|
№ 52 1732 г. ранее апреля 26 — Изъяснение о кабардинских народах с краткими сведениями о их расселении и принятии российского подданства, присланное в Коллегию иностранных дел из крепости Святого Креста /л. 5/ ИЗЪЯСНЕНИЕ О КАБАРДИНСКИХ НАРОДАХ, В ПРИБАВОК К ПРЕЖНЕМУ ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ КРЕПОСТИ СВЯТАГО КРЕСТА ОТ 26 АПРЕЛЯ 1732 ГОДУ По указу е. и. в. с привезенными в крепость Святаго Креста ис Терка письмами (которые имеютця токмо со 194-го году, а далее того которые были, те тамо в приказной избе погорели) справливанось (Так в тексте) о приходе Большой и Малой Кабард в российское подданство и найдено, что со 194, нынешняго 732 году, по май месяц, к бывшим терским воеводам и в крепость Святаго Креста от кабардинских владельцов к генералитету в письмах, которые оригинальные с переводами имеют, они, кабардинцы, упоминали о верном подданстве их к Российской империи, и ныне имеются. Кабардинские владельцы здесь аманаты и свер того под видом секретно о кабардинцах разведывал от сторожилых терских дворян, мурз, и от протчих, ис которых обретающиеся при крепости Святаго Креста во услугах е. и. в. терские, новокрещеной ротмистр (В тексте ротмистры) Иван Татаров, мурз[а] (В тексте мурзы) [64] Бий-Мурза Батырев, кои природою кабардинцы, да ротмистр терских /л. 6об./ мурз Ах-Мурза Шейдяков, да аульной нагайской старшина Акау Абазин по нескольку, что могут паметовать, о кабардинцах (Выделенное курсивом подчеркнуто) объявили: назад де тому немалое время (Выделенное курсивом подчеркнуто) якобы жили кабардинцы по Куме реке и служили российским государем, и в город Терек давали аманатов с переменою, а кого не помнят, и в то де время был у них, кабардинцев, старшей князь Масаус Казиев сын, а по нем князь Тензбей, Бек-Мурза, Казий Масаусов и протчие; и посыловали де от себя часто в Москву к российским государем послов за жалованьем; и в то ж время боясь кубанцов, чтоб их не разорили, давали в Крым кабардинцы ясырей вместо дани в год по десяти человек, а потом поссорясь между собою кабардинцы и один из них, Бек-Мурза, убив дву владельцов, Танбеевых детей, ушел в Крым и выпрося там от крымского хана войска, при котором был командир Сават-Гирей салтан, пришед, черкеских всех князей и с их подвластными побрали в полон и перевели на Орб реку и там их поселили; а во время того их взятья в полон в Терке были от черкес в аманатах Бек-Мурзы сын Давлет-Кирей (которому по крещении дано было имя Александр) /л. 6/ и пожив де кабардинцы по взятии их в полон на Орбе реке несколько перешли на Кубань реку, а с Кубани по ту ж сторону Кубани на реку Чилчик, а с Чилчика перешли по сю сторону Кумы реки на речку Пургусат, а с речки Пургусату перешли сами с[о]бою на Бештоу (к Пяти Горам), где бывало и прежде сего их жилище, и поселясь там домами жили несколько время; а потом, услыша, что идет на них крымское войско, и убоясь, они, черкесы, перешли в крепкое место, в горы на реку Баксан, и поселясь домами жили; и в то время поссорясь между собою бывшие тогда черкеские знатные князья два брата именами Кабарты-беки, разделились с их подвластными и поселились порознь: большой брат Кабард — при реке Баксану, а меньшей Кабарт /л. 6об./ при реке Терку. И с того времени назвались Большая и Малая Кабарды; и поныне в том месте живут и никуда не сходили. А в вышепоказанных местах поскольку лет в котором жили, и давно ль в нынешние жилища поселились, и по чьему определению переходили или сами собою, подлинно не знают. А земля та, где ныне кабардинцы жительство имеют, а имянно: Малая Кабарда по реке Терку, от Гребенских терских казачьих городков разстоянием два дни езды, Большая Кабарда по реке Баксану, от тех же городков три дни езды. И оные Кабарды состоят по сей стороны реки Кубани и от той не в близости, а имянно: от Большой Кабарды до речки Кубани три дни езды, а от Кумы реки, по которой прежде сего кабардинцы жительство имели, полтора дни езды; и потому признавается, також и от здешних разных народов из разговоров слышно, что та земля, где ныне /л. 7/ кабардинцы (Против слов кабардинцы живут на полях помета: Зри) живут, принадлежащия к Российской империи; а старожилые люди о границах в здешних местах с турецкою и кубанскою сторонами нихто подлинно не ведают, а оные кабардинцы едва ль не за подлинно сходцы из Малой России и как слышно ото всех здешних народов, что оные (Против слов оные кабардинцы на полях помета: Зри) кабардинцы издревле были все христианского закону; а ныне владельцы и уздени имеют закон махометанской, а крестьяна, живущия в деревнях, некоторые содержат веру и закон христанской несовершенно, и в некоторых деревнях есть благочестивые церкви, токмо уже оставлены пусты, которые и посыланные от меня за разными делами в Кабарды афицеры и дворяне довольно видели. А ныне кабардинские владельцы Большой Кабарды сь их старшинами и узденями и со всеми их подвластными повидимому состоят /л. 7об./ к е. и. в. в верности (Начало почти всех строк на лл. 5 об. — 7 подчеркнуто). [65] А Малой Кабарды владельцы и обыватели между собою и з Большою Кабардою в явных ссорах и в несогласии не бывали; и во время посыланных от меня для приводу их, кабардинцев, в согласие, Малой Кабарды владельцы в Большую Кабарду не поехали, объявляя что у них между ими несогласей не происходит, и состоят к е. и. в. в непоколебимой верности. А аманатов от тех Малой Кабарды владельцов здесь не имеется; и прежде были ль — неизвестно; а чрез посыланных от меня дать ныне обещают, и для взятья оных нарочно отправлю. С крымским ханом и с протчими ево подчиненными пересылок и согласей явных от кабардинцов ныне не происходит, и о тайных чрез нарочно посыланных от меня не слышно, токмо живет у них в Большой Кабарде ушедшей ис Крыму Сали-Гирей салтан, Садат-Гирей-хана сын, которого они имеют в великом /л. 8/ почтении и приходя в полу целуют, и оного я всякими способы о отдалении ис Кабарды и о неимении кабардинцем с ним, Сали-Гирей салтаном, крайнего согласия и дружбы, представлял; а они, кабардинцы, объявляют, чтоб за тем о их неверности не сумневаться, а оной де Сали-Гирей их вскормленик, и женат бывшаго старшаго кабардинского владельца Ислам-бека на дочери; и прошлого лета против приходящих с войском на Кабарду салтанов, с кабардинцами он, Сали-Гирей, был. О крымском калге салтане имею известии чрез посланных от меня нарочно, что с имеющимся при нем войском, коего было немного, пошел в Крым и за море уже давно переправился. И посыланные от меня ево, калги-салтана, /л. 8об./ в кубанских местах не застали. А нарадын и Аран-Гирей салтаны обретаются за Кубанью близ моря; и из имеющихся по сей стороне Черного моря орд собраней воинских никаких ныне не имеется. О крымском хане известно, якобы собирает ис тамошних орд многое число войска, и слышно, будто пойдет нынешним летом на Кабарду. АВПР, ф. Кабард. дела, 1733 г., д. 2, лл. 5-8. Подлинник. |
|