|
№ 42 1731 г. августа 10. — Промемория, поданная резидентом И. И. Неплюевым Порте, с указанием на древнее подданство кабардинцев России и с дружеским требованием послать указ к крымскому хану с запрещением его подданным приближаться с войском к российским границам. /л. 2/ ПРОМЕМОРИЯ БЛИСТАТЕЛЬНОЙ ПОРТЕ ОТ РОССИЙСКОГО РЕЗИДЕНТА НЕПЛЮЕВА, АВГУСТАЮ-го ДНЯ 1731-го ГОДУ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПОДАНА НА ИТАЛИАНСКОМ ЯЗЫКЕ Известно Блистательной Порте, что провинциа Кабарда, или /л.2об./ лутче сказать Черкесия из разных народов состоит, имея многих князей, из которых некоторый издревле в российском подданстве, а иные у блистательной Порты, а иныя неутральны между обоими империями (Выделенное курсивом после заголовка документа подчеркнуто, против заголовка на полях NB, против слов провинциа Кабарда и издревле в российском подданстве, на полях пометы: Зри). Но сего 1731 г. в апреле месяце один салтан, родной брат бывшаго Бахты-Гирея Дели-Салтана, собрався с войском, шел в Кабарду и не [44] доходя писал к ген.-маеору господину Еропкину, в крепости Святого Креста /л. 3/ пребывающему, что он, салтан, идет по указу ханскому на кабардинцев. Того ради требовал у помянутого генерала, чтоб он за кабардинцов не вступался, на что ему, салтану, генерал письменно ответствовал и словесно приказывал, чтоб он, салтан, с войском к российским границам в Кабарду не приближался, ибо и он, генерал, принужден будет от своей стороны партию войск послать в защищение подданных ея императорского величества, а вяще, что Кабарду надобно в покое оставить на том основании, как она от многих лет доныне содержится, ибо в тех краях движения войск, с коея б стороны (Выделенное курсивом подчеркнуто) /л. 3об./ ни было, не безподозрительно, понеже кабардинские народы кочюющия и легко друг за друга мешаются, кольми ж паче то учинить могут при воинском движении, что после и разобрать будет трудно. Того ради у Блистательной Порты дружески требуется, дабы изволила послать указ к хану крымскому, чтоб он оному салтану и другим своим подчиненным воспретил к российским границам с войски приближаться и не допущал бы произойти напрасным подозрениям, которыя могут предосуждать постоянной покой и желаемую тишину. /л. 4/ С турской стороны, а особливо от ханов крымских с некоторого времяни, а иаипаче от 1731 году интересуютца к народу кабардинскому (На полях помета: они же называются и черкесы. 1731 г. подчеркнуто), которые живут (домами) на российских землях близ города Терка в Большой и Малой Кабардах, присвояя оных х Крыму без всяких доказательств. Тот народ в древние лета произошол из российских областей, из Малой России и потому названы черкасы или черкесы. И вышед оные из Малой России, сперва поселились за рекою Волгою на российской земле неподалеку города российского Терка по Куме реке в урочище у Пяти Гор. И потому тогда назывались пятигорские черкесы и содержали оные все веру и закон греческого исповедания и в предывание свое при тех Пяти горах /л. 4об./ подвергли они себя в вечное подданство России. И при державе его величества царя Ивана Васильевича самодержца всероссийского употреблялись во время войны в действах воинских против турок и татар; и хотя они, черкесы, потом, чрез сильное на них нападение хана крымского Шахбас-Гирея со многи крымскими и кубанскими войсками, побраны все в плен и приведены были на Кубань, где они насильно и в магометанство обращены, однако ж по некоторых летех, усмотря оные удобной случай, с Кубани паки в российскую сторону перешли на прежнее жилище к Пяти Горам. Но по прошествии малых лет паки на них, черкес, кубанцы чинили частыя и жестокия нападения, хотя их попрежнему на Кубань перевесть, от которого безпокойства они, черкесы, /л. 5/ перешли от Пяти Гор для жития ближе к Терку на землю российскую к реке Баксану. И в то время были между ими, черкесами, знатныя и первый князья, два брата, зовомыя Кабарды-беки, у которых учинилась между собою ссора, отчего те черкесы разделились и поселились порознь: большой брат Кабарды-бек з большою частью того народа — при реке Баксане, а меньшей брат ево, Кабарды ж бек с протчими — близ Терка реки, чего ради с того времяни назвались оныя места, где большой браг поселился, Большая Кабарда, а где меньшей, та Меньшая Кабарда. Ныне же в тех обоих Кабардах князья, уздени и другия военные люди обретаются в магометанском законе, а подданный их земледельцы содержатся попрежнему в вере християнской, как тому явственно засвидетельствуют церкви и священники благочестивыя, которыя находятся в их деревнях. /л. 5об./ И хотя с российской стороны при Порте в разные времена [45] надлежащие представлении с вышеозначенными доказательства; чинены с дружеским требованием, чтоб от Порты ханом крымским, також и кубанцам в те Кабарды вступаться и оные обеспокоивать запрещено было, но однако ж того от Порты под разными неосновательными отговорками по присыланным от хана крымского фальшивым претензиям, бутто те Кабарды более х Крыму, а не к России принадлежат, не воспоследовало. И по тем мнимым и неосновательным с турской стороны претензиям от нескольких лет, как сами ханы крымские, так и посылаемые от них салтаны и другие командиры с крымскими и кубанскими войски х Кабардам многократно приходили для принуждения тех народов в подданство Крыму, или к переселению на Кубань, и многое разорение им приключали, однако ж они, Кабарды, к тому не склонились и оные нападатели, ханы крымские, також и посыланные от них с войсками командиры иногда от самих тех кабардинцев супротивлением, а иногда чрез посылки российских войск, от Кабарды отвращаемы были. АВПР, ф. Кабард. дела, 1731 г., д. 1, лл. 2-5. Копия. |
|