|
МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ТАБАСАРАНАВ 1964 г. в с. Хурик Табасаранского района были обнаружены рукописи на арабском языке. Они переведены на русский язык Гаджимурадовым Маллашахбаном, жителем с. Ханаг того же района. Несмотря на краткость сообщаемых данных, эти рукописи являются важными источниками, проливающими свет на ряд вопросов социально-экономической и политической истории Табасарана XVII-XIX вв. В начале XIX в. Табасаран делился на владения майсума, кадия, а также на так называемый вольный Табасаран, который в свою очередь также делился на ряд магалов. Одним из них и был магал Кырах (Кухрьиг). Группа магалов вольного Табасарана, в том числе и магал Къирагъ, были известны под названием Девек Елеми. По этому поводу Ф. Ф. Симонович в 1796 г. писал: «Девек Елеми составляет горный Табасаран, простираясь от кадия к Табасарану, казыкумыкам и каракайтагам, и управляется народом под разными узденями или наследственными начальниками; служащими большей частью кадию табасаранскому, а по обстоятельствам и другим. Оной заключает в себя до 15 деревень, из которых знатнейшие суть: Ягдик, Пилек и Хурик, число жителей мужского пола в сей части простирается до 5000 душ, а всего во всем Табасаране мужской пол до 12000 душ 1». Согласно устной традиции, все аулы от Дюбека до Кужника составляли одно общество. В одной из рукописей говорится о количестве аулов северного Табасарана, описаны границы отдельных джамаатов, изложены некоторые адаты, охарактеризованы взаимоотношения табасаранских аулов между собой и с соседними кайтагскими обществами, а также кадием, сказано о борьбе с иноземными завоевателями. [242] Видимо первоначальный вариант рукописи был составлен в первой половине XVIII в., а настоящая рукопись, на основе первоначальной, переписана позже. По тексту рукописи видно, что переписчиком ее был житель с. Хурик. На это указывает содержание рукописи, посвященной фактам, относящимся в основном к прошлому с. Хурик. Некоторые события, факты, изложенные в рукописи находят подтверждение в источниках и архивных материалах. Ценность рукописи состоит в том, что она сообщает факты, которые не имеют параллелей в других источниках и служат надежным дополнением по отдельным вопросам истории Табасарана и Дагестана в целом. М. Р. ГАСАНОВ ТЕКСТ Джамааты Хурик, Ругуж, Ханаг, Плиг, Ягдиг, Хапил, Дюбек составляют магал Къирагъ. Магал Къирагъ граничит с владением кадия, с магалом ЧиркIул, Хьаргъ и аулами Кайтага,— ГъирцIикк (Кирцик), ПилагьатI (Пиляки), ДжавгьатI (Джавгат) и др. Джамаат с. Хурик граничит с аулами Ханаг, Ругуж, Пилиг, ПилагъатI. Жители (население) аула Хурик и жители (население) с. Ругуж враждовали между собой из-за пользования землями в местностях «Мухьан Гьарикк», «Хьалйрикк ичIаъ». Ругужские кавхи во главе главного кавхи Шаабана 2 и Хурикские кавхи во главе главного кавхи Ильдин-бай с приглашением Хьарагского кавхи урегулировали спор относительно пользования этими землями делив их пополам на обе джамааты. Жители магала Къирагъ дарили кадию предметы (изделия), которые изготовлялись в аулах или земледельческие, скотоводческие продукты. Например, жители с. Хурик кадию изготовляли сельскохозяйственные орудия — молотильные доски, соху, жители сел. Ягдыг — фрукты, а Дюбека— виноград. Жители ряда аулов кадию давали по ложке масла. В период военных действий (внешней опасности) [243] джамааты магала Къирах по зову (сигналу) должны были выставлять ополчение. Тарих. Рустам Кади хотел (попытался) подчинить себе джамааты сс. Хурик, Хапиль и др., но они совместно ополчились и выступили против Рустама кади. Дата 1217 г. соответствует 1802-1803 гг. Джамааты сс. Хурик и Пилагъат иногда находились в ссоре между собой из-за пользования теми или иными покосными участками, лесом. Из сс. ПилагъатI и Варсит 3 в с. Хурик привозят паласы, жир, сыр, сушеное мясо. Возник спор между джамаатами сс. Нивак и ДжавгьатI из-за пользования лесом. Тарих. О сражении табасаранцев с кызылбашами. Состоялось большое сражение. Кызылбаши день за днем захватывали аул за аулом Табасарана и Кайтага и победили, и перебив многих кызылбаши ушли. Дата 1024 г. соответствует 1615/1616 гг. Тарих. О сражении табасаранцев с Надир-шахом. Во время правления Рустам-кади произошло сражение с кызылбашами. Надир-шах причинил злодейства, сложили головы многие сыны из Табасарана и Кайтага. Надир-шах собрал детей в кучу и жестоко расправился с ними. Надир-шах был разгромлен. Дата 1155 с. х. соответствует 1742/1743 гг. О взаимоотношениях обществ Межгюль и Зильдик. Настоящее является извещением для того, кому неизвестно. Жители сел. Межгюль 4 действительно купили у общества сел. Зильдик 5 вершину «Кужлан» от высочайшей скалы за цену, указанную здесь, а именно цену эту составляют один осел и один бык. Общество Зильдик передало остальные земли Межгюль и это общество приняло. Присутствовавших в то время мусульман много, но записанных здесь малое количество из них Башан Яракский, Апай Зазинский, Неби Когский и другие из многих сел. После этого составлен документ между Межгюлом и Зильдиком, по которому граница начало свое берет от берега реки под названием «Харин-гар» и идет до камня водруженного в землю и стоячего. Если какое-либо общество возбудит спор относительно этих земель, начиная от этого места, то оно обязательно уплатит правителю того времени, т. е. времени возбуждения спора, сто туменов штрафа. Указанное мы нашли [244] записанным в документе предков наших 6. Настоящий акт совершен в 1121, хиджры 7. О земельных спорах обществ Кандиль и Межгюль. Произошел спор между обществами сс. Межгюль, Кандиль 8, Аса 9 из-за пастбищ и леса. Общество сел. Кандиль и Аса пожелали распахать землю, чтобы сделать ее своею собственностью и исполнили то, что пожелали. Оба села дали свое согласие на решение, что ни одно из обществ этих сел Кандиль и Межгюль, а также ни какое, другое общество не имеет право производить распашки на этой земле. Решение это сделано Гаджи Абдулла Эфендием Алкадарским 10 совместно с участием написавшего этот документ Ханмагомещ Эфендием Джулинским в присутствии многих из мусульман. При споре этом общество сел. Межгюль представило документ с указанием границ, оставшихся от своих предков и свидетелей. Граница эта идет, начиная от возвышенности, где имеется земля для посуды, отсюда граница идет к селению Афан и дальше идет к покосному участку Карчуга, к саду Чергеса и пахотному участку Халила. После этого произошел этот маслаат при присутствии при решении свидетелей; а именно: Молла Эмине, Молла Магомед оглы и Молла Гаджи Ахмеде Гаджи Гашим оглы Зирдагских, Молла Бачане Али Магомед оглы, Мирзабеке Гасанбек оглы, старшине Магомеде сыне старшины Арабхана Чулакских, при старшине Ашурали и Ахмеде (почетном) Зильдикских, при Хан Шиши и Гаджи Ибрагиме Когских, при Эльдаре и старшине Гусейне Агамирзе оглы, при Султане Мирзежан оглы, Бадане малла Раджаб оглы Зизинских, при Хан-Магомеде Кутай оглы Кандинском, при Самурхане и старшине Мурсале сыне старшины Мусы Ибрагиме и Велибеке Концильских, Микаиле Хивском, при Али, Уздене Асин- ских и при многих из мусульман сел. Нетрюк. Настоящий маслаат совершен в период власти Юсуф-Хана 11 и Майсума Султан Ахмеда 12 по приказу их. Если кто- либо будет против этого решения и маслаата из сел. Ахмар, то он обязан внести для Султан-Ахмеда-Майсума указанную сумму сто туманов. [245] Настоящий маслаат и решение Переданы сторонам. Настоящий маслаат заключен в 1276 г. 13 в период времени, когда Гаджи Магомед Бадам оглы состоял старшиною в Межгюле 14. Комментарии 1. История, география и этнография Дагестана. Сборник материалов и документов XVIII-XIX вв. М., 1958. 2. О ругужском кавхе Шаабане упоминают и источники, см. История, география и этнография..., стр. 314. 3. Правитель Табасарана начала XIX в. 4. Межгюль — табасаранский аул (Хивский р-н). 5. Зильдик — табасаранский аул (Хивский р-н). 6. Перевел с арабского документа бывший народный учитель Мамедов. 7. 1121 г. соответствует 1707. 8. Канциль-аул, населенный лезгинами (Хивский р-н). 9. Аса-аул, населенный лезгинами (Хивский р-н). 10. Гаджи Абдулла Эфенди Алкадарский — отец Г. Э. Алкадарского. 11. Юсуф Хан (Юсуф бек).— Кюринский хан 1842-1862 гг. 12. Султан Ахмед бек Карахан бек — правитель Табасарана до 1283 (1866 г.), см. Г.-Э. Алкадари. Асари Дагестан. СМОМПК, вып. 46, стр. 153. 13. 1276 соответствует 1848 г. 14. Документ представил житель с. Межгюль Мирзабеков Рамазан. (пер. М. Р. Гасанова) |
|