№ 218
1787 г. — Рассказ имеретинского князя
Давидова о том, как его осетины взяли в плен и
продали
1786 года, в июле месяце, я, имеретинский
князь Давид, начальник з городе Радже, отправлен
был от имеретинского царя Давида к грузинскому
царю Ираклию для замирения и приглашения сына
Арчила царевича ехать в Имеретию, а оттуда
возвратился назад и доехал я до границы, в
деревню [294] Авнису, где
остановился ночевать, в ту же самую ночь пришли
ко мне около 50 человек осетин, напали на деревню,
которую всю разорили, и меня, захватив с собою,
увезли, и оттуда в три дня приехали в деревню,
называемую Цеву, стоящую между Кавказскими
горами, у самого устья Лиахвской реки, где и
остановились на десять дней. В оной деревне между
горами находятся жители в 60 домах, самовольные и
независящие, лес хороший, а только фруктовых
деревьев нет, кроме сих: верба, ель, сосна и
фисташия, там весьма иных много, что ж касается до
урожая хлеба, то оного всегда родится мало,
ячменя же много, из которого делают пиво и водку,
великий же пост соблюдают, а попов не имеют, они
не крестятся и крещения не приемлют, равно и
детей своих к тому не приводят, а поклоняются они
козловой коже (голове), которую почитают на место
Ильи пророка, и молятся ей. Вторично оттуда меня
через два дня в деревню Роки для продажи увезли, в
которой находятся жители в 100 домах. В тех
Кавказских горах весьма ключей много, в тамошних
же местах более ячменя, нежели деревьев, в
которых совсем и растений нет, оные жители все
одного закона, — там для меня не нашлось
охотников выкупить. Еще того было недовольно, —
третий раз также повезли для продажи в деревню,
-называемую Чмиту, от которой расстояние только
один день, в ней же жители находятся в 180 домах;
помянутая деревня стоит весьма на хорошем месте,
подле горы, у которой две большие рыбные речки,
что ж касается до растения хлеба, то весьма был
урожай хороший; между ними водится сие — ежели
кто на ком женится, тот должен в удовольствие
отца и матери, по-ихнему обыкновению, купить две
души, мужского и женского пола, в презент для
замены невесты, а невесту должен отвести в
принадлежащее место; еще есть чудное обыкновение
такое, что ежели у кого что-нибудь украдено, а в
оной краже никто не признается, то хозяин должен
взять кошку, повесить и сечь, потом, пришедши к
ослу, резать (ему) уши, то вследствие оного
наказания, из сожаления к оным, должен виновный
признаться, ибо они все им присягают. В четвертый
же раз оттуда меня повезли в другую деревню, а
именно Маласу, находящуюся расстоянием в двух
сутках езды; в той деревне находится четыреста
домов, они молются по-турецки, а [295] одеваются
по-черкесски, местоположением гораздо лучше
прежних, еще у них в лесу есть много разных
деревьев, а особливо сосна, ель, фисташия, груши и
яблони. Оттуда привезли меня в двое суток в
Озданскую деревню, которая стоит на ровном месте;
Озданские же начальники содержат магометанский
закон, а прочие же молются вышеписанной коже,
жительство их состоит в 200 домах, там много лесу,
также и деревьев барбарисовых, сливовых,
шелковичных, капарцовых, рябинных и виноградных,
она стоит на хорошем ровном месте, у которой две
речки, где ловятся осетры. Хлеба, дынь, арбузов, и
прочих зеленых овощей весьма довольно. Наконец,
озданский начальник Кубадов, сын Джамчек, меня
выкупил и привез он меня в Моздок для продажи. В
то самое время имеретинский Максим католикос, то
есть митрополит, и князь Зураб Церетели прибыли
туда от высоч. имп. Российского двора и, увидевши
меня, хотели выкупить, но хозяин просил за меня
семь душ. Тогда царь Давид (имеретинский) отрешен
был от места, они не в состоянии были отдать за
меня такое количество, и так я остался у него
четыре года. После того Джанчекова племянник
Кельмед Комиский, принявший христианский закон,
названный Петром, потом пожалованный поручиком,
увидя меня в Моздоке, рассказал подробно попу
Эстате Николаевичу всю историю мою, который из
сожаления у них меня выкупил и, взяв от
генерал-аншефа г. Ив. Вас. Гудовича паспорт,
отправил меня через Астрахань к выс. е. и. в. двору;
я, приехавший спустя несколько времени, написал
прошение на имя всем, все акт. монархини и подал е.
и. в.
А. А. Цагарели. Грамоты и другие
исторические документы XVIII столетия, относящиеся
к Грузии, т. II, выпуск II, СПБ, 1902 г., стр. 64-65.
|