Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№4. 1624 г. марта 14 — июля 7. Посольство от кахетинского царя Теймураза в Москву архиепископа Феодосия и приезд с ним архимандрита Афинского Симон-Петрского монастыря Арсения и «грузинского старца» архидьякона Кирилла.

/1/ 132-го марта в 16 де по государеву (т) М. Ф. указу посланы допрашивать грузинского архиепискупа Феодосия подьячей Олексей Шахов да греческой переводчик Своитин Каменев о его приезде, от кого он и с чем приехал. И в роспросе архиепискуп Феодосей сказал: прислал его к (т) М. Ф. Теймураз царь грузинской с рубежа грузинские земли из города из Чи[лдира, что] бывал наперед сего за грузинским [царем], а ныне владеет им турской. И приехал он от Теймураза царя в прошлом в 131 году в марте, тому ныне в марте ж год. И грамоты с ним к (т) М. Ф. и к в. г. светлейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии /2/ от Теймураза царя есть, писаны греческим языком. А шел он з грузинские земли с рубежа на турского городы, до Трапезона степью, а в Трапезоне сел на корабль и пришел во Царь-город после велика дни, апреля в 20-м числе, а государевы посланники Иван Кондырев да Тихон Бор-мосов уж из Царя-города отпущены. И сьехал он их в Кафе и до Азова он ехал ис Кафы в особном корабле. А из Азова он выехал на Дон и до Воронежа ехал с государевыми посланники вместе.

А про царя Теймураза архиепискуп сказал: как-де шах кизылбашской грузинскую землю разорил, и государя их Теймураза царя из земли... изогнал, и Теймураз-де царь посылал к турскому к салтан Ахметю его архипископа Феодосия, чтоб [63] турской за него вступился и шаху его /3/ не выдал и прислал бы к нему на помочь ратных людей. И Ахмет-де салтан ево принял честно и за Теймураза царя вступился и посылал к нему на помоч трех пашей: Насым пашу да Магмет пашу да Халил пашу, а с ними посылал многую силу, тысяч с триста. А шах-де в те поры был в Тевризе город.

И услыша-де то, шах от турских людей побежал в свою землю в Ардевил и бою с турскими людьми не учинил. А грузинской Теймураз царь от гоненья шахова поддался турскому тому лет с 11 и турской Ахмет салтан принял ево под свою оборону честно.

И дал-де ему Ахмет салтан своих городов блиско рубежа грузинские земли 3 города: город Олтис, город Намурдан, город Артанес со всеми уезды, с села и з деревнями /4/. И ныне Теймураз царь живет в 4 тех городех, а людей с ним ныне всяких служилых людей гр[узинские] земли з 12 000. И турские люди, [кото]рые живут в тех городех, служат царю же Теймуразу.

Да архиепискуп же сказал: до тех-де мест, как государь их Теймураз царь еще турскому не поддался, приходил шах сам в грузинскую землю, в Загем, со всеми своими людьми и землею их завладел и Теймураза царя изогнал. А на грузинской земле на Теймуразово место учинил царем царя Юрьева сына, а Теймуразова племяника родново, царевича Есея. /5/ И многих своих людей шах царю 5 Исею дал, и грузинских людей, которые царю Теймуразу изменили и приложилися шаху, отдал царю ж Есею для береженья. И посадя ево шах на царство и землю под ним укрепя, пошел в свою.

А Теймураз царь учал быти в бегах по своим же мелким городом и бегаючи, бил челом многим горским царем и князем, чтоб они на Есея царевича и на шаховых людей учинили ему помочь. И те-де цари за Теймураза царя стали и дали ему на помочь, собрав своих ратных людей, тысечь з [64] десять. Да своих-де людей Теймураз царь собрав, [и прихо]дил-де Теймураз царь на Есея царя сам. И был у них с царем Есеем бой, и на том бою царя Есея убили, да с ним убили шаховых четырех салтанов. И изменников свои всех грузинцов, которые ему изменили и передалися шаху, побил и землею был своею грузинскою опять завладел и торговых шаховых людей, которые были сь его казною, велел побити и казну шахову всю поймал. Да в то ж-де время изменил шаху и приехал к Теймуразу царю /6/ в Кахет его шахова города приказной человек Делимелик и у чал у Теймураза царя просити ратных людей, чтоб он отпустил с ним ратных людей своих, а он ему возмет у шаха два города, Арез да Кабал. И Теймураз дал ему своих людей 10 000 и послал ево воевати шаховых городов. И Делимелик с Теймуразовыми людьми на шаховы городы ходил и те городы пожег и людей многих побил и уезды повоевал и полон многий поймал и, повоевав, опять пришел к царю в Мехет. И после-де тово шах опять на грузинсково царя землю присылал з большим своим ханом с Алы- уланом многих своих людей и велел был, Теймураза царя поймав, привести к себе жива. И Теймураз-де опять собрався с своими людьми, и ходил против шаховых людей сам и их всех побил и знамена и набаты поймал и отослал те знамена и набаты да 2 500 голов мертвых кизылбашских людей к турскому /7/ Ахметь салтану. А после-де тово Теймураз царь ратных своих людей роспустил, а сам остался в карталинской земле в городе в Сураме не со многими людьми. И после-де тово шах, собрався с своими людьми, пришел опять на их землю безвестно и землю грузинскую ...а Теймураз с своими людьми обра... успел и от шах... с своей земли выбежал и подался турскому. И с тес мест и по ся места живет в турского-салтана в городех. [65]

А как-де турсково Ахмет салтана не стало, а на ево месте учинился в Царе-городе сын ево Асман салтан, и Асман салтан присылал к Теймуразу - царю, чтоб он с ним виделся. И Теймураз-де царь, по ево присылке, к Асман салтану в Царь-город приезжал и у Асман салтана был тому лет с пять. И Асман-де-салтан приимал ево честно и придал ему еще четвертый город, Карайсар. А был он Теймураз у салтана в Царе-городе м... /9/

 

Роспись, что привез ко (т) М. Ф. [голгоф]ской архиепискуп Феодосей.

Крест золот з дорогим каменьем и з жемчюги, а в нем часть от животворящего креста господня. Да в том же кресте: часть невелика от риз пресвятые владычицы нашей богородицы, власы от честные главы Иоанна предтечи, мощи святого Иоанна Златоустого, мощи святого Плакиды, [во святом креще]нии? нареченного Еустафия, мощи святого великого мученика Георгия, мощи святаго великого мученика Феодора Стратилата, мощи святаго первомученика [Стефана] архидьякона, мощи святаго мученика Пан... /10/ камень от горы, идеже господь постися 40 дней, камен от того камени, что отвален от гроба господня.

Да архипископ же государю челом бьет: торч, оправлен золотом с каменьи, узда серебряна позолочена с паперс[ки].

Да ко государю же (т) М. Ф. ...[святые] горы афонские Симо-Петра монастыря [архи]марит Арсеней: мощи святые Марии Магдалины... вые руки, мощи святаго царя Кос[тянтина]. /128/

По государеву (т) М. Ф. указу, посылан [к вологодцкому] архиепискупу Нектарию (Сравн. “Новый Летописец”, где под 1624 годом в повествовании “О принесении срачицы господни в царствующий град Москву” упоминается этот Нектарий — архиепископ вологодский (Поли. Собр. Русск. Летоп. XIV, 1, стр. 151)) подьячей [66] Шахов да греческой переводчик [Сво]итин Каменев и роспращивал про грузинского архиепискупа Фео[досия], знает ли он ево Феодосия, и хто ево и как давно в архиепискупы с[та]вил, [и кре]пок ли он в православной хрестьянской вере.

И архиепискуп Нектарей сказал, что он Феодосия подлинно знает и ведает, что человек честной и доброй и в православной христьянской вере крепок. [А вь епи]скупы его ставит и... кизитцкой католик, а им... он в патриархово место и вл/130/[асти] все в грузинской земле став[лены] от него. Да и великому-де государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии он Нектарей про того Феодосия сказывал, что он человек честной и доброй и в православной хрестьянской вере крепок и непоколебим.

А гораздо-де его Феодосия знает и ведает про него больши его Нектария келарь Аникей, /32/ лет с 15 и больши. А посылали де... из Ерусалима патриархи, прежней патриарх Софроней да нынешней Феофан (В рукописи “Феодосей”, что противоречит дальнейшему) для милостины. И он... отпускал в Ерусалим... Феофан к нему в Грузи прис... брал милостины пошол назад. А [Феофана] патриарха правожал до Цари-города, а ис Царя-де города отпустил его патриарх Феофан назад в Грузи для милостины. И как-де наступил на грузинскую землю шах, и он-де замешкался при царе Теймуразе. А у горы-де Голгофы не кон н... нет. А ведает патриарх [Фео]фан. /33/

И 132-го марта в 24 де, по государеву (т) М. Ф. указу, спрашивая С[паса Но]вого (Срав, Белокуров Р, стр. 15 и 16) монастыря келарь Оникей про архиепискупа Феодосия, которой приехал ныне от Теймураза царя, знает ли он, где и сколь давно он в архиепискупы поставлен, и хто ево ставил, и в православной христьянской вере он крепок ли. [67]

И келарь Оникей сказал, что он Феодосия... знает, а родом он грузинец... епискуп, а не архиепискуп. [И как]-де вь епискупы... грузинской католик... в грузинской земле всему ду[ховно]му чину и всем хрестьяном... человек. А как-де он вь епискупы поставлен, и тому ныне лет з 20 и больши.

И приезжал-де тот епискуп Феодосей вь Ерусалим ко гробу посподню и к патриарху Софронию. /34/

И ныне он жив в своей земле в Кизиках. А властей под ним архиепискупов и епиекупов больши 25-ти властей. А ставленные-де грамоты с ним нет.

А владеет-де ныне всею грузинскою землею шах. А посажен у нево [в грузинской] земле начальной человек Бей-Кар хан... дал за него шах карталинсково царя Юрьеву дочь Олену. А первее был шах женился на ней сам. А выдал-де ее за то, блюдясь от нее порчи.

А хрестьянской-де веры шах вь их грузинской земле не нарушает ни в чем, монастыри и церкви и попы по-прежнему. А велел-де всем владеть царице Олене, которая была за ним, а ныне выдана за Бей-Кар хана. А велел ей грузинскою землею владеть по тому ж, как и отец ее владел.

Да архиепискуп же сказал, что он [был] в Москве преж сево при царе Ф[еодоре]. А приходил из Ерусялима [з Голго]фы сь епискупом голгофским [Епи]фанием, а с ним вместе [приходил] /35/ от патриарха Ерусалимсково от Софрония архимарит Дамаскин да Савы Свешенного келарь Дамаскин же и старцы бить челом государю о милостыне. И царя Феодора не стало при них. А отпущены они в грузинскую землю при царе Борисе.

Да с архиепискупом же приехал вместе святые горы офонские Симо-Петра монастыря архимарит Арсекей, и грамоты с ним от царегородцкого патриарха от Кирила из святые горы к государю и к государю патриарху есть. А послан бити челом о милостыне, что у них [монастырь] выгорел. Да с [68] ним же грузинской старец архидьякон Кирил..- пристали к нему боев...

А людей с ним [архиепискупом] 4 человеки: 2 человеки грузинцы, Михайло да Василей, а 2 человека гречан, Кир да Фома. Да с ним же вместе казак донской, греб у нево з Дону и до Воронежа в судне, а он ему давал наем, а от Воронежа ехал с ним.

А из святые-де горы Голгофы он давно... /8/

132 г. апреля в 8 де указал (т) М. Ф. быти у себя у государя нд дворе на приезде голгофскому архиепископу Феодосию да архимариту Арсению да архидьякону Кирилу. /36/

132-го апреля в 20 де [указал] (т) М. Ф. быти у себя государя [на дворе] святые горы Голгофы-архиепископу Феодосию да святые афонские горы Симо-Петрского [монастыря архи]мариту Арсению да архидьякону Кирилу да синайские горы архидьякону Неофиту да старцу Паисею, архиепискупу Феодосию и архимариту Арсению и архидьякону Кирилу на приезде, а [синайскому архидьякону и старцу на [отпу]ске.

Далее на этом листе и на лл. 37-39, 127 и 126 идет обычное описание церемонила приема Феодосия, Арсения и Кирила у царя. На этом приеме их «являл» царю посольской думный дьяк Иван Грамотин. Архиепископ Феодосий благославил царя крест золот с каменьи и с жемчюги с мощми. Кроме того, царю поднесли “поминки”: Феодосий—торчь оправлен золотом... узду серебрену золочену с паперски; Арсений—мощи святые Марии Магдолини... вые руки. За этим описанием церемонила на л. 40 следует.

|40| А наперед указал государь архиепископу Феодосию быть на Казенном дворе у думного дьяка у Ивана Грамотина для тайново роспросу—что с ним к государю и к государю светейшему патриарху [69] тайной приказ от Теймураза царя сверх грамот? И того дни архиепискуп Феодосей у государя на дворе был, а наперед был один на Казенном дворе у думного диака у Ивана Грамотина. И по государеву указу, думной диак Иван Грамотин архиепискупа Феодосия о тайном приказе, что с ним к государю и к государю святейшему патриарху от Теймураза царя грузинского тайной приказ сверх грамот, роспрашивал. А в роспросе архиепискуп Феодосей думному дьяку Грамотину сказал... /121/

 

Перевод з греческие грамоты от грузинского Теймураза царя, что пишет ко т. и богословие, до начала следующего за этим листом л. 27; далее на л. 27 следует. /27/

Еще, благочестивый самодержец, великий 27 царь, писал есмь к великому [твоему царствию] с некоторым чернцом, имянем [Харитон] о деле, о земле своей для пос... скорым делом известити. И послал есми, како подобает, достойно к лицу з грамотою к царствию твоему. Лучилося век... и поспешествуючи от смуты, что на... шла, послал есми грамоту с тем с... И потом от него прияхом о бозе посланную честную твою грамоту и благодарил« величию царствию твоему, сколько к нам написал, и для честныя твоея грамоты, что еси послал. К шаху много нам добро показалося. А дьявол что непокоривый богу, такоже и он повеления твоего и грамоты не послушал и дружбы твоей не попомнил, да отступит от земли нашей.

А мы благодарим тебе и челом бьем, как еси самодержавный и великий царь и люби[мый]..., и для того, посоветовав, послали к державе к великому царствию т[воему]... йшего и достойного преосвященного... от чесного животворящего креста от... /28/

А мы, как раби твои возлюбленнии, и вся земля наша да будем... великого царствия. И для того ведомо ти буди, самодержавный царь, что той [70] нечестивый шах умалился и смирился для в... ств, что на него пришли, и от инуды многие и о... себя. А про то про все ...[при]шли грамоты, и нам... что ни учинилось над шахом. И для того и мы дерзаем и того ...ся, елико по силе своей... в первых помощию [всесильного] Бога, вторые глаголем... и возвышаем великую... царствия твоево, да при... помощ милосердия твоево, яко царь еси наш, да нам поможеши, как ти пишем, и ты как произволишь. А мы больши того турского помощи агарянские не хотим да и не надеемся нам;, разве от царствия твоево жадаем. А мы вси есми рабы твои, и вся земля буди царствия твоего, о том тебе извещаем и поведаем и челом бьем. И... да нас услышишь да не... /31/ Ахмат и даша на... и да покоимся еще по... об нас единова и дв... билися и ничего не учи... И видя, что ничего не учи... ство по прежнему от смут умалелось, и себе не могут пособить, не токмо нам дати помощи. А мы, как благочестивые и православные веры, для благочестия и любви господа бога и спаса нашего Исуса Христа, присудили есмя, да припадем молити и просити самодержцу великому царю... вернейший и пра... царь великие державы... державного царствия... услышишь нас, и имеем помощника в нужи своей и воиз... /29/ и приими его против нашего лица и для некоторых тайных речей, которых не достойно в сей грамоте писать. И он может известить и рос... в тайном месте пред держав ...великости царствия про нас и про шаха. И он есть льстец и лукав еще и нас оманул ласкою и показуючи нам многую дружбу и любовь лицемерием, потом втайне нечаемо пришел на нас и нас изогнал из нашие земли. И вышли есмя ис царствия своего пленны и не имея где прибегнути ото омрачения скорого, что на нас при... потом приидох... скую землю и нас про... /30/ что на нас взошло ино... что роботали величию царствию твоему для ради любви [71] господа нашего Исуса Христа, приклоняяся моли... аки прежние были праотцы наши Лев царь и Олександр и Давид отец мой с прежними цари и самодержцами в той державе московского государства, впервых благочествый царь Иван, потом Феодор царь, тем же обычаем молю ти, да будем под державою царствия твоево поклонники достоинии, мы и вся земля наша. И како нам повелишь... готовы к величию и к с[час]тию державы великие [величе]ствия твоево, тако бы свободил землю нашу всю от агарян от дер[жа]вы царствия твоего, како...лиш, челом бью, рать ли нам дашь на помощь или казну н... для благочестия и право...и для любви господа нашего Исуса Христа и спаса бога. И будешь прияти от вседержителя бога венец многодетный и великое достоинство для православия от человек царствующих и вельможествующию сла... /14/

132 г. майя в 31 де в. г. святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии указал быти у себя у государя на дворе из Ерусалима святые горы Голгофы архиепископу Феодосию да архимариту Арсению да архидьякону Кирилу.

А послати по них на подворье и ехать с ними в город приставу их Понтелею Чирикову да греческому переводчику Ивану Селунскому. А лошеди под них послати и... конюшни с смирными ...рые.

А как архиепискуп и старцы поедут в город, и в то время стояти в городе на площади и у паперти... стрельцом всех приказов без пищалей. А на дворе у государя святейшего патриарха по деснице и на переводах] быти подьячим всех приказов в... платье. /15/ А в сенех пред Крестовою сидети дворяном и дьяком и гостем в золотном платье.

А в. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии сидети в [72] Крестовой полате в больших саженых ризах и в клобуке большом и з золотыми дробницами и с крестом.

А от государя святейшего патриарха по левой стороне сидети (Это слово в рукописи пропущено) Влади... Крутицкому митрополиту Ионе да архиепископом С... Киприяну да Нектарию да архимариту Чюдовскому Иосифу. А под ними сидети боярину Василью Петровичю Морозову да патриаршу боя[рину] Володимеру Тимофеевичю [Долгорукому] да думному дьяку Ивану [Грамотину]. А по другой стороне сидети архиморитом: Спаского монастыря Иосифу, Симоновскому Левкею, Ондрониковскому Саватею, Богоявленскому игумену Илье, архидьякону Деонисию, казначею Сергию Лодыженскому. /16/ А на лавке у дверей сидети государевым святейшего патриарха приказным людем.

А полате быти насланой коврами, а над государевым патриарховым [местом] побити бархаты черв[чаты].

А как архиепискуп и архимарит и архидьякон пойдут на государев на патриарш двор и войдут в сени, и встретить их от государя святейшего патриарха, вышед из малых сеней, в больших сенях Богоявленскому игумену Илье да государеву патриаршему казначею старцу Сергию Лодыженскому, а молыть:

Великого государя (т) М. Ф. по плотцкому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец в. г. святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии велел тебя архиепискупа Феодосия для почести встретить нам богомольном своим Богоявленскому игумену Илье да казначею старцу Сергию. /17/

И архиепискуп их благосло[вит].

А пред полатою в сенцах... встретить Симоновскому архимориту Левкею да архидьякону [73] Деонисью. А речь говорить против то-во ж, как и в первой встрече, и итти обеим встречам в полату перед архиепискупо[м].

А как архиепискуп и архимарит и архидьякон войдут [к свя]тейшему Филарету Никитичи московскому и всеа Русии в полату, и явити их государю святейшему патриарху челом ударить думному дьяку Ивану Грамотину, а молыть:

В. г. святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии, из Ерусалима от святые горы Голгофы архиепискуп Феодосей да святые афонские горы Симо-Петра монастыря архиморит Арсеней да архидьякон Кирил вам в. г. святейшему патриарху челом ударили. /18/

И государь святейший патриарх б[удет] говорити «достойно» и благословит архиепископа и архимарита и архидьякона, по обычаю, стоя. А они целуют его государя святейшего патриарха в руку и в клобук.

А после того спросит архиепископа и архимарита и архидьякона государь святейший патриарх о спасении сам. И архиепископ и архимарит и архидьякон на его государском святительском жалованье бьют челом.

А после того подаст архиепископ государю святейшему патриарху от грузинского Теймураза царя грамоту. И государь святейший патриарх спросит о Цареве здоровье, встав, а молыт: Теймураз царь по здорову ль. И грамоту велит [принять] посольскому думному диаку Ив[ану Грамотину]. А после того подаст грамоту [архимарит] Арсеней от монастыря, и грамоту примет Иван [же]. /19/

И велит государь святейший патриарх архиепископу и архимариту сесть на ско[мейку]. А скамейке быти середи полаты...

А после того явити государю патриарху от архиепископа и от архимарита поминки, а молыть: [74]

В. г. святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии, голгофской архиепископ Феодосей челом бьет тебе великому государю:

Крест воздвизальной пиксусной, обложен серебром, а на нем вырезаны 12 праздников господних с пророки, эмирна, четки янтарные черные, ладан черной.

Святые афонские горы Симо-Петрского монастыря архимарит Арсеней челом [бьет]:

Панагею золоту, а в ней... и и животворящего креста... святая вода иерданская.

И в. г. святейший патриарх дары велит приять.

А после того явит архиепископу и архимариту и архидьякону государево патриарше благословение и жалованье посольской думной диак-Иван Грамотин, а молыт:

Архиепископ Феодосей, в. г. святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии благословляет и жалует тебя своим государским святительским жалованием:

Образ преподобного отца Варлама Хутынского чюдотворца, ковш серебрян, камка куфтерь, сорок соболей, 20 рублев денег. /21/

А после того явит государево патриарше благословение и жалованье архимариту и архидьякону; архимариту: образ святей великомученицы Екатерины, обложен серебром, сорок соболей, камка, 15 рублев денег; архидьякону: образ Дмитрея прилутцкого чюдотворца, обложен серебром, сорок куниц, камка, 14 рублев денег.

А после того, по государеву патриаршу приказу, посольской думной диак Иван Грамотин скажет архиепископу: /22/ которую грамату подал еси нам от грузинского Теймураза царя, и мы тое грамоту велим перевесть и выслушаем, № ответ тебе на то... учинить иным вре[менем]. [75]

А после того сказать архиепископу и архимариту и архидьякону государево патриарше жалованье, в стола место корм еству и питье, и отпустить на подворье.

А на отпуске их государь святейший патриарх благословит по-прежнему. А встречником провожать по-прежнем. /23/

 

Перевод з греческие [грамоты, что] пишет к в. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии грузинской Теймураз царь в нынешнем во 132-м году майя в 31 де з голгофским епискупом [Феодосием].

/24/ Богословие—до начала л. 24; далее на л. 24 следует Яз царь загемский [Теймураз] иверские земли, сын [Давида] царя, благочестив и по... целую десиую твою руку, [на]деяся на нее, святый владыко, и челом бью о многих своих нуждах и о себе, и что на меня взошли, и что надо мною сталося, как есть неверный, аки дивий зверь, и лукавый и злонравный оманными лес[т]ними ласками, и нас [ома]нул, показал был [свою] дружбы и любовь, потом аки... к дикий обесчестил, пришел на нас да изогнал из места нашего. И вышли есми, аки пленны, ис царьствия своево и от бояр своих, и дія [того] II не имели есмя где до... бегнуть от страха агарянского. И мы прибегли в турскую землю к царю к Ахмет салтану. И он нам дал место и помочь нам давал нам рать свою одинова и дважды.

И билися для ради нас, а ничего не учинил. А мы от царства их не хотим ничего разве [при]бегаю к самодержцу [хресть]янскому к великому самодержавному царю к сыну твоему московскому и всея Русии да к святительству твоему и к [великому ти достоинству [твоему], аки к отцу милосердому г[осударю хрест]ьянскому, аки образу господу богу и спасу нашему Исусу Христу. И для [76] того посылаю к великому вашему величеству к святительству /110/ твоему и самодержавному царю сыну твоему. И молим вам и величаем сына твоего великого царствия его, да имею помощь и милосердие со всем своим войском, как есте сердечные начальники наши, святительство твое, також и многолетный самодержец великий царь сын твой для любви господа бога и спаса нашего Исуса Христа сына и слова божия и для ради православия и благочестия. И мы все и вся наша земля да будет царствия вашего раб[от]ники ваши. Аще... стаетца земля наша из агарянских рук, да будем как есть... /112/ и для ради любви его православные християнские веры, да умилосердится и утвер... у пресветлейшого [само]державного у великого государя у царя, да нам поможет, как производите, ратью [или] казною нам в помощь... времени. И яко слыш[но] и от грамот, яко нечестивый шах Аббас усмирил себя вельми и умалился от воинств, что на него взошли. А сказывают его что побили индеяне и для того времяни яз собираюся, близ бо есть время на него божиим изволением и помощию бога вышняго во вторые... вим прес... /26/ нас, да помози нам... Христовой для благочестивые православные веры всех... да будеши ныне к нам... человеколюбцу богу и вс... тельницы его матери... державы царствия т[воего]. По сем бог мирный по... самодержцом царем... стьти мирное многолет... любезное да будеши з... ими по старости пред богом всехвальными и блаженными цари с благочестивым и со крестьянским царем и равноапостальным Костянтином и с царицею сь Еленою и иных православных царей, одесную спаса бога нашего Исуса Христа. Не забуди нас, челом бьем. Буди здрав во веки. Аминь. Лета от Рождества Христова 1623-го марта в 16 де. /116/ [77]

В прошлом во 130-м году на Успенев день пречистые богородицы был на Троецком подворье у архиепискупа Нектария угорский митрополит Иеремея для исповедания и причастия святых тайн, по ево челобитью. Дальше до середины л. 118 идет справка о церемониале поездки угорского митрополита к архиепископу Нектарию и об обеде у этого последнего после причастия, и за тем с середины л. следует

/118/ А ныне бьют челом государю о том же голгофский архиепискуп Феодосей да святые горы Симо-Петра монастыря архимарит Арсеней да архидьякон Кирил, чтоб их государь пожаловал, поволил для исповедания и причастия святых тайн быти у архиепискупа Нектария на Троецком подворье. А что для их послать корму и питья, и о том что государь укажет.

/52/ Государь (т) М. Ф., холопи твои Васка Коробьин, Остатка Кувшинов челом бьют. По твоему (т) М. Ф. указу и повелению, государь, и по благословению отца твоего в. г. нашего святейшего патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии, в прошлом в 130-м году генваря в 21 де, как были мы холопи твои у персидцково Аббас шаха в первом приезде, говорил нам холопем твоим шах: преже сего брат мой великий государь ваш писал ко мне и с послы своими приказывал о грузинской земле, чтоб мне ее не воевать. И грузинской Теймураз царь дал мне в закладе мать свою да два сына на том, что было ему к недругу моему к турскому царю не отъехать. И Теймураз Царь солгал, покиня мать свою и дети, отъехал к опчему нашему недругу к турскому царю и ныне у турсково. А земля Теймураза царя и городы все и люди... и мать Теймураза даря и два сына и ныне у... с вами от брата моево от великого государя… и о Теймуразе царе ко мне что писано... с вами [78] есть ли? И мы, государь, холопи твои [ему]... от брата твоево от в. г. нашего (т) М. Ф. и от его ц-ого в-ва грамота к тебе в. г. о Теймуразе царе и о иверской земле с нами прислана, и речью нам от брата твоего от в. г. от его ц-ого в-ва тебе в. г. Аббас шахову величеству говорить наказано. А тово, государь, брат твой в. г. наш его ц-ое в-во не ведал и в Теймуразе царе того не чаял, что он у турсково царя. И шах, государь, нас холопей твоих попросил твоей государевы грамоты. /53/ И мы, государь, холопи твои шаху говорили: тепере, государь, тое грамоты с нами нет, приехали к тебе в. г. Аббас шахову величеству з большим делом в. г. (т) М. Ф. его ц-ого в-ва здоровье тебе в. г. сказать, а твое Аббас шахова величества здоровье видеть. А как, государь, изволишь нам опять своего величества очи видеть, и мы тое брата твоего в. г. грамоту тебе в. г. подадим и, по веленью брата твоего в. г., речью говорить будем. И шах, государь, нам холопем твоим говорил: буде брату моему в. г. грузинская земля надобе, и я ему в. г. за нее не стою. И Теймураз бы царь от турсково ехал, и я брату своему в. г. не постою не токмо за Теймуразово царство, и за свое царство не стою. И мои городы Дербен, Ширван, Шемаха, Бака подошли... отчине, и я и за те городы брату своему в. г. не стою, да не токмо за [те городы], и за все свое государство брату своему [великому] государю не стою. А к Теймуразу царю вы... же пошлите с тем, чтоб Теймураз от турскова ехал (Слова «ехал» в рукописи пропущено), а я Теймуразу для брата своего в. г. царство ево и мать и дети и городы и люди отдам. И буде он вашей присылке не поверит, и я своево человека с вашею посылкою к Теймуразу пошлю, и напишу к Теймуразу, чтоб он от турсково ехал. А я ему, для брата своего [79] в. г., царство его, мать и дети и люди отдам. И мы, государь, холопи твои шаху говорили: мы, государь, без ц-ого в-ва ведома по Теймураза царя послать не смеем, от брата твоего от в. г. от ц-ого /54/ в-ва с нами о том не наказано. И шах, государь, нам холопем твоем говорил: коли вы без государева повеленья по Теймураза послать не смеете, и вы скажите брату моему в. г., чтоб государь к Теймуразу от себя послал свою грамоту, чтоб Теймураз царь от турсково ехал. А я для брата своего в. г. Теймуразу царство его и мать и дети отдам. Да Ведаю-де и сам, что турской царь брату моему в. г. недруг, через ево землю брату моему в. г. послать к Теймуразу нельзе. И брат бы мой в. г. ваш ково с своею грамотою прислал ко мне, а я з государевою грамотою свою грамоту и человека к Теймуразу пошлю, чтоб от турсково он ехал. И мы, государь, холопи твои шаху говорили: мы, государь, в. г. его ц-ому в-ву то твое в. г. слово известим, и в том волен бог та в. г. наш (т) М. Ф. его ц-ое в-во. И февраля, государь, в... [де были] мы холопи твои шаха у стола и падали]... грамоту о грузинском Теймуразе царе (и о грузинской земле шаху я холоп твой в... говорил, как в твоем государеве наказе [написано]... И шах, государь, нам холопем твоим про грузинск[ую землю] и про Теймураза царя сказал то ж, что и в первом] приезде говорил. А про башиочюжского, государь, и про гурельского царей шах нам холопем твоим сказал: я их и не знаю, рати на них и войны не посылывал и н[ыне] войны на них не посылаю, и вперед мне до них дела нет. А в Оштрефе, государь, были мы холопи твои у шаха у стола, и после, государь, стола шах объявил нам холопем твоим Теймуразовых детей Олександра да Леонида. И в те, государь, поры и на отпуске /55/ шах нам холопем твоим говорил и к тебе в. г. с нами холопи твоим приказывал: преже сего я вам говорил и ныне к [80] брату своему к в. г. с вами приказываю и с послы своими в грамоте пишу, чтоб Теймураз от турского ехал, а я для брата своего в. г. Теймуразу царство его и мать и дети отдам. А слова я своево не отопруся, помню, что преж сего вам говорил. И ныне к брату своему к в. г. с вами приказываю то ж: не токмо за Теймуразово царство, и за свое царство брату своему в. г. не стою.

Да шах же, государь, нам холопем твоим говорил в первом приезде и в ыных приездех: взял я в ыверской земле Христову срачицу, в которой Христос распят, И как Христа жидовя распяли и на кресте ударили ево копьем в ребра, и та кровь на той срачице и ныне знать. И хто помолитца с верою и к той срочице коснетца, и того Бог помилует, от той срачицы исцелеет, а хто придет без веры, а к той срачице коснетца, и у тово тотчас очи выпадут. И ныне я тое срачицу посылаю к брату своему к в. г. и к отцу ево и своему отцу к в. г. патриарху с своими послы. [А великий-де] государь патриарх святитель великой бр[ату моему] великому государю отец и мне отец [же станет за государя бога] молить и мене во святых своих [молитвах к богу помянет. А присылали-де ко мне из ыных хресть]янских государств для тое Христовы срачицы, и яз-де ее [для их великих государей] нигде не дал. Я-де во Христа и в пречистую [богородицу верую]. А хто во Христа и в пречистую богородицу не верует или которое слово молвит хульное, и тово-де и ро[д ево надо]- бе вес зжечь. И как-де ево станут жечь, и хто, [мимо] идучи, на нево дров полено кинет, и тот [бу]- дет свят. И мы, государь, холопи твои шаху говорили: бог тебе в. г. известил ясно, проведаешь веру христианскую. А что посылаешь к брату своему к в. г. нашему (т) М. Ф. к его царь/56/скому в-ву и к отцу ево к в. г. нашему превысочайшему святителю патриарху Филарету Никитичю московское [81] му и всеа Русии такие поминки, и те поминки брату твоему в. г. нашему его ц-ому в-ву и отцу ево в. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии будут радостны и приятны. И спрашивали, государь, мы холопи твои шахова посла Урусун-бека: откуда к вам в Грузи Христова срачица пришла и сколь давно и где у вас в Грузех та Христова срачица по ся места и у ково была, и коими обычаи шах ее сыскал. И Урсун-бек, государь, холонем твоим сказал: слышел я, что в Грузех та Христова срачица была у митрополита заделана в кресте, и шах ее сыскал и послал к государю.

Да впервом же, государь, приезде шах нам холопем твоим говорил: есть люди брата моево в. г. в моем государстве, а [по]купали их мои люди у кумык и у чер[кас, а иные] выходят ис турской и из бухарской земли... [бусур]манились. И я брату своему [великому государю ва]шему за тех людей не ст[ою]... отдавать. А которые будет и[з них и обусурманились], и я им дам волю — хто хочет... [в бусур]манской вере, тот живи, а хто хочет итти [к брату] моему к в. г. тот и иди. [И мы] холопи твои шаху говорили: то твоя в. г. к брату твоему к в. г. нашему к его ц-ому в-ву сердечная любовь явитца, что ты в. г. тех пленных людей собою в. г. свободных учинишь. И услыша, государь, меж твоего ц-ого в-ва /57/ и Аббас шахова величества братцкую любовь, что шах отпускает к тебе в. г. пленных людей, и те, государь, пленных люди Ыспогани приходили к нам холопем твоим с вольными грамотами, которые отволились в шахове земле, а иные, государь, вышли из бухарской земли с вольными ж грамотами. И мы, государь, тех людей к себе имали и из Ыспогани, государь, тех пленных людей взяли мы холопи твои с собою к шаху. И как, государь, мы холопи твои у шаха были на отпуске, и мы, государь, холопи [82] твои шаху говорили: как, государь, мы были у твоего Аббас шахова величества в Ыспогани, и ты государь, любя брата своего в. г. нашего (т) М. Ф. нам говорил: которые руские люди запроданы в твою государеву землю, а иные выходят в твою государеву землю ис турской и из бухарской и из ындейской земли, и хто похочет итти к брату твоему к великому государю, и ты, государь, тем людем всем дал свободу итти на Русь. И мы, государь, то твое в. г. Аббас шахова величества слово, пис[али к бра]ту твоему к великому государю. И слыша [меж] вас великих государей братственную [любовь], те пленные люди, приходя... [отво]лились, приносят к нам свои вольные грамоты, [а ины]е и без грамот приходят к нам. И ты, великий государь, о тех пленных людех как укажешь, ко[му] велишь их вольных грамот дозрить, и по пр... своему государеву слову к брату своему к в. г. их отпустишь, или, государь, в своем государстве велишь им быть. И шах, государь, нам холопем твоим говорил: что я вам говорил в Ыспогани, то [говорю] и ныне: которые руские полоненики учнут приходить с вольными грамотами и без грамот, /58/ и вы тех полонеников к себе емлите и к брату моему к в. г. в его царство отведите. И приказал, государь, шах Исуп-хану которые руские полоненики к послом учнут приходить, и тех им всех отдавай, и вели их купчине Мемеселею посадить на мою бусу. Да шах же, государь, молвил нам холопем твоим: достальным руским полонеником приказывайте, чтоб приходили ко мне, а я их к брату своему к в. г. стану отпущать на своих бусах. И мы государь, холопи твои тех полонеников, которых шаху обявляли, к тебе в. г. из Фарабату и из Шемахи, что собрали в Шемахе, послали в твою государеву отчину на Терек и в Асторохань. И с собою, государь, мы [83] холопи твои привезли на Терек детей боярских и детей боярских жен и всяких людей 87 человек.

Да будучи, государь, мы холопи твои в Кизылбашех, в твою государеву в оружейную казну купили и зделали шит да наручи булату красново и полосы сабельные булатные и копья и железца стрельные и ножи и стволы пищальные ковали и булату индейсково, что добыли, и гзов и замш турецких и теникору, чем булат сваривать, и заку, чему на булате наводить краска, купили. Да мы ж, государь, холопи твои в твою государеву казну купили два вьюка шол[ку]... да крашеново 75 ан- сыр... и все везем к тебе в. г. с собою... [А в Ош]трефе, государь, после того, как нас холопей твоих шах от себя отпустил, взял у нас холопей твоих часовника Ганку Титова и оставил у себя. А приказал, государь шах к нам холопем твоим, что ево оставил у себя для часовые поделки. А [как]- де часы поделает, и я-де его отпущу к брату своему к тебе в. г. в Асторохань или на Терек. Да сказывали, государь, нам холопем твоим, что писал к тебе в. г. шах с своими послы, чтоб ты в. г. прислал к нему слюды да оконничных мастеров далать в ево в полатах окончины.

На обороте л. 52. (т) М. Ф. 132 г. июня в 27 де с толмачем сь Юрьем Бурнашовым.

Чтена.

Выписать. Говорить о том з грузинским послом и спрашивать ево о Христове срачице. (Вся эта отписка Коробьина и Кувшинова напечатана— Белокуров Р, стр. 37-43. Лакуны и неразборчивые места на лл. 55 и 56 (в сообщении о “Христовой срачице”) настоящей рукописи восстанавливаются по печат. Там же, стр. 13-16, выписке из этой отписки) /48/

А что к государю от архиепискупа Феодосия 48 подарков, и тому, по памяти с Казенново двора, цена: /49/ [84]

Голгофской архиепискуп Феодосей государя благословил и челом ударил:

Крест золот с мощми, в гнездех у креста яхонты и искорки лаликовы и бирюскн и зерна жемчюжные скатные. Цена каменью и жемчюгу и золоту 50 рублев.

Хонжар булатной, черен и ножны оправлены: в золоте, в черену и в ножнах яхонты червчаты и бирюски и изумрудцы и искорки яхонтовые червчаты. Цена 80 рублев.

Муштук и напереть и ошеек, высеребрены, золочены. [Цена 30 руб]лев.

И всего на 160 рублев.

Указал государь дать ему своего госудерева жалованья: 40 соболей 70 рублев, 40 соболей 60- рублев, 2 сорока по 50 рублев, сорок 40 рублев, сорок 30 рублев. /50/

В. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии челом ударил голгофской архиепискуп Феодосей:

Крест воздвизальной пиксусной, обложен серебром, а на нем вырезаны 12 празников господних с пророки. Цена 30 рублев.

Змирна. Четки антарные черные, не ценены. Ладан черной.

Афонские горы Симо-Петра монастыря архимарит Арсеней челом ударил:

Понагею золоту, а в ней древо животворящего креста господня. Святая вода иерданская.

И всего 32 рубля с полтиною.

Указал государь дать 40 соболей, 55 рублев, в приказ. /59/

 

И 132 г. июня в 4 де... указал (т) М. Ф. быти у себя государя на отпуске гопгофскому архиепискупу Феодосию да святые Офонские горы армимариту Арсению да архидьякону Кирилу. [85]

И в тот день архиепискуп Феодосей и архимарит и архидьякон у государя были. А посыланы по них на подворье и ехали с ними в город пристав их Понтелей Чириков да переводчик Иван Селунской. А лошади под них с смирными седлы посланы з государевы конюшни.

А в городе в то время были стрельцы всех приказов без пищалей в [золот]ном платье.

А приехав, архиепискуп [Феодосей] ссел с лошади против ворот [Казен]ново двора, а архимарит и архидьякон у Посольские полаты. И шол архиепискуп на Казенной двор в полату к думному дьяку к Ивану Грамотину, а архимарит /60/ и архидьякон в Посольскую полату и дожидалися по себя присылки в Посольской полате.

А как архиепискуп пришел на Казенной двор в полату, и думной дьяк Иван Грамотин встретил архиепискупа, вышед из за стола немного, и принял от него благословение и велел архиепискупу сести. А посидев немного, говорил думной дьяк Иван Грамотин с архиепискупом: /63/

Приезжал еси к в. г. нашему (т) М. Ф. к его ц-ому в-ву из Ерусалима от святые горы Голгофы и животворящего креста монастыря бити челом о милостыне да привез с собою к (т) М. Ф. и к отцу его в. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии от грузинского Теймураза царя грамоты. А в грамоте Теймураз царь к (т) М. Ф. писал, что послал он к его ц-ому в-ву от чеснаго и животворящего креста от Голгофы тебя архиепискупа Феодосия для некоторых тайных речей, которых ему недостойно в грамоте писати. А велел /64/ тебе про то в. г. его ц-ому в-ву и отцу ево в. г. святейшему патриарху [изве]стить речью. А сам Теймураз царь от шахова гонения отшел в турскую землю и просит у ц-ого л-ва того, чтоб ц-ое в-во, видя его от шах во [86] изгнании, учинил (В рукописи «учинить») ему на шаха помочь ратным людьми или казною. А от турского он помочи себе мимо в. г. нашего не хочет. И хочет он Теймураз царь со всею своею грузинскою землею быти под в. г. нашего ево ц-ого в-ва высокою рукою. А к в. г. святейшеми патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии Теймураз царь в грамоте своей писал о том же, чтоб ему в. /65/ г. к сыну его к (т) М. Ф. о Теймуразе царе быти милостивым печальником.

И в. г. наш (т) М. Ф. и отец его в. г. святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии вел[ели ска]зати, что преж сего присылал к в. г. нашему его ц-ому в-ву Теймураз царь игумена Харитона, а с ним писал к ц-ому в-ву, жалуючися на шаха Абаса в его неправдах. И в. г. наш его в-ое /66/ в-во, жалея Теймураза царя и для истинные православные христьянские веры, к Аббас-шаху писал и не однова, чтоб шах грузинскому Теймуразу царю никаких неправд не делал и земли б ево для ц-ого в-ва не воевал. А последнее писал к шаху с посланники своими с Васильем Коробьиным да з дьяком с Остафьем Кувшиновым, и сь его шаховыми послы и с посланники наказывал, чтоб шах, ведая то, что иверские цари и вся иверская земля преж сего были под державою великих государей царей и великих князей российских, и вера православная в грузинской земле была греческая, и шах бы для его ц-ого в-ва на государя вашего Теймураза царя и на его иверскую /67/ землю наступати и войны и тесноты никакие чинить им не велел. А будет... меж их с шахом ссора и нелюб... и шах сослался сь ею царск[им] в-вом.

И ныне писали (т) М. Ф. его ц-ого в-ва посланники Василей Коробьин да диак Остафей Кувшинов, что оне у шаха были и государеву [87] грамоту о Теймуразе царе шаху подали и речью по ц-ого в-ва никазу говорили. И шах-де, выслушав ц-ого в-ва у послов речи, про государя вашего Теймураза царя и про иверскую землю сказал им, что Теймураз царь дал ему шаху в закладе мать свою да два сына на том, что было ему к недругу ево к, турскому царю не отъехать. И Теймураз-де царь в том слове не устоял: покиня мать свою и дети, отъехал к турскому, и ныне у турскова. А земля-де Теймураза царя и городы все и люди за ним, и мать Теймураза царя и два сына и ныне у него. И детей Теймураза царя Олександра и Леонида царевичей ц-ого /63/ в-ва посланником казал. И будет в. г. нашему его ц-ому в-ву грузинская земля надоб... а от бога в. г. нашему за... и Теймураз бы царь от н... и мать и жену свою взял и... государстве по прежнему. И говори... ц-ого в-ва посланником, чтоб... послать от себя ис Кизылбаш к [Теймуразу] царю с тем, чтоб от турсково ехал к нему безопасно, а для в. г. нашего его ц-ого в-ва Теймуразу царю жену и дети и городы и люди отдаст. И ц-ого в-ва посланники шаху говорили, что они без ц-ого в-ва ведома по Теймураза /69/ царя послать не смеют. И шах им говорил, чтоб они речи ево шаховы донесли до в. г. нашего его ц-ого в-ва. А коими обычаи у шаха с Теймуразом царем учинилась недружба, и на чем Теймураз царь дал шаху мать свою и детей в заклад и как отъехал к турскому, и про то великому государю нашему преж того было неведомо. /70/

И как будешь у Теймураза царя, и ты ему 70 ц-ого в-ва любовь и жалованье извести. И то... говорил государевым посланником к... А Теймураз бы царь о том се[бе] помыслил, как ему вперед... с шахом, и как ему своего... и матери своей и детей до[сту]пати, и мочно ль ему в том шаху верити, что говорил шах об нем с посланники ц-ого в-ва, и к нему ехати. А то Теймуразу царю ведомо [88] и самому, что прежние вликие государи цари росийские и ныне в. г. наш его ц-ое в-во по ся места с шахом были в ссылке и в любви, и неоружбы меж их государей /71/ никакие не бывало. И ныне ц-ое в-во о Теймуразе царе выжидает подлинново ответу от шаха. А казною ц-ому в-ву помочи ныне Теймуразу царю невозможно, потому что прежняя казна собранье великих государей царей росийских взята от недругов польских и литовских людей, и городи многие, которые были разорены, еще не построены. А вперед о том в. г. его ц-ое в-во се... как бы Теймуразу царю... в ево скорбех помочь учинить, желает тово, чтобы ему в ево государстве быти по-прежнему. /72/

И архиепискуп, выслушав у думново диака у Ивана Грамотина речи, бил челом (т) М. Ф. о государеве жалованье и встав говорил—что в. г ево ц-ое в-во призрел на Теймураза царя милостивно и писал об нем к шаху с своими государевыми послы и посланники и сь его послы и посланники писал и приказывал, чтоб шах Теймуразу царю никаких неправд не делал и землю ево не воевал, много челом бьет и вперед во всем на божью милость и на его государское заступленье и на помощь надеж[ен... А что] писали к его ц-ому в-ву его послы, слыша... чтоб Теймуразу царю... ехать к нему, и о том... свою взял, и быти бы ему... /73/ государстве по прежнему, и в том шаху никак верить не мочно, потому что шах лукав и оманчив. Наперед того, как шах еще грузинские земли не разорил, назвал был шах Теймураза царя себе сыном и учал быть к нему ласков и подарил был его коруною Хоздроя персково и говорил ему, что он при старости, а дети у него малы, и только ему случитца смерть, и его учинит на своем государстве в свое место государем. И он, смотря на его ласку, приехал был к нему с матерью и з женою и з детьми. А после тога учал [89] шах над ним умышлять, чтоб ево [убить], а землею ев о завладеть. И про то его умышленье учинилось [ему ведомо] от грузинца, что он ево хочет убить, [и он] от него ушел и прибежал... [турско]му. И ныне Теймураз[у царю] /74/ шаху никак ни в чем верить не 74 возм[ожно], потому что он лукав и бездушен и оманчив. А что ныне у шаха мать ево и дети, и то он положил на волю божью. Хотя матери ево и детем велит бог от шаха за православную христьянскую веру и смерть принять, и они примут мученическую смерть. А дети ево подбни будут трием отроком, пострадавшим от Находонсора царя. Да бил челом, чтоб в. г., по своему царскому милосердию, за него вступился и помочь ему от шаха учинил, как ему государю бог известит. А он окроме бога да его государя помощи себе не ищет ни от кого. /75/

Да думному ж дьяку Ивану Грамотину после тово с архиепискупом [велено говорити о тайном] деле. А записка тому... у Ивана Грамотина.

А после того говорил с архиепискупом: ведомо (т) М. Ф. и отцу ево государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии ото многих людей и от грек, которые приезжают к ним государем из греческие земли, что были в ыверской земле Христов хитон и срачица, в которой Христос был распят. И в. г. наш его ц-ое в-во и отец его государев в. г. святейший патриарх, жалуючи ево архиепископа и ведая то, что он человек христьянские веры и чину святительсково, велели ево о том роспросить, ведомо-ль ему о том, где тот Христов хитон и срачица в Грузех были, в царских ли сокровищах /76/ или в церковной казне и в каково месте лежали, и каков тот хитон и срачица были, и лучилось-ли [ему] самому то видать [и где ныне тот] хитон и срачица и какою [хитон] и срачица мерою и д[елом и в чем] тканы, или те сокровища взял в ыверской [90] земле Аббас [шах], и где они ныне; и иные святы ни еще ли в грузинской земле есть, или все шах разорил и все поймал и какие иные святыни поймал. А велели ево в. г. и святейший патриарх про то допросить для тово, что оне великие государи православной истинной хрестьянской вере рачители, и такие великие божественные святыни в мусульманских руках видети не хотят, а желают тово, чтоб им великим государем по своей вере к богу, проведав про то подлинно, та вся святыня доступити и видети в своих великих и преславных российских госудаствах. /77/

И архиепискуп говорил, что он уроженец грузинские земли и в архиепискупы поставлен давно, и про то, где был Христов хитон и срачица и иные святыни ведает. А прежде того были на Голгофе и в ыных местах, [где] Христос ходил на земли, устроили 12 монастырей... благочествые государи... а [Христов] хитон и срачица и иные святыни [устро]ены были на Голгофе в соборной [церкви Воскресенья Христова в сундуке]. И как-де грузинского царя [Симона], деда Теймуразова не стало, и он то все отказал сыну своему царю Давиду. И как де при царе Дариде учало быть грузинской земле от турского царя и от шаха и от иных земель гоненье, и царь Давид зделал был в карталинской земле блиско кумытцкой земли церковь каменую и в той церкви Христов хитон и срачицу и иные многие святыни /78/ поставил. И стояли в ней в сундуке же. А коли какая святыня понадобитца вынять, и ис того сундука святыни вынимали собором, а по одному без собору нихто в тот сундук не хаживал. А как-де при нынешнем Теймуразе царе шах грузинскую землю разорил, и Теймураз царь тот сундук [с Христовым] хитоном и с срачицею [и с ыными] святынями сыскал у бояри[на своего] и от того ему дал казны сво[ей много]. А в том сундуке [91] Христов хитон [да] и срачицы часть [да образ спасов] на убрусе, что послал господь к [Авгарю] царю на исцеление, да гвозди железные, чем прибит был Христос на кресте, и иные многие святыни.

И то-де все ныне у Теймураза царя, а у шаха-де никаких святынь нет. Только-де поймал шах в грузинской земле в разоренье по церквам много образов окладных, пелен и покров/79/цов низаных, сосудов церковных серебреных и золотых и иного церковново строенья много. А как-де, милостию божиею и государским милосердым призрением и помощью, Теймураз царь учинитца на своем государстве по-прежнему, и он-де ему [государю] за то не постоит [те все святыни пришлет к] великому государю (Разговор Грамотина с Феодосием о “Христовом хитоне и срачице” (лл. 77-79 настоящей рукописи), по другому списку — см. Белокуров Р.) /80/

А как архиепископа и архимарита позвали к 80 государю, и они шли с Казенново двора вверх Благовещенскою папертью да по крыльцу в середнюю Золотую палату.

А (т) М. Ф. в то время сидел в Золотой полате в своем царском месте в царском платье и в венце и в диадиме с скифетром.

А при (т) М. Ф. были бояре и окольничеи и думные люди в золотом платье и в черных шапках. А в сенех в проходных и по крыльцу были дворяне и дьяки, сидели в золоте, а дети боярские и подьячеи всех приказов стояли по крыльцу в чистом платье.

А как архиепископ и архимарит и архидьякон вошли к государю в полату, и явил их государю челом ударить посольской думной диак Иван Грамотны, а молыл: /81/

В. г. (т) М. Ф., из Ерусалима горы Голгофы архиепискуп Феодосей да Офонские горы Симо-Петра монастыря архимарит Арсеней да [92] архидьякон Кирил вам в. г. челом ударили, на государском жалованье челом бьют.

И государь пожаловал, спросил архиепискупа о спасенье, а после тово спросил архимарита и архидьякона о спасении.

И велел государь архиепискупу сести в лавке по правой стороне ниже середнего окна. А посидев мало, велел государь посольскому думному дьяку Ивану Грамотину молыть речь. И по государеву указу, думной дьяк Иван Грамотин говорил архиепискупу речь, а молыл:

Архиепископ Феодосей, (т) М. Ф. велел тебе говорить. Приходил еси к нашему ц-ому в-ву от грузинсково Теймураза царя з грамотою, и наше ц-ое в-во велели тебе видети /82/ наши царские очи и грамоты Теймураза царя велели есмя... и выслушали милостиво... делех писал к нашему ц-ому в-ву Теймураз царь... и что ты говорил нашего ц-ого в-ва приказным людем р... и нам в. г. те все... ведомы. И по нашему ц-ого в-ва веленью, ответ тебе напи... нашими приказными людьми... мы в. г., пожаловав тебя нашим царским жалованьем, велети отпустить к Теймуразу царю. И о чем к нам писал Теймураз царь, и что с тобою говорили наши приказные люди, и ты то от нас Теймуразу царю скажи. А мы ево вперед в нашей государской любви и в милости не оставим и для православные христьянские веры промышляти тем учнем, чтоб в каких мерах Теймуразу царю помочь учинити.

А как думной дьяк Иван Грамотин речь изговорил и, государь приказал к Теймуразу царю поклон, сидя, а молыть: /83/

Архиепискуп Феодосей, как будешь у Теймураза царя, и ты ему от нас поклонись с любовью и наше государское здоровье скажи.

А после того сказал государь... архимариту Арсенью и архидьякону Кирилу. [93]

А после тово думной дьяк Иван, Грамотин сказал архиепископу и архимариту и архидьякону государево жалованье, в стола место [кор]м и отпустил на подворье.

А что к голгофскому архиепископу к Феодосию и святые Офонские горы Симо-Петра монастыря к архимариту к Арсению да к архидьякону Кирилу послано государева жалованья на подворье, и тому роспись. /84/

 

Роспись, что помечено дать государева жалованья голгофскому архиепискупу Феодосию да святые Офонские горы Симо-Петра монастыря архимариту Арсению да архидьякону Кирилу на отпуске.

Архиепискупу: кубок серебрен, золочен, с кровлею, в 5 гривенок, бархату смирново 12 аршин, обьери багровой 15 аршин, отласу смирново 12 аршин, камки куфтерю 12 аршин, 2 сорока соболей: один в... рублев, другой в... рублев, 90 рублев денег.

Да ему ж помечено дать государева жалованья против ево подарков, [чем он] челом ударил:

40 соболей в 70 рублев, 40 соболей в 60 рублев, 2 сорока соболей по 50 рублев, 40 соболей в 40 рублев, 40 соболей в 10 рублев; /85/ и всего на 300 рублев. Да ему ж государева патриарша жалованья против ево подарков же: 40 соболей в 55 рублев.

А на приезде ему государево патриарше жалованье дано.

Архимариту Арсенью государева жалованья: сорок соболей в 50 рублев, камки куфтерю портище, отласу смирново портище, тафта добрая смирная, 40 рублев денег.

Архидьякону Кирилу: сорок соболей в 45 Рублев, камка да таф[та], 30 рублев денег.

А те соболи, что дати архиепискупу против ево подарков, прислати в Посольской [приказ].

И все велеть прислать в Посольской приказ. || [94]

Такова грамота послана к Теймуразу царю з голгофским архиепискупом с Феодосием. /90/

Богословие и. б. т. М. Ф. /91/ Иверские земли Теймуразу царю наше царское милостивое слово. Писал еси к нашему ц-ому в-ву в грамоте своей святые горы голгофские с архиепископом с Феодосием [о том, что при]слал ево архиепископа Феодосия [к нашему] ц-ому в-ву для некоторых] тайных речей, которых тебе не... стойно в грамоте писать, а велел ему про то нам в. г. и отцу нашему в. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии известить речью. А ныне ты Теймураз царь пребываешь в турской земле и просишь у нашего ц-ого в-ва, чтоб нам в твоих скорбех учинить тебе помочь, а ко отцу нашему к в. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии писал еси о том же. И мы в. г. наше ц-ое в-во и отец наш в. г. святейший патриарх Филарет Никитичь московский и всеа Русии архиепископу Феодосию велели видети наши /92/ государские очи, а грамоты твои мы в. г. и отец наш выслушали любительно и милостивно и речей у него велели выслушать нашим приказным людем. [И что] он архиепископ говорил о твоем, [тайном деле] с приказными людьми, и то нам в. г. и отцу нашему в. г. святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии ведомо. И ответ есмя на то велели архиепископу Феодосию учинити нашими приказными людьми. Да и о шахове деле, что шах говорил нашим посланникам о твоем деле, с архиепискупом тебе приказали. И пожаловав его нашим царским жалованьем, отпустили к тебе. А о нынешней твоей скорби, что ты государства своего отбыл, жалеем. И того желаем и промышляем, чтоб тебе на государстве твоем быть по-прежнему, и о том мыслим, как бы тебе в твоих скорбех помочь учинить, А тебе бы Теймуразу царю в нынешнем вашем разоренье [95] положить /93/ упование на всесильного бога и на пречистую его матерь и молить всещедрого и человеко-любиваго бога, чтоб милосердный бог над вами умилосердился, гнев свой от вас отовратил и подал бы вам вся [благая] и полезная и государство б [ваше вам]возвратил. [Писан в] государствия нашего дворе, в царствующем граде Москве. Лета от создания мира 7132-го июля месяца 4-го дня.

Грамота писано в лист на александрийской бумаге, божье и государево имя по владимерсково и фигуры писаны золотом. Печать большая царственная на красном воску под кустодиею. Подпись дьячья на загибке.

 

132 г. июля в 7 де по г-ву (т) М. Ф. и отца его государева в. г. святейшего патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии имянному приказу думной дьяк Иван Грамотин роспрашивал Спаса Нового монастыря келаря Ионикея гречени на—что он ведает про Христов хитон и срачицу и про иные святыни, где они ныне, в котором государстве, а говорят многие, что были в грузинской земле. И будет в грузинской земле, и коими обычеи там дошли, при котором царе. И лучилось ли ему в грузинской земле быти, и те святыни сам он видал ли, или от кого слыхал, и где их часть ныне.

И Спаской келарь Ианикей сказал, что ему в Ерусалиме будучи, лучилось ему слыхать от многих от верных людей: как-де Пилат и архиереи осудили господа нашего Исуса Христа на смерть и отдали его воином, а велели распяти, и они, пришед на место, где его распяли, платье с него сняли и розделили. Да на Христе же был хитон, от верху и до /87/ долу, а ткала-де тот хитон сама святая богородица, а того не ведает, в шелку ли или во льну или в волне. А цветом де был лазорев. А [96] делом кабы манатья, без рукав, широк и дотог, толко лише тем рознился, что без сбору и бес сшитья, весь ткан сверху. А словет по греческому языку хитон. Да и ныне-де тем делом во Аравии платье носят, а словет по-арапски ихрам. Как его человек положит на себя, да и обогнетца им, и назади станет долго и широко. А наделу-де тот хитон достался грузинские земли человеку, а он в. то время был в воинех. И после-де того тот человек пришел в свою землю в Грузи и росказывал, что в Ерусалиме зделалось. И слыша-де от него про Христово убивство сестра ево родная, и просила у него того хитона себе, и он ей дал вместо подарка. И та-де девица была разумна и слыша про Христа, почала быти отчасти верна и приказала родителем своим, как ее не станет, и они б ее положили во гроб в том хитоне. И после-де того вскоре ее и не стало, и племя ее, по ее приказу, положили ее в том хитоне вместо савана. И от того-де гроба выросло древо велико и почато от него быти миро и исцеление многое. И как-де грузинцы /88/ приняли святое крещение еще при великом царе Костянтине, и они де тем миром мазались и крестились, и шло-де то миро от того древа много лет. И грузинские-де цари, видя от того древа чюдеса, поставили над тем древом великую церковь и устроили тут архиепискупа началного. И сами грузинские и карталинские цари по смерти своей велели себя класти в той церкви. И как-де нынешняго шаха дед воевал грузинскую землю, а в то время был в грузинской земле царем Симонов отец, и многие-де места шаховы люди разорили и осквернили и в той церкви ставили лошади и скоты. И с тех-де мест миро от тово древа течь перестало. И как-де грузинские цари землю свою от шаха очистили, и ту церковь освятили и над тем-де местом поставили позади святительского места, что посреди церкви, столп, высотою сажени [97] з две, а поперег сажени. А в том месте, где от древа шло миро от корени, учинили окошечко не велико да поставили чашу, надеючися на то, любо еще вперед миро будет. И после-де того от того древа миро не бывало и доныне. А как-де он Аникей был в грузинской /89/ земле при Теймуразе царе тому ныне лет с 16, и он-де в той церкви был и не одинова и то-де древо видел, а мира уж от него нет. А говорят-де о том грузинцы многие люди, что то древо выросло от хитона, в котором положена мертвая девица, сестра того воина, которой со Христа тот хитон снял. А самому ему того хитона видеть не лучилось, нечто будет тот хитон выняли из земли грузинские люди после его. А про срачицу де Христову, где она, слышати ему не лучилось. А про образ Христов нерукотворенной он Аникей подлинно ведает, что он в Грузех, а стоит в месте в Загеми, в монастыре у Спаса в церкви над царскими дверми, заделан был цкою золотою. И как-де в грузинской земле был ерусалимской патриарх Феофан и хотел тот образ открыти и посмотрети, и грузинцы-де ему говорили, чтоб он тово образа не открывал и гневу господня на себя не навел, потому что и преж того которые цари и святители хотели того образа смотрить и его открыти, и они за дерзновенье ослепли да и померли вскоре. И патриарх того образа не открывал, а служил в той церкви /111/ часто сам обедню. А где ныне тот образ, того не ведает. А про губу, которою напоили Христа, он не ведает и не слыхал, где она ныне. А про гвозди, которыми пригвоздили Христа ко кресту, ведомо , всем, что их взяла в Ерусалиме царица Елена и принесла во Царь-город к сыну своему к царю Костянтину, а где ныне те гвозди, того не ведает.

ГДС, 1624 г. марта 15 — июль. Приезд от царя Теймураза послов: голгофского, что в Иерусалиме, [98] монастыря архиепископа Феодосия, архимандрита Арсения и архидиакона Кирила с прошением о защищении Грузинской Земли от Персидского шаха. Столбецдефектный: попорчен сыростью, местами истлел, есть лакуны; отдельных листов недостает. Расклеенные листы столбца, при их сшивке в тетрадь, перепутаны. В настоящем издании сохранена. ар хи века я нумерация листов, но самые документы, при соблюдении, насколько возможно, хронологической последовательности, размещены, согласно обычному порядку делопроизводства Посольского приказа, установившиемуся для дел, касающихся пребывания в Москве иностранных посольств. Отдельные документы из этого столбца опубликованы у Белокурова Р., как на это указано в соответствующих подстрочных примечаниях.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.