|
№ 1. 1587/8 — 1613/4. Выписка из «персидских дел» о переговорах Москвы с Ираном о Грузии, кумыках, шамхале Тарку, кабардинских черкесах и прикаспийских городах. В лето 7095-го писали к (т) Ф. И. из Астарахани воеводы князь Федор Михаилович Лобанов- Ростовской с товарищи, что приехал в Астарохан из грузинские земли от Олександра князя государев толмач Русин Данилов, а посылан был проведывати из Астарахани в грузинскую землю и земли грузинские, каковая земля. А с Русином вместе прислал ко государю Александр князь послов своих священника Иакима да старца Кирила да черкашенина Хуршита. А писал с ними ко (т) Ф. И. в своей грамоте Александр княз, и послы его били челом, что пожаловал его государь, поискал своим жалованьем, хочет приняти под свою царскую руку во оборону от неверных. И он то с радостью принял и о том до земли челом бьет и сам своею головою и со всею своею землею под кров царствия и под царскую руку с радостию поддаетца, понеже он и земля его от неверных турок в велицей беде и в утесненье. И в том царская воля, как его пожалует, от таких богомерских и неверных огарян оборонит. И (т) Ф. И. иверских послов отпустил, а с ними вместе послал к Олександру князю к вере его привести, что ему быти под государевою /2/ рукою навеки неотступну, в посланникех Родиона Биркина да Петра Пивова да подьячево Степана Полуханова. И 97-го году октября в 13 де государевы посланники Радивон Биркин да Петр Пивов из [2] грузинские земли к Москве приехали и сказали, что- по государеву наказу, грузинского Александра князя и его детей и чиновных людей х крестному целованью привели за всю иверскую землю быти в государеве жалованье под его царскою рукою и от него государя и от его государевых детей быти неотступным /3/ и поминки государю посылати по вся годы против 50 камок кизылбашских золотных до против 10 ковров з золотом и с серебром тем, которые узорочья в его земле есть. И запись целовальную, на чом Александра князя х крестному целованью привели, с собою ко государю привезли. И с тех мест Александр князь учинился под великих государей царей и великих князей российских, и ссылки с ним учали быти частые и по ростригин приход. А се выписано ис кизылбашских книг и столпов, как велено говорити шаху о иверской земле и о кумыках и о кобардинских черкасех, и что шах о иверской земле и о кумыкех и о кобардинской земле говаривал. В 96-м году приходил ко (т) Ф. И. от кизылбашского шаха Худобендея, от нынешнего шах Абасова отца гонец Андибек, а в грамоте своей шах ко государю писал, чтоб государь был с ним в дружбе и в любви и в ссылке, как были отцы их и деды и прадеды. А гонец в речи говорил: по несчастью шахову недруг его турской салтан городы Дербень, Шамаху, Баку и иные городы поймал. И государь бы похотел с ним быти в дружбе и в докончанье и в соединенье и стоял против всех недрузей за один и на вопчего б недруга на турского салтана дал в помоч своих ратных людей с вогненым боем, а ему б ц-ого в-ва споможеньем те городы назад достать, а достав, городы Дербень да Баку государю поступится. А /4/ в ответе гонец был у боярина у Ивана Васильевича Годунова с [3] товарищи. А говарили ему в ответе о иверской земле, что присылал ко государю из грузинские земли Александр царь иверской послов своих, чтоб его государь пожаловал, взял под свою царскую руку и от турского б его землю оберегати велел. И государь грузинского Александра царя и всю его землю пожаловал, во оборону под свою царскую руку взял и послов его к нему отпустил и своих посланников с ними вместе послал. И ныне ко государю писали из ыверские земли посланники, что шевкэл князь писал к турскому салтану, чтоб турской прислал свою рать, а велел бы город поставить на Терке его шевкальской земле на оборону; а толко-де государь московской нал Терке город поставит, и им быти и в неволю в холопстве у государя. А черкаскаго Алкаса мурзу поймал за то, что он государевых посланников в грузинскую землю пропустил и до грузинские земли проводил. И то шевкалова правда ли, что ко государю нашему присылал бити челом и хочет быти под государя нашего рукою, а с турским ссылаетца на всякое лихо. И он бы про то розказал подлинно, в какове мере у кизылбашского шаха шевкал князь и в каком укрепленье. /5/ И гонец кизылбашской говорил: иверской царь прям, которое он слово молыт, на том и стоит, и верити ему мочно во всяких делех, а шевкалской князь ман на все стороны, шаху манит, чтоб за него стоял (В рукописи: «не стоял»), а с турским ссылаетца ж, а государю также манит, а верить ему ни в чом не мочно. Сына своего шевкалской послал к турскому. Да коли даст Бог такие две горы случатца, государи будут меж себя в любви и в соединенье, и такого мочно смирити и в холопство привести. А про Дюрбень и про Баку говорил: хоти шах и без государевы рати те городы у турского возмет, и он их государю поступитца. [4] И в том же 9б-м году (т) Ф. И. посылал впервые к шах Томазу з гонцом его с Андибеком вместе посланника Григорья Василчикова, и Григорью написано в наказе, велено говорить шаху, чтоб шах шевкалского князя утвердил себе крепко, чтоб шевкалской князь и дети его и тюменской не оманывали, как прежнего кизылбашского шаха, стояли бы на турского рать з государевою ратью правдою крепко без оманки,не так бы делали, как преж сего шевкалской князь делал, кизылбашскому язаетца служить и прямить, а паше турскому все приказывает над кизылбашским промышлять велит. /6/ Да и к иверскому б царю Александру шах приказал, чтоб с ним шахом и з государевою ратью стояли все они заодно на турскую рать и на крымскую; а государевы воеводы к иверскому и к шевкалскому и к тюменскому и к горским князем ко всем и к черкасом ко всем о всем подлинно прикажют, пришед на Терек. И Григорей Худобендея шаха не застал, учинился на его место сын его нынешней шах Абаз, а грамоту государеву переписали на Аббас шахово имя в Астарахани. И Григорей, по наказу, говорил о том с шаховым с ближним человеком с Вергат ханом. И Вергат хан говорил, что шах к ним о том пошлет, чтоб стояли вместе з государевою ратью и с шаховою на турских людей. А больши того о грузинском и о кумыцком и о Кабарде никаких розговоров не было. А про Дербень и про Баку Григорей шаху говорил,. что приказывал ко государю отец (В рукописи: «отцу») его Худобендей шах: хоти он тех городов у недруга доступит и без государевы рати, и он тех городов хотел ц-ому в-ву поступитися. И он тех городов ц-ому в-ву поступитца ли, только возмет без государевы рати. /7/ И шах ему сам молыл, что он ц-ому в-ву для братцкие любви не постоит. И [5] государь бы под те городы послал ратных своих людей и велел над теми городы промышляти с своей стороны. А толко он те городы возмет хоти и без государевы рати, и он тех городов государю поступитца. А в вестовом списке Григорья Василчикова написано: грузинской Александр царь изначала с кизылбашским был в ссылке и дань давал. И в прежних летех дал шах Томасу для веры, что ему быть под шаховою рукою, а шаху его держати во оборони от турского, сына своего Костянтина мурзу. И после того грузинская земля от шаха отошла, стала за хрептом у турских городов, и ссылки Александру царю с шахом поминовались. /8/ А з Григорьем с Василчиковым вместе прислал 8 ко (т) Ф. И. шах Абас послов своих Бутак-бека да Андибека (В рукописи слитно: «Дандибека») ж, которой был в гонцех. А в грамоте шах с послы своими писал, что писал к нему государь в своей грамоте, чтоб он государю поступился городов Баки да Дербени, и он тех городов ц-ому в-ву поступаетца, а государю б счастьем своим тех городов доступат. Да не токмо за те городы стоять хочет, и вперед хочет быть в дружбе и в любви без урыву. /9/ А речи перед государем не говорили, а молыли: в. г. еси, есть с ними приказ от шахова величества, и о том как государь велит, себе ли государю или кому велит выслушать ближнему человеку. И были послы на дворе у Бориса Федоровича, а о городех говорили: писал государь к шаху в грамоте о дву городех о Дербени да о Баке, чтоб шах поступился государю, и шах тех городов государю поступаетца. А те городы ныне за турским, и государь бы к тем городом с своей стороны послал рати своей, а государь их пойдет на ширванскую землю. И толко государевы люди возмут Дербень да Баку и учнут теми городы государевы люди владети, а шаховы люди, взяв [6] Ширван, учнут в ширванской земле жит, и они будут меж себя в соединенье. /10/ А в ответе с шаховыми послы (В рукописи это слово пропущено) были бояре Иван Васильевич Годунов с товарыщи. И говорили бояре тем шаховым послом, что государь к шаху з Григорьем Василчиковым в городех о Баке да о Дербени не писывал. А преж сего писал ко государю шахов отец Худобендей. шах в своей грамоте с ним Андибеком о братцкой любви и о соединенье. И в ответе он говорил от шаха, чтоб государю быти с шахом в братстве и в докончанье и стояти на его недругов за один и ратных бы людей на турского в помочь дать велев с вогненным боем. А шах хочет доступати у турского городов Дербени, Баки, Шемахи, Ширвани. А доступив тех городов, шах государю поступитца города Дербени да города Баки, а иные городы шах себе возмет. А хоти и без государевых людей шах своими людми те городы достанет, и он государю город Дербень да город Баку поступитца. И государь потому и посланника своего посылал к шаху Григорья Васил/11/чикова. Да того ж лета государь рать свою с вогненным боем послал на Терку и велел городы поставить и беречи велел воеводам терским, чтоб турская рать не пропустити. А царевичю Мурат-Кирею из Астарахани, со многими людми и нагаем заводским, Урусу князю со всеми мурзами и другим нагаем Казыева улуса, которые имали алафу у турского, а отстав от турского и от крымского, учинились под государевою рукою, всем велел государь быти на Терке, по вестям смотря, царевичю Мурат-Кирею и воеводам астараханским и терским и обоим нагаем заволжским и Казыева улуса велел государь беречи того, чтоб турские и крымские люди на шахову землю тое дорогою не ходили. То государь учинил для брата своего шахова величества любви [7] по его присылке. И рать свою на Терку велел послати, воеводу князя Ондрей Ивановича Хворостинина с това/12/рыщи со многими людьми с вогненным боем и на Терке два города велел поставить и беречи того велел накрепко, чтоб турской и крымской рати не пропустити через Терку на кызылбашскую землю. А после того государю подлинно сеи вести учинилися, что турской хотел пашу своего Беглер-бека а с ним крымских царевичей с турскою и крымскою ратью постати на шахову землю войною. И учинилась турскому салтану весть из Дербени и от шевкала князя, что по госудереву повеленью городы на Терке поставлены, а в них государевы воеводы со многими с воинскими людьми с вогненным боем. А про нагаи, про Казыев улус про Якшисата князя про голдовников его весть к салтану турскому учинилась, что они все от него отложились под государеву руку и пришли к Астарахани к царевичю Мурат-Кирею и к Терке /13/ реке, а от Азова отошли. И турской салтан для того и рати турской и крымских царевичев с крымскою ратью через Терку реку на кизылбашскую землю не послал. И вперед им ходити нелзя. И посол Бутак-бек говорил, что государь его о городех не приказывал, да и приказывать было неколи, государь их еще тогды был в Харасане и на государстве не был. И бояре говорили, что приказывал о том отец ево Худобенде шах, а государь на той присылке многую добродетель учинил. И Бутак-бек говорил: о том спороватца не о чем государям их. Отец заврал государя о братцкой любви и о соединенье, а нынешней государь их, то исполняючи, послал ко государю ко брату своему братню любовь и о соединенье их послов своих, чтоб стояти на всех недругов за один. /14/ А о городех государь их для братцкие любви государю не постоит не токмо за те два города, и всех городов, которые за турским, государю вашему [8] поступитца; чем им быти за недругом, ино б лутчи за другом, за государем вашим. А промышляти б над ними государем нашим сопча, укрепясь меж себя в соедененье. А как государь кизылбашских послов Бутак-бека да Андибека к шаху отпустил, и государь к шаху в грамоте писал о Дербени и о Баке, что государь к нему с посланником своим з Григорьем Василчиковым в своей грамоте о тех городех не писывал, а приказывал ко государю о том отец его с Андибеком. А о грузинском и о кумыцком и о кабардинских черкасех розговоров никаких с шаховыми послы с Бутакбеком да с Андибеком не было и от государя к шаху с ни/15/ми о том не писано. И после тех кизылбашских послов в 100-м году приходил ко государю гонец от шаха Кая з грамотою. А шол на шевкалову землю, и шевкал его поймал и ограбил и держал долгое время. А на Москве того гонца велел государь розпросить в Посольском приказе дьяком. И гонец Кая говорил, что он прислан з грамотою, и другой с ним ко государю приказ есть (От слов “А шол на” до слов “приказ есть”— вставка на обороте). Государь его шах приказал с ним: Дербень да Шемаха (Судя по общему контексту, по-водимому, описка: должно быть “Бака”) места великие, а ныне стоят доровые, потому что людей в них мало, а от Терка всего днищ с пять. И ныне те городы плохо взять, и государь бы под них послал людей своих, а шах тех городов государю поступитца. /16/ А в грамоте к государю шах о городех з гонцом ничего не писал, а писал, чтоб государь был с ним в дружбе и в любви и в соединенье и на турсково б стоял заодин, и ссылка была б без урыву. А то государь к нему учинил нелюбительно, что с послы его з Бутак-беком да с Антибеком своих послов никого не послал. И в ответе [9] гонцу говорили в Посолском приказе дьяки, что государь потому к шаху послов не послал, что ведомо государю учинилось, что шах с турским помирился без обсылки с государем. И потому государь и рати на Терек и шаху в помоч не послал. А как шах Абас ко государю пришлет о
том прямо послов своих, чтоб с ним на турсково
стояти заодин, /17/ и государь с теми
шаховыми послы велит о том договор учинити, как
стояти на турсково заодин, и тогды шаху велит в
помоч людей дать на турского. А о городех (Дальше зачеркнуто “о Шема”) Дербени
и о Баке ничего с ним не приказано и в грамоте не
писано. А что его шевкал ограбил, и ему о том
говорено, что Борис Федорович о том скорбит, что
над ним шевкал так учинил. А самим то им ведомо,
што шевкал был шаху свой и служил ему да будто
шаху добра хотел, а он все на нем лихо умышлял и
ссылался с турским и с крымским Девлет-Киреем
царем на всякое шахово лихо. А ныне был шевкал
учинился у государя в холопстве да от государя
отступил и учал ссылатца с турским; только ему от
государя руки где уйти. А о грузинском и о Кабарде разговоров не было, и в грамоте ко государю от шаха и от государя к шаху ничего не написано. А после того гонца в 101-м году приходил ко (т) Ф. И. посол Ази-Хосров, а в речи государю говорил и в грамоте ко государю писал, чтоб государь был с шахом в дружбе и в любви, и послы б ходили без урыву. А тому удивляется, что от государя к нему послы позамешкали. А о иверском царе и о шевкале и о кабардинских черкасех речью ничего не говорил и в грамоте /19/ шах ничего [10] не писал. А как был посол Ази-Хосров у Бориса Федоровича на дворе, и Борис ему говорил, что иверской Олександр царь присылал ко государю послов своих бити челом, чтоб в. г. велел его от шевкала князя от горского оборонити. И государь, по челобитью Александра князя, послал ныне на Терек на шевкала болшую свою рать с околничим и воеводою со князем Дмитреем Ивановичем Хворостининым и Олександра царя и всю иверскую землю оборонити велел. И посол говорил: то и государю его годно, только государевы люди шевкала извоюют. А болше того о иверском и о шевкале и о кабардинских черкасех розговоров никаких не было. /20/ И отпущены кизылбашские послы. Ази-Хозров в 102-м году. А с ними вместе послал государь шаху говорити с дружбе и о любви посла князь Ондрея княж Дмитреева сына Звенигородцкого. А о иверской и о шевкале и о кабардинских черкасех у него в наказе написано, велено говорити, толко о них вспросят: иверской Олександр царь веры христьянские греческого закону, одной веры с нами. А присылал бити челом ко государю послов своих, что ему от турского и от шевкала и от горских людей тесноты чинятца великие, и великий бы государь наш его ц-ое в-во для христьянские веры взял его во оборон под свою царскую руку. А он по смерть свою от государя будет неотступен со всею своею иверскою землею и дань государю /21/ нашему учнет давать. И государь для христьянские веры Олександра царя и всю иверскую землю пожаловал, во оборону под свою царскую руку взял и свою царскую грамоту з золотою печатью ему дал, как ему и детем его и всей иверской земле быти в его государеве жалованье под его царскою рукою, и ото всех его - недругов воеводам своим терским оберегати велел. И послы Олександра царя иверского живут по вся годы у [11] государя, а государевы послы живут у Олександра. А про шевкала и самим им ведомо, как он от шаха отступил и ссылался на всякое лихо шахово с турским и с крымским. А ныне потому ж от государя учал отступать и учал быть государю непослушен и гонца шахова Кая в поиманье держал и огра/22/бил и учал ссылатца с турским и с крымским, а хотел тем государя и Абас шаха любовным ссылкам помешку учинит. И государь послал на него рать свою с окольничьим и воеводою со князем с Ондреем Ивановичем Хворостининым. И государевы воеводы землю шавкалову разорили и городы государевы воеводы и остроги в шевкалове земле на Кайсе поставили новые, и люди многие в тех городех в шевкалской земле ныне устроены, и вперед шевкалу опричь государя нашего быть негде. А кабардинские черкасы издавно холопи государевы резанских пределов. И отступя от государей, бежали с Резани и вселились в горы. А как поручил бог отцу государеву (т) И. В. царство казанское и астараханское, и черкасы горские с всею кабардинскою /23/ землею, узнав своих прироженных государей, били челом царю Ивану в службу и во всей воле его учинилися. А ныне и свыше прежнего государю служат и детей своих и братью ко государю в службу присылают и на княженье из государевых рук садятца. И преж сего и ныне на Кабарде начальные князи Темрюк и Канбулат /24/ и Янсох князь из царских рук посаженики. И ныне з государевыми воеводы черкасские князи и мурзы, Янсох князь, Шолох князь, Мамстрюк князь з братьею и з детми и с племяники на государеве службе в шевкалской земле были. Князю Ондрею ж в наказе написано, велено просити у шаха грузинского Александра царя сына Костянтина царевича. И толко учнут об нем говорити, что он в закладе, отпустити его нельзя, и князю Ондрею велено молыти, что он грузинской царь и без закладу будет крепок. А в [12] посолственном во княж Ондрееве списке написано: спросил его шах сам, государевы послы в грузинскую землю к Олександру князю ходят ли. И князь Ондрей говорил по наказу, /25/ как у него о иверском в наказе написано. И шах молыл: яз потому спросил, что издавна грузинские князи бывали наши подданые. Да шах же вспросил князя Ондрея, слышел он, что был бой шевкалу с государевыми с терскими людми. И князь Ондрей говорил: то дело не статочное, что шевкалу против государевых терских людей стоять, на Терке государева рать многая. Ништо будет ему был бой с терскими камышники. И шах молыл, чтоб государь, для его, шевкала воевать не велел, а он его во всю государеву волю приведет, как государю любо, или самого его ко государю пошлет. А шевкалские князи бывали его холопи, а ныне шевкал по неволе от него отстал, что промеж их в шир/26/ванской земле которые его городы были кызылбашские, а нынеча сидят в тех городех турские люди, потому шевкал от него поотшол. И князь Ондрей шаху говорил про шевкала, про все его вины и что на него государь послал рать свою. И его государевы люди говорили по наказу. И шах молыл: толко будет так шевкал делать, надобет его разорит. Да говорил князь Ондрей по наказу шаху о грузинском царевиче, что Олександр царь веры хрестянские, и шах бы ко государю начало любви показал, отпустил грузинского царя сына Костянтина царевича к государю. И шах говорил, что грузинского царя сын обосурманен. Тотко даст ему на волю, будет похочет, и он его отпустит; а в неволю как послать. /27/ А грузинской царевич отказал, что он обусурманен и быти ему в холопстве у шаха. А шахов блежней человек Фергат хан говорил: у грузинского царя два сына опричь того, и коли он учинился под государевою рукою и он государю из тех за одного не постоит. А как грузинской царь ко государю вашему ис тех [13] которого пошлет, и шах того Олександрова сына тогды ко государю отпустит з женою и со всеми животы. Толко Олександр царь грузинской человек не праведной, одного сына дал шаху, а другово сына своего дал турскому. И ныне перед шахом многие его грубости и неправды показал. Тому будет два года, как государь их посылал к грузинскому посланника своего Бек-мирзу, а с ним послано было на птицы до ста тюменей. И Олександр того шахова посланника велел убити, а с ним что ни было послано, то все велел пограбить. И шах послал к нему /28/ с ызветом и с размирьем доброво своево человека Шанверд-бека, и он и того шахова посла засадил. И Олександру верить нечему, ко государю вашему пишет и бьет челом, называетца хрестьянином, а ко государю их пишет, называетца их веры, а к турскому ежегод посылает по 30 вьюков шолку. А больше того о сем разговоров не было (Строка от слов “А больше того” и до сих пор попала на сстав — верхняя половина букв на л. 28, нижняя на л. 29, очень выцвела от клея и потому неразборчива). /29/ А при царе Борисе в 309-м году посыланы к 29 шаху послы о дружбе и о любви и о соединенье делати и закрепити, толко шах похочет, князь Олександр Засекин да Темир Засетцкой да диак Ивашка Шарапов. И о грузинской земле и о шевкале и о кабардинских черкасех велено им говорити толко их вспросят дальше, до конца л. 30 повторяется то, что выше на лл. 20 и 21 от слов Иверской Олександр царь и до слов и с крымским царем, с пропуском слов, которые на л. 21. И послы Олександра... живут у Олександра, и затем в самом конце л. 30 следует. А после того присылал ко /31/ (т) Ф. И. бити челом, чтоб в. г. взял его под свою царскую высокую руку. И он потому ж от государя [отсту]пил и учал быти... непослушан. И государь посылал на [него рать] и не одножды, и государевы воеводы землю шевкалскую воевали и [14] город Тарки и Таркалы и Ондрееву деревню и Салтанеево место Тюменсково разорили, и город государевы воеводы в шевкалове земле на Койсе поставили и люди многие в нем устроены. А не в давних летех к (т) Ф. И. приказывал шах с посланником своим с Андибеком, чтобы государь пожаловал шевкала, вину ему сдал и воевати его не велел и послал к нему сына боярского к шерти привести. И шевкал того сына боярского безчестил и держал у себя долгое время и отпу /32/ (Не достает одного или нескольких листов)... привели, что ему со всею иверскою землею быти под государевою рукою на веки не отступно. А после того посылан (Судя по смыслу следующих строк, пропущено «в Грузии». О посольстве в 1604-1605 гг. М. Татищева и А. Иванова к кахетинскому царю Александру см. Белокуров К., стр. 420-517) думной дворянин и яселничей Михайло Игнатьевич Татищев да диак Ондрей Иванов. А Михайло и Андрей (В рукописи «Иван») пришли в Грузи без царя, Александр царь был у шаха, ходил вместе с шахом воевати бухарского. И Михайло и Ондрей посылали о том к шаху переводчика Своетина Каменева, что Александр царь веры христьянские, а учинился под государевою рукою, а они присланы к нему о государских делех, и шах бы его отпустил в его землю /33/ для государских дел. И шах его отпустил, а с ним вместе прислал сына его Костянтина, которой был у шаха в закладе, с кизылбаши. И Олександра царя и сына Юрья ж царевича (В рукописи «царя») убили кизылбаши перед Костянтином перед государевыми послы и головы их послали к шаху. /34/ А как посланы были при царе Василии х кизылбашскому шаху в послех Иван Ромодановской со товарищи (В рукописи «диаки»), и им велено говорити о иверской [15] земле шаху и ближним людем: ведомо вам шахова величества ближним людем, что иверская земля грузинские цари изначала православные христьянские веры греческого закона. А от турсково салтана то государство было в великом утесненье. И в прежних летех к блаженные памяти к (т) Ф. И. иверские земли грузинской царь Олександр з детми своими присылал послов своих бити челом, чтоб (т) Ф. И. его Александра царя и ево детей и всю иверскую землю пожаловал, принял во оборону под свою царскую руку и турскому б и его голдовником для христьянские веры выдати их не велел, и городы б по Терки и у гор велел ц-ое в-во поставити и ратных людей с вогненным боем в них устроил. А он Александр царь со всеми своими детми и со всею иверскою землею будет под его царскою рукою в прямом холопстве на веки не отступен, во всей государеве воле, и дань его ц-ому в-ву со всее иверские земли учнет давати потому ж, как его ц-ое в-во пожалует. И /35/ (т) Ф. И., ведая то, что иверская земля из начала православные хрестьянские веры греческого закона, а от турского во многом утеснена, а помощи ни откуды не имеет, и о том ц-ое в-во зелно поскорбел и для хрестьянские веры челобитье их и слезы милостивно выслушал и послал к ним послов своих обнадежити их своим царским милосердьем и свое государское вспоможение и защищение ото всех недругов их велел им сказати и велел Олександра царя и детей и всю иверскую землю привести к вере, что им быти под его ц-ого в-ва рукою на веки и неотступным. И как ц-ого в-ва послы пришли в ыверскую землю и царю Александру и его детем и всей иверской земле ц-ого в-ва жалованье объявили и их обнадежили, и царь Александр з детми своими и со всею землею тому обрадовалися и, советовав со всею иверскою землею, написали утверженные записи с великою клятвою и крест [16] на записях целовали, что ему Александру и ево детем и всей иверскай земле быти под ц-ого в-ва рукою на веки и неостуиным и дань давити по вся годы. А в. г. (т) /36/ Ф. И. для их велел на Терке и на Койсе и на Сунше городы поставити и в них устроити многих ратных людей с вогненным боем и остерегати их велел от турского и от кумыцких людей. И многие крови пролили за них на боех, от турских и от кумыцких людей остергаючи их, чтоб их в разоренье от турского не выдать, и многие великие убытки царской казне учинили. А как судом божим (т) Ф. И. не стало, а после его учинился на московском государстве царь Борис, и царь Олександр со всеми своими детми и со всею иверскою землею и при царе Борисе также крест целовали, что им быти под московским государством на веки неоступным, и грамоты утверженные с великим укрепленьем за руками и за печатми царя Александра и его детей о том и ныне у государя. Да и шахову величеству о том подлинно ведомо, что иверская земля послушна великим государем росийским. И преж сего о том ц-ого в-ва Аббас шахову величеству послы говаривали, что иверская земля под государя ц-ого в-ва рукою. А ныне ведомо учинилось в. г. /37/ нашему (т) Ф. И., что шах Абас прислал в ыверскую землю царева Александрова сына Костентина, а с ним Шемир хан, Шемшахана, Алхана и иных ханов и султанов со многими людми. И Костянтин по шахову веленью отца своего царя Александра и брата своего царевича Юрья побил, и посекли их кизылбашские люди перед ним, и Костянтин и головы их послал к шаху да и многих лутчих людей побил и кровь многую пролил, чего николи в ыверской земле не бывало. А послы, которые посланы были от царя Бориса к Александру царю, Ближние Думы дворянин и намесник можайской Михаило Игнатьевич Татищев с товарыщи то все сами видели. И тем шахово [17] величество в. г. и всему московскому государству учинил нелюбовь свою и недружбу многую. И великий государь наш (т) В. И., сльша такое кроворозлитье, жалостно о том скорбел и на шаха в том подивил. Ведомо ему самому подлинно, и в грамотах своих блаженные памяти (т) Ф. И. писывал /38/ и с послы своими приказывал, что царь Александр и дети его со всею грузинскою землею под его царьскою рукою и ему государю служат, да и после того царь Борис о том к нему писывал многажда. И шах, ведая то, иверскую землю от ц-ого в-ва отводит и кроворозлитье такое велел учинить, чего нигде в государствах, которые меж собою имеют ссылку и дружбу и любовь, не бывает и делати не годит-ца. А в. г. его ц-ое в-во таких мер от шаха не опасался, ведая шахову братцкую любовь и крепкую дружбу любительную с (т) Ф. И. мимо всех великих государей, а надеялся от шахова величества, что, для в. г. любви, и его ц-ого в-ва прямова холопа Александра царя и детей его и грузинскую землю ото всех его недругов оберегати велит, а не токмо что самому которую обиду учинити велит. А ныне в. г. наш (т) В. И. велел о том шаху напомянуть, чтоб Аббас шахово величество в ыверскую землю не вступался и теснити ее ни чем не велел и от крестьянские веры отводити не велел, /39/ потому что иверская земля под ц-ого в-ва рукою, а из древних лет то государство хрестьянские веры греческаго закону, а не мусулманского закону. И о том бы шах Аббас ц-ому в-ву ведомо учинил вскоре, чтоб за то меж ими великими государи нелюбье не вчалося, и недруги их вопчие тому ж не порадовались. И буде шаховы ближние люди учнут говорити, что иверская земля из давных лет была под перситцким шахом, а поотложилась в ту пору по неволе, как над отцом его над шаховым Худобендием была незгода, а он был в малом возрасте, и турской завладел у него в ту пору многими государствы, да и то государство [18] учал теснити, а ныне он у турсково государства свои отъискал и с прибылью, и иверское государство бог ему ж дал, а д-ому в-ву вступатись в тое землю вчюжо есть, и послом велено говорити: про то шаху самому ведомо что иверская земля, цари и князи изначала православные хрестьянские веры греческого закону, а были на иверской земле цари самовластны и никем не обладаемы /40/ после того, как извелись в Царегороде крестьянские государи. И как учела быти в ыверской земле меж цари и князи рознь и несогласье, а турской учал им многую тесноту делати, и они учали себе помочи искати от пограничных государей, комо где мочно. И нечто будет такими мерами поискали себе у прежних шахов вспоможенья на время, и того вспоможенья они не получили ж, потому что перситцким государем было до себя, турской царь многими и прямыми его государствы завладел. А иверской царь Александр, видя себя безпомошна и не хотя быти от турского в разоренье, бил челом (т) Ф. И. со всю иверскою землею и учинен под его царскою рукою. И тем себе великое милосердье и вспоможенье и ото всех недругов от турского и от горских людей свободу получили, и никоторые их недруги не умели их никоторые тесноты учинити и по се время. Самим вам шахова величества ближним людем ведомо, что в. г. наш блаженные памяти (т) Ф. И. на Терке и на Койсе городы велел поставити и людей работных в них устроити /41/ для иверские земли, чтобы иверские земли турским и кумыцким людем теснити не дати и против недругов их помогати, да и для того, что турские люди по многие годы ходили на государя вашего Аббас шахова величества землю войною, а проходили на Койсу да на Терку да на Суншу. И в. г. наш на тех реках велел устроити городы и казаком велел жити безотступне и на турских людей приходити им сповелел. И в. г. нашего терские и волские и яицкие казаки [19] на турских людей приходили и на Сунше турских людей побили многих, и вперед теми месты турские люди на шахову землю ходити не учали, и шаху тем многая помочь учинилася. И по ся места всегды безпрестан во все лето стоят ц-ого в-ва рати многие для крымского приходу, чтоб на шахову землю крымской не прошел. И то пригожее ль дело шах Аббасово величество велел учинити, сын отца убил, чего в прежних летех николи не бывало. А то вам самим ведомо, какие дружелюбные сходства (т) Ф. И. к шаху показал. Писал шах к (т) Ф. И. и с послы своим приказывал, что он Аббас шах ведет /42/ войну с турскими салтаном, а про то ему шаху ведомо, что цесарь и папа и иные великие хрестянские государи сь его ц-им в-вом в братцкой дружбе и в любви, и ц-ое б в-во для Аббас шахова прошенья отписал к Руделфу цесарю и к папе и к иным великим государем, чтоб они на турсково стояли с своее стороны, чтоб ево со всех сторон поистеснити. И ц-ое в-во для шахова прошенья посылал для того к Руделфу цесарю и к иным великим государем послов своих, а с ними писал и приказывал, чтоб они на турсково салтана стояли неослабно и прося у бога милости над ним промышляли. Да ц-ое ж в-во, оказающи к шаху братцкую крепкую любовь свою, послал с послы своими к Руделфу цесарю на вспоможенье на турсково своее царские казны безчислено, а приводячи на то, чтоб они на турсково стояли крепко и надежно. И ко многим крестьянским государем ц-ое в-во писал, чтоб с цесарем крестьянским стояли вместе на турского. И Руделф цесарь для ц-ого в-ва братцкие любви и вспоможенья с тех мест и по ся места с турским ведет войну и многое утесненье турскому /43/ учинил. Да ц-ое ж в-во многажда посылал рать свою конную полем и судовую с вогненным боем на крымского царя, для того что крымской турского голдовник и по турсково веленью приходит войною на цесареву [20] землю и многую шкоту цесарю делает, а турскому вспоможенье. И ц-ого в-ва люди многажда крымские улусы воевали и крымского походом тем помешку чинил. А все то в. г. блаженные памяти (т) Ф. И. его ц-ое в-во делал для шах Аббасова прошенья, чтоб тем шаху дружбу, а турскому разоренье довести. Сами то ведаете, только б не для братцкие любви Аббас шахова величества, за что было государю турскому недружба чинити и цесарю вспомогати. Великого государя государства с турскою и с цесаревою землею не сошлися нигде и недружбы было всчинати не за что, тол ко б не для шаха. Прежние великие государи цари российские с прежними с турскими салтаны были в ссылке, и послы и посланники меж ими на обе стороны ходили, и чеуши от турсково к Москве часто прихаживали, и дорога торговым людем на обе стороны /44/ была отворена, руские гости ходили в Царьгород, а турские чилибеи и купчины со многими товары к Москве и по иным городом прихаживали часто. А как шах Аббас прислал к (т) Ф. И. просити того, чтоб ц-ому в-ву на турсково стояти заодин и римского цесаря и иных хрестьянских государей на то б привести, чтоб они с своей стороны также на турского стояли, и (т) Ф. И. для Аббас шаха г турским салтаном ссылатись не учал ни о чем и торговым людем турсково салтана в свои государства с товары приезжати не велел. И с тех мест послы и посланники к турскому салтану не бывали, и торговым людем с тех мест на обе стороны дорога затворилася, русские торговые люди не ходят в Царьгород, а турские чилибеи в в. г. нашего государства. Еще и то, чаю, вам ведомо, как был Александра царь у шаха в рати, а поволил на то царь Борис, хотячи быти с Аббас шаховым величеством в любви и в братстве на веки непод /45/ вижно, и кумыцкие люди, по приказу турсково салтана, в ту пору грузинскую землю воевали и Загем всю [21] разорили и многих хрестьянских людей в плен поймали. И ц-ого в-ва воеводы из украиных городов за те неправды и измену на кумыцких людей ходили и кумыцкую землю и многие городки и места поимали и разорили и в Тарках и в Таркалах городы поставили и многих кумыцких и всяких людей побили. Да и то было государю Аббас шахову величеству надобе памятовати, которых он послов своих и послаников присылал блаженные памяти к (т) Ф. И. и с ними писал и речью приказывал о многих своих делех, и ц-ое в-во те все дела велел учинити по шахову прошенью, как шаху годно. И хотел ц-ое ц-ое с шаховым величеством быти в братцкие дружбе и в любви на веки неподвижно мимо всех великих государей. А как судом божиим (т) Ф. И. /46/ не стало, а на росийском государстве учинился государем царь Борис, и шахову величеству и при царе Борисе от московского государства многие вспоможенья и прибытки учинилися, то вам и самим ведомо. А ныне Аббас шах, забыв то все, такое нелюбье свое показал, чево и недруг над недругом не делает, у в. г. иверскую землю отводит, и такое кроворазлитье по его веленью в ыверской земле учинилось, чего николи не бывало. Да и всем великим государем такое непригожее дело будет в подивленье. Турской издавна недруг и владает у него и ныне ширванскою землею и иными землями, и он, оставяс недругом войну, да над другом поискивает и в дружбы место неприятельством оказался. И князь Иван Ромодановскай с товарыщи до шаха не дошли, побили их воры на Саратове в 115-м году. И с тех мест Московскому государству ссылки с шахом не бывало до тех /47/ мест, как по 47 воле и милости божией учинился на великх и преславных государствах росийского царствия (т) М. Ф. А как государь на государствах учинился и в 122-м году послал (т) М. Ф. х кизылбашскому [22] Аббас шаху вместе с кизылбашским послом с Амирали-беком с Самары степью на юргенскую землю посланника своего Михайла Тиханова да подьячего Бухарова государство свое шаху обестити и о дружбе и любви напомянути и обьявити кресто-преступление и многие направды к Московскому государству полского Жигимон /48/ та короля и обьявити воровство и измену Ивашка Заруцкого и Маринки с сыном и изговоривати всеми мерами об Астрахани, только шах, по присылке Заруцкого и Маринки, не учнет за них стояти и говорити и в них вступатца или, по их присылке, учнет вступатца в Астарахань. А о иверской земле с ними против того, как было при царе Василье велено говорити князь Ивану Ромодановскому с товарищи, не наказано, потому что не токмо иверская земля, и Астрахан в те поры была от московского государства отложилась, а по Заруцкого воровстве и измене, была в ссылке с шахом, и тот слух был, что шах астараханских людей ссужал запасы и кормом, и чем /49/ бы шаха не раздражити, чтоб он не вступался накрепко в Астарахан. А будет шах и шаховы ближние люди учнут спрашивати, как ныне з государем (т) М. Ф. иверская земля, и Михаилу Тиханову и подьячему Олексею велено говорити:, ведомо им самим дальше до середини л.52 повторяется то, что ,выше на лл. 34 от слов что иверская земля, 13 и 36 до слов послушна великими государем российским и затем на л. 32 следует: И преж сего о том Аббас-шахову величеству послы говаривали, что иверская земля под государя нашего ц-ого в-за рукою. А как в росийском государстве... ГДС. 1587/7095- 1614 Выписка из персидских дел о подданстве грузинских царей Российским государям; о посылке туда нарочных для разведывания о [23] сей земле; и о бывших по сему делу объяснениях с персицким шахом. Конец документа утрачен. Документ напечатан у Белокурова К., стр. 562-577; в настоящем издании он воспроисводится по подлиннику с исправлением в соответствующих местах чтения Белокурова. Документы по русско-иранским отношениям за данное время — Веселовский; для данного документа, главным образом, т. I, стр. 3-4, 23-25, 43, 51, 52, 61, 91-94, 107, 113, 136-140, 163, 168, 183 прим, 187, 237, 263, 273, 278; т. II, стр. 42-45, 48, 147 и 148. |
|