагом на смех не быть ни мне ни детям моим. По вашему царского величества указу после отпуску детей моих тот указ что на Терке жить ведая, по вашему великих государей указу отпустил людей своих во свое отечество, а которых при себе оставил, и тем людем роспись послал к вашему царскому величеству и з годовым жалованным списком. А когда уже под свою высокодержавною рукою, и такую милость учинили, чтоб нам живучи с наготы, и с басоты и с голоду не помереть, а тем вашим государским годовым жалованьем прокормитца нечим. А которые мои люди при мне живут, и от меня не отстали, потому что наги и боси, да и вам великим государем известно, что от босурманей християном налога, да и около того Терского града, которые под вашею высокодержавною рукою живут неверные и чтоб ваш великих государей указ был, чтобы от них налоги нам никакой не было, и которые будут ездоки из моего отечества, или пошлем чтоб на дороге худа никакова не учинили // а волю и указ ваш великих государей и вашего царского величества учинили, исполнили. Да еже прошу у вас великих государей, чтобы ту милость учинили, коли уже мои дети будут под вашею высокодержавною рукою, и от меня удалятца, и будут под вашеюже высокодержавною рукою, чтоб было мочно посылать людей моих к вам великим государем к Москве бити челом, да божиею милостию и вашим великих государей призрением живы бы были дети мои, и мне бы об них известно было об их животе, [201] опрично бога да вас великих государей надежды ни на кого не имею. А прежде сего блаженные памяти брата вашего с милостивым словом и указом, а после того и по вашему царского величества указу своею головою и со всем своим домом вышел под вашу высокодержавную руку. И ныне вы волны и ваше царское пресветлое величество, и милостивое ваше сердце. А в моих руках опричню моления, и прошения, и челобитья нет к вам великим государем и к вашему царскому величеству. Цари государи смилуйтеся. На челобитной учинена помета такова: 7192/1684 году февраля в 9 день великие государи и сестра их, великая государыня благородная царевна сей челобитной Арчила царя слушав в комнате, указали, и бояре приговорили по прежнему своему государскому указу Арчилу царю ехать из Астрахани на Терек и жить на Терке, а детей ево двух попрежнему отпустить из Астрахани к Москве, а своего великих государей жалованья ему Арчилу царю к прежней указной дачи указали великие государи и сестра их великая государыня благородная царевна и бояре приговорили // прибавить денег по 300 рублей и давать ему и с тая прежним денег по 1800 рублей на год из астраханских доходов. 7192/1684 июля 12 получена в Москве следующая отписка из Астрахани: Государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцам холопи ваши Андрюшко Голицын с товарищи челом бьют. В нынешнем во 192-ад апрели в 13 день в приказной полате нам холопем вашим юртовский табунной голова еще Кашкарин, да сотник Тлеж Уразаев подал мусульманское писмо за печатью и сказал, приехал де в юрты к ним юртовской татарин акпердеева табуну бимаметева Тевеика Шарметев, которой ездил из Астрахани от иноземцов торговых людей в шахову область з грамотками, и он де еще взяв ево Тевейка к себе на двор опрашивал про вести, и в писмах, которые с ним посланы из за моря осмотрел лист тарковского Будай шевкала, который они подали нам писан к меретинскому Арчилу царю, и осмотря что то писмо причинное, спросил ево Тивейка хто с ним то писмо послал, и Тивейка ему еще сказал, дал де ему то писмо шевкал как он Тивейка ехал ив Шемахи в Астрахань через горы, и приказал чтоб то писмо провесть тайно, и отдать Арчилу царю, также и от царя // велел к себе писмо привесть, и дал де ему Тивейку за работу 14 рублей и он де еще заказал тому татарину чтоб царю того не обявлял, и то писомо в приказиой полате нам холопем вашим подал, и тот шевкалов лист за печатью к вам великим государем к Москве послали мы холопи ваши под сею отпискою, и велели подать в посолском приказе боярину князю Василью Василевичу Голицыну с товарыщи. [202] Перевод с татарского писма каково писал кумыцкой владетель Будай шамхал к имеретинскому Арчилу царю. Светлейшему, и величайшему, Шагин Навяз хану, от кумыцкого владетеля от Будай шамхала поздравление, известно мне что по указу московских государей велено тебе быть на Терке, а к Москве быть не велено, а сам ты знаешь, что Терек место худое и невозможно тебе там жить, а естьли и а нашу сторону какое желание ко государю нашему будет, надобно тебе поварить, мне, и о своем желании написав, прислать ко мне, а я против твоего желания, государю своему обявляю к о тебе буду бит челом и все что надобно совершу, и в том ты для милости божии мне подлинно поверь и о своем желании естьли к нашей // стороне похочешь отпиши и во всем будь надежен, и никакой кручины о себе не имей, тол ко ты словам поверь сам о себе подумай, что никогда ты и отец твой и брат от московских государей милости и прибыли к себе не видали, и есть ли тебе то надобно и пиши ко мне с тем человеком который сие мое писмо тебе отдаст и словесно тебе »вит, а тот мне доброй и верной человек о чем станет тебе словесно говорить, и тебеб во всем ему верить, а он ко мне обовсем донесет. А позади того писма печать приложена чернилами а в печати написано раб божий Будай шамхал.// Приезд имеретинских царевичей Александра и Матвея 1684 августа 13 приехавши в Москву имеретинского царя дети царевичи Александр и Матвей были у государей на приезде. А декабря 7 в государственном посольском приказе такову челобитну подали: Бьют челом вашего царского величества подданный раб меретинский царь Арчил, поискал я раб ваш вашей государской милости к себе, и поехал я из своей земли к вашему царскому величеству и всей вселенной высокопочтенному и великому помянутому имяни вашему царскому величеству, и в то время как я поехал из своей земли учал меня беречь на дороге тарховский шавхал Будай, Эдерянский Чеполов, которые называются вашего царского величества холопями, и к вам великим государем они меня не пропустили, и я раб ваш стоял в горах год, и по вашему великих государей указу с Терек присланы ко мне рабу вашему для моего прихода и оборегателства в горы ратные люди // и он шавхал с ним Чеполом тех ваших ратных людей ко мне в горы непропустили, и по вашемуже великих государей указу в другое лето с Терек посыланы поменя раба вашего в горы ратные ж люди, и в то время он же шавхал с ним Чеполом хотели у тех ратных ваших государских людей меня взять и отослать к персицкому шаху, а что у меня раба вашего было всякой казны и тое свою казну роздал я всю горским князем чтоб они меня от них, шавхала и от Чепола уберегли, и они горския князья для той моей дачи меня уберегли и я раб ваш с теми вашими государскими ратными людьми из гор приехал в вашу государскую отчины на Терек, а с Терека в Астрахань, да в прошлом государи во 192-м году в ыюне месяце послал я из Астрахани дворянина своего в свою землю скудности ради своей для архимандрита, в котором, архимандриты со мною выехали и один архимандрит в Астрахани умре, а другой древен, и службы божим служить [203] не может, и ныне рабу вашему со многими православными христианы без архимандрита // и без исповеди жить невозможно, и тот мой дворянин «з моей земли взял ко мне с собою архимандрита да дву игуменов, да дьякона, и с ними поехали два дворянина, да три конюха, и как тот мой посланной дворянин с архимандритом, я с ыгуменами, и с товарищи своими будут близ Терек, и шавхал с чеполовыми людьми того архимандрита с ыгуменами и дьяконы и посланного моего дворянина с товарыщи переняли, и отвели к шевхалу в Тархи, и з дороги от них чеполовых людей тот архимандритов дьякон ушел на Терек, и с Терка того дьякона прислали в Астрахань ко мне рабу вашему, я тот мой дьякон мне сказал, что по моей посылке из моей земли посланы ко мне архимандрит да два игумена// да двое дворян с тем же моим дворянином, три конюха, да с ним же архимандритом послано было два образа со многими святыми мощьми золотым окладом с каменьем драгоценным украшены, да святое Евангелие в золоте з драгоценным каменьем облажено, и многая иная святыня, да 10 архамаков моей земли бранных, да 4 тай бранных парчь, и то все посланное с нимиж архмиандритом все взято, и тем меня раба вашего они шавхал и Чеполов разорили; милосердые великие государи цари пожалуйте меня подданного раба своего для спаса и пречистые богородицы, и для ради своего великих государей многолетнего здравия, чтоб та святыня божия в бусурманах поругана не была, и толко христианских душ також в бусурманех в поругании и в порабощении не были, и чтоб господь бог той святыни и тех православных // душ на моей грешной душе не взыскал, а они шавхал и Чеполом ваше государское жалованье берут во вся годы, и аманаты их живут на Терках, а посланцы их ныне при вашей государской милости на Москве, а ево шевхаловы и чеполовы торговые люди в вашей государской отчине в Астрахани и на Терке за торгами живут безпрестанно. На той челобитие следующая учинена помета: 7193/1685 марта 27 день великие государи цари слушав многократного челобитья Арчила царя, и детей ево Александра и Матвея и советовав в святем дусе со отцем своим и богомолцем со святейшим Иоакимом патриархом московским и всеа Росии указали и бояре приговорили ево Арчила из Астрахани отпустить к Москве, а в приставех у него быть от Астрахани до Москвы, боярина и воеводы князя Андрея Ивановича Голицына // таварыщу думному дворянину Степану Богдановичу Ловчикову, и суды ему на чем мочно поднятца, а сухим путем подводы и провожатые против прежних примеров и корм со всеми людми от Астрахани до Москвы дать по прежнему их государскому указу. Вследствие сего имеретинский царь Арчил Вахтангеевич с царицею, и царевною приехал в Москву 1685 года 9 числа, а 14 был на аудиенции у великих государей. ЦГАДА, ф. 110, Сношения России с Грузией, 1586-1700 гг., книга т. 15, лл. 353-434 об. Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории русско-грузинских взаимоотношений (1660-1685) // Исторический вестник, № 23-24. Архивное управление при совете министров ГрузССР. Тбилиси. 1970 |
|