|
12. 1667 г. июнь 18. — Принятие живописца Богдана Салтанова в Оружейную палату. Написано в доклад: в нынешнем во 175-м году июня в 18 де(нь) по указу Великого государя прислан в Оружейную Полату из Посольского приказу арменския веры живописец Богдан Салтанов и образец мастерства своего он Богдан в Оружейную Полату принес. Да он же Богдан сказал за собою мастерства ж варить олифу салую добрую, которые по его мастерству на Москве сварить не умеют. И живописцу Богдану дано из Оружейная Полаты к тому олифному делу масла льнянова по весу три фунта да мастики полтора фунта, и живописец Богдан принес из того масла олифы по весу три фунта мерою кружка 12 чарок, а по цене стало 4 рубли 32 алтына 4 де(ньги), и в то число чарка по цене имется по 5 алтын 1 де(ньга). А кружка имется 3 рубли 3 алтына 2 де(ньги). А ведро 12 кружек имется 37 рублев 6 алтын 4 де(ньги). А иконописец Симон Ушаков 26, смотря той олифы, сказал: та де олифа добра, живописца Станиславова варенья прежнего лутче. А естьли будет укажет Великий государь такову ж олифу против арменина Богданова варенья и составу сделать, и он де Симон Ушаков такову олифу сам сварить де чает его Богдановы и лутче, да иные иконописцы, кому он Симон тот олифной состав укажет, такову олифу против арменина Богдана и на Москве сварят. Симон Ушаков сказал и руку приложил. Дать тож число составов Симону и велеть варить олифа. А. И. Успенский, Царские иконописцы и живописцы XVII века, том III, стр. 386. Комментарии 26. Ушаков Семен (1626-1686) — крупнейший иконописец XVII века, новатор в искусстве, талантливый мастер, против которого поднялись реакционные элементы во главе со старообрядцем протопопом Аввакумом, обвинившем его в «плотском умысле». Плоскостную и линейную иконопись он сменил живописной посредством светотеней, развивая реалистические элементы. В своем трактате «Слово к люботщателям иконного писания» он подчеркивает роль живописи в искусстве, как сильнейшего средства раскрытия «образов всяких предметов». |
|